ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМАХ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
За последние 20 лет в России произошли огромные перемены в социально-экономической, политической, общественной жизни. Процесс демократизации и гуманизации российского общества затрагивает все области образования, в том числе и специального, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Концептуальной является идея сближения систем общего и специального образования на всех его ступенях.
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с нарушением интеллекта, в массовые дошкольные и школьные учреждения расширит круг общения, сблизит детей с разным уровнем развития, что будет способствовать более успешной интеграции лиц с отклонениями в развитии. Интеграция понимается нами как процесс и результат предоставления прав и возможностей человеку с ограниченными возможностями здоровья участвовать во всех видах и формах социальной жизни.
Успешность процесса интеграции зависит от многих факторов: законодательных, экономических, кадровых, а также готовности общества понимать и разделять проблемы наиболее уязвимой части социума.
Для изучения уровня сформированности знаний у представителей общества относительно проблем людей с интеллектуальной недостаточностью, готовности помочь в их разрешении нами в 1996 г. было проведено анкетирование 160 человек населения, живущих в разных регионах России, в возрасте 17-60 лет (более 50 % опрошенных составили лица 17-30 лет), с образованием - от среднего до высшего, социальным положением - от учащихся до пенсионеров, в 1999 г. и 2006 г. - ретестовое исследование, в котором приняли участие 116 и 110 человек соответственно.
Вопросы анкеты можно объединить в четыре блока: 1) проблемы обучения лиц с нарушением интеллекта (в анкете - лиц с умственной отсталостью); 2) их трудовая подготовка; 3) трудоустройство; 4) права и социальная защита. Эти вопросы предварялись выяснением у анкетируемых степени их знакомства с проблемой умственной отсталости.
Обобщая данные анкетирования, можно заключить, что за прошедшие 10 лет число лиц, знакомых с проблемами людей с нарушением интеллекта, увеличилось (в 1996 г. таковых было 63,8%, в 1999 - 79,3%, в 2006 - 87,2%).
Анализ группы ответов, касающихся проблем обучения лиц с нарушением интеллекта показал, что пpaктически все опрошенные дают однозначный ответ о необходимости их обучения (96,6%; 99,1%; 100%).
При ответе на вопрос: какие виды образовательных учреждений, на ваш взгляд, предпочтительнее для умственно отсталых детей, мнения респондентов разделились. Ответы (%) распределились следующим образом (см. таблицу 1).
Т.е. за прошедшее десятилетие увеличилось число лиц, отдающих предпочтение специальным (коррекционным) школам как «стабильно работающим, дающим выпускникам определенные профессиональные навыки» (из ответов опрошенных). Процент анкетируемых, не исключающих обучение умственно отсталых в массовой школе, уменьшился. Противники массовой школы объясняют свой выбор тем, что в школах, где они учились, имелись классы коррекции, где обучались дети с различными отклонениями в развитии. Это были самые слабые классы по успеваемости и дисциплине. По окончании школы их выпускники нигде не продолжили обучение.
Таблица 1. Виды образовательных учреждений для умственно отсталых детей
Виды образовательных учреждений |
1996 г. |
1999 г. |
2006 г. |
а) специальные (коррекционные) школы |
82,4 |
92,2 |
89,1 |
б) обучение на дому |
11,8 |
5,2 |
7,3 |
в) общеобразовательная школа |
5,2 |
1,7 |
1,8 |
г) другие виды образовательных учреждений (реабилитационные, медико-социальные центры и др.) |
0,6 |
0,9 |
1,8 |
На наш взгляд, негативные ответы свидетельствуют о том, что данный вид альтернативного обучения не в полной мере выполняет свою функцию из-за неразработанности правового, финансового, социального и кадрового статуса. Многолетний опыт западноевропейских систем интеграции детей с особыми образовательными потребностями в массовую школу показывает, что для этого нужна системная работа школьного учителя, социального педагога, психолога, органов управления образованием. Необходимая консультативная помощь оказывается и родителям.
Ответы на второй и третий блок вопросов опрошенной части населения показали, что пpaктически все они положительно оценивают возможность и необходимость получения профессии лицами с нарушениями интеллекта, адекватно оценивая возможные виды деятельности.
Но в то же время 40 % (2006 г.) представителей разных групп населения отвергают для них работу в обычных трудовых коллективах. (Примерно та же доля ответов была в 1996 г. - 42,2 % и 1999 - 53,4 %).
Если в 1996 г. нежелание совместной работы объяснялось «непредсказуемостью поведения» умственно отсталых, их слабым здоровьем, ограниченностью трудовых умений, то в 2006 г. на первый план выступает мотивация «нежелательного партнера» в лице умственно отсталого, т.к. большинство рабочих мест являются частнособственническими и хозяин может отвергнуть весь коллектив из-за слабо подготовленного работника.
Показателем цивилизованности общества является признание для всех члeнов социума равных прав и возможностей. Пользование умственно отсталыми лицами всеми правами, предоставленными Конституцией РФ для граждан России считает возможным 56,4 % респондентов, 43,6 % определяют эту возможность частично. (В 1996 г. эта цифра составляла 44,0% и 51,4 % соответственно).
В настоящее время в России отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Восстанавливается понимание семьи как приоритетного органа в развитии, воспитании и социализации детей. В семье закладываются психофизическое, нравственное здоровье ребенка, нормы взаимоотношения ребенок-взрослый, ребенок-общество и т.д.
