ЗНАЧЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ КУРСА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ» В МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗАХ
Курс «Музыкальная этнография» является обновленным и дополненным вариантом старого курса «Народное музыкальное творчество», который вошел в учебные планы консерваторий нашей страны во второй половине ХХ века и был призван способствовать теоретическому и пpaктическому изучению студентами основных жанров русского народного музыкального творчества.
В постсоветский период актуальность этого курса заметно повысилась. Этому способствовал ряд причин:
Во-первых, бурный всплеск национально-демократического движения открыл широкие возможности для переоценки прежних взглядов на исторические судьбы многих народов, в том числе и татарского. Эти кардинальные изменения выдвинули перед исследователями и педагогами новые задачи, возложили серьезную ответственность за достоверное освещение прошлых и настоящих достижений в области музыкальной культуры, их глубокое осмысление и дальнейшее развитие. Результатом этих изменений послужило введение с середины 80-х годов в Казанской государственной консерватории совершенно нового курса по изучению татарского музыкального фольклора.
Во-вторых, повысилась духовно-эстетическая значимость фольклора, призванного выполнять также «экологические» функции очищения музыкальной атмосферы от пошлости, безвкусицы, антихудожественности.
В-третьих, нельзя не учитывать и такие важные причины актуализации данного курса, как интенсивное развитие «фольклоризма», то есть активное и многогранное использование фольклора композиторами, исполнения фольклорных произведений на сцене, на праздниках, фестивалях, по каналам средств массовой информации.
В-четвертых, заметно усилилась познавательная функция музыкального фольклора, который учит будущих музыкантов и музыковедов интонационному, комплексному и целостному анализу, способствует выработке нового научного мышления.
Эти обстоятельства послужили причиной полного обновления курса с выходом из узкоспециального (чисто музыковедческого) подхода к фольклорному материалу - к рассмотрению его уже в контексте общекультурной проблематики на уровне дисциплин гуманитарных факультетов университета, включая некоторые положения других наук - этнографии, социальной психологии, филологии, истории.
Название науки, изучающей музыкальный фольклор, в зависимости от методологических и методических установок, не раз изменялось. В настоящее время закрепился термин «музыкальная этнография», объектом исследования которой является народная музыка как сложное, комплексное синтетическое явление. Что же касается раннего названия «музыкальная фольклористика», то она всегда понималась, как область более узкая и была ограничена исследованием только мелодики народной песни. Поэтому этот курс целесообразно ввести в учебный план вузов как «Музыкальная этнография».
Многочисленные работы известных российских музыковедов и этномузыкологов в области музыкальной этнографии за последние десятилетия обогатили научную сферу теоретическими и пpaктическими открытиями. Это обстоятельство позволило уделить большое внимание изучению теории музыкальной этнографии. С этой целью нами были разработаны такие темы - как «Различные школы музыкальной этнографии», «Методы и приемы, используемые в музыкальной этнографии», «Принципы систематизации народных песен в странах Европы», «Музыкальный фольклор в соотношении традиционности и современности», «Фольклоризм и сферы его проявления в современной художественной культуре», «Методика полевых исследований музыкального фольклора и нотных трaнcкрипций».
Хаpaктеристика изучаемого музыкального фольклора основывается на общих методах этнологии, связанных преимущественно с отношением: человек - среда. Поэтому в данном курсе материал рассматривается в контексте истории народа. Анализ же основных жанров музыкального фольклора построен с учетом особенностей географической среды, общественных процессов, психофизиологических факторов. Последние особенно активно проявляют себя в музыке, где по сравнению с другими видами духовной культуры, яркое отражение получает индивидуальная хаpaктерность того или иного народа (или его субэтноса), особенно в таких элементах музыки, как ритмика, интонация, темп, тембр голоса, мелодические украшения.
Наибольшую актуальность на современном этапе приобретает проблема «фольклоризма». Этот термин был введен в конце ХIХ века французским исследователем П.Себийо. Поначалу он тpaктовался как повышенный интерес к фольклору, который выражался в различных формах: в собирательской и концертной деятельности, в использовании произведений фольклора в профессиональном творчестве. За рубежом его связывают больше с индустрией туризма и развлечений. Постепенно фольклоризм настолько активизировался, что стал превышать удельный вес аутентичного фольклора. На самом деле в быту порой поют меньше, зато окружающая среда буквально заполнена звучанием народной музыки. Это фестивали, праздники, трaнcляции произведений фольклора по каналам средств массовой информации (телевидение, радио, аудио-видеокассеты, компакт-диски).
