КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Картавых М.А. Статья в формате PDF 155 KB

Рубеж XX и XXI вв. ознаменовался глубокой внутренней трaнcформацией образовательной системы высшей школы, которая проявилась в смене образовательных парадигм и ценностных ориентаций. Мировые тенденции в развитии профессиональной подготовки студентов связаны с переосмыслением роли образования в современном мире, отношения к нему, выделением новых приоритетов.

Изменение целевой направленности профессионального образования, выступающего в качестве системообразующей категории, повлекло за собой разработку новых требований к его уровневой организации, внедрению кредитно-модульной системы, отбору и структурированию содержания, диагностике результативности. В качестве доминирующей стратегии в профессиональном образовании студентов определена методология компетентностного подхода.

Компетентностный подход как качественно новая методология профессионального образования детерминирован современными «вызовами» общества, связанными с коренными социально-экономическими преобразованиями и идеологией устойчивого развития, усилением процессов международной интеграции и вхождением страны в общеевропейское образовательное прострaнcтво, требованиями модернизации высшей школы. Мы разделяем позиции Дж. Равенна, И.Я. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, А.П. Тряпицыной, М.В. Рыжакова, Д.С. Ермакова, которые рассматривают компетентностный подход как метод моделирования целей и результатов образования в виде норм его качества, что означает отражение в системном и целостном виде результативного образа профессиональной подготовки. Предполагается формирование результатов как признаков готовности выпускника продемонстрировать соответствующие компетенции. Готовность к профессиональной деятельности включает овладение стандартами профессионального образования, все то, что в основе своей поддается нормированию и технологизации. Именно готовность к профессиональной деятельности служит фундаментом профессиональной компетентности. Профессиональные способности - это индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Компетентностный подход нашел отражение в проекте Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по экологии и природопользованию (В.С. Касимов, Э.П. Романова, В.С. Тикунов, Г.Н. Огуреева, К.Н. Дьяконов) и определил развитие у будущих специалистов универсальных и профессиональных компетенций.

Анализ структуры профессионального образования, включающего единство профессиональной социализации, профессиональной подготовки и профессионального становления личности, а также индивидуально-профессиональных, общественных и государственных потребностей, позволяет утверждать, что профессиональная компетентность будущего специалиста в области экологии и природопользования складывается из следующих профессиональных компетенций:

  1. Компетенции контекстно-средового хаpaктера.
  2. Компетенции профессионально-специализированного хаpaктера.
  3. Компетенции аксиологического хаpaктера личностно-профессионального становления.

1. Компетенции контекстно-средового хаpaктера - формируют мотивационную, ценностно-смысловую и целевую стратегическую платформу образования и обеспечивают общемировоззренческий экокультурный контекст образовательной среды. Предполагается понимание студентами ведущих идей общецивилизационного развития, приоритетных стратегий профессионально-экологического образования, личностно-профессиональных смыслов и устремлений. Для них ясен смысл самостоятельной активности по освоению компетенций, собственной социальной и личностно-профессиональной успешности и конкурентоспособности на рынке труда. Этот компетентностный план хаpaктеризуют виды деятельности: проблематизация; профессиональная мотивация; целеполагание, в ходе которого происходит «сдвиг мотива на цель»; актуализация имеющегося индивидуального опыта для освоения нового содержания; коммуникация; позиционное самоопределение; рефлексия.

2. Компетенции профессионально-специализированного хаpaктера обеспечиваются системой профессиональных научно-теоретических, нормативно-правовых, прикладных знаний и способов деятельности, уровнем развития индивидуального стиля профессионального мышления. Фундаментальная направленность содержания образования и его методологизация направлены на формирование готовности студентов к самостоятельному поиску, анализу, интерпретации, систематизации, критической оценке информационных ресурсов с позиций решаемой задачи.

Освоение профессионально-специализированных компетенций означает свободный поиск, преобразование и использование информационных ресурсов, самостоятельное оперирование фундаментальными понятиями. Студент способен самостоятельно осуществлять анализ нормативно-методической документации, самостоятельно формулировать и решать аналитические, оценочные, прогностические, проектные задачи, используя расчетный аппарат и ГИС-технологии. Компетентностный план предполагает информационно-познавательную, когнитивную, пpaктико-ориентированную, коммуникативную, рефлексивную виды деятельности.

3. Компетенции аксиологического хаpaктера личностно-профессионального становления формируются в процессе осознания и усвоения значения и смысла содержания профессионально-экологического. Предполагается, что становление важнейших личностно-профессиональных качеств будущего специалиста - эколога обеспечивается не только содержанием образования, но и paкурсами и способами его развертывания.

Компетентностный подход как результативно-целевая и содержательная основа профессионально-экологического образования определяет необходимость конструирование особой модели профессионально-экологического образования, базирующуюся на проектно-модульной технологии.

