ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
К настоящему времени прием в вузы на условиях платного обучения превысил прием на обучение, финансируемое из государственного бюджета. При приеме на бесплатное обучение конкурс на вступительных экзаменах составляет менее 2-х человек на место и имеет тенденцию к снижению. Это означает, что в вузы могут поступить все абитуриенты, способные заплатить за обучение, в том числе с невысоким уровнем базовой подготовки. При низком качестве общего образования это ведет к дальнейшему падению качества высшего профессионального образования. В свою очередь, рост спроса на высшее образование стимулирует при расширении платности обучения рост предложения при значительном снижении его качества. Показатели развития системы профессионального образования в 90-е годы свидетельствуют о существенных перекосах в структуре этой системы.
Перечислим положительные "наработки" российской высшей школы:
- она способна осуществлять подготовку кадров пpaктически по всем направлениям науки, техники и производства;
- по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире;
- отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам;
- традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с пpaктикой.
Таковы преимущества российской образовательной системы (высшей школы). Однако четко осознается и тот факт, что реформирование высшей школы в нашей стране - настоятельная необходимость. Происходящие в обществе изменения все более объективизируют недостатки отечественного высшего образования, в свое время рассматривавшиеся нами как его достоинства:
- в современных условиях стране требуются такие специалисты, которые не только не "выпускаются" на сегодняшний день, но для обучения которых наша образовательная система еще не создала научно-методическую базу;
- бесплатная подготовка специалистов и невероятно низкая оплата их труда девальвировали ценность высшего образования, его элитарность в плане развития интеллектуального уровня личности; его статус, долженствующий обеспечить личности определенную социальную роль и материальное обеспечение;
- чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности;
- усредненный подход к личности, валовой выпуск "инженерной продукции", невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма привели к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа высокообразованного человека. Это падение материализовалось в плеяде московских и прочих дворников с университетским образованием, как правило, личностей неординарных;
- тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований подавляли инициативу и ответственность преподавательского корпуса;
- вследствие милитаризации общества, экономики и образования сформировались технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку;
- изолированность от мирового сообщества, с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импортные закупки целых заводов и технологий - с другой, исказили главную функцию инженера - творческую разработку принципиально новой техники и технологии;
- экономический застой, кризис переходного периода повлекли за собой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в частности.
Происходящие в стране демократические изменения вызвали поиск эффективных путей преобразования различных сторон жизни общества, его социальных институтов, в том числе и системы высшего образования. Высшая школа России ориентируется в своем развитии на качественную подготовку специалиста, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда. Показателями качественной подготовки специалиста можно принять два основных интегральных критерия: 1) количество времени, необходимое выпускнику вуза для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей специальностью; 2) количество "родственных" (смежных) специальностей, по которым выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на их освоение.
Российская высшая школа включается в общемировые и европейские процессы в сфере высшего образования позднее других. Основополагающие Конвенции в области образования, принятые под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы еще в 50-60 годы, ратифицированы Россией только в конце 90-х годов. В мае 2000 г. ратифицирована Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию, в европейском регионе. Важную роль в системном расширении международных научно-педагогических контактов российских вузов, использовании международного опыта в целях модернизации высшей школы России играет взаимодействие с международными и региональными организациями (ЮНЕСКО, Европейская комиссия), зарубежными фондами и программами (Тасис/Темпус), ДААД, Институт "Открытое общество" (фонд Сороса), АЙРЕКС, Британский Совет, Американские советы по международному образованию, ИНТАС, Корпорация Карнеги и др. Как показал опыт последнего десятилетия, активно сотрудничающие с зарубежными университетами, организациями, фондами и программами российские вузы успешно реформируют свою деятельность: управление вузом, систему подготовки специалистов (особенно в области экономики, права, гуманитарных, общественных наук) обеспечивающую адекватность содержания новым экономическим и политическим реалиям России, создают системы управления качеством образования, внедряют современные обучающие технологии. Дальнейшее взаимодействие российских вузов и международных организаций, фондов и программ требует ориентации на решение следующих задач: содействие участию российских вузов в крупных международных, научных и образовательных проектах; созданию в университетах систем управления и контроля качества образования с учетом мирового опыта; освоение новых информационных и обучающих технологий; создание региональных информационных сетей, обеспечивающих, с одной стороны, предоставление зарубежным пользователям разносторонней информации о вузах, их экспортных предложениях в области образования и науки, а с другой, оперативное обеспечение вузов сведениями о зарубежных партнерах и их возможностях.
Схема 1. Подготовка конкурентоспособного специалиста
Для молодого специалиста комплекс конкурентоспособности на рынке труда будет состоять из следующих элементов:
Технические - специальность и специализация, объем освоенной программы в часах, соответствие государственному стандарту, сферы и границы использования полученной специальности, полученный документ.
Экономические - затраты на подготовку специалиста с учетом всех расходов, включая затраты на поиск работы и повышение мобильности рабочей силы.
Социально-организационные - учет социальной структуры потребителей (работодателей), национальных и региональных особенностей организации производства.