Особенно широкое развитие получила сценическая жизнь фольклора. Существуют три типа исполнения фольклора на сцене: этнографический ансамбль, фольклорный ансамбль и академический ансамбль песни и танца. Если в первом типе ансамбля исполнителями являются народные музыканты и певцы, то в двух других - профессионалы. Пpaктика доказала перспективность функционирования фольклорного ансамбля, где артисты постигают народный метод исполнения, совмещающий игру, пение, танец; осваивают не только интонационный строй песни, но и артикуляцию, специфику общения и поведения народных исполнителей, искусство импровизации.
Серьезные проблемы возникают в соотношении фольклора и фольклоризма. Например, еще в середине прошлого столетия сельская молодежь собиралась на посиделки, водила хороводы (у татар - так называемые ђйлђн-бђйлђн уеннары), в которых участвовали все. Здесь каждый участник был и слушателем, и зрителем, и певцом, и танцором. Уклонение отдельной личности от этих действ расценивалось как физическая или нравственная ущербность и даже могло сказаться на её судьбе. В последней четверти прошлого века в селах стали возникать новые формы исполнения фольклора - этнографические ансамбли и солисты. Фактически это новое движение стало ограничиваться только концертной деятельностью с разделением участников на выступающих и пассивных слушателей. Бытовая функциональность традиционного фольклора стала постепенно угасать, уступая место современной песне.
Существует и другая сторона соотношения фольклора и фольклоризма, когда фольклоризм становится источником возрождения и бытования отдельных старинных произведений фольклора. Например, известные профессиональные исполнители народных песен порой включают в репертуар старые (уже забытые в быту) песни в собственной обновленной интерпретации. Благодаря средствам массовой информации эти песни вновь становятся достоянием народа и приобретают новую жизнь.
Данный курс знакомит с музыкальной этнографией не только русского и татарского, но и других народов Волго-Камья (как тюркских, так и финноугорских), ибо история музыкального фольклора этих народов развивалась в постоянном взаимодействии и имеет немало общего.
Изучение музыкального фольклора каждого народа целесообразно начинать знакомством с его этногенезом. Музыкальный материал (обрядовый и необрядовый) рассматривается в социальном и этнографическом контекстах. Поскольку отечественное этномузыкознание в основном строится по региональному принципу, то и мы стремимся придерживаться такого подхода, учитывая, что в исследованиях местных этномузыкологов последних десятилетий выявлены, хотя и недостаточно полно, основные этнические зоны народов волжско-камского региона, определена их специфика, в том числе и музыкальная.
Иллюстрации к курсу «Музыкальная этнография» составлены исключительно из аутентичных звукозаписей фольклора.
Для закрепления материала каждого курса предлагаются дополнительные задания: 1/ конспектирование и реферирование библиографических источников; 2/ звуковое тестирование произведений музыкального фольклора с определением их жанрово-стилевой и региональной принадлежности; 3/ редакторские тесты с критическим рассмотрением публикаций татарского музыкального фольклора.
Статья в формате PDF
120 KB...
15 02 2025 11:14:35
Статья в формате PDF
542 KB...
13 02 2025 12:51:46
Статья в формате PDF
266 KB...
11 02 2025 10:33:23
Статья в формате PDF
321 KB...
10 02 2025 17:22:49
Статья в формате PDF
358 KB...
08 02 2025 18:19:43
07 02 2025 15:59:59
В настоящей работе исследована зависимость плотности прессовок на железной, медной и никелевой с различными углерод содержащими порошковыми наполнителями от давления статического прессования. Для всех изучаемых двухфазных порошковых смесей, и для каждой стадии прессования рассчитаны постоянные уплотняемости. Физический смысл постоянных в предложенной работе выяснен. Для каждой стадии прессования определен интервал плотности в зависимости от химического и концентрационного составов порошковой смеси. В работе, приведены данные уплотняемости порошкового тела при приложении давлении прессования в условиях статической нагрузки, используя которые можно объяснить процессы, наблюдаемые в процессе уплотнения порошка. Оценка уплотняемости порошков позволяет составить более эффективную технологию изготовления порошковых изделий с заданными значениями плотности.
...
06 02 2025 18:35:25
В работе предложена математическая модель энергетического метаболизма. Согласно авторской метаболической реконструкции патобиохимии сердца, в модели предполагается, что в основе кардиосклероза (возникновения нерабочих участков в миокарде, усиливающих сердечную недостаточность) лежит аутовоспалительный процесс на базе медленного (недели, годы) «неправильного» взаимодействия депо углеводов и жиров. Модель позволяет сформулировать предсказание, что при определенных медленных сценариях тренировки сердца и защите его от свободных радикалов при стрессе цитопротекторами и пептидотерапией могут возникать снижение хаоса и условия прекондиционирования, тесно связанные с условиями для обновления клеток в сердце на базе стволовых клеток и камбия. Клинические исследования проф. А.Э. Горбунова; проф. А.Н. Флейшмана, д.п.н. Греца Г.Н. подтверждают модельную гипотезу.
...
