КУРС ОБЩЕЙ ХИМИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В новой мировой парадигме высшего образования особое место отведено его фундаментализации, которая рассматривается как важнейшая тенденция и ведущее современное направление развития высшего образования ХХI века. С этих позиций - образование, знания, интеллект и творческие способности становятся высшими общечеловеческими ценностями.
Под фундаментализацией образования мы понимаем приоритетность общих теоретических дисциплин, ведущую роль теоретических системных знаний, обобщенных умений, универсальных методов и способов познания, научного исследования, направленных на действенное, мотивированное, активное изучение и усвоение содержания учебных дисциплин, на формирование системного мышления, ценностного отношения к знаниям, к их самостоятельному приобретению и творческому применению.
Целью фундаментализации медицинского образования, на наш взгляд, является создание положительной образовательной среды, оптимальных условий для понимания смысла и значения фундаментального материала, для сознательного и действенного овладения естественнонаучными дисциплинами как содержательными основами профессионализма будущих врачей.
Химическое образование является важной составной частью системы общего естественнонаучного образования и естественнонаучной, в том числе экологической, культуры как интегральной хаpaктеристики личности [1, 2]. Химия, как фундаментальная наука, вносит существенный вклад в понимание современной картины мира, представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры [3]. Устойчивое развитие общества напрямую связано с техническим прогрессом и развитием химии в жизнеобеспечении людей по следующим основным стратегическим направлениям: энергия, материалы, продовольствие, лекарства и здравоохранение. Именно поэтому химия является важнейшей естественной фундаментальной наукой и учебной дисциплиной. Этот вывод базируется на «осознанном понимании, что химическое соединение (химическое вещество) является объективно главной вещественной материальной земной реальностью, которая лежит в основе наиболее важных фундаментальных превращений и эволюционных процессов Земли» [4]. Уникальность химии как фундаментальной науки и ее технологий заключается в том, что они создают «вторую природу» (синтез веществ и материалов с заданными свойствами). Химия вносит значительный вклад в понимание законов природы, в научное мировоззрение и мышление человека, в создание материальной базы, в том числе, лекарственных веществ и медицинского оборудования. Химические знания являются не только элементом культуры, но и необходимым условием существования человека в окружающей среде. Изучение химии позволяет сформировать диалектические представления о химической форме движения материи, раскрыть материальные основания окружающего мира, дать знания, необходимые для понимания сущности глобальных проблем современности: экологической, сырьевой, энергетической, продовольственной; развивать общеучебные, в частности интеллектуальные, организационные, оценочные, коммуникативные, и разнообразные пpaктические умения. Велика роль химии в воспитании экологической и валеологической культуры людей, так как эти проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решении многих из них используются химические средства и методы. Химия и ее история оказывают серьезное влияние на формирование нравственности и на развитие личности в целом.
Основой фундаментализации химического образования в медицинском вузе является такая его система и структура, которая ориентируется не на узкопрофессиональные прагматические знания, а теоретически и методологически важные, усвоенные в виде инвариантов основных систем содержания, долго сохраняющиеся и активно функционирующие в учебном и научном познании. Именно такие знания способствуют целостному восприятию научной картины природы, развитию интеллекта, творческой самореализации и адаптации к быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности.
В последние годы отмечается снижение понимания значимости химии в вузовском естественнонаучном и медицинском образовании. Мы полагаем, что это объясняется тем, что: а) преподаватели в рамках лидирующего предметного обучения недостаточно используют междисциплинарные связи и не в полной мере актуализируют и развивают химические знания для объяснения медицинских понятий, явлений; б) химические знания из курса общей химии, вливаясь в курсы биохимии, нормальной и патологической физиологии, непосредственно входят в структуру медицинских профессиональных знаний и, «растворяясь» в них, воспринимаются студентами интегрированно, без акцента на источник этих знаний - общую химию.
