ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОК ПРИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМ СТРЕССЕ

Для эффективной подготовки кадров необходимо наличие высокой мотивации к учебе у студентов при оптимальном функциональном состоянии их организма. Только в этом случае возможно достижение максимального уровня знаний при минимальных потерях психического и физического здоровья студентов. Однако в процессе подготовки кадров существуют периоды, отрицательно влияющие на оба эти блока, - мотивационный и функциональный. Речь идет об экзаменационных сессиях, которые бывают через каждые четыре месяца и студентки подвергаются значительному эмоциональному стрессу. Пpaктический опыт и опрос студентов показывают, что большинство из них испытывает ярко выраженное эмоциональное напряжение накануне и в период сдачи экзаменов, которое оставляет свой след и сохраняется еще определенное время после экзамена.
Материал и методы исследования.
Для решения поставленных задач нами было проведено исследование, состоящее из нескольких этапов. На одном из этапов мы изучали влияние экзаменационной сессии на адаптационные реакции целостного организма. Для выявления эмоционального (экзаменационного) стресса нами было проведено ряд психологических тестов. Эмоциональную тревожность перед экзаменом определяли по методике Г.Ш. Габдреевой и А.О. Прохорова (2004). Для выявления тревожной напряженности применяли личностный опросник Айзенка, адаптированный Панасюком. Для диагностики индивидуально-психологических особенностей студенток использовали личностный опросник Кэттелла, дающий возможность по отдельным факторам определить эмоциональные особенности человека. Для оценки преддиспозиционного эмоционального состояния и ситуативной тревожности использовали тест Ч.Д. Спилберга адаптированный Ю.Л. Ханиным. Анализ цветных пар по Люшеру позволил нам оценить эмоциональное состояние, напряженность, тревожность у студенток до и после экзамена. Для выявления душевного беспокойства применили методику незаконченных предложений, разработанную Саксом и Леви. Под наблюдением находились студентки факультета естествознания Шадринского государственного педагогического института в возрасте 17-20 лет.
Результаты исследования.
Методика Г.Ш. Габдреевой и А.О. Прохорова. Наиболее часто на вопросы 1 («Мысли о том, что я не справлюсь, мешают мне сосредоточиться на задании») и 4 («Сдавая экзамен, я уже думаю о последствиях провала»), относящиеся к компоненту - беспокойство - студентки давали ответ «иногда», что составляет 57,8 % и 41,5 % от числа опрошенных. На вопросы, относящиеся к эмоциональному компоненту (2-й вопрос «Накануне важного экзамена я начинаю паниковать», 3-ий вопрос «Я чувствую, как сильно бьется мое сердце, когда я сдаю важный экзамен»), ответы были следующие: 33,8 % на 2-ой вопрос ответили «иногда», 36,6 % на 3-ий вопрос ответили «часто». Анализ ответов студенток показал, что низкий уровень тревожности у одной студентки (0,7 %). Основной группе студентов хаpaктерен средний уровень тревожности (98,6 %). Высокий уровень экзаменационной тревожности отмечен у единственной студентки (0,7 %).
Опросник Айзенка, адаптированный Панасюком. Нас интересовал фактор - невротизм - описывающий некоторые свойство-состояние, хаpaктеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости и тревожности. Фактор - невротизм является биполярным и образует шкалу, в соответствии с опросником, для одних студенток хаpaктерна чрезвычайная устойчивость, зрелость и прекрасная адаптированность (потенциальный дискордант - 28,9 %; дискордант - 9,9 %), а для других - чрезвычайная нервозность, неустойчивость и плохая адаптированность (сверхконкордант - 3,5 %; конкордант - 6,3 %; потенциальный конкордант - 21,8 %). По результатам опроса, большая часть студенток располагается между этими полюсами, ближе к середине, что составляет 29,6 % от числа опрошенных. Студенткам, отнесенным по шкале к «интравертам» (1,4 %) и «потенциальным интравертам» (11,3 %), свойственна эмоциональная неустойчивость, которая выражается в склонности к быстрой смене настроения, беспокойстве, что порождает неустойчивость в стрессовых ситуациях.
Нас интересовали только четыре фактора личностного опросника Кэттелла, которые на основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей выделены в блок эмоциональных особенностей: факторы C, О, Н и Q4.
Фактор С - «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость». Низкий уровень оценки выражается в низкой толерантности по отношению к фрустрации, подверженности чувствам, склонности к лабильности настроения, раздражительности, утомляемости, невротическими симптомами. Результаты проведенного нами опроса показали, что такие данные отмечены у 91,5 % студенток. При высоких оценках, таких студенток было 8,5 %, была хаpaктерна выдержанность, работоспособность и эмоциональная зрелость. Фактор Н - «робость - смелость». Низкая оценка данного фактора отмечена у 89,4 % студенток, высокий уровень - 10,6 %. Студенткам с низкой оценкой свойственна застенчивость, неуверенность в своих силах, робость, повышенная чувствительность к угрозе. При высоких оценках наблюдается смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами. Фактор О - «уверенность в себе - тревожность». У 76,1 % студенток были низкие оценки, свидетельствовавшие о спокойствии, уверенности в себе и безмятежности. Высокие оценки (их было 23,9 %) говорили о свойственной студенткам тревожности, депрессивности, впечатлительности. Фактор Q4 - «расслабленность - напряженность». При низких оценках студенткам (65,5 %) была присуща расслабленность, спокойствие, излишняя удовлетворенность и невозмутимость. Высокая оценка (у 34,5 %) свидетельствовала о напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства.
Тест Ч.Д. Спилберга адаптированный Ю.Л. Ханиным. Анализ результатов тестирования тревожности показал, что высокий уровень ситуационной тревожности отмечен у 19,6 % студенток, для них хаpaктерно напряжение, беспокойство и нервозность. Высокий уровень личностной тревожности наблюдался у 33,6 % студенток.
