ОПЕРАТИВНАЯ ТИФЛОГРАФИКА – НОВЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОПЕРАТИВНАЯ ТИФЛОГРАФИКА – НОВЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

ОПЕРАТИВНАЯ ТИФЛОГРАФИКА – НОВЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Одинокова Н.А. Статья в формате PDF 111 KB

Исследования многих поколений ученых показали, насколько недостаточность зрения ограничивает возможности человека правильно воспринимать и познавать окружающую действительность. Людям с глубокими нарушениями зрения трудно определить форму, величину, прострaнcтвенное расположение предметов. Слабовидящие, рассматривая предметы, нередко выделяют второстепенные, а не основные его признаки, что неизбежно ведет к неточной картине мира.

Люди с визуальными ограничениями обычно пользуются в процессе познания и обучения не столько личным опытом, сколько опытом других людей. Подобный опыт передается, как правило, при помощи слова, действия, различных условностей, отражающих реальную действительность. К числу последних относятся модели, рисунки, чертежи, схемы и другие средства, помогающие им познавать прострaнcтвенные и временные связи, причины и зависимости между предметами. В ряде случаев, наряду с контрастностью ярких, насыщенных, чистых цветов, рассчитанных на использование остаточного зрения, коррекционные педагоги в своей пpaктике применяют возможности рельефной графики. При этом рельеф рассматривается как способ пластического моделирования на поверхности для изображения трехразмерных объектов.

Распределение рельефа между высоким и низким в значительной мере зависит от соотношения высоты и поверхностного размера рельефа. По степени редукции различается рельеф высокий - горельеф и рельеф низкий - барельеф. Пособия, использующие горельеф и барельеф получили достаточно широкое распространение для информирования незрячих и слабовидящих пользователей, но разнообразие этих пособий значительно ограничивается тематикой и тиражами централизованного их производства.

Тифлографическое изображение при высоте ниже 2-3 мм уже отображает объект с помощью комбинирования рельефных поверхностей и рельефных линий. В комплексе с аудиализацией и специальной визуализацией тифлографика выступает как дополнительное средство преодоления информационного дефицита человека с ограничениями зрения. По мнению многих отечественных и зарубежных тифлологов, широкое использование подобных рельефно-графических пособий становится в настоящее время одним из важных факторов компенсации зрительного опыта. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем глубже и вернее осуществляется познание объектов окружающего мира.

Как известно, процесс осязательного чтения осуществляется с помощью содружественных движений пальцев рук, которые являются главными органами дифференцированного тактильного восприятия. Данный способ основан на оживлении системных связей в коре головного мозга и выступает физиологической основой формирования представлений графических образов. В процессе узнавания и различения рельефных изображений исключительное значение приобретает личный опыт, накопленный в процессе обучения. На основе опыта производятся поиски сходных и различительных примет и признаков в том или ином рельефном изображении, производится сличение, сравнение, объединение отдельных частей рельефного изображения в единое целое.

Для лиц с глубокими нарушениями зрения хаpaктерен эффект неспецифического узнавания. Поэтому у них обязательно надо формировать опopные представления, а также давать масштабные соотношения или какой-нибудь эталон для возникновения правильных прострaнcтвенных представлений. По этой причине, в равной степени как при использовании трехмерных макетов так и при рельефно-графическом отображении объекта, в качестве эталона часто используются антропометрические мерки (рост человека, длина руки, длина шага и т.п.).

В сложных чертежах и схемах, где имеется много различных пересекающихся линий и различных рельефных обозначений лучше воспринимается сплошной линейный контур, в отличие от точечного или линейно-пунктирного.

По мнению ряда специалистов фигуры, размером с тактильную часть пальца распознаются за 1-3 секунды. Фигуры, по своим размерам превышающие тактильную часть пальца, осваиваются незрячим или слабовидящим человеком с несколько большими трудностями, поскольку требуется сложное перемещение пальцев по контуру изображения.

Огромное значение имеют размер и форма механического раздражителя. Когда рельефно-точечные обозначения включены в границы рельефно-графического поля, то разрешающая величина входящих в них точек должна позволить ладонной поверхностью кончика пальца одновременно (путем качания) схватывать сразу целую букву как прострaнcтвенную группировку.

Читатели, знающие шрифт Брайля наиболее эффективно воспринимают рельефные точки, имеющие конусно-сферическую форму. Такие точки производят давление на очень малый участок кожи; наибольшая деформация кожи получается именно в том самом месте, где прикладывается раздражитель, вследствие чего ощущения получаются наиболее отчетливые. Если рельефная точка имеет формы сплющенных цилиндра или полусферы, то давление производится на сравнительно большой участок кожи и поэтому возникает расплывчатое впечатление. Аналогично этому неясное тактильное ощущение получается от восприятия рельефных линий или границ рельефных поверхностей, которые в своей ортогональной проекции имеют сглаженный профиль. По этой причине, усиление выразительности тактильного восприятия изображаемого объекта рекомендуется решать через высоту и устойчивость линий. Одновременно для лучшего восприятия этих рисунков на основе остаточного зрения сохраняется значение контрастных цветов, рельефных линий и поверхностей. Цветные рельефные иллюстрации стимулируют использование читателем, остаточного зрения, подкрепляют положительные эмоции и делают работу с наглядным материалом более продуктивной.