В настоящее время в связи с сокращением учебного времени на предметы естественнонаучного цикла, преподавание общей химии в медицинском вузе сведено к стандартному минимуму, не оставляющего места для разносторонней учебной деятельности, творческого развития и расширения химического кругозора студентов. Мы научно обосновали и доказали результатами своих теоретико-экспериментальных исследований [5], что интегративно-модульный подход служит действенным средством для решения задачи эффективного использования потенциальных возможностей учебного предмета общей химии. Модернизация содержания, структуры и процесса обучения общей химии, осуществленные нами, направлены на развитие личности студента, расширение его творческого опыта, приобретение ценностного отношения к химии, а через нее - к природе, жизни, здоровью и другим общечеловеческим ценностям.
Общая химия изучается в медицинском вузе на первом курсе и является базовым предметом, как для химического образования студентов, так и для профессионального медицинского образования. Курс общей химии особенно важен в овладении такими дисциплинами, как биохимия, нормальная и патологическая физиология, фармакология, токсикология, клиническая биохимия, общая гигиена, гигиена питания и др.
Данный курс призван обеспечить:
- фундаментальную общехимическую подготовку молодежи с медицинской ориентацией и формирование у них химической картины природы в общем контексте естествознания и медицины;
- развитие логики и интеллектуальных умений у студентов для дальнейшего освоения фундаментальных теоретических и клинических дисциплин;
- осознанный выбор студентами последующей специализации в научно-исследовательской работе (НИРС);
- осознание студентами значения химических знаний и умений во всей их последующей профессиональной медицинской деятельности.
Фундаментальное химическое образование предполагает тесную взаимосвязь учебно-познавательной, научно-исследовательской и самостоятельной деятельности студентов. С фундаментализацией знаний непосредственно связаны их системность и действенность. Понятия, законы и теории служат тем ядром, вокруг которых группируются все факты и другие виды знаний учебной дисциплины. Логику учебного предмета определяет система последовательно раскрываемых фундаментальных понятий. Их объяснение и связывание осуществляется на основе теорий и законов, соответствующих уровню обучения и природе этих понятий. Фундаментальные понятия науки, интегрирующие в своем содержании многие виды знаний, концентрированно выражают существенные признаки, связи и отношения обобщаемых ими объектов к реальной действительности, что отражает взаимосвязи понятий, теорий и законов, обуславливает необходимость сведения их в единую теоретическую систему содержания, способную раскрывать всеобщее, особенное и единичное в отражаемой ею научной или природной области. Многие фундаментальные понятия не только составляют основу положений теории и содержания законов, входящих в объединяющую их теоретическую систему, но часто выходят за них и относятся к более общим теоретическим системам знаний. Важно при обучении раскрывать структурную организацию формируемых систем понятий, отражать их наиболее инвариантную часть с помощью кратких схематических моделей, обзорно отражающих основные компоненты знаний данной системы и их важнейшие связи. Структурирование общих теоретических систем знаний - процесс весьма диалектичный. Одну и ту же систему знаний можно упорядочить разными способами, принимая во внимание те методологические и теоретические ориентиры, которые положены в основу структурирования учебного материала, образовательные цели и идеи, на основе которых строится весь курс. В качестве основной методологической идеи мы избрали интегративно-модульный подход, что позволило нам выделять инварианты подсистем знаний в рамках каждого модуля. Все модули связаны между собой. В качестве ведущих системообразующих и функциональных связей мы выделяли общие цели, теории и закономерности. При оформлении теоретических систем понятий данного курса и их разделов мы предлагаем следующие принципы, которые могут быть положены в основу построения других фундаментальных дисциплин:
- целевой обоснованности отбора компонентов знаний каждой выделяемой для изучения теоретической системы курса;
- ее познавательной значимости и дидактической ценности;
- принадлежность основных элементов знаний данной системы к другим системам;
- существование в науке аналога данной дидактической системы;
- прямой или опосредованной связи с наблюдаемыми фактами;
- минимальности, но достаточности для образования понятий и конкретизации системы числа фактов;
- наличие адекватных понятиям и теориям системы знаковых форм материализации этих знаний и оперирования ими;
- существенного вклада данной теоретической системы знаний в развитие и воспитание личности обучаемых.