На современном этапе одним из приоритетов образовательной политики и модернизации российского образования является создание гибкой системы непрерывного профессионального образования, включающей все его виды и уровни; обновление содержания и структуры профессионального образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями развития народного хозяйства страны и запросами рынка труда, в также с цивилизационными вызовами постиндустриального общества, требованиями социально-экономического, социокультурного, гражданского развития страны, задачами ее духовного возрождения и национальной самоиндетификации.
Среди общих мер по обновлению содержания и структуры профессионального образования в РФ можно выделить следующие:
- создание федеральной и региональных систем прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей отечественного народного хозяйства и рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации, в том числе с учетом общемировых тенденций;
- разработка новой номенклатуры (перечня) профессий и специальностей (с их укрупнением, интеграцией), а также оптимизация направлений подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями;
- разработка нового поколения образовательных стандартов, соответствующих современным запросам экономики, науки, культуры, для всех уровней профессионального образования, с значительным расширением пpaктико-ориентированной составляющей этого образования. Широкое привлечение к разработке данных стандартов профессионального образовательного сообщества и работодателей;
- переход к модульному принципу построения образовательных программ профессионального образования, что позволит обеспечить его гибкость и вариативность, личностную направленность, а также большее соответствие запросам рынка труда; создание механизмов государственно-общественной аккредитации этих образовательных программ;
- широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интеpaктивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность познавательного процесса, формирующих навыки анализа информации и самообучения; увеличение роли самостоятельной работы учащихся и студентов;
Таким образом, надо принципиально менять структуру обучения, поскольку, обучение приобретает перманентный хаpaктер. В идеале - 2 часа, но каждый день. Следовательно, смысл и задача обучения будет сводиться к ознакомлению с накопленными знаниями в данной области, к обучению методу научного познания, умению мыслить. Отсюда следует, что все ВУЗы повышения квалификации и последипломного образования будут более чем востребованы, а качество образования и процесса обучения в них будет единственным критерием, дающим им право на жизнь.
Скорость накопления информации приведет к информационной инфляции. А это значит, что стоимость единицы информации уменьшиться до предела. Информация разложится на количественные и качественные составляющие, что приведет к объектно-ориентированному подходу при ее обработке и, следовательно, значимая информация будет стоить очень дорого, но ее редко бывает больше, чем 20% от общего объема, а информационного шума будет 80% и стоить он не будет ничего. В связи с этим, любые попытки профессионалов по манипулированию общественным мнением будут сильно скорректированы их же активностью по увеличению информационного шквала на обычного человека. Увеличение объемов потока «информационного мусора» приведет к ужесточению критериев отбора и усилению деятельности аналитического аппарата общества в целом.
В сентябре 2003 года Российская Федерация присоединилась к Болонской декларации 1999 года. Тем самым Россия взяла на себя обязательства по вхождению в единое образовательное прострaнcтво Европы и обрела наравне с другими государствами-участниками процесса (а их уже 40) право влиять на принимаемые решения. Речь идет о том, чтобы к 2010 году добиться полной гармонизации систем высшего образования стран континента, а значит, повысить его конкурентоспособность и привлекательность на мировом рынке. Однако для полноценного участия в Болонском процессе нашей стране, в соответствие с решением Берлинской конференции 2003 года, предстоит в 2004 - 2010гг. принять ряд мер по модернизации образования (качество и доступность для всех слоев населения, уменьшение региональных диспропорций, проблемы кадровой политики, развитие материально-технической базы учреждений образования, учет потребностей рынка труда в профессиональной подготовке, а также интеграция России в мировое образовательное прострaнcтво с сохранением лучших национальных преимуществ) и, в частности, ввести сопоставимые с общеевропейскими системы многоуровневого высшего образования (бакалавр - магистр).
Организационной основой реализации государственной политики в области образования должна стать Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, обеспечивающая продолжение модернизации российского образования и, в частности, высшего профессионального:
- выделение в системе высшего профессионального образования национальных университетов и базовых вузов для повышения эффективности использования интеллектуального потенциала высшей школы;
- реализация многоуровневых программ;
- стимулирование инновационных программ высшего профессионального образования;
- участие в международной деятельности;
- информатизация образования;
- поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи;
- развитие системы профессиональной подготовки в армии.
Государство в сфере образования обязано обеспечить правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности, законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений.
Статья в формате PDF 260 KB...
21 01 2025 9:29:39
Статья в формате PDF 150 KB...
20 01 2025 7:27:24
Статья в формате PDF 119 KB...
19 01 2025 9:27:49
Статья в формате PDF 121 KB...
17 01 2025 14:37:20
Статья в формате PDF 113 KB...
16 01 2025 6:13:17
Статья в формате PDF 105 KB...
15 01 2025 8:52:31
Статья в формате PDF 104 KB...
