АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-педагогическом, психологическом, так и в физическом плане. По сути, начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, поскольку связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.
Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь происходит на протяжении начальной школы, в сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника хаpaктеризует тяжелый период младшего школьного возраста.
Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность.
Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.
Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, которые не посещали дошкольные учреждения, пользовались пристальным и индивидуализированным вниманием родителей, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции.
В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М. Безруких, Л. Божович, А. Венгер, Л. Венгер, С. Ефимова, Н. Луськанова, Р. Овчарова, Д. Эльконин). В большинстве работ констатируется, что слабоуспевающих, которые учатся, хаpaктеризуют следующие личностные свойства:
- неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности;
- инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-пpaктического и словесно-логического мышления.
Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационных и физическом отношении.
Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизическое состояние будущего ученика.
Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, средним и низким. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения.
Цель социально-педагогической деятельности - создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Кроме того, рекомендуется применять следующие игровые методы и упражнения:
1. Психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключение внимания, повышению работоспособности.
2. Подвижные игры и игры, которые пробуждают активность ребенка, его сообразительность, ловкость, быстрота реакции, дисциплинируют, объединяют играющих.
3. Игры-драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими стpaxaми, негативными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.
Таким образом, начало учебы в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном прострaнcтве, где сотрудничество учителя, детей и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех, действующих в нем. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его - высоким.
Список литературы
- Белкін А.С. Ситуація успіху. Як їїстворити? - М., 1991.
- Битянова М.Г. Адаптаціядитинившколі. - М, 1998.
- Битянова М.Г. Організація психологічної роботи в школі. - М., 1997.
- Бугаева Н.Н. Комфорт молодших школярів во світній діяльності // Нач. школа. - 2004. - № 2.
- Гуткін Н.И. Психологічна готовність до школи. - М.: Освіта, 1996.
- Кравцова Е.Е. Психологічні проблеми готовності дітей до навчанняв школі. - М., 1983.
- Мухіна В.С. Дитяча психологія. - М., 1985.
Статья в формате PDF 116 KB...
27 03 2024 8:26:44
Статья в формате PDF 101 KB...
25 03 2024 12:45:33
Статья в формате PDF 275 KB...
23 03 2024 11:50:24
Статья в формате PDF 216 KB...
22 03 2024 19:50:14
Статья в формате PDF 251 KB...
21 03 2024 13:32:49
Статья в формате PDF 145 KB...
20 03 2024 5:30:25
Статья в формате PDF 278 KB...
19 03 2024 7:36:39
Статья в формате PDF 103 KB...
18 03 2024 5:16:36
Статья в формате PDF 276 KB...
17 03 2024 21:58:36
Статья в формате PDF 104 KB...
16 03 2024 22:21:27
Статья в формате PDF 100 KB...
15 03 2024 16:46:15
Статья в формате PDF 123 KB...
14 03 2024 14:40:35
Статья в формате PDF 102 KB...
13 03 2024 1:39:23
12 03 2024 21:32:20
Статья в формате PDF 115 KB...
11 03 2024 1:55:43
Статья в формате PDF 122 KB...
10 03 2024 10:24:41
Статья в формате PDF 313 KB...
09 03 2024 7:11:18
Статья в формате PDF 240 KB...
08 03 2024 13:33:11
Статья в формате PDF 132 KB...
07 03 2024 3:51:19
Статья в формате PDF 164 KB...
05 03 2024 4:41:19
Статья в формате PDF 111 KB...
04 03 2024 17:48:55
Обследовано 65 больных шизофренией, направленных в психиатрический стационар в недобровольном порядке. Установлено, что только 16% из них госпитализируются по Постановлению суда (что составляет 0,46% от всех поступивших больных в течение года), остальные 84% дают согласие на госпитализацию в первые дни пребывания в стационаре. У большинства больных указанного контингента наблюдается выраженная социально-трудовая дезадаптация и низкая комплаентность. Приводятся рекомендации по стратегии и тактике лечения в условиях стационара и внебольничного звена психиатрической помощи, требования к преемственности и особенности диспансерного наблюдения. ...
03 03 2024 4:32:15
Статья в формате PDF 292 KB...
02 03 2024 0:36:36
Статья в формате PDF 308 KB...
01 03 2024 13:56:58
Статья в формате PDF 136 KB...
27 02 2024 20:31:27
Статья в формате PDF 107 KB...
26 02 2024 21:56:37
Изучено влияние реципрокных скрещиваний озимых и яровых групп осетра на их морфофункциональную хаpaктеристику и рыбоводные качества потомства при заводском разведении, выявлено преимущество гибридной формы по проценту оплодотворения, выживаемости в инкубационный период и на этапе перехода личинок на активное питание. Обнаружены нарушения структуры и клеточного метаболизма органов и тканей производителей осетровых рыб. ...
25 02 2024 1:12:35
Статья в формате PDF 112 KB...
23 02 2024 3:25:11
Статья в формате PDF 112 KB...
22 02 2024 16:35:52
Проблема формирования здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) остаётся актуальной до сих пор. На основе применения низкоинтенсивного лазерного излучения ( НИЛИ) были разработаны способы низкоинтенсивной лазерной реабилитации (НИЛР). В результате НИЛР детей достигались снижение показателей респираторной заболеваемости, экстренной медицинской помощи, госпитализации, временной утраты трудоспособности родителей. Рост среднего показателя здоровья и показателя динамичности здоровья отражали повышение уровня здоровья детей. НИЛР доступна, эффективна и безопасна. ...
21 02 2024 6:15:48
Статья в формате PDF 147 KB...
20 02 2024 6:47:20
Статья в формате PDF 101 KB...
19 02 2024 6:31:15
Статья в формате PDF 105 KB...
18 02 2024 17:21:12
Статья в формате PDF 269 KB...
17 02 2024 22:13:29
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::