КУРС ОБЩЕЙ ХИМИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КУРС ОБЩЕЙ ХИМИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРС ОБЩЕЙ ХИМИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Литвинова Т.Н. Статья в формате PDF 118 KB

В новой мировой парадигме высшего образования особое место отведено его фундаментализации, которая рассматривается как важнейшая тенденция и ведущее современное направление развития высшего образования ХХI века. С этих позиций - образование, знания, интеллект и творческие способности становятся высшими общечеловеческими ценностями.

Под фундаментализацией образования мы понимаем приоритетность общих теоретических дисциплин, ведущую роль теоретических системных знаний, обобщенных умений, универсальных методов и способов познания, научного исследования, направленных на действенное, мотивированное, активное изучение и усвоение содержания учебных дисциплин, на формирование системного мышления, ценностного отношения к знаниям, к их самостоятельному приобретению и творческому применению.

Целью фундаментализации медицинского образования, на наш взгляд, является создание положительной образовательной среды, оптимальных условий для понимания смысла и значения фундаментального материала, для сознательного и действенного овладения естественнонаучными дисциплинами как содержательными основами профессионализма будущих врачей.

Химическое образование является важной составной частью системы общего естественнонаучного образования и естественнонаучной, в том числе экологической, культуры как интегральной хаpaктеристики личности [1, 2]. Химия, как фундаментальная наука, вносит существенный вклад в понимание современной картины мира, представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры [3]. Устойчивое развитие общества напрямую связано с техническим прогрессом и развитием химии в жизнеобеспечении людей по следующим основным стратегическим направлениям: энергия, материалы, продовольствие, лекарства и здравоохранение. Именно поэтому химия является важнейшей естественной фундаментальной наукой и учебной дисциплиной. Этот вывод базируется на «осознанном понимании, что химическое соединение (химическое вещество) является объективно главной вещественной материальной земной реальностью, которая лежит в основе наиболее важных фундаментальных превращений и эволюционных процессов Земли» [4]. Уникальность химии как фундаментальной науки и ее технологий заключается в том, что они создают «вторую природу» (синтез веществ и материалов с заданными свойствами). Химия вносит значительный вклад в понимание законов природы, в научное мировоззрение и мышление человека, в создание материальной базы, в том числе, лекарственных веществ и медицинского оборудования. Химические знания являются не только элементом культуры, но и необходимым условием существования человека в окружающей среде. Изучение химии позволяет сформировать диалектические представления о химической форме движения материи, раскрыть материальные основания окружающего мира, дать знания, необходимые для понимания сущности глобальных проблем современности: экологической, сырьевой, энергетической, продовольственной; развивать общеучебные, в частности интеллектуальные, организационные, оценочные, коммуникативные, и разнообразные пpaктические умения. Велика роль химии в воспитании экологической и валеологической культуры людей, так как эти проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решении многих из них используются химические средства и методы. Химия и ее история оказывают серьезное влияние на формирование нравственности и на развитие личности в целом.

Основой фундаментализации химического образования в медицинском вузе является такая его система и структура, которая ориентируется не на узкопрофессиональные прагматические знания, а теоретически и методологически важные, усвоенные в виде инвариантов основных систем содержания, долго сохраняющиеся и активно функционирующие в учебном и научном познании. Именно такие знания способствуют целостному восприятию научной картины природы, развитию интеллекта, творческой самореализации и адаптации к быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности.

В последние годы отмечается снижение понимания значимости химии в вузовском естественнонаучном и медицинском образовании. Мы полагаем, что это объясняется тем, что: а) преподаватели в рамках лидирующего предметного обучения недостаточно используют междисциплинарные связи и не в полной мере актуализируют и развивают химические знания для объяснения медицинских понятий, явлений; б) химические знания из курса общей химии, вливаясь в курсы биохимии, нормальной и патологической физиологии, непосредственно входят в структуру медицинских профессиональных знаний и, «растворяясь» в них, воспринимаются студентами интегрированно, без акцента на источник этих знаний - общую химию.

В настоящее время в связи с сокращением учебного времени на предметы естественнонаучного цикла, преподавание общей химии в медицинском вузе сведено к стандартному минимуму, не оставляющего места для разносторонней учебной деятельности, творческого развития и расширения химического кругозора студентов. Мы научно обосновали и доказали результатами своих теоретико-экспериментальных исследований [5], что интегративно-модульный подход служит действенным средством для решения задачи эффективного использования потенциальных возможностей учебного предмета общей химии. Модернизация содержания, структуры и процесса обучения общей химии, осуществленные нами, направлены на развитие личности студента, расширение его творческого опыта, приобретение ценностного отношения к химии, а через нее - к природе, жизни, здоровью и другим общечеловеческим ценностям.

