Особенности латеральной организации мозга учащихся, учителей и студентов в образовательных учреждениях Среднего Приобья
В нашем исследовании приняли участие 297 человек, из них - 181 женского пола и 116 - мужского. Это учащиеся школ города Сургута и Сургутского района, их преподаватели, а также студенты психологического факультета Сургутского государственного педагогического института.
Для определения профиля латеральной организации мозга (ПЛО) мы использовали 11 пpaктических заданий, анкету на самооценку латеральных предпочтений и степени комфорта на занятиях различных циклов предметов (гуманитарный, химикобиологический, физико-математический). Кроме того, у школьников мы вычисляли среднее арифметическое значение отметок по различным циклам предметов за учебный год. Для определения предрасположенности школьников и студентов к разным циклам предметов мы использовали ШТУР (Школьный тест умственного развития) и АСТУР (абитуриентов и студентов тест умственного развития) (Гуревич с соавт., 1995).
Мы использовали классификацию к типологии профилей асимметрии, предложенную Е.Д. Хомской (1997). Эта классификация основана на использовании трех принципов асимметрии (мануальной, слухоречевой, зрительной). Выделяют 27 вариантов асимметрии (ППП, ППА, ПАП, ПАА, ПАЛ и т.д.), где первой буквой обозначают результат мануальных проб - определение «рукости» и ведущей ноги, вторая - ведущий глаз и третья - ведущее ухо.
Мы получили следующие результаты:
1. В выборке Среднего Приобья значительно преобладают лица с доминированием левого полушария мозга:
- Наиболее часто встречаются латеральные фенотипы ППП и ПЛП.
- Амбидекстерные и правополушарные представители встречаются значительно реже, чем левополушарные и имеют примерно одинаковое количество представителей.
2. Распределение предметных предпочтений представителей различных типов доминирования осуществлялось следующим образом:
- У учащихся Высокомысовской средней школы предметные предпочтения распределялись примерно одинаково по всем выделенным циклам предметов не зависимо от типа латерализации мозга.
- Учителя Высокомысовской средней школы, в большинстве своем левополушарные, отдают предпочтение гуманитарному циклу предметов.
- Левополушарные дeвyшки-студентки психологического факультета СурГПИ предпочитают физико-математический цикл предметов, а студентыюноши с доминирующим левым полушарием мозга отдают предпочтение химико-биологическому и гуманитарному циклам предметов.
3. Сравнительный анализ московской выборки и выборки Среднего Приобья выявил следующие тенденции:
- В обеих выборках значительно преобладают лица с левополушарным типом доминирования.
- Наиболее часто встречаются в обеих выборках латеральные фенотипы ППП и ПЛП.
- И в выборке Среднего Приобья, и в московской выборке лица с доминирующим правым полушарием мозга и с амбидекстрией встречаются одинаково редко.
- Достоверные различия между двумя выборами обнаружены только у левополушарных мужчин: мужчин с доминацией левого полушария в выборке Среднего Приобья больше, чем в Московской выборке.
Статья в формате PDF 124 KB...
09 07 2025 0:44:31
Статья в формате PDF
136 KB...
06 07 2025 2:45:21
В работе приводятся сведения относительно возможности применения тестовых заданий и биологических задач для исследования личностных особенностей учащихся и выявления одаренных детей. Показано, что использование этого подхода может способствовать повышению эффективности выявления школьников с повышенным уровнем интеллекта.
...
05 07 2025 19:12:16
Статья в формате PDF
118 KB...
04 07 2025 22:13:20
Статья в формате PDF
114 KB...
03 07 2025 16:11:22
Статья в формате PDF
107 KB...
02 07 2025 22:10:59
Статья в формате PDF 130 KB...
01 07 2025 0:29:22
Статья в формате PDF
117 KB...
30 06 2025 17:25:22
Статья в формате PDF 120 KB...
29 06 2025 8:28:24
Статья в формате PDF
135 KB...
28 06 2025 16:32:55
Статья в формате PDF
176 KB...
27 06 2025 13:49:52
Статья в формате PDF
104 KB...
26 06 2025 3:24:27
Статья в формате PDF
110 KB...
25 06 2025 21:43:14
Статья в формате PDF
245 KB...
24 06 2025 17:59:52
Статья в формате PDF
265 KB...
22 06 2025 12:45:25
Статья в формате PDF
106 KB...
21 06 2025 5:30:44
Статья в формате PDF
210 KB...
20 06 2025 16:40:20
Статья в формате PDF
286 KB...
19 06 2025 23:20:24
Статья в формате PDF
129 KB...
18 06 2025 15:12:23
Статья в формате PDF
245 KB...
17 06 2025 3:13:45
Статья в формате PDF
110 KB...
16 06 2025 7:41:40
14 06 2025 16:58:34
Статья в формате PDF
100 KB...
13 06 2025 21:13:17
Статья в формате PDF
255 KB...
12 06 2025 1:23:37
Статья в формате PDF
146 KB...
11 06 2025 11:56:48
Статья в формате PDF
112 KB...
10 06 2025 4:36:27
Статья в формате PDF
115 KB...
09 06 2025 20:13:31
Исследованы показатели окислительно-антиоксидантной системы (содержание малоновогодиальдегида, каталазная и общая антиоксидантная активности) мышечной ткани русского осетра и карпа при свинцовой интоксикации. В мышцах молоди осетра обнаружена активация перекисного окисления липидов и снижение общей антиоксидантной активности. В отличие от осетра у молоди карпаактивация перекисного окисления липидов сопровождается компенсаторным повышением общей антиоксидантной активности и поддержанием достаточно высокого уровня активности каталазы. Повышение активности каталазы осетра при значительной активации ПОЛ может быть связано с выходом фермента из клеточных органелл, вследствие лабилизации клеточных мембран. Полученные данные свидетельствуют о большей толерантности карпа к свинцовой интоксикации, по сравнению с контролем.
...
08 06 2025 10:36:25
07 06 2025 22:47:10
Статья в формате PDF
119 KB...
06 06 2025 17:14:19
Обсуждаются возможности использования микроскопических почвенных водорослей при оценке качества окружающей среды. Показано, что в качестве критериев при прогнозировании антропогенной нагрузки на наземные экосистемы можно использовать изменение видового состава и численности почвенных водорослей.
...
05 06 2025 4:56:16
Статья в формате PDF
135 KB...
04 06 2025 21:55:40
Статья в формате PDF
121 KB...
03 06 2025 8:44:55
Статья в формате PDF
121 KB...
02 06 2025 15:48:50
Статья в формате PDF
111 KB...
01 06 2025 11:12:40
Статья в формате PDF
276 KB...
31 05 2025 10:51:42
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::