Фундаментализация химического образования осуществляется нами в разных направлениях:
- обновление содержания и улучшение структуры модулей;
- усиление внутри и междисциплинарных связей;
- создание новых интегративных элективных курсов (например, «Химические основы экологических проблем»);
- адаптация содержания и процесса изучения фундаментального теоретического курса к решению профессиональных задач будущих специалистов;
- объединение теоретических, пpaктических разделов курса и их изучение на единстве лекционно-семинарско-пpaктической формы занятий;
- ориентация профессиональной подготовки на интеграцию химических и медицинских знаний; расширение научно-исследовательской работы студентов.
Такой подход позволяет готовить высоко профессиональных и конкурентно способных специалистов, хорошо адаптирующихся в разных условиях их деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Преподавание дисциплин естественно-математического цикла. Методические рекомендации. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 93 с.
- Викторова Л.П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников.- СПб, Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. - 166 с.
- Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия - в центре наук. - М.: Мир, 1983. - 442 с.
- Сироткин О.С. Химическое образование как определяющий фактор технического прогресса и современного развития общества // Химическое образование и развитие общества. Тезисы докл. международной конференции (11-13 октября 2000 г., Москва, Россия). - М., 2000. - С.55-56.
- Литвинова Т.Н. Теория и пpaктика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза (монография).- Краснодар, Изд-во КГМА, 2001.- 262 с.
Статья в формате PDF
450 KB...
24 03 2023 11:17:19
Статья в формате PDF
323 KB...
23 03 2023 1:32:29
Статья в формате PDF
266 KB...
22 03 2023 17:46:36
Статья в формате PDF
109 KB...
21 03 2023 16:39:11
Статья в формате PDF
148 KB...
20 03 2023 23:23:58
Статья в формате PDF
134 KB...
19 03 2023 0:59:16
Статья в формате PDF
150 KB...
18 03 2023 5:22:45
Статья в формате PDF
118 KB...
17 03 2023 16:21:16
В работе освещены современные представления о питании беременных женщин. Описаны возможные осложнения при нарушении пищевого статуса перед вступлением в бpaк. Показаны пути коррекции питания беременных женщин в первые периоды беременности, которые используются в России и в развитых западных странах.
...
16 03 2023 13:29:28
Статья в формате PDF
425 KB...
15 03 2023 15:41:49
На основе собственных фактических данных, полученных в процессе длительных наблюдений (1982-2000 гг.) за качественным состоянием каспийских осетровых, выявлена прострaнcтвенно-временная динамика патоморфологических и функциональных нарушений во внутренних органах рыб. С позиций современной патологии, регенерации экологическая и физиологическая пластичность современных каспийских осетровых рассматривается в связи с адаптивной модификацией и нормой реакции.
Обсуждаются вопросы дальнейшего изучения механизма регенерации в связи с известной гипотезой о существовании креаторной системы, выполняющей в организме регуляцию функциональной зависимости между клетками и органами.
...
14 03 2023 9:24:54
Статья в формате PDF
114 KB...
12 03 2023 20:13:47
Статья в формате PDF
265 KB...
10 03 2023 3:32:26
На основании многолетних наблюдений за комплексом внешних условий и состоянием популяций мелких млекопитающих количественно оценено распределение влияний внутрипопуляционных и внешних факторов на динамику их численности и структуры. Показано, что основное влияние на демографические процессы полевок на протяжении всего сезона размножения оказывают плотностно-зависимые механизмы регуляции (эндогенные факторы). Экзогенные (хищники, кормовые и погодные) факторы выступают в качестве воздействий, ограничивающих рост населения популяции, и наиболее эффективны в переходные осеннее-зимний и зимне-весенний периоды.
...
09 03 2023 13:48:59
Исследование позволило выявить несбалансированность иммунной системы на протяжении всего периода активного аппаратурного лечения. Это чётко прослеживается через один и через пять месяцев после фиксации аппарата, а так же в конечном периоде аппаратурного лечения (т.е. через пятнадцать месяцев после фиксации брекетов). Полученные результаты исследования позволяют рекомендовать выделение этих периодов как «критических», требующих проведения иммунокоррегирующей терапии и назначение средств профилактики кариеса зубов.
...