Общая химия изучается в медицинском вузе на первом курсе и является базовым предметом, как для химического образования студентов, так и для профессионального медицинского образования. Курс общей химии особенно важен в овладении такими дисциплинами, как биохимия, нормальная и патологическая физиология, фармакология, токсикология, клиническая биохимия, общая гигиена, гигиена питания и др.

Данный курс призван обеспечить:

  • фундаментальную общехимическую подготовку молодежи с медицинской ориентацией и формирование у них химической картины природы в общем контексте естествознания и медицины;
  • развитие логики и интеллектуальных умений у студентов для дальнейшего освоения фундаментальных теоретических и клинических дисциплин;
  • осознанный выбор студентами последующей специализации в научно-исследовательской работе (НИРС);
  • осознание студентами значения химических знаний и умений во всей их последующей профессиональной медицинской деятельности.

Фундаментальное химическое образование предполагает тесную взаимосвязь учебно-познавательной, научно-исследовательской и самостоятельной деятельности студентов. С фундаментализацией знаний непосредственно связаны их системность и действенность. Понятия, законы и теории служат тем ядром, вокруг которых группируются все факты и другие виды знаний учебной дисциплины. Логику учебного предмета определяет система последовательно раскрываемых фундаментальных понятий. Их объяснение и связывание осуществляется на основе теорий и законов, соответствующих уровню обучения и природе этих понятий. Фундаментальные понятия науки, интегрирующие в своем содержании многие виды знаний, концентрированно выражают существенные признаки, связи и отношения обобщаемых ими объектов к реальной действительности, что отражает взаимосвязи понятий, теорий и законов, обуславливает необходимость сведения их в единую теоретическую систему содержания, способную раскрывать всеобщее, особенное и единичное в отражаемой ею научной или природной области. Многие фундаментальные понятия не только составляют основу положений теории и содержания законов, входящих в объединяющую их теоретическую систему, но часто выходят за них и относятся к более общим теоретическим системам знаний. Важно при обучении раскрывать структурную организацию формируемых систем понятий, отражать их наиболее инвариантную часть с помощью кратких схематических моделей, обзорно отражающих основные компоненты знаний данной системы и их важнейшие связи. Структурирование общих теоретических систем знаний - процесс весьма диалектичный. Одну и ту же систему знаний можно упорядочить разными способами, принимая во внимание те методологические и теоретические ориентиры, которые положены в основу структурирования учебного материала, образовательные цели и идеи, на основе которых строится весь курс. В качестве основной методологической идеи мы избрали интегративно-модульный подход, что позволило нам выделять инварианты подсистем знаний в рамках каждого модуля. Все модули связаны между собой. В качестве ведущих системообразующих и функциональных связей мы выделяли общие цели, теории и закономерности. При оформлении теоретических систем понятий данного курса и их разделов мы предлагаем следующие принципы, которые могут быть положены в основу построения других фундаментальных дисциплин:

  • целевой обоснованности отбора компонентов знаний каждой выделяемой для изучения теоретической системы курса;
  • ее познавательной значимости и дидактической ценности;
  • принадлежность основных элементов знаний данной системы к другим системам;
  • существование в науке аналога данной дидактической системы;
  • прямой или опосредованной связи с наблюдаемыми фактами;
  • минимальности, но достаточности для образования понятий и конкретизации системы числа фактов;
  • наличие адекватных понятиям и теориям системы знаковых форм материализации этих знаний и оперирования ими;
  • существенного вклада данной теоретической системы знаний в развитие и воспитание личности обучаемых.

Фундаментализация химического образования осуществляется нами в разных направлениях:

  • обновление содержания и улучшение структуры модулей;
  • усиление внутри и междисциплинарных связей;
  • создание новых интегративных элективных курсов (например, «Химические основы экологических проблем»);
  • адаптация содержания и процесса изучения фундаментального теоретического курса к решению профессиональных задач будущих специалистов;
  • объединение теоретических, пpaктических разделов курса и их изучение на единстве лекционно-семинарско-пpaктической формы занятий;
  • ориентация профессиональной подготовки на интеграцию химических и медицинских знаний; расширение научно-исследовательской работы студентов.

