КУРС ОБЩЕЙ ХИМИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КУРС ОБЩЕЙ ХИМИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРС ОБЩЕЙ ХИМИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Литвинова Т.Н. Статья в формате PDF 118 KB

В новой мировой парадигме высшего образования особое место отведено его фундаментализации, которая рассматривается как важнейшая тенденция и ведущее современное направление развития высшего образования ХХI века. С этих позиций - образование, знания, интеллект и творческие способности становятся высшими общечеловеческими ценностями.

Под фундаментализацией образования мы понимаем приоритетность общих теоретических дисциплин, ведущую роль теоретических системных знаний, обобщенных умений, универсальных методов и способов познания, научного исследования, направленных на действенное, мотивированное, активное изучение и усвоение содержания учебных дисциплин, на формирование системного мышления, ценностного отношения к знаниям, к их самостоятельному приобретению и творческому применению.

Целью фундаментализации медицинского образования, на наш взгляд, является создание положительной образовательной среды, оптимальных условий для понимания смысла и значения фундаментального материала, для сознательного и действенного овладения естественнонаучными дисциплинами как содержательными основами профессионализма будущих врачей.

Химическое образование является важной составной частью системы общего естественнонаучного образования и естественнонаучной, в том числе экологической, культуры как интегральной хаpaктеристики личности [1, 2]. Химия, как фундаментальная наука, вносит существенный вклад в понимание современной картины мира, представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры [3]. Устойчивое развитие общества напрямую связано с техническим прогрессом и развитием химии в жизнеобеспечении людей по следующим основным стратегическим направлениям: энергия, материалы, продовольствие, лекарства и здравоохранение. Именно поэтому химия является важнейшей естественной фундаментальной наукой и учебной дисциплиной. Этот вывод базируется на «осознанном понимании, что химическое соединение (химическое вещество) является объективно главной вещественной материальной земной реальностью, которая лежит в основе наиболее важных фундаментальных превращений и эволюционных процессов Земли» [4]. Уникальность химии как фундаментальной науки и ее технологий заключается в том, что они создают «вторую природу» (синтез веществ и материалов с заданными свойствами). Химия вносит значительный вклад в понимание законов природы, в научное мировоззрение и мышление человека, в создание материальной базы, в том числе, лекарственных веществ и медицинского оборудования. Химические знания являются не только элементом культуры, но и необходимым условием существования человека в окружающей среде. Изучение химии позволяет сформировать диалектические представления о химической форме движения материи, раскрыть материальные основания окружающего мира, дать знания, необходимые для понимания сущности глобальных проблем современности: экологической, сырьевой, энергетической, продовольственной; развивать общеучебные, в частности интеллектуальные, организационные, оценочные, коммуникативные, и разнообразные пpaктические умения. Велика роль химии в воспитании экологической и валеологической культуры людей, так как эти проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решении многих из них используются химические средства и методы. Химия и ее история оказывают серьезное влияние на формирование нравственности и на развитие личности в целом.

Основой фундаментализации химического образования в медицинском вузе является такая его система и структура, которая ориентируется не на узкопрофессиональные прагматические знания, а теоретически и методологически важные, усвоенные в виде инвариантов основных систем содержания, долго сохраняющиеся и активно функционирующие в учебном и научном познании. Именно такие знания способствуют целостному восприятию научной картины природы, развитию интеллекта, творческой самореализации и адаптации к быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности.

В последние годы отмечается снижение понимания значимости химии в вузовском естественнонаучном и медицинском образовании. Мы полагаем, что это объясняется тем, что: а) преподаватели в рамках лидирующего предметного обучения недостаточно используют междисциплинарные связи и не в полной мере актуализируют и развивают химические знания для объяснения медицинских понятий, явлений; б) химические знания из курса общей химии, вливаясь в курсы биохимии, нормальной и патологической физиологии, непосредственно входят в структуру медицинских профессиональных знаний и, «растворяясь» в них, воспринимаются студентами интегрированно, без акцента на источник этих знаний - общую химию.

