ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
Целью нашей работы стало изучение особенностей предметного компонента профессиональных способностей учителей изобразительного искусства и учителей начальных классов на этапе освоения профессии. В качестве испытуемых выступили студенты первого курса художественно-графического отделения Пермского педагогического училища № 4 (будущие учителя изобразительного искусства, 37 человек) и студенты первого курса школьного отделения Пермского педагогического колледжа № 1 (будущие учителя начальных классов, 35 человек). Всего 72 испытуемых.
Изначально нами предполагалось, что у будущих учителей изобразительного искусства уровень развития исследуемых способностей выше, чем у будущих учителей начальных классов.
Выбор инструментария для диагностики изучаемых явлений был обусловлен принципом системного подхода. Всего использовано 5 методик (24 показателя), в том числе: методика изучения моторной координации (Уипла); методика изучения способности к воспроизведению натуры по памяти (К. Тибу); методика диагностики изобразительно-моторной чувствительности (чувства линии, пропорции, симметрии, способности адекватно изображать натуру (А.Г.Ковалева); методика изучения образной творческости (П. Торренса); методика диагностики эмоциональности, образной памяти, воображения, активности (Б.Р. Кадырова).
Для обработки первичных данных применялись корреляционный и факторный анализ. Корреляционный анализ позволил нам обнаружить наличие статистически достоверных связей между показателями исследуемых способностей только в выборке будущих учителей изобразительного искусства. Наибольший интерес из них представляет взаимосвязь между показателями способности к воспроизведению рисунка с натуры и изобразительно-моторной чувствительности. Ее наличие позволяет предположить, что высокий уровень развития зрительной памяти соответствует высокому уровню развития чувства линии, чувства пропорции, чувства симметрии и способности адекватно изображать натуру. Установлено также, что показатель активности коррелирует с показателями способности рисовать «вслепую», образной памяти и воображения. Отсутствие достоверных корреляций между показателями исследуемых способностей в выборке будущих учителей начальных классов, на наш взгляд, требует дальнейшего изучения. Вместе с тем данный факт указывает на вероятность несформированности значимого симптомокомплекса способностей к изобразительной деятельности в обозначенной выборке.
Факторный анализ позволил выявить в выборке будущих учителей изобразительного искусства три значимых фактора. В первый фактор с наибольшими весами вошли показатели, полученные при рисовании с натуры, в т.ч. чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии, способность адекватно изображать натуру и их суммарный показатель - изобразительно-моторная чувствительность. Первый фактор назван «Изобразительно-моторная чувствительность при рисовании с натуры». Во второй фактор вошли те же показатели, но хаpaктеризующие «рисунок вслепую», т.е. выполненный без зрительного контроля за движениями руки и результатами рисования. Мы назвали его «Изобразительно-моторная чувствительность при рисовании «вслепую». Третий фактор вобрал в себя такие показатели, как беглость, гибкость (флексивность), оригинальность и тщательность разработки идей, что позволило назвать его «Образная творческость». Таким образом, экспериментально выявленная факторная структура способностей будущих учителей изобразительного искусства включает в себя изобразительно-моторную чувствительность при рисовании с натуры и «вслепую», а также образную творческость.
В выборке будущих учителей начальных классов факторный анализ позволил выделить два значимых фактора. В первый фактор с наибольшими весами вошли показатели: чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии, способность адекватно изображать натуру, изобразительно-моторная чувствительность, но с несколько меньшими весами, чем в предыдущей выборке. Мы назвали данный фактор «Изобразительно-моторная чувствительность при рисовании с натуры». Во втором факторе с отрицательными знаками объединились некоторые показатели образной творческости - беглость, гибкость и разработанность идей, что позволило назвать его «Быстрота и гибкость разработки идей». Таким образом, экспериментально выявленная факторная структура способностей к изобразительной деятельности будущих учителей начальных классов включает в себя изобразительно-моторную чувствительность при рисовании с натуры, быстроту и гибкость разработки идей.
Сравнительный анализ факторной структуры предметных способностей испытуемых обеих выборок позволил выявить как общее, так и специфичное в них. Общим является наличие изобразительно-моторной чувствительности при рисовании с натуры, а специфичным - полярные знаки отдельных компонентов образной творческости и отсутствие во второй выборке изобразительно-моторной чувствительности при рисовании «вслепую». Полученные данные позволяют утверждать, что более целостной является факторная структура способностей к изобразительной деятельности будущих учителей изобразительного искусства. Содержание факторной структуры обозначенных способностей будущих учителей начальных классов указывает на возможность взаимной компенсации между ее отдельными компонентами. Так, в данной выборке низкий уровень развития изобразительно-моторной чувствительности может быть компенсирован способностью создавать большое количество осмысленных идей и тщательно их разpaбатывать. Интересно, что в структуре способностей данных испытуемых отсутствует такой значимый компонент образной творческости, как оригинальность.
