РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Атняшева Г. Статья в формате PDF 101 KB

В основе модели профилактического про­стрaнcтва лежат представление о потенциале личности как диалектическом единстве конструк­тивного и деструктивного, а также представление о личности как восходящей системе ступеней развертывания потенциала («потенций»- готов­ность, установка, отношение, поведение, свойства личности).

Внутренним условием развития деструк­тивного потенциала является деструктивная го­товность. Наличие деструктивной готовности свидетельствует о присутствии деструктивной установки, которую  формируют деструктивная потребность, прошлый деструктивный опыт и ситуация.

Для реформирования деструктивной го­товности в готовность к саморазвитию необхо­димо конструировать ситуации «социального вовлечения» и эмоционального заражения, воз­никающие в значимой для них группе, а также формировать и реформировать установки на объ­екты (когнитивные, эмоциональные, поведенче­ские), и установки, ориентированные на ситуации различных уровней через социальные роли, роле­вые нормы и ожидания.

При моделировании необходимо учиты­вать феномен «профилактика» как «специальной сферы социальной деятельности». Объектами профилактики являются: человек, группа людей, общественные и государственные организации, т. е. эмпирически определенные феномены. В связи с этим понятие «социальность» переосмыслива­ется в методологии и определяется в качестве основной категории «общность». Именно катего­рии «общность» и личность ставятся «во главу угла» общей методологии профилактики, тем более что, по Л. С. Выготскому, личность «не вся» задана в группе или в обществе, а лишь ча­стью своей психологии, т. е. именно субстратом общного в личности

Профилактическое прострaнcтво как социальнопсихологическое образование, предполагает развитие его компонентов; развитие объектов (профилактируемые, группа, профилактическое прострaнcтво как общность, профилактический процесс, среда). Педагоги и профилактируемые -основные носители ценностно-смыслового со­держания данной модели, реализаторы основных функций в ее организации и освоении

Сознание и самосознание личности как субъекта профилактического прострaнcтва по­зволяют ему утвердиться как субъекту своего собственного изменения и являться постоянной доминантой в виде установок во внешней и внут­ренней жизни каждого ее члeна. Преобразуя дея­тельность, развертывающуюся по тому или ино­му социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в профилактическом про­стрaнcтве, личность становится все более актив­ным субъектом, творцом профилактического процесса, творцом своего преобразования.

В профилактическом процессе субъектом сознательно видоизменяется деятельность таким образом, что реформируются деструктивные ус­тановки, формируются установки на саморазви­тие или реформируются когнитивные, ценност­ные, эмоциональные компоненты установки. Критерием отбора информации, знаний, ценно­стей, ценностных ориентаций являются, как пра­вило, эмоции субъекта по поводу объектов, си­туаций и деятельности.

Профилактическая деятельность представ­ляет интеграцию всех форм деятельностей, что позволяет удовлетворить такие базовые потребности как потребность в самодетерминации, по­требность в компетентности, потребность в зна­чимых отношениях.

В развивающем профилактическом про­стрaнcтве развитие деятельности должно проис­ходить по восходящему пути. Вектор развития имеет также готовность к реформированию дест­руктивной готовности и установка как психоло­гический механизм формирования готовности. В последовательности приобретения значимого опыта личность будет подчиняться внутренним законам развития профилактического простран­ства, которые задают порядок развертывания потенций для взаимодействия социальным окру­жением.

Результатами и условиями деятельности являются не только предметы или идеи, но и ус­тановки, социальные нормы и ценности, а также социальные роли и статусы, отношения, которые демонстрируют активность человека и представ­ляют содержание его индивидуального сознания и самосознания, а также общественного сознания.

Экспериментальная работа по созданию профилактического прострaнcтва как психосоци­альной модели профилактики деструктивного поведения подростков осуществлялась в образо­вательном учреждении МОУ средняя школа №82 в течение четырех лет (1997-2001гг). Пpaктиче­ской реализацией идеи явился молодежный клуб «Оазис». Подростки с большим энтузиазмом за­нимались научной деятельностью в НОУ школы, вузов, обучались в школе волонтеров в центрах медицинской профилактики, выступали с кон­цертами, занимались журналистикой, благоуст­раивали микрорайон. Многие участники различ­ных проектов, семинаров, конкурсов, научно-пpaктических конференций заняли призовые мес­та, были награждены грамотами и ценными по­дарками. Как результат профилактической дея­тельности статус клуба был довольно высоким; члeн клуба означало принадлежность к нему как общности, а также особый престиж.