Проектно-модульная направленность образования, сопряжена с выделением специально созданных взаимосвязанных одноименных функциональных модулей, представляющих структурные компоненты целостной системы и обеспечивающих формирование контекстно-средовых, профессионально-специализированных и аксиологических компетенций личностно-профессионального становления. Каждый функциональный модуль объединяет логически завершенный блок учебно-профессионального материала и способов его усвоения. Представляя фрагменты образовательного процесса, каждый из выделенных модулей имеет собственное программно-целевое назначение и соответствующее ему дидактическое сопровождение.

1. Контекстно-средовый модуль направлен на формирование компетенций контекстно-средового хаpaктера. Этот модуль включает содержание, отражающее современные экомировоззренческие идеи, закладывающие идеологический фундамент образовательной среды. Обратим внимание на то, что профессионально-экологическое образование - категория динамическая. Оно функционально и содержательно обусловлено типом культуры, стадией формационного развития, господствующей идеологией устойчивости и приоритетными демократическими установками открытого гражданского общества. В этой связи подготовка будущего специалиста должна охватывать не только предметный блок, но и совокупность цивилизационных и формационных факторов. Они задают ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему образовательному процессу и предстают в определенных профессионально-личностных качествах. Внутренняя логика деятельности студента раскрывается в доминирующих эмотивной и конативной функциях, проявляющихся в позитивном настрое на обучение, взаимопонимании в совместной деятельности по выработке ее предстоящей стратегии и организации.

2. Предметно-специализированный модуль, доминирующая функция которого состоит в формировании компетенций предметно-специализированного хаpaктера. Это предметно-профессиональное поле деятельности, в процессе которой закладывается фундаментальный базис подготовки будущего специалиста - эколога, формируются его профессионально-специализированные теоретические знания, прикладные умения, личный опыт, деловые отношения. Активизируются информационные, когнитивные, пpaктические, креативные функции личности на основе соответствующих видов деятельности.

Содержание профессионально-экологического образования в структурном отношении изоморфно профессионально-экологической культуре и профессионально-экологической компетентности. Оно представляет систему личностно-значимого специализированного знания, профессиональных умений, творческой самостоятельности, в процессе которой формируется индивидуальный стиль профессионально-экологического мышления и общения.

Специализированные способы деятельности включают аналитико-синтетическую, оценочную, прогностическую, проектировочную, рекомендательную деятельность функционального и творческого хаpaктера.

3. Аксиологический модуль собственного содержания не имеет, но основан на ценностях личностного отношения к профессионально- экологической деятельности и связан с личностно-профессиональным становлением будущего специалиста, формированием его важнейших личностно-профессиональных качеств. Их многообразие проявляется в индивидуальных, личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, профессионально - деятельностных и внешне поведенческих особенностях будущих выпускников, таких как: дисциплинированность и организованность; самостоятельная активность; настойчивость; профессионально-экологическая этика; решительность; инициативность.

На основе усвоения знаний и способов деятельности в контексте смыслов и ценностей у будущих выпускников складывается глубинное понимание своей миссии возможностей, способностей и готовности к профессионально-экологической деятельности. Выполняя коммуникативную и рефлексивную функции, аксиологический модуль, представляя личностно-профессиональный компонент содержания, пронизывает всю профессионально-экологическую подготовку.

Ценностно-смысловая личностно-профессиональная направленность подготовки реализуется в виде диспозиции личности - устойчивой системы отношений, проявляемых в ценностных ориентациях на цели жизнедеятельности и средства их достижения, в соответствие с общими социально-профессиональными условиями.

Выделенные функциональные модули, отличаясь целевыми установками и средствами их достижения, реализуются поэтапно. Результатом подготовки выпускника является профессионально-экологическая компетентность как интегративная хаpaктеристика качеств личности, позволяющая успешно решать производственные задачи в процессе делового взаимодействия. Диагностика позволяет оценить и осознать результаты обучения, выраженные в виде сформированных компетенций контекстно-средового, предметно-специализированного и аксиологического хаpaктера личностно-профессионального становления на четырех уровнях: 1) неосознанная некомпетентность, 2) осознанная некомпетентность, 3) осознанная компетентность, 4) неосознанная компетентность [3].

Неосознанная некомпетентность предполагает непонимание собственной некомпетентности, отсутствие личностных смыслов не позволяет студенту идентифицировать себя в экологической деятельности и сформировать конкурентоспособную личностно-профессиональную диспозицию.

Осознанная некомпетентность хаpaктеризуется пониманием собственной некомпетентности, затрудняющей идентификацию себя в проблеме. Активизация познавательной мотивации как внешнего, так и внутреннего хаpaктера, обеспечивает осознанное усвоение специальных знаний, типовых способов деятельности, алгоритмических умений. Начало становления личного опыта пpaктической деятельности. В процессе интенсивного обучения формируются личностно-профессиональные качества, обеспечивающие устойчивость на рынке труда.

