ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМАХ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМАХ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМАХ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Гамаюнова А.Н. Статья в формате PDF 110 KB

За последние 20 лет в России произошли огромные перемены в социально-экономической, политической, общественной жизни. Процесс демократизации и гуманизации российского общества затрагивает все области образования, в том числе и специального, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Концептуальной является идея сближения систем общего и специального образования на всех его ступенях.

Интеграция детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с нарушением интеллекта, в массовые дошкольные и школьные учреждения расширит круг общения, сблизит детей с разным уровнем развития, что будет способствовать более успешной интеграции лиц с отклонениями в развитии. Интеграция понимается нами как процесс и результат предоставления прав и возможностей человеку с ограниченными возможностями здоровья участвовать во всех видах и формах социальной жизни.

Успешность процесса интеграции зависит от многих факторов: законодательных, экономических, кадровых, а также готовности общества понимать и разделять проблемы наиболее уязвимой части социума.

Для изучения уровня сформированности знаний у представителей общества относительно проблем людей с интеллектуальной недостаточностью, готовности помочь в их разрешении нами в 1996 г. было проведено анкетирование 160 человек населения, живущих в разных регионах России, в возрасте 17-60 лет (более 50 % опрошенных составили лица 17-30 лет), с образованием - от среднего до высшего, социальным положением - от учащихся до пенсионеров, в 1999 г. и 2006 г. - ретестовое исследование, в котором приняли участие 116 и 110 человек соответственно.

Вопросы анкеты можно объединить в четыре блока: 1) проблемы обучения лиц с нарушением интеллекта (в анкете - лиц с умственной отсталостью); 2) их трудовая подготовка; 3) трудоустройство; 4) права и социальная защита. Эти вопросы предварялись выяснением у анкетируемых степени их знакомства с проблемой умственной отсталости.

Обобщая данные анкетирования, можно заключить, что за прошедшие 10 лет число лиц, знакомых с проблемами людей с нарушением интеллекта, увеличилось (в 1996 г. таковых было 63,8%, в 1999 - 79,3%, в 2006 - 87,2%).

Анализ группы ответов, касающихся проблем обучения лиц с нарушением интеллекта показал, что пpaктически все опрошенные дают однозначный ответ о необходимости их обучения (96,6%; 99,1%; 100%).

При ответе на вопрос: какие виды образовательных учреждений, на ваш взгляд, предпочтительнее для умственно отсталых детей, мнения респондентов разделились. Ответы (%) распределились следующим образом (см. таблицу 1).

Т.е. за прошедшее десятилетие увеличилось число лиц, отдающих предпочтение специальным (коррекционным) школам как «стабильно работающим, дающим выпускникам определенные профессиональные навыки» (из ответов опрошенных). Процент анкетируемых, не исключающих обучение умственно отсталых в массовой школе, уменьшился. Противники массовой школы объясняют свой выбор тем, что в школах, где они учились, имелись классы коррекции, где обучались дети с различными отклонениями в развитии. Это были самые слабые классы по успеваемости и дисциплине. По окончании школы их выпускники нигде не продолжили обучение.

Таблица 1. Виды образовательных учреждений для умственно отсталых детей

Виды образовательных учреждений

1996 г.

1999 г.

2006 г.

а) специальные (коррекционные) школы

82,4

92,2

89,1

б) обучение на дому

11,8

5,2

7,3

в) общеобразовательная школа

5,2

1,7

1,8

г) другие виды образовательных учреждений (реабилитационные, медико-социальные центры и др.)

0,6

0,9

1,8

На наш взгляд, негативные ответы свидетельствуют о том, что данный вид альтернативного обучения не в полной мере выполняет свою функцию из-за неразработанности правового, финансового, социального и кадрового статуса. Многолетний опыт западноевропейских систем интеграции детей с особыми образовательными потребностями в массовую школу показывает, что для этого нужна системная работа школьного учителя, социального педагога, психолога, органов управления образованием. Необходимая консультативная помощь оказывается и родителям.

Ответы на второй и третий блок вопросов опрошенной части населения показали, что пpaктически все они положительно оценивают возможность и необходимость получения профессии лицами с нарушениями интеллекта, адекватно оценивая возможные виды деятельности.

Но в то же время 40 % (2006 г.) представителей разных групп населения отвергают для них работу в обычных трудовых коллективах. (Примерно та же доля ответов была в 1996 г. - 42,2 % и 1999 - 53,4 %).

Если в 1996 г. нежелание совместной работы объяснялось «непредсказуемостью поведения» умственно отсталых, их слабым здоровьем, ограниченностью трудовых умений, то в 2006 г. на первый план выступает мотивация «нежелательного партнера» в лице умственно отсталого, т.к. большинство рабочих мест являются частнособственническими и хозяин может отвергнуть весь коллектив из-за слабо подготовленного работника.

Показателем цивилизованности общества является признание для всех члeнов социума равных прав и возможностей. Пользование умственно отсталыми лицами всеми правами, предоставленными Конституцией РФ для граждан России считает возможным 56,4 % респондентов, 43,6 % определяют эту возможность частично. (В 1996 г. эта цифра составляла 44,0% и 51,4 % соответственно).

В настоящее время в России отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Восстанавливается понимание семьи как приоритетного органа в развитии, воспитании и социализации детей. В семье закладываются психофизическое, нравственное здоровье ребенка, нормы взаимоотношения ребенок-взрослый, ребенок-общество и т.д.

