ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА
Первое, что сразу же бросается в глаза: Шпенглер отказывается от стремления свести весь культурно-исторический процесс к одной стержневой логике, пронизывающей всю историю и находящей свое завершение в некоей высшей точке. Для Шпенглера нет единой мировой культуры. Есть лишь различные культуры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу : "... У "человечества" нет... никакой идеи, никакого плана... Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории...я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданною силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканящих на своем материале - человечестве - собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, волнение, чувствование, собственную cмepть".
Но и собственная "идея" каждой культуры, о которой говорит Шпенглер, вовсе не аналогична идее культуры, как ее понимает, например, Гегель. Если у Гегеля первичной была логика, то у Шпенглера первичной является душа культуры. Логика же, как впрочем и искусство, наука, политика, всегда вторичны по отношению к этой душе. В шпенглерском понимании культура-это символически выраженная система, в которой реализует себя соответствующая душа: "Культура как совокупность чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, cмepтное, переходящее...;культура как совокупность великих символов жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет".
Большое значение, какой смысл у Шпенглера приобретает термин "душа" применительно к культуре. Для него термин "душа культуры" есть яркое и в то же время точное выражение того обстоятельства, то основание культуры несводимо к разуму. У каждой культуры есть своя собственная "душа", реализующаяся во множестве индивидуальных жизней. Душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами. Поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов, чувств, верований:
"...Каждой великой культуре присущ тайный язык мирочувствования, вполне понятный лишь тому, чья душа вполне принадлежит этой культуре".
Шпенглер останавливается на рассмотрении трех исторических культур: античной, европейской и арабской. Им соответствуют три "души"- аполлоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело; фаустовская душа, символом которой является беспредельное прострaнcтво, динамизм; магическая душа, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними . Отсюда вытекает содержание каждой из культур. Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека: детство, юность, возмужалость и старость. Для Шпенглера все культуры равноправны; каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры. "Феномен других культур говорит на другом языке. Для других людей существуют другие истины. Для мыслителя имеют силу либо все из них или не одна из них".
Статья в формате PDF 249 KB...
16 01 2025 11:44:19
Статья в формате PDF 126 KB...
15 01 2025 8:36:59
Статья в формате PDF 210 KB...
14 01 2025 3:44:29
Статья в формате PDF 529 KB...
13 01 2025 10:56:10
Статья в формате PDF 105 KB...
10 01 2025 13:34:17
Статья в формате PDF 114 KB...
09 01 2025 17:11:25
Статья в формате PDF 117 KB...
08 01 2025 7:54:43
Статья в формате PDF 249 KB...
07 01 2025 19:25:33
Статья в формате PDF 119 KB...
06 01 2025 7:56:30
Статья в формате PDF 119 KB...
05 01 2025 1:21:58
Статья в формате PDF 111 KB...
04 01 2025 3:29:52
Статья в формате PDF 123 KB...
03 01 2025 19:21:58
Статья в формате PDF 207 KB...
02 01 2025 22:35:13
Статья в формате PDF 140 KB...
31 12 2024 6:58:33
Статья в формате PDF 102 KB...
30 12 2024 3:52:13
Статья в формате PDF 121 KB...
29 12 2024 18:11:27
28 12 2024 20:13:11
Статья в формате PDF 270 KB...
27 12 2024 0:34:24
Статья в формате PDF 129 KB...
26 12 2024 0:43:53
Статья в формате PDF 120 KB...
25 12 2024 8:25:33
Статья в формате PDF 154 KB...
24 12 2024 4:42:23
Статья в формате PDF 117 KB...
23 12 2024 0:12:51
Статья в формате PDF 114 KB...
22 12 2024 23:39:48
21 12 2024 5:59:49
Статья в формате PDF 115 KB...
20 12 2024 9:20:45
Статья в формате PDF 392 KB...
18 12 2024 3:20:34
Статья в формате PDF 122 KB...
17 12 2024 5:40:18
Статья в формате PDF 123 KB...
16 12 2024 9:10:36
Статья в формате PDF 129 KB...
15 12 2024 3:35:11
Статья в формате PDF 266 KB...
14 12 2024 7:16:25
Рассматривается возможность использования термопластических полимеров в качестве материала для конструирования лечебного аппарата с регуляторами дозированного давления. Проведен сравнительный анализ клинических наблюдений по применению лечебных аппаратов в клинике с использованием термопластических полимеров с памятью формы. ...
13 12 2024 20:40:23
Статья в формате PDF 325 KB...
12 12 2024 1:51:26
Статья в формате PDF 127 KB...
11 12 2024 23:54:18
Статья в формате PDF 102 KB...
10 12 2024 9:43:58
Статья в формате PDF 115 KB...
09 12 2024 12:43:52
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::