ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

Баскакова Я.Э. Статья в формате PDF 147 KB Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что содержание профессионального развития тесно связано не только с социально-экономической ситуацией в обществе (появление новых профессий, конкуренция и т.д.), но и с профессиональными способностями, например, педагогическими и предметными у учителя. Пpaктика и многочисленные исследования подтверждают, что процесс профессионализации начинается задолго до профессионального обучения, продолжается во время и после него, достигает пика на стадии самостоятельной деятельности (Д.А. Андреева, 1973; Е.С. Кузьмин, 1975; Б.Г.Ананьев, 1977; П.П. Блонский, 1979; П.А. Шавир, 1981; В.И. Ковалев, 1985; И.В. Кузнецова, 1985; А.А. Смирнов, 1987; Е.М. Иванова, 1992; Н.В. Кузьмина, 1993; В.Н. Дружинин, 1995; и др.). Новым этапом в исследовании обозначенной проблемы стал комплексный подход и разработка в его русле целостных концепций совершенствования профессионала (А.К. Маркова, 1993, 1995, 1996; С.Г. Вершловский, Л.Г. Петряевская, 1994; Э.Ф. Зеер, 1996, 1999; М.В. Варгамян, 2000; Л.М.Митина, 2001, 2003; Ю.П. Поваренков, 2002; и др.). Другое направление исследования проблемы профессионального становления связано с конкретизацией профессионально важных или профессионально значимых качеств личности, которые разные авторы рассматривают как синонимичные. Перечень обозначенных качеств, что подтверждает проведенный нами анализ литературы, весьма обширен. Он включает как профессиональные способности учителя, так и отдельные хаpaктеристики его деятельности, личностные особенности, социально-психологические, психофизиологические свойства и так далее. У учителей разных предметов профессионально важные качества специфичны (В.Д. Шадриков, 1994, 1996, 1997; Р.А. Рогожникова, 1996; Л.М. Страхова, 2000; Н.С. Глуханюк, 2000, 2006; Л.М. Агеева, 2001; Т.М. Харламова, 2003; и др.).

Целью нашей работы стало изучение особенностей предметного компонента профессиональных способностей учителей изобразительного искусства и учителей начальных классов на этапе освоения профессии. В качестве испытуемых выступили студенты первого курса художественно-графического отделения Пермского педагогического училища № 4 (будущие учителя изобразительного искусства, 37 человек) и студенты первого курса школьного отделения Пермского педагогического колледжа № 1 (будущие учителя начальных классов, 35 человек). Всего 72 испытуемых.

Изначально нами предполагалось, что у будущих учителей изобразительного искусства уровень развития исследуемых способностей выше, чем у будущих учителей начальных классов.

Выбор инструментария для диагностики изучаемых явлений был обусловлен принципом системного подхода. Всего использовано 5 методик (24 показателя), в том числе: методика изучения моторной координации (Уипла); методика изучения способности к воспроизведению натуры по памяти (К. Тибу); методика диагностики изобразительно-моторной чувствительности (чувства линии, пропорции, симметрии, способности адекватно изображать натуру (А.Г.Ковалева); методика изучения образной творческости (П. Торренса); методика диагностики эмоциональности, образной памяти, воображения, активности (Б.Р. Кадырова).

 Для обработки первичных данных применялись корреляционный и факторный анализ. Корреляционный анализ позволил нам обнаружить наличие статистически достоверных связей между показателями исследуемых способностей только в выборке будущих учителей изобразительного искусства. Наибольший интерес из них представляет взаимосвязь между показателями способности к воспроизведению рисунка с натуры и изобразительно-моторной чувствительности. Ее наличие позволяет предположить, что высокий уровень развития зрительной памяти соответствует высокому уровню развития чувства линии, чувства пропорции, чувства симметрии и способности адекватно изображать натуру. Установлено также, что показатель активности коррелирует с показателями способности рисовать «вслепую», образной памяти и воображения. Отсутствие достоверных корреляций между показателями исследуемых способностей в выборке будущих учителей начальных классов, на наш взгляд, требует дальнейшего изучения. Вместе с тем данный факт указывает на вероятность несформированности значимого симптомокомплекса способностей к изобразительной деятельности в обозначенной выборке.