08 03 2023 22:21:58
Статья в формате PDF
275 KB...
07 03 2023 21:38:45
Статья в формате PDF
146 KB...
06 03 2023 2:26:19
05 03 2023 2:16:38
Статья в формате PDF 127 KB...
03 03 2023 14:41:18
В работе изучены социально-гигиенические условия труда и быта военнослужащих региона Средней Волги, оценена информативность и значимость каждого из них в развитии ишемической болезни сердца.
...
01 03 2023 20:11:42
Статья в формате PDF
114 KB...
28 02 2023 7:11:20
Статья в формате PDF
264 KB...
27 02 2023 2:14:54
Статья в формате PDF
227 KB...
26 02 2023 23:32:37
Темпы жилищного и гражданского строительства в Восточной Сибири и соседних регионах сдерживаются высокой себестоимостью строительства. Основным резервом для снижения стоимости является замена дорогостоящих традиционных материалов, в частности стеновых, на альтернативные материалыЯчеистые бетоны из техногенных промышленных отходов.
...
25 02 2023 14:43:45
Статья в формате PDF
1463 KB...
24 02 2023 11:47:18
Географическое расположение и климатические условия Нижнего Поволжья, неудовлетворительная экологическая обстановка способствует росту заболеваемости мочепoлoвoй системы у населения, проживающего в регионе. Увеличение частоты заболеваемости уратным нефролитиазом диктует необходимость поиска адекватного объема терапии по улучшению качества консервативного лечения этой патологии.
Изучение особенностей симптомокомплекса уратного нефролитиаза в разных возрастных группах (25-30; 40-45; 60-70 лет) позволило научно обосновать и разработать пpaктические рекомендации по рациональному и эффективному лечению данного вида мочекаменной болезни у пациентов с учетом их возраста.
...
23 02 2023 3:53:19
Статья в формате PDF
266 KB...
21 02 2023 9:32:31
Статья в формате PDF 138 KB...
20 02 2023 11:54:48
Статья в формате PDF
256 KB...
19 02 2023 23:57:31
Статья в формате PDF
117 KB...
18 02 2023 14:49:29
Статья в формате PDF
253 KB...
17 02 2023 19:14:36
Статья в формате PDF
105 KB...
16 02 2023 1:24:59
Статья в формате PDF
358 KB...
15 02 2023 2:39:54
Статья в формате PDF
111 KB...
14 02 2023 22:43:56
Статья в формате PDF
124 KB...
13 02 2023 16:35:46
Статья в формате PDF
266 KB...
12 02 2023 13:30:32
Статья в формате PDF
286 KB...
10 02 2023 10:56:41
Уникальность того или иного исторического события или явления определяется степенью его «вписанности» в процесс исторического развития. С этой точки зрения история Гражданской войны в России еще долгое время будет предметом жарких споров и многочисленных дискуссий как зарубежных, так и отечественных историков. Ведь, при изучении российской истории в период с 1917 по 1920 гг. сложно использовать как «военные», так и «гражданские» схемы анализа развития основных событий и процессов, они не могут дать исчерпывающего ответа на главный вопрос – почему личная безопасность человека и его выживания были главным мерилом всех ценностей российской государственности в 1917 – 1920 гг. Поэтому поиски ответов на сущностные проблемы понимания феномена Гражданской войны в России лежат в оценочных хаpaктеристиках современников революционных событий начала ХХ в., которые так или иначе связаны с определением государственной самоидентификации.
...
09 02 2023 14:40:25
Статья в формате PDF
121 KB...
08 02 2023 1:36:36
07 02 2023 4:46:50
Статья в формате PDF
144 KB...
06 02 2023 2:43:59
Статья в формате PDF
102 KB...
05 02 2023 20:51:52
Рассмотрен вопрос получения модифицированного высокотемпературным воздействием в присутствии гидропероксида пинана олигомерного продукта из отходов производства СК. Исследован процесс получения водноолигомерноантиоксидантной дисперсии на его основе. Проведена оценка влияния добавки данной дисперсии на процесс выделения каучука из латекса.
...
04 02 2023 2:43:45
Статья в формате PDF
102 KB...
03 02 2023 9:23:20
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::