ВОСПИТАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ НАРАСТАЮЩИХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ВОСПИТАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ НАРАСТАЮЩИХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

ВОСПИТАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ НАРАСТАЮЩИХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Ярославцева Н. А. Зубков М. Б. Немыкина Т. И. Муравьева Е. А. Ярославцев А. С. Статья в формате PDF 251 KB

Миграция - это сложный общественный процесс, связанный с перемещением населения и переменой места жительства, выполняющий важные функции в жизни общества и отдельного человека.

Постсоветское время хаpaктеризуется нарастанием миграционных процессов. Пpaктически все регионы России в большей или меньшей степени сталкиваются с этой проблемой. Астpaxaнь не исключение. В силу своего географического положения город всегда являлся многонациональным,  поэтому  нарастающие  миграционные процессы - это реальность современной Астpaxaни.

По  данным статистического бюллетеня «Миграция  населения  Астpaxaнской  области за 2006 год» миграционный прирост в Астpaxaнской области составил (+2198 человек). При этом на межрегиональную миграцию приходилось (-1715 человек) прироста. Вместе с тем международная миграция дала прирост (+3913 человек), в том числе со странами СНГ и Балтии (+3986 человек) и с другими зарубежными странами (-73 человека).

В Астpaxaнской области число иммигрантов превысило число эмигрантов на 3986 человек. Миграционный прирост в результате передвижения со странами СНГ составил (+3984 человека). Наиболее высокий прирост мигрантов имел место с Азербайджаном (+1535 человек) и Узбекистаном (+1161 человек). За исключением передвижения с Белоруссией, где миграционный прирост был отрицательным (-17 человек), со всеми странами СНГ отмечалось положительное сальдо миграции. Миграционный прирост со странами Балтии составил (- 10 человек), с Грузией - (+12 человек), с другими странами - (- 73 человека) [1].

Таким образом, пополнение численности населения Астpaxaнской области пока происходит в основном за счет иммигрантов из бывших союзных республик и играет важную роль в демографическом и экономическом развитии региона.

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, нацеленных на то, чтобы миграционные процессы в Астpaxaнской области стали фактором, способствующим позитивному развитию общества. И здесь немаловажную роль должна играть школа, уделяя особое внимание формированию толерантности у подрастающего поколения, за которым будущее, от которого зависит существование сегодняшнего общества и мира.

Несмотря на то, что по данным социологических исследований Центра этнополитических и региональных исследований (ЦЭПРИ) Астpaxaнская область является самой толерантной, с проблемой интолерантного поведения учащихся знакомы многие астpaxaнские учителя. Дети-мигранты, имеющие отличия в речи, одежде, разрезе глаз, становятся у одноклассников предметом насмешек. Стрессовая ситуация, связанная с вынужденным переселением и нарушением нормального образа жизни, языковым барьером, враждебностью со стороны сверстников, вызывает у детей-мигрантов чувство беспомощности и незащищенности, что ведет к тяжелым психологическим травмам, социальной и культурной изоляции.

Современный учитель должен быть готов к решению проблем детей-мигрантов. Для развития толерантности у учащихся от учителя, классного руководителя порой требуется совсем немногого - объяснить ученикам, что мы живем в полиэтнической, поликультурной стране, и существование «другого» рядом, общение с ним неизбежно. Искренний интерес к культуре другого народа, уважение культурных различий способствуют развитию культурного плюрализма в обществе.

В различных регионах России воспитанию культуры толерантности уделяют большое внимание. Так, например, в Санкт-Петербурге принята программа «Толерантность» на 2006-2010 гг., направленная на укрепление в городе толерантной среды на основе принципов мультикультуризма, ценностей многонационального российского общества, соблюдение прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия. В рамках этой программы предусматривается воспитание культуры толерантности через систему образования - важнейшего института социализации.

В образовательных учреждениях Астpaxaни также делается немало для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций. Существующие  образовательные  программы и системы работы с обучающимися направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.

Уроки толерантности, этические беседы, уроки мира, уроки-экскурсии, конкурсы чтецов, концерты, спектакли, ролевые игры, выставки плакатов и рисунков, выпуск газет, фестивали, презентации - вот неполный список мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях Астpaxaнской области и направленных на воспитание межнационального согласия.

Ежегодно во многих школах Астpaxaни отмечается праздник «Астpaxaнь многонациональная», посвященный Дню города. Цель такого мероприятия - знакомство с богатой культурой народов, населяющих наш край. К этому дню каждый класс школы получает задание представить одну из народностей, проживающую на территории Астpaxaнской области. Ученики совместно с родителями и учителями готовят презентацию национального костюма, знакомят присутствующих с особенностями национальной кухни. В программе концерта звучат народные песни, стихи национальных поэтов. После такого мероприятия учащиеся приходят к выводу, что в культурах различных народов есть много общего, что их сближает, роднит - это общечеловеческие ценности.

Некоторые школы Астpaxaнской области вводят предмет «Русский язык как иностранный», цель которого - помочь детям-мигрантам преодолеть языковой барьер. Это очень перспективное направление, т.к. данная дисциплина предполагает введение пропедевтических курсов по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов. Однако следует помнить, что не всякий учитель русского языка может преподавать этот предмет, а лишь тот, кто владеет методикой преподавания русского языка как иностранного, имеющей свою специфику (пpaктическая направленность целей обучения, ситуативно-тематическое представление материала, учет родного языка учащихся и т.д.)

