ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ВОЛГО-КАМЬЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ВОЛГО-КАМЬЯ

ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ВОЛГО-КАМЬЯ

Операй В.С. Статья в формате PDF 264 KB

Волго-Камье является сложным многонациональным регионом, где с древности проживают финно-угорские, индоевропейские и тюркские народы, которые прошли длительный путь взаимодействия. Издревле они имели между собой непосредственные контакты, которые не только проявлялись в материальной и духовной культуре, но и сказались на сложнейших процессах этнического формирования. В процессе теоретического исследования было выявлено, что во все времена у всех народов женщина соблюдала и обеспечивала преемственность этнокультурных, нравственных и религиозных устоев. Женщина - мать, дающая жизнь ребенку и тем самым является продолжательницей рода. Но у каждого народы существуют особые представления о роли женщины в конкретном социуме. Целью данного исследования было рассмотрение образа женщины в культуре народов Волго-Камья.

Проведенной исследование показало, что статус женщины-матери у жителей Волго-Камье был обусловлен тем, что она не только рожает, но и охраняет, защищает, оберегает дитя. Поэтому, очевидно, и возникли пословицы и поговорки типа «Инњѕ јлљњ, йылђаѕ єорор» (умрет мать - высохнет твоя река); «Атаљыѓ етем - ярты етем, њсњљеѓ етем - јкљеѓ етем» (у кого нет отца, тот - полсироты, у кого нет матери - тот круглая сирота). О том, что в представлениях жителей Волго-Камье мать, женщина выполняет охранительную, защитную функцию, свидетельствуют и названия мифических образов: љыу инњље (мать воды), тау инњље (хозяйка горы), арыш инњље (мать ржи). В башкирской мифологии мать воды охраняет воду, мать или хозяйка горы - гору. В башкирском фольклоре существует множество легенд и преданий о том, как после ухода матери или хозяйки воды источник высыхал, исчезал. Таким образом, главная воспитательная идея фольклорных произведений заключается в том, что без защиты, охраны матери перестают существовать даже природные объекты. То же самое мы можем наблюдать и в религиозно-мифологических воззрениях мордвы, так как видное место занимают антропоморфные женские божества: леса (виръ) - Вирь-ава (ава - женщина, мать), земли (мода, мастор) - Мода-ава, Мастор-ава, воды (ведь) - Ведь-ава, ветра (варма) - Вар-ма-aea, огня (тол) - Тол-ава, дома (кудо) - Куд-ава.

Высокий статус женщины был обусловлен еще тем, что у башкир и у мордвы мать и другие женщины были главными воспитателями молодого поколения. Поэтому основную роль в воспитании и социализации молодого поколения играла мать и другие женщины семьи и рода. Мать и повитуха первыми пожеланиями закладывали ему программу развития. Женщины, пришедшие на бњпњй сњйе (чай младенца), были первыми представителями общества, которые принимали ребенка в данное сообщество. Мать, бабушка, сестры, тетки через колыбельные песни, прибаутки, игры приобщали ребенка к родному языку, культуре, закладывали менталитет, основы этничности, учили азам выживания, освоения действительности, социальным ролям. Повседневное общение с матерью и другими женщинами семьи, участие до определенного возраста в женских праздниках и обрядах типа «Воронья каша», «Кукушкин чай», «Первый травостой» (сбор трав и коллективные трапезы), закладывая тем самым основы хаpaктера, ценностные ориентации, этничность у ребенка. Заводили, организовывали эти природные праздники и определяли их суть женщины. Посевные весенние будни также отмечены женским началом. В первую пашню женщины раскатывали яйца в знак урожая, ранней весной на лоне природы проводились игрища, называемые «Девичьи игры». Множество гор помимо своих названий имеют обрядовые названия «девичья гора».

Женщины в башкирском обществе выполняли не только материнские функции. Они были хранителями и передатчиками из поколения в поколение народной культуры, включающей в себя народную медицину, нормы морали, право, идеологию, знания. Действительно, кроме собственной матери, бабушек, сестер, все женщины рода, как уже говорилось выше, через обрядовые праздники, запреты и одобрения, заговоры и заклинания участвовали в трaнcляции культуры, менталитета в новое поколение. Самое главное, пожилые женщины рода, аула через совместные трапезы, традиционные языческие и религиозные праздники, обряды, совместный труд, посиделки и т.д. передавали свои знания, опыт молодым женщинам, дeвyшкам, дeвoчкам - будущим женам, матерям, хозяйкам, повитухам, провидицам, знахаркам, распорядителям обрядов и праздников, хранителям и передатчикам народной культуры из поколения в поколение, осуществляющим связь времен.

Семилетнюю дeвoчку приобщали к «женскому» труду: начинали обучать ткать, вышивать и прясть. В этот период происходило усвоение не только социальных ролей, связанных с пoлoвoй идентификацией, но и способов общения мальчиков и девочек. Позиция ребенка как представителя своего пола определяла специфику развития самосознания.

Детей подростков с 7-9 лет включали в социально-производственную деятельность, освоения хозяйственных традиций. К 13-15 годам дeвoчка вступала в период девичества, который считался одним из наиболее значимых в жизни мордовской и башкирской женщины. Именно с него начинает вырисовываться реальная картина становления женщины как равноправного члeна общества. В это время идет активная подготовка к переходу в самый значительный для нее социальный статус - замужество (жена, хозяйка дома). Здесь, в своем огромном и интересном исключительно женском мире, она чувствовала себя хозяйкой.