Как же современное общество оценивает право и возможность создания семьи людьми с умственной отсталостью? 60,4 % опрошенной нами части населения в 2006 г. отвечает на данный вопрос положительно. В 1996 г. положительный ответ мы получили только от 51,2 % респондентов. Остальная часть анкетируемых отказывает лицам с нарушением интеллекта в праве создания семьи, мотивируя это тем, что семьи, имеющие родителей-инвалидов, часто являются нeблагополучными. В этом есть доля истины. Должна активнее решаться проблема комплексной социокультурной и психолого-педагогической поддержки семьи, имеющей родителей-инвалидов или детей-инвалидов, чтобы такая семья стала жизнедеятельной.
Подводя итоги исследования динамики общественного мнения о людях с нарушением интеллекта, можно заключить, что в сознании социума происходят позитивные сдвиги в признании людей с особыми нуждами равноправной частью общества. Тем не менее, значительная часть общества сохраняет представление о людях с нарушением интеллекта как неполноценных. Для успешной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создавать не только социально-экономические предпосылки, но и активнее формировать положительную систему отношений со стороны социума.
Статья в формате PDF
153 KB...
09 08 2022 5:30:38
Статья в формате PDF
112 KB...
08 08 2022 19:52:38
Статья в формате PDF
172 KB...
06 08 2022 3:37:56
Статья в формате PDF
307 KB...
05 08 2022 4:36:27
Статья в формате PDF
298 KB...
04 08 2022 19:20:22
Статья в формате PDF
102 KB...
03 08 2022 23:45:35
Статья в формате PDF
120 KB...
02 08 2022 19:12:44
Статья в формате PDF
124 KB...
31 07 2022 12:32:25
Статья в формате PDF 122 KB...
30 07 2022 21:10:29
Статья в формате PDF
296 KB...
29 07 2022 7:43:24
Статья в формате PDF
263 KB...
27 07 2022 3:18:41
Статья в формате PDF
181 KB...
26 07 2022 15:48:23
Статья в формате PDF
136 KB...
25 07 2022 1:14:10
Статья в формате PDF
357 KB...
24 07 2022 21:32:50
Статья в формате PDF
249 KB...
23 07 2022 19:43:22
Статья в формате PDF
124 KB...
22 07 2022 10:25:25
Статья в формате PDF
100 KB...
21 07 2022 17:48:17
Данная статья посвящена проблеме отношений между культурами европейских стран и культурой ислама. В статье отмечается, что на фоне упадка христианской культуры в европейскую среду проникают такие обычаи, которые для европейской цивилизации исторически чужды, а главное, опасны для духовного здоровья европейских народов. Единственным средством для противостояния таким негативным явлением является возрождение собственной культуры.
...
18 07 2022 9:52:42
Наиболее универсальное объяснение причин внешней торговли дано Э. Хекшером и Б. Олином: страна предлагает на международные рынки те блага, создание которых требует относительно изобильного для данной страны фактора производства. Развивая их идею, можно предположить, что это только начальный этап – этап формирования за счет экспортных доходов запасов фактора «капитал», стратегического в условиях НТП. В настоящее время участие в международной торговле уже используется отдельными странами как наиболее эффективный способ реализации собственных долгосрочных интересов. Мы остановились на примере Китая.
...
17 07 2022 9:31:58
Статья в формате PDF
321 KB...
16 07 2022 17:52:53
Статья в формате PDF
111 KB...
15 07 2022 1:22:49
Статья в формате PDF
112 KB...
14 07 2022 10:25:56
Статья в формате PDF
285 KB...
13 07 2022 1:53:58
Статья в формате PDF 126 KB...
12 07 2022 13:13:49
Статья в формате PDF
129 KB...
10 07 2022 13:45:52
Статья в формате PDF
263 KB...
09 07 2022 0:47:37
Статья в формате PDF
273 KB...
08 07 2022 14:58:27
Статья в формате PDF
124 KB...
07 07 2022 20:35:52
Статья в формате PDF
311 KB...
06 07 2022 21:56:36
Статья в формате PDF
105 KB...
05 07 2022 0:57:16
Статья в формате PDF
215 KB...
04 07 2022 6:27:56
Статья в формате PDF
139 KB...
03 07 2022 8:59:18
Статья в формате PDF
245 KB...
02 07 2022 18:10:38
Статья в формате PDF
113 KB...
01 07 2022 14:57:33
Статья в формате PDF
106 KB...
28 06 2022 2:55:37
Статья в формате PDF
125 KB...
27 06 2022 8:39:37
Описан состав Сумсунурского батолита рифейского возраста, сложенного кварцевыми диоритами, тоналитами, трондьемитами, а также дайками лейкогранитов и аплитов, отнесённых по сумме признаков к адакитовым гранитоидам. Среди тоналитов и трондьемитов по минеральному и химическому составам выделяются по две разновидности. В трондьемитах и аплитах проявлены два типа тетрадного эффекта фpaкционирования РЗЭ. Установлено, что в процессе генерации адакитовых гранитоидов участвовали разнородные источники плавления субстрата: мантийный и коровый. Становление породных типов происходило при участии флюидов мантийной природы и корового обводнения. Выдвинуто предположение, что формирование комплексного и крупного по запасам золотого Зун-Холбинского месторождения описываемого района принимали различные источники (мантийные и коровые). Взаимодействие последних генерировало золотое оруденение. Высказано предположение о прострaнcтвенной и парагенетической связи оруденения с раннепалеозойским холбинским и более древним рифейским сумсунурским комплексами.
...
26 06 2022 1:13:31
Статья в формате PDF
162 KB...
25 06 2022 18:43:43
Статья в формате PDF 114 KB...
23 06 2022 16:36:14
Статья в формате PDF
274 KB...
22 06 2022 13:37:42
Статья в формате PDF
161 KB...
21 06 2022 15:35:27
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::