Такой подход позволяет готовить высоко профессиональных и конкурентно способных специалистов, хорошо адаптирующихся в разных условиях их деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Преподавание дисциплин естественно-математического цикла. Методические рекомендации. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 93 с.
  2. Викторова Л.П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников.- СПб, Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. - 166 с.
  3. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия - в центре наук. - М.: Мир, 1983. - 442 с.
  4. Сироткин О.С. Химическое образование как определяющий фактор технического прогресса и современного развития общества // Химическое образование и развитие общества. Тезисы докл. международной конференции (11-13 октября 2000 г., Москва, Россия). - М., 2000. - С.55-56.
  5. Литвинова Т.Н. Теория и пpaктика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза (монография).- Краснодар, Изд-во КГМА, 2001.- 262 с.


ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К АНТИМИКОТИЧЕСКИМ ПРЕПАРАТАМ ДРОЖЖЕПОДОБНЫХ ГРИБОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ У ПАЦИЕНТОК С ХРОНИЧЕСКИМ РЕЦИДИВИРУЮЩИМ КАНДИДОЗНЫМ ВУЛЬВОВАГИНИТОМ

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К АНТИМИКОТИЧЕСКИМ ПРЕПАРАТАМ ДРОЖЖЕПОДОБНЫХ ГРИБОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ У ПАЦИЕНТОК С ХРОНИЧЕСКИМ РЕЦИДИВИРУЮЩИМ КАНДИДОЗНЫМ ВУЛЬВОВАГИНИТОМ Определены виды грибов рода Candida, выделенных из влагалища у 200 пациенток с хроническим рецидивирующим кандидозным вульвовaгинитом. Приоритетными видами возбудителя являлись С. pseudotropicаlis, C. krusei ( 32,5% и 37,5%). Определена чувствительность 67 наиболее часто выделяемых штаммов при данной патологии к нистатину, амфотерицину-В, клотримaзoлу. Грибы вида C.albicans в 56% исследований были чувствительны к трем антимикотическим препаратам. Субкультуры С."не-albicans" имели маркеры устойчивости к нистатину в 57% ,амфотерицину-В в 59%, клотримaзoлу 25% исследований. ...

17 05 2025 23:14:30

ПИЩЕВЫЕ ВОЛОКНА СКОРЦОНЕРА И ОВСЯНОГО КОРНЯ И ИХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПИЩЕВЫЕ ВОЛОКНА СКОРЦОНЕРА И ОВСЯНОГО КОРНЯ И ИХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ Изучен химический состав нетрадиционного инулинсодержащего сырья Scorzonera hispanica L. и Tragopogon porrifolius L. Получены полисахаридные концентраты и установлена их антибактериальная и гипогликемическая активности. Прогнозируется их использование в качестве лечебно-профилактических комплексов. ...

16 05 2025 13:40:32

МОЛОЧНЫЙ НАПИТОК С ЭКСТРАКТОМ ЧАЙНОГО ЛИСТА

МОЛОЧНЫЙ НАПИТОК С ЭКСТРАКТОМ ЧАЙНОГО ЛИСТА Статья в формате PDF 322 KB...

12 05 2025 6:30:38

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 127 KB...

07 05 2025 1:37:40

СЛИНКИН СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

СЛИНКИН СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ Статья в формате PDF 161 KB...

23 04 2025 10:48:49

МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ I)

МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ I) С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные хаpaктеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...

17 04 2025 17:44:53

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ «БЕЗОПАСНОГО ТИПА» В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ «БЕЗОПАСНОГО ТИПА» В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В настоящее время в связи с возникновением проблем физического выживания человечества, расширением спектра внутренних и внешних угроз его жизнедеятельности, в системе образования крайне важно формирование личности «безопасного типа». Это – высокоинтеллектуальная личность, хорошо знакомая с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающая их исключительную важность, стремящаяся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. Суть образования – формирование креативного человека в креативной среде, т.е. воспитание выпускника с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание науки, техники, культуры, искусства, самореализацию и самовоспроизводство, которые возможны только при совместной безопасности личности и общества в широком смысле слова – от семьи до всего человечества. ...

16 04 2025 16:45:17

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ В работе проведены клинические наблюдения и исследования КТ головного мозга у 79 детей с ПЭП. Таким образом, основным морфологическим субстратом перинатального поражения мозга в остром периоде заболевания, по данным КТ, является отек мозга, нередко в сочетании с кровоизлиянием различной степени тяжести. Основным морфологическим субстратом восстановительного периода был дилатационный синдром и атрофический процесс коры головного мозга, преимущественно на уровне лобных долей. ...

12 04 2025 18:48:58

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::