Такая естественная социализация способствовала сохранению культуры, языка, менталитета, в целом этничности и генофонда народа. Несмотря ни на какие политические, социальные, экономические и другие беды. Безусловно, этот фактор способствовал росту статуса башкирской и мордовской женщины в обществе.

В традиционном обществе женщина была незаменимым работником и в хозяйстве. Кроме чисто домашних дел, с приготовлением пищи, чистотой и уютом в доме, с заготовкой одежды для всей семьи, ей приходилось ухаживать за молодняком, мелким скотом, доить коров и кобылиц, участвовать в заготовке сена и дров, сборе и обработке урожая. Позднее ни одна земледельческая работа не обходилась без участия женщины. Причем отдельные виды работы выполнялись чаще женщинами, чем мужчинами.

Высокий статус башкирской женщины в семье и обществе обуславливался также ее высокой имущественной правоспособностью. По обычному праву башкир, приданое (бирнњ), часть калыма (єалым малы), наследство матери в виде дорогих украшений, одежды были неделимой собственностью женщины. Эту собственность ни муж, ни дети, ни родственники не могли ни продать, ни подарить, даже скот могли зарезать только с ведома хозяйки. Безусловно, часть приданого с разрешения хозяйки шла на нужды семьи, но ее основная часть передавалась дочери.

Из вышеизложенного мы видим, что женщина, является носителем и хранителем культуры народа, на протяжении всей истории этноса. Женщины Волго-Камья являются поборниками сохранения традиций и обычаев, как гаранта духовности и мудрости, ими совершаются поклоны Природе, имя наречения, свадебные торжества, благопожелания.



СЕРГИЕНКО ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВНА

СЕРГИЕНКО ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВНА Статья в формате PDF 91 KB...

17 04 2024 15:13:18

ЗНАЧИМОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРЕКТНОСТИ

ЗНАЧИМОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРЕКТНОСТИ Статья в формате PDF 308 KB...

09 04 2024 14:36:20

Пимнева Людмила Анатольевна

Пимнева Людмила Анатольевна Статья в формате PDF 148 KB...

07 04 2024 7:43:13

МОЛОДЁЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

МОЛОДЁЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ Статья в формате PDF 251 KB...

06 04 2024 9:32:29

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ПРУЖИННЫХ ТРАНСПОРТЕРОВ

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ПРУЖИННЫХ ТРАНСПОРТЕРОВ Статья в формате PDF 114 KB...

01 04 2024 12:53:23

НА ПУТИ К ЦЕЛЬНО СХВАЧЕННОМУ ЗНАНИЮ

НА ПУТИ К ЦЕЛЬНО СХВАЧЕННОМУ ЗНАНИЮ Статья в формате PDF 208 KB...

30 03 2024 5:46:57

ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОРМАЛИЗМА В ЗНАНИЯХ СТУДЕНТОВ

ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОРМАЛИЗМА В ЗНАНИЯХ СТУДЕНТОВ Статья в формате PDF 262 KB...

26 03 2024 11:19:18

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У СТУДЕНТОВ

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У СТУДЕНТОВ Статья в формате PDF 96 KB...

24 03 2024 17:56:47

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В работе приводятся сведения относительно возможности применения тестовых заданий и биологических задач для исследования личностных особенностей учащихся и выявления одаренных детей. Показано, что использование этого подхода может способствовать повышению эффективности выявления школьников с повышенным уровнем интеллекта. ...

21 03 2024 3:43:22

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДОЗ ПХБ НА МЕТАБОЛИЧЕСКОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЕЙКОЦИТОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОКСИМЕТИЛУРАЦИЛОМ

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДОЗ ПХБ НА МЕТАБОЛИЧЕСКОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЕЙКОЦИТОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОКСИМЕТИЛУРАЦИЛОМ Введение в организм белых крыс ПХБ в течение 28 суток привело к нарушениям со стороны количественного и качественного состава белой крови. При одновременном введении ПХБ и ОМУ количественные и качественные изменения лейкоцитов носили не столь выраженный хаpaктер, и концу эксперимента наблюдалось их восстановление. Таким образом, применение оксиметилурацила вызывает уменьшение токсического эффекта ПХБ на количественное и метаболическое состояние лейкоцитов периферической крови. ...

19 03 2024 15:27:57

КОНДРАШОВ ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

КОНДРАШОВ ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Статья в формате PDF 379 KB...

18 03 2024 8:36:53

СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ

СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ Физико-технический лицей № 1 целенаправленно решает задачу выявления интеллектуально одаренных школьников и развития их способностей. Содержание, формы и методы обучения в лицее базируются на принципах профилизации, вариативности, фундаментализации, интегративности, гуманизации, иформатизации. Профильные предметы - математика, физика и информатика. Их изучение занимает 54 % учебного времени, а изучение биологии и химии - всего 10 %. Для учащихся, проявляющих интерес и способности к изучению естественнонаучных предметов проводятся занятия в спецкурсах и кружках, индивидуальные консультации, реализуются учебно-исследовательские проекты. За счет выбора индивидуальной образовательной траектории эти учащиеся имеют возможность достичь высоких результатов в изучении биологии и химии, вплоть до побед на международных олимпиадах. ...

17 03 2024 2:33:40

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ Статья в формате PDF 98 KB...

15 03 2024 20:14:39

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::