В настоящее время в связи с сокращением учебного времени на предметы естественнонаучного цикла, преподавание общей химии в медицинском вузе сведено к стандартному минимуму, не оставляющего места для разносторонней учебной деятельности, творческого развития и расширения химического кругозора студентов. Мы научно обосновали и доказали результатами своих теоретико-экспериментальных исследований [5], что интегративно-модульный подход служит действенным средством для решения задачи эффективного использования потенциальных возможностей учебного предмета общей химии. Модернизация содержания, структуры и процесса обучения общей химии, осуществленные нами, направлены на развитие личности студента, расширение его творческого опыта, приобретение ценностного отношения к химии, а через нее - к природе, жизни, здоровью и другим общечеловеческим ценностям.

Общая химия изучается в медицинском вузе на первом курсе и является базовым предметом, как для химического образования студентов, так и для профессионального медицинского образования. Курс общей химии особенно важен в овладении такими дисциплинами, как биохимия, нормальная и патологическая физиология, фармакология, токсикология, клиническая биохимия, общая гигиена, гигиена питания и др.

Данный курс призван обеспечить:

  • фундаментальную общехимическую подготовку молодежи с медицинской ориентацией и формирование у них химической картины природы в общем контексте естествознания и медицины;
  • развитие логики и интеллектуальных умений у студентов для дальнейшего освоения фундаментальных теоретических и клинических дисциплин;
  • осознанный выбор студентами последующей специализации в научно-исследовательской работе (НИРС);
  • осознание студентами значения химических знаний и умений во всей их последующей профессиональной медицинской деятельности.

Фундаментальное химическое образование предполагает тесную взаимосвязь учебно-познавательной, научно-исследовательской и самостоятельной деятельности студентов. С фундаментализацией знаний непосредственно связаны их системность и действенность. Понятия, законы и теории служат тем ядром, вокруг которых группируются все факты и другие виды знаний учебной дисциплины. Логику учебного предмета определяет система последовательно раскрываемых фундаментальных понятий. Их объяснение и связывание осуществляется на основе теорий и законов, соответствующих уровню обучения и природе этих понятий. Фундаментальные понятия науки, интегрирующие в своем содержании многие виды знаний, концентрированно выражают существенные признаки, связи и отношения обобщаемых ими объектов к реальной действительности, что отражает взаимосвязи понятий, теорий и законов, обуславливает необходимость сведения их в единую теоретическую систему содержания, способную раскрывать всеобщее, особенное и единичное в отражаемой ею научной или природной области. Многие фундаментальные понятия не только составляют основу положений теории и содержания законов, входящих в объединяющую их теоретическую систему, но часто выходят за них и относятся к более общим теоретическим системам знаний. Важно при обучении раскрывать структурную организацию формируемых систем понятий, отражать их наиболее инвариантную часть с помощью кратких схематических моделей, обзорно отражающих основные компоненты знаний данной системы и их важнейшие связи. Структурирование общих теоретических систем знаний - процесс весьма диалектичный. Одну и ту же систему знаний можно упорядочить разными способами, принимая во внимание те методологические и теоретические ориентиры, которые положены в основу структурирования учебного материала, образовательные цели и идеи, на основе которых строится весь курс. В качестве основной методологической идеи мы избрали интегративно-модульный подход, что позволило нам выделять инварианты подсистем знаний в рамках каждого модуля. Все модули связаны между собой. В качестве ведущих системообразующих и функциональных связей мы выделяли общие цели, теории и закономерности. При оформлении теоретических систем понятий данного курса и их разделов мы предлагаем следующие принципы, которые могут быть положены в основу построения других фундаментальных дисциплин:

  • целевой обоснованности отбора компонентов знаний каждой выделяемой для изучения теоретической системы курса;
  • ее познавательной значимости и дидактической ценности;
  • принадлежность основных элементов знаний данной системы к другим системам;
  • существование в науке аналога данной дидактической системы;
  • прямой или опосредованной связи с наблюдаемыми фактами;
  • минимальности, но достаточности для образования понятий и конкретизации системы числа фактов;
  • наличие адекватных понятиям и теориям системы знаковых форм материализации этих знаний и оперирования ими;
  • существенного вклада данной теоретической системы знаний в развитие и воспитание личности обучаемых.

