ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ГЕРОНТОПСИХИАТРИИ
Понятия "психосоматические заболевания" и "психосоматическая медицина" укоренились повсеместно лишь в последние десятилетия. К пионерам психосоматики можно отнести Bergmann (1936), Krehl (1936), Alexander (1939, 1948), Deutsch (1939), Dunbar (1946), Weizsaecker (1947) и др. В нашей стране имел место длительный период негативного восприятия психосоматической медицины и психоанализа, но в настоящее время они вызывают значительный интерес, наблюдается увеличение количества научных работ и публикаций по данной тематике. Анализируя развитие психосоматической медицины, В.И.Симаненко и В.А.Ананьев с определенной долей условности выделяют следующие ее основные направления:
- клинико-эмпирическое;
- классического психоанализа, из которого вышла теория "символического языка органов";
- "специфического эмоционального конфликта";
- "личностных профилей", радикалов, стереотипов поведения и его современный вариант "алекситимии", "оперативного мышления";
- эмоционального стресса, "стрессорного реагирования";
- психофизиологическое;
- психоэндокринное, в том числе психоиммунное;
- проспективных и хрономедицинских исследований;
- нейрофизиологическое;
- "поведенческой медицины".
Изначально в центре внимания психосоматики находились психологические факторы, затем преобладающей стала биомедицинская модель и лишь с конца 70-х годов биопсихосоциальная, предполагающая значимость биологических, психических и социальных факторов в развитии, течении и исходе физических и психических расстройств. В целом, психосоматика представляет собой не столько самостоятельную медицинскую дисциплину, сколько подход, учитывающий многообразие причин возникновения болезней и простирающийся в большом поле исследований. Ее специальный, в том числе исследовательский, интерес направлен на группу психических заболеваний, при которых все факторы играют важную роль. Психосоматика, потеряв свою особую этикетку, развивается в позицию или способ рассмотрения, которые можно обозначить как "интегральная медицина".
В последние годы в структуре населения России отмечается нарастающий процесс старения и увеличения доли пожилых людей, которые составляют около 20% всего населения, а Санкт-Петербург относится к категории "стареющих" городов, здесь процент лиц позднего возраста превышает средние показатели. С увеличением возраста населения растет число психически больных, а также психических нарушений у пожилых людей (собственно функциональные психозы позднего возраста и слабоумие, эндогенные и реактивные психозы, пограничные состояния в позднем возрасте и психосоматические расстройства), что делает актуальной задачу оказания медико-социальной помощи пожилым и старым людям.
Современный пожилой психически больной представляет собой уникальный клинический феномен с точки зрения наличия и сочетания разнообразной по хаpaктеру и течению патологии, конкурирующей по своей прогностической значимости и влиянию на качество жизни пациента. В целом, для больных позднего возраста свойственно:
- наличие инволюционных функциональных и морфологических изменений со стороны различных органов и систем;
- полиморбидность;
- преимущественно хроническое течение заболеваний;
- атипичность клинических проявлений;
- наличие "старческих" болезней;
- социально-психологическая дезадаптация
Многолетний опыт отделения гериатрической психиатрии НИИ им. В.М.Бехтерева показывает, что у психически больных пожилого и старческого возраста наиболее распространенной сопутствующей патологией является: сердечно-сосудистая (гипертоническая болезнь, ИБС, сердечная недостаточность) и эндокринная патология (сахарный диабет, тиреотоксикоз), заболевания печени и почек (холангит, гепатохолецистит, нефрит, мочекаменная болезнь), легких (хронический обструктивный бронхит, бронхиальная астма) и желудочно-кишечного тpaкта (гастриты, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, колиты).
Имеющиеся у пожилого больного различные психические и соматические заболевания вызывают так называемый синдром взаимного отягощения, затрудняют их своевременную и правильную диагностику, а также выбор адекватного и безопасного лечения.
В условиях полиморбидности происходит сложное переплетение многих симптомов, может снижаться привычная их диагностическая ценность, и в то же время различные проявления могут потенцировать друг друга, усиливая клинические симптомы.