Исследования показали, что у подростков изменилось поведение в конфликтах и проблем­ных ситуациях, уменьшилась тревожность и пси­хологическая напряженность; появились уста­новки на творческую деятельность, социальную активность, на саморазвитие, самоактуализацию, уверенность в себе, произошло переосмысление и понимание некоторых своих качеств, появилось новое видение себя и других, своей перспективы, появился интерес к себе и другим людям, изме­нилось отношение к аддикциям (наркомании, алкоголизму, курению) как к способу решения проблем.

Результаты исследования показали повы­шение самооценки, интернальности профилактируемых. Это может свидетельствовать, во - пер­вых, о развитии в процессе тренинговой работы качеств устойчивой личности (эмоциональная стабильность, самодостаточность, самоконтроль, уверенность в себе, критичность, зрелость, сред­ний уровень напряженности), а во - вторых, о развитии у личности подростка адекватной само­оценки, а, следовательно, и общей психологиче­ской устойчивости. Высокие показатели (7-8 стенов) по шкалам Ио (общая интернальность), Им (интернальность в межличностных отношениях), изменение соотношения показателей по шкалам Ид (интернальность достижений) и Ин (интернальность неудач): их разница уменьшилась до 1-2 единиц, причем с преимуществом шкалы Ид свидетельствуют о принятии личностью ответст­венности за свое поведение, а, следовательно, повышении уровня личностной зрелости, что является также одним из показателей психологи­ческой устойчивости личности.

Анализ результатов уровня адаптации к социуму у подростков клуба «Оазис» и подрост­ков общеобразовательного класса (опросник «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки) позволяет сделать вывод о том, что показатель раздражительности и уровень вербальной агрессии ниже у подростков клуба, что связано с их опережающим развитием; уро­вень косвенной и аутоагрессии также ниже, что подтверждает тот факт, что подросткам клуба легче наладить отношения в микросоциуме.

Критериями результативности процесса реформирования деструктивной готовности в развитие творческого потенциала у подростков необходимо считать изменения в их творческом и личностном развитии. Исследование показало, что примерно 90% подростков поступили в вузы, средние специальные заведения, 5%- в лицеи и училища, 5% работают и довольно успешно. Ре­зультаты экспериментальной работы по проекти­рованию модельного образца подтвердили эф­фективность модели профилактического про­стрaнcтва.

Таким образом, профилактическое про­стрaнcтво как психосоциальное образование яв­ляется интегральной психосоциальной техноло­гией, которая может выступать фактором не только профилактики деструктивного поведения, но и фактором развития потенциала саморазви­тия, то есть активного преобразования себя и окружающего мира.



ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МАЛОЙ ГРУППЕ. ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ И «СОЦИАЛЬНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МАЛОЙ ГРУППЕ. ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ И «СОЦИАЛЬНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО» Показано, что спецификой подготовки компетентного специалиста-химика является формирование навыков социальной коммуникации. Отмечены основные коммуникативные трудности учащихся. Для их преодоления предложен сценарий семинарского занятия в малой группе на основе «социального посредничества» и разработан химический терминологический словарь. Особенностью словарной статьи является наличие раздела «Применение слова». Учитывая степень формализации химических знаний, выбрано применение по логическим связям. ...

09 12 2023 17:34:58

Фитоценотическая роль видов и ее значение в поддержании устойчивости тундровых фитоценозов к механическим воздействиям

Фитоценотическая роль видов и ее значение в поддержании устойчивости тундровых фитоценозов к механическим воздействиям В статье рассмотрена реакция видов растений тундровых сообществ европейского северо-востока на механические нарушения. Выявлено, что основная роль в обеспечении устойчивости фитоценозов принадлежит видам-содоминантам и субдоминантам, которые способны временно доминировать (содоминировать) в сообществе, существенно не меняя его структуры. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание при разработке экосиcтемных нормативов, которые должны быть ориентированы только на флуктуационную динамику фитоценозов. ...

08 12 2023 16:19:38

СЛЕНГ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ

СЛЕНГ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ Статья в формате PDF 293 KB...