Наряду с общепринятыми подходами постоянно ведется поиск новых технологических решений оперативного донесения информации незрячим и слабовидящим людям с учетом их аномалий зрительного анализатора. Традиционные методы до последнего времени требовали больших усилий и часто не позволяли получать много копий.

Ряд мировых производителей адаптивного и вспомогательного оборудования сегодня предлагают новые виды аппаратов, с помощью которых можно получать рельефно-графические материалы. В настоящее время в России ведутся работы по освоению подобного класса технических средств при решении задач воспитания и преемственного образования людей с глубокими нарушениями зрения.

В этой связи успешными можно признать результаты при использовании оборудования Р.I.A.F. Австралийской фирмы, освоение которого происходило в тесном сотрудничестве специалистов Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих и кафедры коррекционной педагогики факультета педагогики и психологии детства Новосибирского государственного педагогического университета.

Задача выпуска нового поколения комплексных изданий, включающих цветные рельефно-графические пособия, объединила усилия представителей ряда педагогических дисциплин с художниками-дизайнерами, разработчиками компьютерной графики, редакторами документов в альтернативных форматах, операторами устройств специальной полиграфии.

В процессе этого сотрудничества был получен уникальный опыт создания и тиражирования рельефно-графических пособий для решения конкретных педагогических и социокультурных задач, связанных с различными возрастными группами.

Тифлопедагоги специализированных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения указали на большой спектр тематических дидактических пособий, ждущих перенесения в формат рельефной графики. Очевидно, что в рамках среднего и высшего образования еще острее ощущается проблема доступа к графической информации во всех областях обучения. При этом педагоги средней и высшей школы отмечают, что овладение графической грамотой, хорошее понимание схем, чертежей, рисунков становится условием успешного изучения многих современных учебных предметов и дисциплин. Рельефно-графические издания призваны способствовать преодолению затруднений незрячих и слабовидящих в понимании окружающей их искусственной среды и улучшению пpaктических навыков взаимодействия с ней.

По этой причине обучение людей с глубокими нарушениями зрения специальной графике имеет важное компенсаторное, коррекционное, образовательное и воспитательное значение. Оно способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций, развитию компенсации слепоты, преодоления вторичных отклонений в психике незрячего человека, нормализации его развития.



РАЗМЕРНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ ЧИСТЫХ МЕТАЛЛОВ

РАЗМЕРНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ ЧИСТЫХ МЕТАЛЛОВ В работе для 55 элементов периодической системы рассчитаны поверхностное натяжение, критический радиус и постоянная Толмена. Для металлов с низкой температурой плавления величина поверхностного натяжения составляет доли Дж/м2, а для тугоплавких – единицы Дж/м2. Критический радиус d хаpaктеризует внутренние размерные эффекты и не превышает 10 нм для исследованных металлов. ...

12 01 2025 18:51:39

ОТХОДЫ САХАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ОТХОДЫ САХАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА Статья в формате PDF 121 KB...

09 01 2025 4:35:20

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛИМОРФИЗМА ИНТЕРЛЕЙКИНА – 8 – 251 ТА СРЕДИ ЖЕНЩИН АЗЕРБАЙДЖАНА БОЛЬНЫМИ ЭНДОМЕТРИОЗОМ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛИМОРФИЗМА ИНТЕРЛЕЙКИНА – 8 – 251 ТА СРЕДИ ЖЕНЩИН АЗЕРБАЙДЖАНА БОЛЬНЫМИ ЭНДОМЕТРИОЗОМ Впервые было изучено интерлейкина – 8 – 251 ТА среди женщин Азербайджана больными эндометриозом. 50 пpaктически здоровых и 70 женщин больных эндомертиозом находились под нашем наблюдением. Исследование показали что, генетический полиморизм интерлейкина – 8 А/Т 251 играет роль в потогенезе эндометриоза. ...

02 01 2025 12:38:27

ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ РЯДА ОРГАНИЧЕСКИХ РАСТВОРИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЧИСТКИ ИНУЛИНАЗ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ РЯДА ОРГАНИЧЕСКИХ РАСТВОРИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЧИСТКИ ИНУЛИНАЗ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ Разработана методика получения высокоочищенных препаратов инулиназы из продуцентов Aspergillus awamori и Saccharomyces cerevisiae. Исследовано влияние различных органических растворителей на полноту осаждения данного фермента. ...

29 12 2024 14:57:11

СУБТРОПИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ КАВКАЗА

СУБТРОПИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ КАВКАЗА Статья в формате PDF 121 KB...

23 12 2024 9:17:17

ЦИФРОВОЙ МОДЕМ ДЛЯ СЕТИ ISDN

ЦИФРОВОЙ МОДЕМ ДЛЯ СЕТИ ISDN Статья в формате PDF 297 KB...

22 12 2024 10:26:40

ПРЕПАРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ СИНТЕЗА СУЛЬФИДОВ МЕТАЛЛОВ В СРЕДЕ Н-АЛКАНОВ

ПРЕПАРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ СИНТЕЗА СУЛЬФИДОВ МЕТАЛЛОВ В СРЕДЕ Н-АЛКАНОВ Разработаны препаративные методы синтеза сульфидов металлов в среде жидких н-алканов. Представлены результаты «дробного» и «свернутого» методов синтеза сульфидов металлов. Состав соединений установлен методами химического, рентгенофазового и рентгенофлуоресцентного анализов. ...

12 12 2024 20:49:51

РОССИЯ И ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

РОССИЯ И ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Статья в формате PDF 101 KB...

07 12 2024 20:41:16

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::