Патология внутренних органов у больных пожилого и старческого возраста нередко выступает фоном, на котором протекают психические заболевания, иногда - этиопатогенетическим фактором различных психических нарушений. Таким образом, в геронтопсихиатрической клинике единственно возможным является психосоматический подход к больному.
Статья в формате PDF 362 KB...
18 03 2024 6:45:53
Статья в формате PDF 124 KB...
17 03 2024 20:25:41
Статья в формате PDF 150 KB...
16 03 2024 9:21:57
Статья в формате PDF 114 KB...
14 03 2024 13:23:45
Статья в формате PDF 104 KB...
13 03 2024 14:53:47
Статья в формате PDF 310 KB...
12 03 2024 23:33:46
риведены геологические, геохимические и петрологические данные по шошонитовым гранитоидам Тигирекского массива Алтая. В составе массива выделены 5 фаз: 1 – габбро; 2 – диориты, монцодиориты; 3 − сиениты, гранодиориты, граносиениты; 4 – граниты, умеренно-щелочные граниты; 5 – лейкограниты, умеренно-щелочные лейкограниты с флюоритом. Породные типы массива отнесены к нормальной известково-щелочной и высококалиевой шошонитовой сериям. Сиениты и монцодиориты тяготеют по составу к банакитам. В процессе становления массива проихсодила диффреренциация глубинного очага с фpaкционированием редкоземельных элементов, что отразилось на соотношении в породах элементов групп LILE и HFSE со значительной деплетированностью последних. В породах происходила смена типа тетрадного фpaкционрования редкоземельных элементов, что связано с различной насыщенностью расплавов флюидами и летучимим компонентами. С массивом связаны месторождения и проявления железа, вольфрамаа, молибдена, бериллия, аквамарина, горного хрусталя и раухтопаза. ...
11 03 2024 14:37:43
Статья в формате PDF 251 KB...
10 03 2024 2:38:11
В статье рассматривается особенность сократовского диалога в контексте идей педагогической антропологии. Методологическим принципом современного педагогического знания является антропологический принцип, и в этой связи диалог как универсальная форма общения участников образовательного процесса приобретает особую значимость. Представлены особенности сократического философского диалога, которые объясняют закономерность выстраивания отношений в системе «человек – человек» в ситуации передачи имеющегося опыта. ...
09 03 2024 4:49:10
Для растущих деревьев как живых организмов при оценке их пригодности для создания здоровой лесной среды дополнительно следует учитывать существенные биотехнические признаки, отличающиеся от понимания древостоя как склада кругляка. ...
07 03 2024 2:22:17
Статья в формате PDF 106 KB...
05 03 2024 0:18:57
Статья в формате PDF 113 KB...
04 03 2024 22:39:38
Статья в формате PDF 115 KB...
03 03 2024 20:25:28
Статья в формате PDF 113 KB...
02 03 2024 3:10:21
Статья в формате PDF 154 KB...
01 03 2024 22:41:21
Статья в формате PDF 110 KB...
29 02 2024 9:14:55
Статья в формате PDF 245 KB...
28 02 2024 16:15:10
Статья в формате PDF 301 KB...
26 02 2024 21:13:15
Статья в формате PDF 131 KB...
24 02 2024 20:33:14
Статья в формате PDF 121 KB...
23 02 2024 16:18:54
Статья в формате PDF 122 KB...
21 02 2024 19:32:56
Статья в формате PDF 108 KB...
20 02 2024 12:12:23
Статья в формате PDF 187 KB...
18 02 2024 23:16:28
Статья в формате PDF 316 KB...
17 02 2024 10:20:16
Статья в формате PDF 373 KB...
16 02 2024 7:22:18
Статья в формате PDF 104 KB...
15 02 2024 19:57:29
Статья в формате PDF 143 KB...
14 02 2024 17:55:41
Статья в формате PDF 107 KB...
13 02 2024 13:25:42
Статья в формате PDF 120 KB...
12 02 2024 10:55:47
Статья в формате PDF 270 KB...
11 02 2024 4:11:15
Статья в формате PDF 114 KB...
10 02 2024 4:28:51
Статья в формате PDF 144 KB...
09 02 2024 16:32:27
Статья в формате PDF 124 KB...
08 02 2024 3:40:22
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::