05 12 2023 18:36:52

НЕОБЫЧНЫЕ СВОЙСТВА НЕКОТОРЫХ БЕСКОНТАКТНО АКТИВИРОВАННЫХ РАСТВОРОВ

НЕОБЫЧНЫЕ СВОЙСТВА НЕКОТОРЫХ БЕСКОНТАКТНО АКТИВИРОВАННЫХ РАСТВОРОВ Исследованы водные растворы неорганических соединений бесконтактно активированные в бездиафрагменном электролизере. Активация в большинстве случаев сопровождается уменьшением окислительно-восстановительного потенциала растворов. Показано, что релаксация бесконтактно активированных растворов начинается спустя 30-40 минут по завершении активации и протекает в колебательном режиме. Растворы бихромата калия при активации приобретают отрицательный окислительно-восстановительный потенциал, спектр поглощения растворов при этом не изменяется. Для растворов перманганата калия наблюдается противоположный эффект. Изменения окислительно-восстановительного потенциала невелики, однако изменение спектра поглощения раствора свидетельствует об образовании продукта, не имеющем аналогов при химическом восстановлении KMnO4. ...

04 12 2023 9:20:46

ЗОЛОТО-МЕДЬ-МОЛИБДЕН-ПОРФИРОВЫЕ РУДЫ

ЗОЛОТО-МЕДЬ-МОЛИБДЕН-ПОРФИРОВЫЕ РУДЫ Рассмотренные  в  статье  особенности  геологического  строения и металлогении Восточной Тувы, в пределах которой сосредоточены  перспективные  объекты  золото-медно-молибден-порфировой рудной  формации,  позволяют  выделить  золото-медно-молибденовую  провинцию  площадью  около 70  тыс. км2. Приведена технология  обогащения  руды,  которая  обеспечивает  высокие  показатели  извлечения  золота, серебра, меди (общее  извлечение  в  концентраты  Au – 99,2 %, Ag – 92,0 %, Cu – 80,2 %). Полученный  концентрат  хаpaктеризуется  высокими  содержаниями  меди (50 %), а также  золота  и  серебра, что  позволяет  относить концентрат  к  медным  концентратам  высшей  марки  КМО (ГОСТ 48-77-74). ...

27 11 2023 3:53:50

СИВАНОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА

СИВАНОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА Статья в формате PDF 83 KB...

23 11 2023 21:35:16

ПЕРВОЕ НАЧАЛО ТЕРМОЛЕВИТАЦИИ

ПЕРВОЕ НАЧАЛО ТЕРМОЛЕВИТАЦИИ Статья в формате PDF 114 KB...

19 11 2023 14:19:57

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИММУНОМОДУЛЯТОРОВ В ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИММУНОМОДУЛЯТОРОВ В ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ Включение имунофана и полиоксидония в комплексное лечение детей с язвенной болезнью двенадцатипёрстной кишки обеспечивало более быструю положительную динамику клинико-лабораторных показателей и более быстрое наступление клинической ремиссии, нормализацию большинства параметров иммунологической реактивности. ...

16 11 2023 8:59:37

ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КОСТНОГО МОЗГА НА ОСТРУЮ И ХРОНИЧЕСКУЮ КРОВОПОТЕРИ

ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КОСТНОГО МОЗГА НА ОСТРУЮ И ХРОНИЧЕСКУЮ КРОВОПОТЕРИ Сравнительным исследованием костного мозга больных, перенесших острую и хроническую кровопотери, установлено, что после острой кровопотери общее количество миелокариоцитов, количества эритрокариоцитов и гранулоцитов были существенно меньше аналогичных показателей морфологического состава костного мозга после хронической кровопотери. Уменьшение содержания гранулоцитарных миелокариоцитов после острой кровопотери было обусловлено резким снижением количества их созревающих форм, чего не наблюдалось после хронической кровопотери. При этом содержание в костном мозге зрелых форм гранулоцитов было одинаковым после обоих видов кровопотери. Уменьшение содержания в костном мозге после острой кровопотери созревающих форм гранулоцитов сопровождалось значительным уменьшением индекса созревания нейтрофилов, что свидетельствует об ускорении их созревания и выброса в кровеносное русло. Для хронической кровопотери была хаpaктерна эритроидная гиперплазия костного мозга. ...

09 11 2023 23:20:26

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Статья в формате PDF 108 KB...

06 11 2023 2:50:25

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::