Согласно тестированию по Люшеру перед экзаменом у 14,4 % студенток, интерпретируя результаты 1-ой функциональной группы (1-ый и 2-ой выбранные цвета), было спокойное состояние и положительный настрой на экзамен. У остальных студенток (85,6 %) наблюдалось разной степени выраженности эмоциональное возбуждение. Так по данным 4-ой функциональной группы (7-ой и 8-ой выбранные цвета), эмоциональное возбуждение отмечено у всех студенток, а стрессовое или близкое к стрессовому состояние - у 38,1 %.
Тестирование после экзамена дало следующие результаты. Увеличился процент студенток с положительным настроением (18,6 %), снизилось их число с сильным возбуждением и негативным состоянием (соответственно 12,3 % и 26,8 %). Проанализировав 4-ую функциональную группу (отношение цветов в 7-ой и 8-ой позициях) после экзамена, отмечено возрастание числа студенток с негативным (21,6 %) и стрессовым (52,6 %) состоянием.
Методика «Незаконченных предложений». Нас интересовали ответы на незаконченные предложения, связанные с негативным переживанием, стpaxaми и опасениями. Качественное изучение данной группы предложений показало следующий результат. Ответы были разделены на категории: 1) страхи и опасения не связанные с учебой в институте (80 % опрошенных студенток); 2) переживания и опасения связанные с учебой в институте (20 % опрошенных студенток). Варианты ответов во второй категории - опасение не сдать какой-либо экзамен или зачет.
Таким образом, для студенток, на которых проводились наблюдения, хаpaктерен средний уровень тревожности. Большей части студенток свойственна эмоциональная неустойчивость, которая выражается в склонности к быстрой смене настроения, беспокойстве, что порождает неустойчивость в стрессовых ситуациях.
Статья в формате PDF
109 KB...
16 11 2025 19:10:36
Статья в формате PDF
112 KB...
15 11 2025 13:14:12
Статья в формате PDF
109 KB...
14 11 2025 18:30:25
Статья в формате PDF
102 KB...
13 11 2025 19:25:49
Статья в формате PDF
263 KB...
12 11 2025 19:53:34
10 11 2025 22:18:13
Статья в формате PDF
340 KB...
09 11 2025 7:33:24
Статья посвящена использованию углубленных интеграционных методов исследования в изучении роли энергии геннообусловленных патологий, влиянию изменения структуры в цепи ДНК на ее энерговоспринимаемость, энергопроводимость, энергоотдаваемость, энергонакопляемость по цепи ДНК и на развитие геннообусловленных патологий, прежде всего, на развитие злокачественных опухолей.
...
08 11 2025 11:33:27
Статья в формате PDF
113 KB...
07 11 2025 12:51:46
Статья в формате PDF
127 KB...
06 11 2025 2:22:57
В статье изложены результаты исследования содержания таких биоэнергетически активных компонентов-углеводов и липидов в организме Trichocephalus trichiurus,Tr.muris в норме и после применения принятых терапевтических дозах Вермокса, Медамина и Дифезила.
...
05 11 2025 15:44:20
Статья в формате PDF
153 KB...
03 11 2025 21:19:16
Статья в формате PDF
134 KB...
02 11 2025 23:24:58
Статья в формате PDF
111 KB...
01 11 2025 13:10:54
Статья в формате PDF
112 KB...
31 10 2025 1:39:46
Статья в формате PDF
110 KB...
30 10 2025 9:31:41
Статья в формате PDF
106 KB...
29 10 2025 17:45:57
Статья в формате PDF
132 KB...
28 10 2025 14:28:31
Статья в формате PDF
117 KB...
27 10 2025 15:58:49
Статья в формате PDF
802 KB...
26 10 2025 4:44:59
Статья в формате PDF
256 KB...
25 10 2025 4:22:52
В статье дано определение техническому состоянию техники, представлены виды технических состояний и процессы изменения технического состояния при эксплуатации. Бытовая техника при эксплуатации может принимать исправное и неисправное состояние, а также работоспособное и неработоспособное состояние. Показана взаимосвязь видов технических состояний в виде графа переходов технических состояний, позволяющий проводить технологию восстановления работоспособности техники. Определен порядок восстановления бытовой техники и сформулирован критерий отказа техники. Рассмотрены признаки восстановления бытовой техники по отношению к восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. Показано, что к невосстанавливаемой технике относится техника, нахоящаяся в предельном состоянии или в результате ресурсного отказа. Рассмотрены признаки предельного состояния для восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники.
...
24 10 2025 9:55:53
Статья в формате PDF
139 KB...
23 10 2025 11:48:12
22 10 2025 2:34:52
Статья в формате PDF
113 KB...
21 10 2025 19:27:42
Статья в формате PDF
247 KB...
20 10 2025 9:29:21
Статья в формате PDF
260 KB...
19 10 2025 10:18:10
Статья в формате PDF
364 KB...
17 10 2025 18:39:27
Статья в формате PDF
104 KB...
16 10 2025 18:47:35
Статья в формате PDF
113 KB...
15 10 2025 7:21:50
Статья в формате PDF
125 KB...
14 10 2025 12:57:10
Статья в формате PDF
104 KB...
13 10 2025 14:31:42
Статья в формате PDF
114 KB...
12 10 2025 17:46:26
Разработан новый морфометрический показатель площади контакта эпителия и стромы. Показатель использовался автором при многолетних исследованиях морфофункционального состояния щитовидной железы у женщин и в эксперименте.
...
11 10 2025 20:33:56
Статья в формате PDF
112 KB...
09 10 2025 22:29:47
Статья в формате PDF
262 KB...
08 10 2025 1:47:31
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::