КОЛЛЕДЖ-БАЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КОЛЛЕДЖ-БАЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

КОЛЛЕДЖ-БАЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Егин Е.Д. Статья в формате PDF 154 KB Проблема качества профессионального, в том числе среднего профессионального технического образования, необходимость постоянного его повышения можно рассматривать как социальный заказ, связанный с модернизацией российской системы образования. В сложившихся сегодня в России социально-экономических условиях профессионализм выступает как эффективное средство социальной защиты молодых и зрелых людей, что можно рассматривать как новую парадигму профессионального образования.

В конце XX и начале XXI века выполнено ряд исследований, послуживших основанием и иллюстрацией реализации положений «Закона об образовании Российской Федерации в редакции 1996г» о лицензировании, аттестации и аккредитации (П.Ф.Анисимов, В.М. Демин, Е.Д. Егин, Р.П. Жданов, Л.В. Лезова, В.П. Смирнов, В.Е. Сосонко, В.П. Потиха и др.).

Так, П.Ф. Анисимов, В.Е. Сосонко, давая определение «качеству образования» как понятию многомерному, мнокомпонентному, выделяют качество педагогического персонала, качество образовательных программ, качество студентов, качество управления учебным процессом в учебном заведении (1;30).

В.П. Смирнов (11) дает описание эксперимента и его результатов по внедрению стандарта ISO серии 9000 в С.Петербургском техническом колледже управления и коммерции и отмечает существенное влияние на результат работы учебного заведения делового общения как органической части «профессиональной педагогической деятельности (11;74).

Исследование Л.В. Лезовой (7) показало связь профессионального самоопределения будущего специалиста с уровнем профессионализма преподавателя, эффективностью педагогического взаимодействия, подтверждена роль профессионализма преподавателя в переориентации мотивации студентов на успех профессиональной подготовки в техникуме.

В исследовании О.Л. Помиловой (8) сделан вывод об активном отношении студентов к учебной деятельности, положительным мотивам и удовлетворенности ее результатами как необходимом условии формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Показательно, что авторы исследований отмечают ведущую роль профессиональной готовности преподавателя.

В Санкт-Петербургском физико-механическом инженерном колледже имени С.А. Зверева с 1971 года проводятся исследования среднего профессионального учебного заведения как образовательной системы, методологической основой которых служит акмеология - наука, объединяющая научные знания о человеке и его знания о профессиях, о достижении человеком в процессе его профессиональной деятельности, являющейся предметом исследования, вершин профессионального совершенства (6).

В основе акмеологической концепции среднего профессионального образования положены принципы акмеологии как интегративной науки (по Н.В. Кузьминой):

  • системно-структурный подход при организации образовательного процесса, позволяющий рассматривать учебное заведение, его структурные подразделения, учебные группы как образовательные системы и подсистемы, включающие образовательно-профессиональные цели соответствующего уровня, содержание профессиональной подготовки, методы достижения целей участвующими в процессе преподавателями и студентами;
  • представление об образовательной деятельности как о решении бесчисленного ряда образовательных задач, в котором дидактическая задача имеет ключевое значение при формировании профессиональных знаний, навыков, умений ;
  • психологическая структура профессиональной, в том числе преподавательской деятельности, раскрытие которой позволяет выделить факторы, обеспечивающие результативность работы преподавателя как профессионала;
  • оценка результатов образовательной деятельности по уровню решения образовательных задач:
  • репродуктивному, обеспечивающему лишь передачу информации;
  • адаптивному: преподаватель владеет умениями формировать профессиональные знания, навыки, умения по учебному курсу;
  • моделирующему: преподаватель владеет умениями формировать профессиональное поведение учащихся.

Исследование профессионально - образовательного процесса с акмеологических позиций позволило построить модель продуктивной профессиональной деятельности преподавателя-инженера (1978).

Целостный процесс образования: обучение, воспитание, развитие, самообразование - можно рассматривать как управляемый процесс познания, ограниченный определенными условиями его протекания в образовательной системе. Через анализ трудностей, которые преодолевает преподаватель, выделены знания и умения, владение которыми определяет профессионализм преподавателя-инженера как преподавателя.