Фундаментализация химического образования осуществляется нами в разных направлениях:

  • обновление содержания и улучшение структуры модулей;
  • усиление внутри и междисциплинарных связей;
  • создание новых интегративных элективных курсов (например, «Химические основы экологических проблем»);
  • адаптация содержания и процесса изучения фундаментального теоретического курса к решению профессиональных задач будущих специалистов;
  • объединение теоретических, пpaктических разделов курса и их изучение на единстве лекционно-семинарско-пpaктической формы занятий;
  • ориентация профессиональной подготовки на интеграцию химических и медицинских знаний; расширение научно-исследовательской работы студентов.

Такой подход позволяет готовить высоко профессиональных и конкурентно способных специалистов, хорошо адаптирующихся в разных условиях их деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Преподавание дисциплин естественно-математического цикла. Методические рекомендации. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 93 с.
  2. Викторова Л.П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников.- СПб, Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. - 166 с.
  3. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия - в центре наук. - М.: Мир, 1983. - 442 с.
  4. Сироткин О.С. Химическое образование как определяющий фактор технического прогресса и современного развития общества // Химическое образование и развитие общества. Тезисы докл. международной конференции (11-13 октября 2000 г., Москва, Россия). - М., 2000. - С.55-56.
  5. Литвинова Т.Н. Теория и пpaктика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза (монография).- Краснодар, Изд-во КГМА, 2001.- 262 с.


ДИФРАКЦИОННО-РЕФРАКЦИОННЫЕ ИНТРАОКУЛЯРНЫЕ ЛИНЗЫ

ДИФРАКЦИОННО-РЕФРАКЦИОННЫЕ ИНТРАОКУЛЯРНЫЕ ЛИНЗЫ Статья в формате PDF 111 KB...

16 01 2025 6:39:27

ГЕОМЕТРИЯ ЧЕТЫРЕХМЕРНОГО МИРА

ГЕОМЕТРИЯ ЧЕТЫРЕХМЕРНОГО МИРА Представлен четырехмерный мир без фактора времени с предопределенностью событий и явлений в вечности. ...

10 01 2025 23:43:13

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Статья в формате PDF 127 KB...

06 01 2025 1:30:38

ТУБЕРКУЛЕЗНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ

ТУБЕРКУЛЕЗНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ Статья в формате PDF 120 KB...

04 01 2025 20:41:30

МОЛОДЁЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

МОЛОДЁЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ Статья в формате PDF 251 KB...

31 12 2024 1:20:26

СИСТЕМНЫЕ МОДЕЛИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

СИСТЕМНЫЕ МОДЕЛИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Статья в формате PDF 108 KB...

30 12 2024 11:41:30

РЕУТОВ ВАЛЕНТИН ПАЛЛАДИЕВИЧ

РЕУТОВ ВАЛЕНТИН ПАЛЛАДИЕВИЧ Статья в формате PDF 320 KB...

19 12 2024 2:33:37

МОРФОЛОГИЯ ТИМУСА МОЛОДИ РУССКОГО ОСЕТРА

МОРФОЛОГИЯ ТИМУСА МОЛОДИ РУССКОГО ОСЕТРА Статья в формате PDF 121 KB...

18 12 2024 21:12:38

ЦЕНА ОПЦИОНА ПРИ УСЛОВИИ ДИСКРЕТНОСТИ ХЕДЖИРОВАНИЯ

ЦЕНА ОПЦИОНА ПРИ УСЛОВИИ ДИСКРЕТНОСТИ ХЕДЖИРОВАНИЯ В данной работе предложен принципиально новый подход нахождения справедливой цены опциона европейского типа при условии дискретности хеджирования на эффективном рынке базового актива. Развитый подход позволяет определить стоимость опциона для достаточно широкого класса распределений цены базового актива, не ограничиваясь гипотезой о том, что распределение цен базового актива подчиняется логнормальному закону. Анализ полученных результатов позволил утверждать, что существуют такие состояния рынка, при которых осуществить хеджирование не предоставляется возможным. Данный эффект не находится в противоречии с теорией Блэка-Шоулза, т.к. конфигурация областей «нехеджируемости» вырождается в пустое множество при достаточно большом количестве актов хеджирования и достаточно малом промежутке времени между актами хеджирования ...

16 12 2024 13:57:15

Бозаджиев Владимир Лукьянович

Бозаджиев Владимир Лукьянович Статья в формате PDF 144 KB...

13 12 2024 6:32:37

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::