14 01 2025 0:20:48
Изучены коррелятивные взаимоотношения внутриствольной структуры и деформативно-прочностных свойств срединных, локтевых и седалищных нервов трупов людей обоего пола в возрасте от 21 до 60 лет. Установлено, что на стадии малых деформаций основными структурными компонентами нервов, определяющими их прочность и упругость, являются эластические и коллагеновые волокна соединительнотканных оболочек, преимущественно эпиневрия. Причем роль коллагена с возрастом увеличивается вследствие его накопления и снижения порога компенсации продольных растяжений. При больших деформациях прочность и жесткость нервов детерминируются, преимущественно, нервными волокнами и, в меньшей степени, соединительной тканью оболочек. В момент разрыва, так же как и при пластической деформации, прочность и жесткость нервов определяются в большей степени нервными волокнами и, в меньшей степени, коллагеновыми волокнами эпиневрия и периневрия. ...
12 01 2025 10:55:25
Статья в формате PDF 119 KB...
11 01 2025 10:56:26
Статья в формате PDF 151 KB...
10 01 2025 13:18:39
Статья в формате PDF 211 KB...
09 01 2025 23:40:34
Статья в формате PDF 127 KB...
08 01 2025 3:58:54
Культуру Русского зарубежья невозможно представить без журналистики, одно из значительных мест в которой занимает журнал «Вестник», основанный во Франции в 1925 году как печатный орган Русского Студенческого Христианского Движения за рубежом и верно следовавший своей основной цели – объединению верующей молодежи для служения православной церкви и защиты ее и веры – все эти годы. На сегодняшний день «Вестник» – не только старейший журнал Русского зарубежья, но и одно из немногих изданий, без которого она была бы много беднее. ...
07 01 2025 8:20:16
Статья в формате PDF 112 KB...
06 01 2025 4:32:34
Статья в формате PDF 104 KB...
05 01 2025 7:29:15
Статья в формате PDF 312 KB...
04 01 2025 5:28:24
Статья в формате PDF 113 KB...
03 01 2025 23:20:57
Статья в формате PDF 103 KB...
02 01 2025 3:30:32
Статья в формате PDF 160 KB...
31 12 2024 8:37:17
Статья в формате PDF 284 KB...
30 12 2024 5:13:51
Статья в формате PDF 113 KB...
29 12 2024 13:10:48
Статья в формате PDF 112 KB...
28 12 2024 7:15:26
27 12 2024 6:50:29
Статья в формате PDF 113 KB...
25 12 2024 20:19:30
Статья в формате PDF 114 KB...
24 12 2024 6:18:51
На основе собственных фактических данных, полученных в процессе длительных наблюдений (1982-2000 гг.) за качественным состоянием каспийских осетровых, выявлена прострaнcтвенно-временная динамика патоморфологических и функциональных нарушений во внутренних органах рыб. С позиций современной патологии, регенерации экологическая и физиологическая пластичность современных каспийских осетровых рассматривается в связи с адаптивной модификацией и нормой реакции. Обсуждаются вопросы дальнейшего изучения механизма регенерации в связи с известной гипотезой о существовании креаторной системы, выполняющей в организме регуляцию функциональной зависимости между клетками и органами. ...
22 12 2024 7:13:11
Статья в формате PDF 262 KB...
21 12 2024 12:24:42
Статья в формате PDF 123 KB...
20 12 2024 7:45:20
Благодаря образованию сплошных посадок во многих районах Белгородской области и повсеместному произрастанию преимущественно на нарушенных местообитаниях, гравилаты могут стать хорошим подспорьем в заготовке трав на корма, особенно в неурожайные засушливые годы. Гравилат городской и гравилат речной имеют следующие хаpaктеристики по питательности кормов: протеин 10,50, 8,31 % соответственно, жир – 2,81, 373 %, редуцирующие сахара – 1,11, 2,39 %, каротин – 37,44, 24,13 мг/кг, витамин Е – 278, 250 мг/кг, витамин С – 352,0, 394,0 мг/кг, витамин А – 18,5, 25,71 мг/кг, основные микроэлементы в достаточно большом объёме. Железа у гравилата городского – 52,2 мг/кг, гравилата речного – 34,72 мг/кг, марганца – 14,53; 6,7 мг/кг соответственно, меди – 2,1; 1,35 мг/кг, цинка – 10,03; 4,7 мг/кг. Кроме этих микроэлементов содержатся другие минеральные вещества в следующих соотношениях: гравилат городской – массовая доля кальция – 0,40 %, фосфора – 0,074 %, магния – 0,15 %, натрия – 0,009 %, калия – 0,57 %, серы – 0,072 %; гравилат речной – кальций – 0,73 %, фосфор – 0,06 %, магний – 0,13 %, натрий – 0,011 %, калий – 0,62 %, сера – 0,08 %. ...
19 12 2024 21:58:33
Статья в формате PDF 324 KB...
18 12 2024 19:28:28
Статья в формате PDF 256 KB...
16 12 2024 3:13:54
Статья в формате PDF 109 KB...
15 12 2024 7:27:51
Статья в формате PDF 135 KB...
14 12 2024 9:49:39
Статья в формате PDF 114 KB...
13 12 2024 23:23:14
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::