На этапе подготовки к учебному занятию:

  • знание предмета;
  • знание основ психологии и педагогики;
  • умение анализировать и оценивать результаты своей деятельности;
  • умение планировать учебное занятие;
  • сформулировать дидактическую задачу на занятие ;
  • отобрать на занятие необходимый материал;
  • определить межпредметные связи;
  • составить задания и упражнения дифференцированно для различных групп учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;
  • композиционно рационально спланировать занятие;
  • предусмотреть возможные трудности учащихся в различных видах учебной деятельности: на уроке, лабораторной работе, курсовом и дипломном проектировании.

На исполнительном этапе, непосредственно в общении с учебной группой это умение организовать учебное занятие:

  • сочетать групповую и индивидуальную работу учащихся;
  • реализовать поставленную дидактическую задачу путем адекватных ей методов, способов формирования желаемых знаний, навыков, умений;
  • совершать логические переходы от одного элемента занятия к другому;
  • провести демонстрационный эксперимент;
  • рационально использовать технические средства.

Значимым является правильное построение взаимоотношений с учащимися во время занятий:

  • оценивать реакцию на свои действия и действия учащихся ;
  • своевременно объективно оценивать результаты деятельности учащихся. В основу оценки владения преподавателем профессиональными умениями положены пять уровней самостоятельности в их осуществлении:
  • не может решать самостоятельно большинство профессиональных задач: требуется систематическая помощь в решении любых задач и преодолении трудностей;
  • самостоятельно может решать отдельные профессиональные задачи: требуется систематическая помощь в решении большинства задач и преодолении трудностей;
  • самостоятельно решает большинство профессиональных задач, ориентируется в изменяющейся обстановке, предвидит возможные трудности, требуется помощь в решение отдельных задач;
  • профессиональные задачи решает, в основном, самостоятельно, трудности предвидит и преодолевает их легко;
  • профессиональные задачи решает самостоятельно, трудности предвидит и преодолевает их самостоятельно, оказывает помощь другим преподавателям.

Определены такие мотивы самодвижения преподавателя к вершинам мастерства как:

  • положительное отношение к работе с молодежью;
  • соответствие работы хаpaктеру;
  • возможность видеть результаты своего труда;
  • потребность в постоянном творчестве;
  • работа в высококвалифицированном коллективе под высококвалифицированным руководством.

Пpaктическая и исследовательская работа, проведенная в колледже за последние пять лет, может служить основанием для определения статуса учебного заведения как авторской школы, к признакам которой мы относим системность, уникальность, результативность, признание. Эти признаки согласуются с признаками, которые называют создатели акмеологической концепции авторской школы Н.В. Кузьмина, А.А. Реан: оригинальность в постановке целей, создание образовательных стандартов, учебных планов и программ, методической оснастки, традиций (10).

В связи с переходом на государственные образовательные стандарты рядом сотрудников: заместителями директора А.П. Меньковым, В.П. Потихой, |ОВ. Родионовой|, М.С. Смирновой, ведущими преподавателями, заслуженными учителями России A.M. Ивановой, Л.В. Ключниковой, Л.В. Минаевой, В.С. Радайкиным и др. проведены исследования особенностей образовательного процесса в колледже. Пpaктически все преподаватели колледжа активно участвовали в создании учебных планов по шести специальностям, календарно-тематических планов, методических рекомендаций для студентов по проведению лабораторных и пpaктических работ, выполнению курсовых и дипломных проектов (более 135 единиц). Интересны результаты исследования, проведенного зам. директора О.В. Родионовой "Расписание учебных занятий как фактор успешности учебно - воспитательного процесса (1997г.). В исследовании сделан вывод о том, что при всей сложности современной социально-экономической ситуации, несмотря на нервные перегрузки, низкую зарплату, падение престижа педагогической профессии для преподавателей остаются привлекательными такие факторы, как работа в высококвалифицированном коллективе; работа под высококвалифицированным руководством; работа требует постоянного творчества; работа соответствует хаpaктеру; возможность видеть результаты своего труда; большой отпуск.

