РОССИЯ И ЕВРОПА: ОСНОВЫ ЭКОЭТИКИ
В русской науке XVII-XIX в.в., как и в западноевропейской, параллельно преодолению религиозно-мистической концепции общественного бытия происходило самостоятельное выяснение реальных пределов географической детерминированности особенностей социально-экономического и культурного развития народов. На фоне российского исторического процесса имеются интересные факты взаимодействия человека и природы в трудах выдающегося отечественного историка и мыслителя В. Соловьева. По его мнению, в истории существуют три этапа в этике взаимоотношений общества и природы. Первый этап, который мы прошли, насильственное изъятие у природы всего насущно необходимого. Второй этап, к которому мы переходим, - разумное изъятие, изъятие «с оглядкой», но также насильственное; и третий этап, может быть, отдаленного будущего - полное прекращение насилия над природой. «.Два условия, при которых общественные отношения в области материального труда становятся нравственными. Первое, общее условие состоит в том, чтобы область экономической деятельности не обособлялась и не утверждалась как самостоятельная, себе довлеющая. Второе условие, более специальное, состоит в том, чтобы производство совершалось не за счет человеческого достоинства производителей, чтобы ни один из них не становился только орудием производства, чтобы каждому были обеспечены материальные средства к достойному существованию и развитию. Первое требование имеет хаpaктер религиозного: не ставить вещественное богатство самостоятельными благами и окончательною целью человеческой деятельности, хотя бы в сфере хозяйственной; второе есть требование человеколюбия: жалеть нуждающихся и обремененных и не ценить их ниже бездумных вещей. К этим двум присоединяется еще и третье условие, на которое еще никто не обращал серьезного внимания в этом порядке идей. Обязанность человека как хозяйственного деятеля состоит в том, чтобы обpaбатывать продукты природы. Эта обязанность прямо указана в заповеди труда: возделывать землю, т.е. служить земле. Возделывать землю не значит злоупотрeбллять ею, не разрушать ее, а улучшать ее, вводить ее в большую силу и полноту бытия. Итак, не только наши ближайшие, но и материальная природа не должна быть лишь страдательным и безразличным орудием экономического производства и эксплуатации»[1].
С начала 1970-х в западном обществе растут сомнения в принципиальной способности свободного капиталистического рыночного хозяйства гармонизировать отношения человека и природы. Возникает необходимость более активного государственного вмешательства в природоохранную деятельность. Эти общественные настроения нашли свое отражение в развернувшейся в научной литературе дискуссии, в ходе которой все большее число ученых высказывалось за усиление государственного регулирования взаимодействия общества и природы вплоть до радикальной смены парадигмы общественного устройства. Так, канадский философ К. Хукер особо отметил, что господствующие в западном обществе отношения рыночной конкуренции не способны выполнить роль удовлетворительных «правил игры», поскольку не обеспечивают требуемой «социальной когерентности»[2]. По его мнению, идеология современного «рыночного общества» основана на преобладании индивидуального интереса над общественным: каждый играет в свою игру, не заботясь о результате тотальной игры. Этому принципу подчинены все формы поведения людей: этические, экономические, политические. К. Хукер считает, что формы культуры, формы общественной жизни и формы экономического взаимодействия в рыночном обществе вступают в противоречие друг с другом и разрушение природной среды выступает как очевидный результат этого противоречия. Его соотечественники П. Элдер и Дж. Бесекер в отличие от К. Хукера не считают, что общество «свободной конкуренции» не в состоянии обеспечить тотальный выигрыш во взаимоотношениях с природой. Напротив, механизм конкуренции должен быть последовательно распространен на все стороны жизни, в том числе и на выбор альтернативных способов решения общечеловеческих проблем.
Особо значимым для нашего исследования является концепция «нового гуманизма и человеческой революции»[3], созданная А. Печчеи. Поставив человека в центр развития, необходимым условием выхода из кризиса должна стать координация усилий народов, трaнcформация системы эгоистических государств в единую мировую общность. В свою очередь можно с полным основанием полагать, что планетарная экоэтическая парадигма сбалансирует коэволюционное развитие и переход к самообеспечивающемуся обществу.
[1] Соловьев В.С. Собр. соч. Т. VI. СПб., 1903. С. 359.