Полученные данные позволяют нам сделать следующие выводы:
- Способности к изобразительной деятельности представляют собой сложное, целостное, многокомпонентное образование, включающее способность к воспроизведению натуры по памяти, изобразительно-моторную чувствительность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии, способность адекватно изображать натуру), образную творческость (способность создавать большое количество осмысленных идей; гибкость мышления; способность давать необычные, уникальные ответы, требующие творческого потенциала; способность детально разpaбатывать придуманные идеи, дополнять, расширять их границы).
- Структура способностей к изобразительной деятельности определяется уровнем их развития: у способных к рисованию испытуемых (студенты художественно-графического отделения) обозначенная структура включает в себя изобразительно-моторную чувствительность при рисовании с натуры и «вслепую», образную творческость; у менее способных к рисованию (студенты школьного отделения), соответственно, изобразительно-моторную чувствительность при рисовании с натуры, быстроту и гибкость разработки идей.
- В выборке рисующих испытуемых в факторной структуре способностей к изобразительной деятельности отдельные компоненты усиливают друг друга, а в выборке менее способных к рисованию испытуемых обозначенные компоненты взаимно компенсируют друг друга.
Таким образом, в результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение.
Следует отметить, что сравнительный нализ полученных данных привел нас к пониманию актуальности новой проблемы: учитель начальных классов в силу особенностей своей профессии, должен обучать детей математике, требующей математических способностей; письму и чтению, требующим филологических способностей; природоведению, требующему биологических и химических способностей. Достаточно часто такой учитель ведет музыкальные занятия, требующие музыкальных (вокальных, исполнительских и т.п.) способностей; уроки физкультуры, изобразительного искусства, которые кроме специальных способностей требуют и анатомо-физиологического соответствия, особого развития слухового и зрительного анализаторов. В то же время, как показало наше исследование, способности к изобразительной деятельности у будущих учителей начальных классов выражены в значительно меньшей степени, чем у будущих учителей изобразительного искусства, получающих узкую специализацию. Можно предположить, что и другие профессионально значимые для учителя начальных классов способности также находятся на недостаточном уровне развития. И эта проблема требует своего дальнейшего изучения.
Статья в формате PDF 249 KB...
25 04 2024 15:17:42
Статья в формате PDF 134 KB...
24 04 2024 12:13:47
Статья в формате PDF 188 KB...
22 04 2024 22:49:14
Статья в формате PDF 126 KB...
21 04 2024 20:53:30
Статья в формате PDF 275 KB...
20 04 2024 13:55:35
Статья в формате PDF 136 KB...
19 04 2024 10:43:21
18 04 2024 19:56:55
Статья в формате PDF 387 KB...
17 04 2024 8:15:21
Статья в формате PDF 104 KB...
16 04 2024 15:24:22
Статья в формате PDF 111 KB...
15 04 2024 11:36:41
Статья в формате PDF 146 KB...
14 04 2024 16:17:18
Статья в формате PDF 117 KB...
13 04 2024 10:26:45
Статья в формате PDF 110 KB...
12 04 2024 5:25:52
В статье, опираясь на новые мировоззренческие позиции, предпринята попытка обосновать неизбежность высокой нравственности для выживания человечества в условиях космоземных преобразований. ...
11 04 2024 15:28:49
10 04 2024 19:52:18
09 04 2024 4:16:52
Статья в формате PDF 113 KB...
08 04 2024 22:43:18
Статья в формате PDF 113 KB...
07 04 2024 1:12:36
06 04 2024 14:24:32
Статья в формате PDF 112 KB...
04 04 2024 17:42:48
Статья в формате PDF 123 KB...
03 04 2024 7:52:18
Статья в формате PDF 267 KB...
02 04 2024 19:27:54
Статья в формате PDF 109 KB...
01 04 2024 4:30:26
Статья в формате PDF 277 KB...
31 03 2024 7:26:51
Статья в формате PDF 269 KB...
30 03 2024 1:24:19
Статья в формате PDF 103 KB...
29 03 2024 21:58:20
Статья в формате PDF 119 KB...
28 03 2024 15:22:15
Статья в формате PDF 108 KB...
27 03 2024 11:12:27
25 03 2024 1:42:27
23 03 2024 19:31:18
Статья в формате PDF 240 KB...
22 03 2024 12:52:40
Статья в формате PDF 121 KB...
21 03 2024 12:43:59
Статья в формате PDF 201 KB...
20 03 2024 3:18:17
Статья в формате PDF 102 KB...
19 03 2024 16:37:28
Статья в формате PDF 311 KB...
17 03 2024 14:55:48
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::