Осознанная компетентность проявляется в понимании уровня своей компетентности, позволяющей идентифицировать себя в проблеме. Осознанное освоение специального содержания профессионально-экологического образования происходит благодаря глубокой внутренней мотивации и оценки растущей значимости знаний, способов деятельности, пpaктических умений в современной и перспективной ситуациях. Устойчивый интерес способствует развитию самостоятельной активности и формированию важнейших личностно - профессиональных качеств, определяющих позитивное жизнеустремление.

Неосознанная компетентность - понимание своей готовности и способности к профессионально-экологической деятельности, автоматическое выполнение типовых и алгоритмических процедур на основе прочно усвоенных знаний, способов деятельности, пpaктических умений и навыков. Свободное владение информационными ресурсами, методами, в т.ч. и геоинформационными, их применение в новых незнакомых ситуациях. Четкий самоконтроль в формировании позитивного опыта операционального взаимодействия при управлении изменениями в динамичном социоприродном прострaнcтве. Устойчивая жизнеутверждающая личностно-профессиональная диспозиция, определяющая оперативную реакцию на изменения и непрерывное образование.

Сопоставление критериев усвоения контекстно-средовых, профессионально-специализированных, аксиологических компетенций личностно-профессионального становления с выделенными уровнями обеспечивает критериально-уровневое оценивание сформированности компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 3-го поколения по направлению «Экология и природопользование» (проект). - Смоленск: Универсум, 2005.
  2. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11.
  3. Планкетт, Л. Выработка и принятие управленческих решений / Л. Планкетт, Г. Хейл. - М.: Экономика, 1984.


ПОСТКИНЕМАТИЧЕСКИЕ ГРАНИТОИДЫ КАЛБА-НАРЫМСКОЙ ЗОНЫ КАЗАХСТАНА И АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ФЛЮИДНЫЙ РЕЖИМ

ПОСТКИНЕМАТИЧЕСКИЕ ГРАНИТОИДЫ КАЛБА-НАРЫМСКОЙ ЗОНЫ КАЗАХСТАНА И АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ФЛЮИДНЫЙ РЕЖИМ Приведены петрологические данные и флюидный режим посткинематических гранитоидов поздепермско-раннетриасового калбинского комплекса Калба-Нарымской минерагенической зоны Казахстана и Алтая. Гранитоиды по петро-геохимическим параметрам близки анорогенному А-типу. В генерации интрузий и дайковых образований выявлено мантийно-коровое взаимодействие. Расплавы формировались в процессе плавления корового материала типа гранатового амфиболита под воздействием базальтоидных мантийных магм. По соотношениям изотопов стронция и неодима граниты Борисовского массива тяготеют к источнику мантии типа EM II. В долго живущий глубинный очаг происходил подток мантийных трaнcмагматических флюидов, имевших более восстановленный хаpaктер и обогащённых рядом летучих компонентов: углекислотой, фтором, бором, фосфором. Оптимальные параметры флюидного режима создавали благоприятные условия для формирования промышленного оруденения тантала, ниобия, лития, олова, молибдена, вольфрама в пегматитах, апогранитах, грейзенах и жилах. ...

18 04 2024 18:47:44

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ НА ОСНОВЕ МЯСА КРОЛИКА

Статья в формате PDF 268 KB...

17 04 2024 5:26:45

СЕРЕБРЯНОЕ ОРУДЕНЕНИЕ ГОРНОГО АЛТАЯ

СЕРЕБРЯНОЕ ОРУДЕНЕНИЕ ГОРНОГО АЛТАЯ Приведены сведения о распространённости серебряного оруденения эпитермального типа серебро-сурьмяной и ртутно-серебряной формаций юго-востока Горного Алтая. Основную рудоконтролирующую роль в локализации оруденения осуществляли структурные факторы (разломы разных порядков). Рудные тела представлены жилами, жильными зонами и штокверками. Текстуры руд: вкрапленные, прожилково-вкрапленные, массивные, пятнистые, коррозионные, катакластические, друзовые, каркасные. Руды представлены серебро-сульфосольными ассоциациями минералов при ведущей роли аргентита, тетраэдрита, теннантита, бурнонита, зелигманита, гудмундита, джемсонита. Концентрации серебра в рудах варьируют от нескольких десятков до нескольких тысяч граммов на тонну. Прогнозные ресурсы серебра для Юстыдского рудного узла составили категорий Р1 – 5822 т, Р2 – 25347 т. ...