05 02 2025 10:25:34
Статья в формате PDF
112 KB...
04 02 2025 20:49:44
Статья в формате PDF
104 KB...
03 02 2025 1:32:11
Статья в формате PDF
183 KB...
02 02 2025 13:25:26
Статья в формате PDF
140 KB...
01 02 2025 12:58:18
Статья в формате PDF
156 KB...
31 01 2025 3:52:35
Статья в формате PDF
141 KB...
30 01 2025 13:34:39
Статья в формате PDF
118 KB...
29 01 2025 14:18:34
Бериллиевое оруденение в Алтайском регионе образует 4 промышленных типа: комплексные (Be, W, Mo) кварцево-жильные, комплексные кварцево-грейзеновые (Be, W, Mo, Cu), комплексные скарновые (Be, W, Mo) и редкометалльные пегматиты. Месторождения бериллия связаны с постколлизионными гранитоидами, сформировавшимися в результате мантийно-корового взаимодействия. Для рудогенерирующих гранитоидов и пегматитов хаpaктерны аномальные параметры флюидного режима и особенно высокие концентрации HF в магматогенных флюидах. В регионе оруденение бериллия локализуется в пределах Тигирекско-Белокурихинской позднепалеозойско-раннемезозойской металлогенической области. Оруденение представлено преимущественно бериллом, редко – гельвином. Оценены запасы оксида бериллия по категориям В, С1, С2 и прогнозные ресурсы категории Р1.
...
28 01 2025 20:52:54
В настоящее время одной из наиболее обсуждаемых является тема воздействия интеллигенции на общественно-экономическую жизнь. Интеллигенция, являясь наиболее образованной группой общества, является монополистом в области на духовного и интеллектуального производства. По мере ускорения научно-технического прогресса данная тенденция усиливается.
...
27 01 2025 14:17:28
Статья в формате PDF
320 KB...
26 01 2025 9:56:10
Статья в формате PDF
115 KB...
25 01 2025 18:26:50
Статья в формате PDF
251 KB...
24 01 2025 13:36:43
Статья в формате PDF
123 KB...
23 01 2025 0:10:16
Статья в формате PDF
110 KB...
22 01 2025 20:20:22
Статья в формате PDF
122 KB...
19 01 2025 17:32:51
Статья в формате PDF
118 KB...
18 01 2025 21:17:47
Статья в формате PDF
124 KB...
17 01 2025 20:17:37
Статья в формате PDF
121 KB...
16 01 2025 3:32:38
15 01 2025 4:41:22
При анализе количества видов гельминтов (возбудителей зоонозов) у человека в 1999–2012 гг. увеличилось с 7 до 10 видов (на 30 %), в том числе цестод с 3 до 5 видов (на 40 %) и нематод с 4 до 5 видов (на 20 %). У человека и собак прослеживается биологический прогресс возбудителей зоонозов. Количества видов гельминтов у собак увеличилось с 5 до 8 видов (на 37,5 %), в т.ч. цестод с 2 до 3 видов (на 33,3 %) и нематод с 3 до 5 видов (на 40 %). В составе гельминтофауны общих для человека и животных доминировали классы Nematoda (6 видов) и Cestoda (5 видов) над классом Trematoda (3 вида).
...
14 01 2025 5:42:57
В статье представлены результаты микробиологического исследования сточных вод на различных этапах очистки. Применен метод ионной хроматографии (ИХ) как экспресс- метод детекции патогенов. В результате исследования выявлено наличие патогенов, таких как Staphylococcus aureus, Escherichia coli, Proteus mirabilis, Klebsiella pneumonia после механической очистки. Результаты исследования полагают необходимость совершенствования методов очистки сточных вод, используемых в различных целях.
...
13 01 2025 18:31:29
Статья в формате PDF
101 KB...
12 01 2025 4:31:44
Статья в формате PDF
226 KB...
11 01 2025 6:30:17
Приводятся данные по содержаниям магнетита, ильменита, лейкоксена, циркона и аутигенных минералов – лимонита, пирита, марказита в неогеновых озерных отложениях. Рассматриваются некоторые особенности минерального и химического состава неогеновых глин, и содержания в них химических элементов. На основании минералогических и геохимических особенностей делается вывод, что осадконакопление происходило в глубоких теплых и бессточных солоноватых озерах в условиях щелочной восстановительной среды и сероводородного заражения. Постепенно растущая аридизация климата в неогене неоднократно прерывалась периодами повышенной увлажненности. При этом отложения кошагачской и туерыкской свит накапливались на трaнcгрессивном этапе развития неогеновых озер, а бекенской – на регрессивном.
...
10 01 2025 1:20:20
Статья в формате PDF
113 KB...
09 01 2025 20:11:36
Статья в формате PDF
105 KB...
08 01 2025 20:50:41
Статья в формате PDF
162 KB...
07 01 2025 21:24:21
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::