Как же современное общество оценивает право и возможность создания семьи людьми с умственной отсталостью? 60,4 % опрошенной нами части населения в 2006 г. отвечает на данный вопрос положительно. В 1996 г. положительный ответ мы получили только от 51,2 % респондентов. Остальная часть анкетируемых отказывает лицам с нарушением интеллекта в праве создания семьи, мотивируя это тем, что семьи, имеющие родителей-инвалидов, часто являются нeблагополучными. В этом есть доля истины. Должна активнее решаться проблема комплексной социокультурной и психолого-педагогической поддержки семьи, имеющей родителей-инвалидов или детей-инвалидов, чтобы такая семья стала жизнедеятельной.

Подводя итоги исследования динамики общественного мнения о людях с нарушением интеллекта, можно заключить, что в сознании социума происходят позитивные сдвиги в признании людей с особыми нуждами равноправной частью общества. Тем не менее, значительная часть общества сохраняет представление о людях с нарушением интеллекта как неполноценных. Для успешной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создавать не только социально-экономические предпосылки, но и активнее формировать положительную систему отношений со стороны социума.



ДИФРАКЦИОННО-РЕФРАКЦИОННЫЕ ИНТРАОКУЛЯРНЫЕ ЛИНЗЫ

ДИФРАКЦИОННО-РЕФРАКЦИОННЫЕ ИНТРАОКУЛЯРНЫЕ ЛИНЗЫ Статья в формате PDF 111 KB...

15 04 2024 9:16:16

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Целью данной работы был анализ психофизиологических показателей студентов очной формы обучения, разработка мер по оптимизации учебного процесса и по предотвращению развития хронического стресса. Испытуемыми были 62 студента Института декоративно-прикладного искусства (средний возраст 25±3,7 лет) и 24 студента других высших учебных заведений, занимающихся в группе Айкидо (средний возраст 20,5±2,2 лет). Психофизиологическое состояние здоровья студентов расценивается как «функциональное перенапряжение». знание психофизиологических механизмов восприятия улучшает усвоение нового лекционного непрофильного материала. занятия восточными спортивными пpaктиками способствуют нормализации исследуемых функций ...

13 04 2024 4:26:56

Жабры осетровых рыб как органы кроветворения

Жабры осетровых рыб как органы кроветворения Статья в формате PDF 120 KB...

10 04 2024 14:19:36

УЧАСТИЕ КОМПЛЕКСОВ НЕЙРОН-АСТРОЦИТ В ПРОЦЕССЕ ЭПИЛЕПТИЗАЦИИ МОЗГА

УЧАСТИЕ КОМПЛЕКСОВ НЕЙРОН-АСТРОЦИТ В ПРОЦЕССЕ ЭПИЛЕПТИЗАЦИИ МОЗГА В работе дана хаpaктеристика выявленных авторами комплексов нейрона с астроцитом в ретикулярном ядре таламуса (РТЯ), формируемых ими группировок и патогистологических процессов, разворачивающихся в эпилептическом очаге с их участием. Исследования выполнены на крысах линии WAG/Rij, показавших различную чувствительность к звуковому стимулу. Авторы полагают, что, вероятно, с самых начальных этапов эпилептизации мозга ее предопределяют эпилептогенные группы комплексов нейрона с астроцитами. ...

02 04 2024 7:30:11

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В СССР

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В СССР Статья в формате PDF 310 KB...

26 03 2024 3:16:51

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗАСЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СРЕДНЕРУССКОЙ ВОЗВЫШЕННОСТИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗАСЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СРЕДНЕРУССКОЙ ВОЗВЫШЕННОСТИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Подвергается сомнению гипотеза о том, что на протяжении ашельской эпохи жители Восточной Европы пpaктически не покидали Кавказ, делая лишь редкие попытки выхода на равнину. Это разительно отличается от миграционного поведения западно- и центрально-европейского населения. Дается хаpaктеристика местонахождений Среднерусской возвышенности, относимых автором к домустьерскому времени раннего палеолита – Зорино, Погребки, Шубное и др. Среднерусская возвышенность могла быть основным путем проникновения древнейших людей в северные широты с Донецкого кряжа и Приазовья. Это связано с ландшафтной обстановкой днепровского и начала микулинского времени, когда в результате таяния ледников значительная часть низменностей Поволжья и Поднепровья оказалась заболочена. Ставится задача поисков стратифицированных ашельских памятников на этой территории. ...

20 03 2024 9:22:33

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ  И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА Проведено комплексное психо-соматическое обследование 3280 женщин репродуктивного возраста с мастопатией. Сделан вывод о необходимости организации специализированных маммологических кабинетов для квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции пациенток с заболеваниями молочных желез. ...

17 03 2024 5:59:21

РАЗВИТИЕ СИСТЕМ И ЕГО КРИТЕРИИ

РАЗВИТИЕ СИСТЕМ И ЕГО КРИТЕРИИ Статья в формате PDF 114 KB...

16 03 2024 19:47:51

ПОВЫШЕНИЕ СТОЙКОСТИ ИНСТРУМЕНТА АЗОТИРОВАНИЕМ

ПОВЫШЕНИЕ СТОЙКОСТИ ИНСТРУМЕНТА АЗОТИРОВАНИЕМ Статья в формате PDF 312 KB...

14 03 2024 4:51:59

РИСКИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ

РИСКИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ Статья в формате PDF 269 KB...

09 03 2024 22:52:22

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::