13 04 2024 3:39:37

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГАЗОБЕТОНА

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГАЗОБЕТОНА Темпы жилищного и гражданского строительства в Восточной Сибири и соседних регионах сдерживаются высокой себестоимостью строительства. Основным резервом для снижения стоимости является замена дорогостоящих традиционных материалов, в частности стеновых, на альтернативные материалыЯчеистые бетоны из техногенных промышленных отходов. ...

11 04 2024 13:15:40

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ФИЗИКЕ В ТОМСКЕ. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ФИЗИКЕ В ТОМСКЕ. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ В работе анализируются результаты единого государственного экзамена по физике на примере региональной, а именно, томской выборки по результатам 2003 г. Проведено сравнение единого экзамена по физике и математике, а также вузовского и школьного тура ЕГЭ. Изучается решаемость конкретных заданий частей «А», «В», «С». Результаты исследования должны помочь учителям средних общеобразовательных школ в планировании учебного материала, построении новых методик обучения и, как следствие, в ликвидации пробелов в знаниях учащихся. ...

08 04 2024 16:28:15

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ И ФАКТОРАХ РИСКА РАЗВИТИЯ ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНДОМЕТРИЯ. СООБЩЕНИЕ 2. ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНДОМЕТРИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ И ФАКТОРАХ                                    РИСКА РАЗВИТИЯ ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНДОМЕТРИЯ. СООБЩЕНИЕ 2. ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ГИПЕРПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЭНДОМЕТРИЯ В работе представлен анализ данных литературы, а также собственных клинико–лабораторных обследований пациенток с дисфункциональными маточными кровотечениями и гистологически - подтвержденным диагнозом гиперплазии эндометрия, что позволило систематизировать современные представления о хаpaктере гeнитaльной и экстрагeнитaльной патологии, на фоне которой развиваются гиперпластические процессы эндометрия, и об их взаимосвязи c онкогинекологическими заболеваниями. ...

07 04 2024 17:39:29

РАСПРЕДЕЛЕННОЕ УСИЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ СОЛИТОНОВ

РАСПРЕДЕЛЕННОЕ УСИЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ СОЛИТОНОВ Статья в формате PDF 264 KB...

06 04 2024 12:27:16

КУЛЬТУРОЛОГИЯ (учебно-методическое пособие)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ (учебно-методическое пособие) Статья в формате PDF 123 KB...

24 03 2024 11:27:34

ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ БОЛЬНОГО СИФИЛИСОМ

Статья в формате PDF 100 KB...

19 03 2024 17:33:44

ЭТНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ЭТНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Статья в формате PDF 102 KB...

17 03 2024 17:39:33

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КРАНИАЛЬНЫХ БРЫЖЕЕЧНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У БЕЛОЙ КРЫСЫ. II. ЛИМФОИДНАЯ ЗАКЛАДКА

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КРАНИАЛЬНЫХ БРЫЖЕЕЧНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У БЕЛОЙ КРЫСЫ. II. ЛИМФОИДНАЯ ЗАКЛАДКА Лимфоидная закладка краниальных брыжеечных лимфатических узлов определяется у плодов белой крысы 20-21 суток в результате инфильтрации лимфоцитами их стромальных зачатков. ...

16 03 2024 5:14:21

БИОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СЕРДЦА ДЕВУШЕК АЛТАЙСКОЙ И РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ РАЗНОГО СРОКА ПРОЖИВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

БИОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СЕРДЦА ДЕВУШЕК АЛТАЙСКОЙ И РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ РАЗНОГО СРОКА ПРОЖИВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ Целью исследования явился анализ биоэлектрической активности сердца коренных и пришлых дeвyшек Горного Алтая алтайской и русской национальностей по данным электрокардиографии. Выявлено, что длительность интервала QT снижена во всех исследуемых группах, а интервала ТР и комплекса QRS превышает общепринятые значения. Снижение длительности всех интервалов происходит от алтаек к русским пришлым, что может свидетельствовать о более выраженной симпатикотонии среди последних. Расчетные величины показывают существенное несоответствие фактических значений должным, за исключением синусового ритма, который также снижается от алтаек к русским пришлым. Анализ амплитудно-частотных хаpaктеристик указывает на нарушения, связанные с процессами реполяризации, внутрижелудочковой и внутрипредсердной проводимости, а также гипертрофии этих отделов. О гипертрофии отделов сердца и нарушениях внутрижелудочковой проводимости в виде блокады ножек пучка Гиса свидетельствует также положение электрической оси сердца. ...

12 03 2024 12:11:46

РОЛЬ ВИРУСОВ В КАНЦЕРОГЕНЕЗЕ

РОЛЬ ВИРУСОВ В КАНЦЕРОГЕНЕЗЕ Статья в формате PDF 245 KB...

10 03 2024 19:46:38

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::