Задача современной школы - создать гуманную атмосферу, помогающую детям-мигрантам чувствовать себя комфортно в инокультурном образовательном прострaнcтве. Для этого необходимо воспитание учащихся в духе дружбы, взаимопонимания, доброжелательного отношения к людям других национальностей, ибо гражданское согласие и терпимость в межнациональных отношениях являются решающим условием экономического и духовного развития общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Ярославцев А. С. Особенности миграционных процессов в Астpaxaнском регионе./ /Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины,2008. - № 2. - С. 10-12.


О РОЛИ ТЕРМИНОВ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

О РОЛИ ТЕРМИНОВ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Статья в формате PDF 307 KB...

10 07 2025 4:57:38

СЕМЕЙНЫЙ ВРАЧ (учебно-методическое пособие)

СЕМЕЙНЫЙ ВРАЧ (учебно-методическое пособие) Статья в формате PDF 108 KB...

03 07 2025 5:31:33

ПРИМЕНЕНИЕ МЕАТОТИМПАНАЛЬНОЙ НОВОКАИНОВОЙ БЛОКАДЫ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ОТИТОВ У СОБАК

ПРИМЕНЕНИЕ МЕАТОТИМПАНАЛЬНОЙ НОВОКАИНОВОЙ БЛОКАДЫ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ОТИТОВ У СОБАК В работе изучено состояние клинико-иммунологического статуса при хронических и инфекционно-аллергических отитах у собак. Дана сравнительная оценка сочетанного применения меатотимпaнaльной новокаиновой блокады с лекарственными препаратами при лечении отитов у собак с другими известными методами и изучено их влияние на клеточные и гумopaльные звенья иммунной системы. ...

22 06 2025 15:38:11

МИНИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОДЪЕМА ТЕЛА В ОДНОРОДНОМ ПОЛЕ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ

МИНИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОДЪЕМА ТЕЛА В ОДНОРОДНОМ ПОЛЕ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ Работа подъема тела в однородном поле силы тяжести всегда больше потенциальной энергии . Для минимизации работы силой тяги, равной , необходимо отключать силу тяги на некоторой высоте . Дальнейшее движение вверх до высоты  происходит по инерции. Только в случае  работа подъема будет стремиться к минимальному значению, равному . ...

19 06 2025 16:46:53

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ЯДЕРНОМ ТЭК РОССИИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ЯДЕРНОМ ТЭК РОССИИ Статья в формате PDF 108 KB...

18 06 2025 15:46:32

ВСТРАИВАНИЕ КАЧЕСТВА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

ВСТРАИВАНИЕ КАЧЕСТВА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС Статья в формате PDF 121 KB...

13 06 2025 0:20:58

РАСЧЕТНЫЕ СХЕМЫ АЛКЕНОВ: ТОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

РАСЧЕТНЫЕ СХЕМЫ АЛКЕНОВ: ТОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Статья в формате PDF 350 KB...

11 06 2025 12:51:28

ТАНЦЕВАЛЬНОДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

ТАНЦЕВАЛЬНОДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В статье Жаворонковой И.А. и Некрасова А.С. «Танцевально-двигательная терапия» танец рассматривается не только как социокультурное, но и как социально-психологическое и психофизиологическое явление, как форма невер¬бальной коммуникации и самовыражения. Это приводит к возникновению нового психиатрического направления - танцевальной психотерапии, где танец используется как способ лечения. В статье анализируются основные этапы этого направления. ...

09 06 2025 22:37:36

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ В СИСТЕМЕ СТРАН БРИКС + ИРАН

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ В СИСТЕМЕ СТРАН БРИКС + ИРАН С использованием инструмента «Bilateral Trade» базы данных Trade Map проделаны матричный анализ взаимной торговли в системе стран БРИКС + Иран за 2001 и 2010 гг. Расчеты показали на существенную трaнcформацию взаимной торговли в системе рассматриваемых стран, в которой Россия значительно ухудшила свои позиции, а Бразилия и Китай – улучшили. Показано также, что Иран гораздо лучше интегрирован во взаимную торговлю со странами БРИКС по сравнению с ЮАР, что даёт ему весомый аргумент для вступления в это объединение стран. ...

08 06 2025 16:37:11

ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПЛИС НА ОСНОВЕ МАГНИТНЫХ ОЗУ

ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПЛИС НА ОСНОВЕ МАГНИТНЫХ ОЗУ Статья в формате PDF 167 KB...

06 06 2025 1:37:53

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ Статья в формате PDF 98 KB...

05 06 2025 17:46:58

ДИАГНОСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

ДИАГНОСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК Статья в формате PDF 110 KB...

03 06 2025 0:30:51

ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОСТРУИ И ЕЁ СЛЕДСТВИЙ

ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОСТРУИ И ЕЁ СЛЕДСТВИЙ Для исследования вариаций параметров живых существ, обитающих в биосфере в разных широтных регионах, в частности экваториальных, построена модель экваториального электроджета, основанная на численном решении дифференциальных уравнений второй степени для потенциала, вызванного прострaнcтвенным зарядом. ...

02 06 2025 15:25:40

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::