Особо надо отметить диссертационное исследование, завершенное в 2000 г., зам. директора по учебной работе Потихой В.П. Формирование профессиональной направленности личности студентов колледжа" (9). Так, исследование социологического портрета личности студента колледжа показало, что в современных условиях необходимо изменить как систему воспитания, так и содержание профессиональной подготовки специалиста, учитывая возраст, пoлoвые и индивидуальные особенности развития личности. В адаптации студентов к новым условиям решающая роль принадлежит преподавателям, имеющим высокий образовательный уровень и жизненный опыт. Установлено в частности, что индекс удовлетворенности (по Н.В. Кузьминой) выпускников колледжа результатами обучения в колледже составляет +0,32, а у их родителей +0,72 ,что свидетельствует о высокой оценке профессиональной подготовки уровня организации учебно-воспитательного процесса в колледже, как выпускниками, так и их родителями. В 2005 г. колледж получил статус экспериментальной площадки Института проблем развития среднего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации по внедрению профессиональных пакетов прикладных программ в подготовку техников.

Опыт работы колледжа на основе акмеологической методологии представлен на научно - пpaктических конференциях по проблемам среднего профессионального образования в оборонных отраслях промышленности Российской Федерации, проведенных в Санкт-Петербурге, Перми, Подольске (1995), в материалах международных научно - пpaктических конференций "Проблемы воспитания учащейся молодежи" (Черкесск, 1995), "Молодежь в условиях социально-экономических реформ» (Санкт-Петербург, 1995), "Преемственность поколений: диалог культур» (Санкт-Петербург, 1996), Межрегиональных научно-пpaктических конференциях " Качество образования. Проблемы и перспективы взаимодействия вузов Санкт-Петербурга с регионами России в контексте модернизации образования" (2001, 2002) и др.

Признанием высокого качества подготовки кадров для приборостроения является его избрание коллективным члeном Академии Акмеологических Наук (1994) и награждение Оптическим обществом имени Д.С. Рождественского медалью С.А.Зверева (1995) . В 2002 г. успешно проведена государственная аттестация и аккредитация колледжа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е., Управление качеством среднего профессионального образования. Казань , 2001;
  2. Демин В.М. Профессиональная школа в условиях экономической реформы, М., 1997;
  3. Егин Е.Д. Предмет и стратегия развития акмеологии среднего профессионального образования. В. кн. "Проблемы развития системы акмеологических наук " СПб., 1996;
  4. Жданов Р.П. Профессиональное становление специалиста среднего звена в системе непрерывного образования. Автореферат докт.диссертации,СПб., 1994;
  5. Кузьмина Н.В. Среднее специальное учебное заведение как авторская школа. «Специалист" .№8,1993;
  6. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии.С.П.б., 2002;
  7. Лезова Л.В. Активные методы обучения как средства профессионального самоопределения студентов УСПО. Автореферат канд. диссертации. М., 2001;
  8. Поминова О.М. Формирование карьерной ориентации студентов техникума. Автореферат канд. диссертации. СПб., 2001;
  9. Потиха В.П. формирование профессиональной направленности личности Студентов колледжа. Автореферат канд. диссертации. М. ,200.
  10. Реан А.А. Взгляды на авторскую школу. «Специалист". №8 , 1993;
  11. П.Смирнов В.П., Смирнов Н.П. Стандарты профессионального образования: типы, структура, оценка качества. М., 2001.


ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ РЯДА ОРГАНИЧЕСКИХ РАСТВОРИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЧИСТКИ ИНУЛИНАЗ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ РЯДА ОРГАНИЧЕСКИХ РАСТВОРИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЧИСТКИ ИНУЛИНАЗ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ Разработана методика получения высокоочищенных препаратов инулиназы из продуцентов Aspergillus awamori и Saccharomyces cerevisiae. Исследовано влияние различных органических растворителей на полноту осаждения данного фермента. ...