Факторный анализ позволил выявить в выборке будущих учителей изобразительного искусства три значимых фактора. В первый фактор с наибольшими весами вошли показатели, полученные при рисовании с натуры, в т.ч. чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии, способность адекватно изображать натуру и их суммарный показатель - изобразительно-моторная чувствительность. Первый фактор назван «Изобразительно-моторная чувствительность при рисовании с натуры». Во второй фактор вошли те же показатели, но хаpaктеризующие «рисунок вслепую», т.е. выполненный без зрительного контроля за движениями руки и результатами рисования. Мы назвали его «Изобразительно-моторная чувствительность при рисовании «вслепую». Третий фактор вобрал в себя такие показатели, как беглость, гибкость (флексивность), оригинальность и тщательность разработки идей, что позволило назвать его «Образная творческость». Таким образом, экспериментально выявленная факторная структура способностей будущих учителей изобразительного искусства включает в себя изобразительно-моторную чувствительность при рисовании с натуры и «вслепую», а также образную творческость.

В выборке будущих учителей начальных классов факторный анализ позволил выделить два значимых фактора. В первый фактор с наибольшими весами вошли показатели: чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии, способность адекватно изображать натуру, изобразительно-моторная чувствительность, но с несколько меньшими весами, чем в предыдущей выборке. Мы назвали данный фактор «Изобразительно-моторная чувствительность при рисовании с натуры». Во втором факторе с отрицательными знаками объединились некоторые показатели образной творческости - беглость, гибкость и разработанность идей, что позволило назвать его «Быстрота и гибкость разработки идей». Таким образом, экспериментально выявленная факторная структура способностей к изобразительной деятельности будущих учителей начальных классов включает в себя изобразительно-моторную чувствительность при рисовании с натуры, быстроту и гибкость разработки идей.

Сравнительный анализ факторной структуры предметных способностей испытуемых обеих выборок позволил выявить как общее, так и специфичное в них. Общим является наличие изобразительно-моторной чувствительности при рисовании с натуры, а специфичным - полярные знаки отдельных компонентов образной творческости и отсутствие во второй выборке изобразительно-моторной чувствительности при рисовании «вслепую». Полученные данные позволяют утверждать, что более целостной является факторная структура способностей к изобразительной деятельности будущих учителей изобразительного искусства. Содержание факторной структуры обозначенных способностей будущих учителей начальных классов указывает на возможность взаимной компенсации между ее отдельными компонентами. Так, в данной выборке низкий уровень развития изобразительно-моторной чувствительности может быть компенсирован способностью создавать большое количество осмысленных идей и тщательно их разpaбатывать. Интересно, что в структуре способностей данных испытуемых отсутствует такой значимый компонент образной творческости, как оригинальность.

Полученные данные позволяют нам сделать следующие выводы:

  • Способности к изобразительной деятельности представляют собой сложное, целостное, многокомпонентное образование, включающее способность к воспроизведению натуры по памяти, изобразительно-моторную чувствительность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии, способность адекватно изображать натуру), образную творческость (способность создавать большое количество осмысленных идей; гибкость мышления; способность давать необычные, уникальные ответы, требующие творческого потенциала; способность детально разpaбатывать придуманные идеи, дополнять, расширять их границы).
  • Структура способностей к изобразительной деятельности определяется уровнем их развития: у способных к рисованию испытуемых (студенты художественно-графического отделения) обозначенная структура включает в себя изобразительно-моторную чувствительность при рисовании с натуры и «вслепую», образную творческость; у менее способных к рисованию (студенты школьного отделения), соответственно, изобразительно-моторную чувствительность при рисовании с натуры, быстроту и гибкость разработки идей.
  • В выборке рисующих испытуемых в факторной структуре способностей к изобразительной деятельности отдельные компоненты усиливают друг друга, а в выборке менее способных к рисованию испытуемых обозначенные компоненты взаимно компенсируют друг друга.