[2] Hooker C. Cultural social institution, physical system: remarks towards systematic theory //Man and his environment. Held in Banff. - Canada, May, 19-22. 1974. Oxford etc.: Pergamon press, 1976. V. 2. P. 174.
[3] Печчеи А. Человеческие качества. М., 1987; Peccei A. One Hundred Pages for the Future. Reflections of the President of the Club of Roma. № 4: Pergama Press, 1981. 184 p.; Peccei A. The alternatives of the human future //Word future, 1984. V. 19. No 3/4. P. 205-206.
Статья в формате PDF
286 KB...
06 07 2022 6:49:45
Статья в формате PDF
353 KB...
05 07 2022 14:50:11
Статья в формате PDF
266 KB...
04 07 2022 10:57:11
Статья в формате PDF
163 KB...
03 07 2022 12:22:45
Статья в формате PDF
180 KB...
02 07 2022 0:48:19
Статья в формате PDF
305 KB...
01 07 2022 21:29:43
Статья в формате PDF
111 KB...
30 06 2022 4:24:19
Статья в формате PDF
100 KB...
29 06 2022 16:24:54
27 06 2022 17:29:58
Статья в формате PDF
313 KB...
26 06 2022 8:57:20
Статья в формате PDF
114 KB...
25 06 2022 19:54:22
23 06 2022 9:32:12
Статья в формате PDF
414 KB...
22 06 2022 12:46:49
Статья в формате PDF
111 KB...
21 06 2022 13:20:15
Статья в формате PDF
117 KB...
20 06 2022 20:19:43
Статья в формате PDF
111 KB...
19 06 2022 22:37:54
Статья в формате PDF
292 KB...
17 06 2022 12:39:36
16 06 2022 4:32:57
Статья в формате PDF
313 KB...
15 06 2022 17:30:16
13 06 2022 2:27:55
Статья в формате PDF
306 KB...
12 06 2022 20:43:32
Статья в формате PDF
103 KB...
09 06 2022 17:16:14
Статья в формате PDF
170 KB...
08 06 2022 5:44:50
Статья в формате PDF
134 KB...
07 06 2022 3:43:24
Статья в формате PDF
280 KB...
06 06 2022 12:26:10
Статья в формате PDF
140 KB...
05 06 2022 18:24:33
04 06 2022 16:49:59
Статья в формате PDF
113 KB...
03 06 2022 16:35:11
Статья в формате PDF
108 KB...
02 06 2022 2:48:19
Статья в формате PDF
250 KB...
01 06 2022 0:20:44
Проведен анализ результатов научных исследований об использований труда заключенных филиалов ГУЛАГа в Казахстане для развития народного хозяйства Центрального Казахстана в 30–40-е годы ХХ века. На основе архивных данных были сделаны выводы о том, что заключенные филиалов ГУЛАГа, несмотря на тяжелое социально-экономическое, политически бесправное положение, испытывая все невзгоды, работали на промышленных предприятиях, сельском хозяйстве, на строительстве железных дорог, в голод и холод создавали экономическую базу для укрепления социалистического строя. Из основной категории заключенных выделялись женщины – жены так называемых «изменников Родины». Условия труда и содержание их в лагерях было намного тяжелее, чем у мужчин. Несмотря на это они занимались физическим трудом наравне со всеми заключенными, выполняли норму выработки, повышали производительность труда, не получая за это никаких ослаблении в труде.
...
30 05 2022 10:11:49
Статья в формате PDF
181 KB...
29 05 2022 9:26:25
Статья в формате PDF
297 KB...
28 05 2022 9:23:40
Статья в формате PDF
251 KB...
27 05 2022 23:13:31
Статья в формате PDF
146 KB...
25 05 2022 14:58:54
Статья в формате PDF
288 KB...
24 05 2022 2:26:50
Статья в формате PDF
119 KB...
23 05 2022 1:46:24
Статья в формате PDF
251 KB...
22 05 2022 13:30:53
Статья в формате PDF
528 KB...
21 05 2022 18:18:35
Статья в формате PDF
112 KB...
20 05 2022 2:11:29
Статья в формате PDF
112 KB...
19 05 2022 4:13:38
Статья в формате PDF
144 KB...
18 05 2022 21:35:24
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::