02 05 2024 23:13:38

ПОЧЕМУ КУРЯТ СТУДЕНТЫ?

ПОЧЕМУ КУРЯТ СТУДЕНТЫ? Статья в формате PDF 131 KB...

30 04 2024 14:51:36

КОРРЕЛЯТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

КОРРЕЛЯТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Рассмотрены корреляты как дополнительные параметры описания объектов. Рассмотрены виды коррелят. Раскрывается понятие коррелятивные показатели. Показано, как влияют корреляты на качество анализа и оценки. Для этого использовано понятие информационная модель объекта. Введено понятие коррелятивной информационной модели объекта (КИМО) Введено понятие производного коррелятивного показателя. (ПКП) Показано, что использование коррелятивного показателя позволяет создавать нелинейные экономико-математические модели. Эти нелинейные модели дают более точное описание изменения стоимости комплексов из разных объектов при существенном влиянии коньюнктурных факторов. Раскрыты основы коррелятивного подхода как инструмента описания, анализа и экономической оценки. Приведены примеры использования коррелятивного подхода. Показаны преимущества коррелятивного подхода. ...

27 04 2024 2:42:40

К ТЕОРИИ ГРАВИТАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ОКТАВ

К ТЕОРИИ ГРАВИТАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ОКТАВ Предложена октетная теория гравитации: 4-потенциал, зависимость силы гравитации от момента и его прецессии в недрах звезд, физических тел, частиц. Медленное удаление планет от звезды – связь со смещением их перигелия. Рождение "ощущаемой" материи и субпланет в ядре звезды. Обтекание падающим телом, равно как и лучами света, центра притяжения ввиду его нагруженности необратимыми термодинамическими процессами. Гравитационный коллапс – недоразумение, основанное на метафизическом понимании ограниченности всех скоростей скоростью света в физическом вакууме и игнорировании не только квантовых эффектов, но и реальных условий падения в плазму. Звезда – это отнюдь не "так просто" уже из-за различия пассивной и активной гравитационных масс. Аннигиляция генерируемой из эфира материи – неотъемлемое свойство физического мира и источник энергии звезд. Ввиду гармонического хаpaктера решений системы дифференциальных уравнений октетной теории гравитации, нет необходимости "склеивать" гравитацию и квантовую механику, как в континуалистской ОТО. Свойства решений зависит от величины констант, т.е. в конечном итоге от топологии и масштабов в прострaнcтве и необратимом физическом времени Т. ...

22 04 2024 0:20:47

ЛУКЬЯНОВА МАРГАРИТА ИВАНОВНА

ЛУКЬЯНОВА МАРГАРИТА ИВАНОВНА Статья в формате PDF 129 KB...

19 04 2024 5:24:52

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Статья в формате PDF 120 KB...

18 04 2024 19:10:33

ЛАЗЕР КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

ЛАЗЕР КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 311 KB...

16 04 2024 1:32:37

БИОЦЕНОЗ MYTILASTER LINEATUS В СРЕДНЕМ КАСПИИ

БИОЦЕНОЗ MYTILASTER LINEATUS В СРЕДНЕМ КАСПИИ Статья в формате PDF 140 KB...

07 04 2024 23:15:53

НОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ КИСТ ЯИЧНИКОВ

НОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ КИСТ ЯИЧНИКОВ Статья в формате PDF 110 KB...

06 04 2024 6:19:46

Правовые аспекты эвтаназии

Правовые аспекты эвтаназии Статья в формате PDF 102 KB...

05 04 2024 17:48:13

КЛАСТЕРНАЯ ТЕОРИЯ ТЕПЛОЕМКОСТИ ГАЗОВ

КЛАСТЕРНАЯ ТЕОРИЯ ТЕПЛОЕМКОСТИ ГАЗОВ Статья в формате PDF 128 KB...

31 03 2024 10:30:34

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::