Таким образом, в результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение.

Следует отметить, что сравнительный нализ полученных данных привел нас к пониманию актуальности новой проблемы: учитель начальных классов в силу особенностей своей профессии, должен обучать детей математике, требующей математических способностей; письму и чтению, требующим филологических способностей; природоведению, требующему биологических и химических способностей. Достаточно часто такой учитель ведет музыкальные занятия, требующие музыкальных (вокальных, исполнительских и т.п.) способностей; уроки физкультуры, изобразительного искусства, которые кроме специальных способностей требуют и анатомо-физиологического соответствия, особого развития слухового и зрительного анализаторов. В то же время, как показало наше исследование, способности к изобразительной деятельности у будущих учителей начальных классов выражены в значительно меньшей степени, чем у будущих учителей изобразительного искусства, получающих узкую специализацию. Можно предположить, что и другие профессионально значимые для учителя начальных классов способности также находятся на недостаточном уровне развития. И эта проблема требует своего дальнейшего изучения.



СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКИХ НАУК

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКИХ НАУК Статья в формате PDF 173 KB...

03 06 2023 16:23:26

ДНИ КВАНТОВОЙ МЕДИЦИНЫ В ЕВРОПЕ

ДНИ КВАНТОВОЙ МЕДИЦИНЫ В ЕВРОПЕ Статья в формате PDF 140 KB...

02 06 2023 13:21:52

ОСОБЕННОСТИ ГРВ БИОЭЛЕКТРОГРАФИИ СЕКРЕТОВ БОЛЬШИХ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ У БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

ОСОБЕННОСТИ ГРВ БИОЭЛЕКТРОГРАФИИ СЕКРЕТОВ БОЛЬШИХ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ У БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ С использованием метода газоразрядной визуализации (ГРВ) проведено исследование секретов околоушных, подчелюстных и подъязычных больших слюнных желез у 20 больных 2 типом сахарного диабета и 14 пpaктически здоровых людей. Выявлено, что параметры ГРВ-грамм секретов больших слюнных желез у пациентов с сахарным диабетом существенно ниже, чем у относительно здоровых лиц (p ...

29 05 2023 0:27:58

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ Статья в формате PDF 309 KB...

23 05 2023 2:38:48

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ ПРИ ОРТОДОНТИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ ПРИ ОРТОДОНТИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ Наши исследования показали, что эффективность профилактики кариеса зубов значительно снижается на фоне вторичных иммунодефицитных состояний (ИДС), вызванных ортодонтическим аппаратурным лечением. Предлагаемый метод профилактики позволил купировать иммунодефицитное состояние, возникающее на этапах ортодонтического лечения, и повысить эффективность профилактики кариеса зубов. ...

17 05 2023 22:56:39

Компьютерные технологии в медицине

Компьютерные технологии в медицине Статья в формате PDF 111 KB...

14 05 2023 4:33:14

ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО МАССАЖА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И НОРМАЛИЗАЦИИ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ, СТРАДАЮЩИХ ДИЗАРТРИЕЙ

ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО МАССАЖА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И НОРМАЛИЗАЦИИ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ, СТРАДАЮЩИХ ДИЗАРТРИЕЙ Использование массажа позволяет в короткие сроки преодолеть имеющиеся нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры. Нормальные образцы движений могут быть выработаны только на базе физиологического мышечного тонуса. ...

12 05 2023 10:30:28

МОРФОГЕНЕЗ НАДКОСТНИЦЫ ДИСТРАКЦИОННОГО РЕГЕНЕРАТА

МОРФОГЕНЕЗ НАДКОСТНИЦЫ ДИСТРАКЦИОННОГО РЕГЕНЕРАТА Статья в формате PDF 100 KB...

08 05 2023 10:45:43

ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ Статья в формате PDF 127 KB...

07 05 2023 18:17:49

Пpaктикующий врач и теоретическая медицина в 21 веке

Пpaктикующий врач и теоретическая медицина в 21 веке Статья в формате PDF 104 KB...

06 05 2023 0:10:27

Роль пахидермии и папиллом в развитии paка гортани

Роль пахидермии и папиллом в развитии paка гортани Статья в формате PDF 105 KB...

05 05 2023 0:58:38

ОЦЕНКА МЕСТНЫХ ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЙ ПРИ ПЕРИТОНИТЕ

ОЦЕНКА МЕСТНЫХ ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЙ ПРИ ПЕРИТОНИТЕ Статья в формате PDF 111 KB...

01 05 2023 17:40:48

Взаимодействие науки и технологии

Взаимодействие науки и технологии Статья в формате PDF 267 KB...

29 04 2023 0:11:44

ТАНЦЕВАЛЬНОДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

ТАНЦЕВАЛЬНОДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В статье Жаворонковой И.А. и Некрасова А.С. «Танцевально-двигательная терапия» танец рассматривается не только как социокультурное, но и как социально-психологическое и психофизиологическое явление, как форма невер¬бальной коммуникации и самовыражения. Это приводит к возникновению нового психиатрического направления - танцевальной психотерапии, где танец используется как способ лечения. В статье анализируются основные этапы этого направления. ...

28 04 2023 6:39:23

Микробиологические и биофизические исследования трaнcпортируемой воды водовода Астpaxaнь-Мангышлак (оценка качества воды в зимний период)

Микробиологические и биофизические исследования трaнcпортируемой воды водовода Астpaxaнь-Мангышлак (оценка качества воды в зимний период) Одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема обеспечения населения качественной питьевой водой. Для решения проблемы деффицита воды Прикаспийского региона в 1989 году был построен водовод «Астpaxaнь-Мангышлак», общей протяженностью 1041 км который берет свое начало из протоки Кигач, расположенной в дельте р. Волга. Биотестирование на дафниях в исходной воде и в воде, трaнcпортируемой по водоводу показало, что процент погибших дафний по сравнению с контролем составляет в зимний период 14%, а в весенний – 20%. В летний период процент погибших дафний явлется наиболее выским – 31,8% и к осени этот показатель снижается до 23,8%. Эти значения меньше 50%, то есть в соответствии с п.3.1.5 РД – 118-02-90 тестируемая вода не оказывает острого токсического действия на дафний. ...

21 04 2023 23:47:22

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ Статья в формате PDF 180 KB...

19 04 2023 22:26:32

ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КОСТНОГО МОЗГА НА ОСТРУЮ И ХРОНИЧЕСКУЮ КРОВОПОТЕРИ

ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КОСТНОГО МОЗГА НА ОСТРУЮ И ХРОНИЧЕСКУЮ КРОВОПОТЕРИ Сравнительным исследованием костного мозга больных, перенесших острую и хроническую кровопотери, установлено, что после острой кровопотери общее количество миелокариоцитов, количества эритрокариоцитов и гранулоцитов были существенно меньше аналогичных показателей морфологического состава костного мозга после хронической кровопотери. Уменьшение содержания гранулоцитарных миелокариоцитов после острой кровопотери было обусловлено резким снижением количества их созревающих форм, чего не наблюдалось после хронической кровопотери. При этом содержание в костном мозге зрелых форм гранулоцитов было одинаковым после обоих видов кровопотери. Уменьшение содержания в костном мозге после острой кровопотери созревающих форм гранулоцитов сопровождалось значительным уменьшением индекса созревания нейтрофилов, что свидетельствует об ускорении их созревания и выброса в кровеносное русло. Для хронической кровопотери была хаpaктерна эритроидная гиперплазия костного мозга. ...

18 04 2023 10:40:28

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с ВУИ. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками ВУИ.