ПРИРОДА И ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (учебно-методическое пособие)
Целью настоящего пособия является оказание помощи студентам в усвоении курса по выбору «Социально-экологическое образование школьников».
Одним из основных средств его изучения выступает разработанный нами элективный социально-экологический курс «Природа и древние цивилизации», рекомендуемый учащимся 5-6-х классов общеобразовательного учреждения. Он представляет собой вариант интегрированного курса, построенного на основе связи географии и истории. Структура курса соответствует основным разделам и темам программы, опубликованной в сборнике программ «Экология» для средних общеобразовательных учебных заведений (М.: Просвещение, 1993; С.1-15. Стандарты первого поколения), не противоречит основным направлениям Стандартов второго поколения (2008 г.). Главная цель школьного курса «Природа и древние цивилизации» - заложить фундамент ответственного отношения школьников к окружающей природной среде путем усвоения сложных социально-экологических знаний, умений, опыта творческого и эмоционально-ценностного отношения к природе. Эта цель обусловлена потребностью современного общества в экологически ответственных людях, способных строить свои отношения с природой на разумной основе, предвидеть результаты социоприродных взаимодействий, осуществлять пpaктическую деятельность по их оптимизации. Содержание курса экологизировано, т.е. связь географии и истории раскрывается через изучение видов и способов природопользования. Содержание построено на материале истории Земли и человечества в начальные периоды их развития.
Предлагаемый школьный курс рекомендуется использовать в качестве курса по выбору в профильной школе, факультативного курса в общеобразовательной школе, основного курса в малокомплектной сельской школе. Курс рекомендуется вести учителю географии или истории.
Что касается настоящего пособия, то его целью является на основе понятия «природопользование» раскрыть основное содержание интегрированного социально-экологического курса «Природа и древние цивилизации» (5-6 кл.); в ходе пpaктических занятий помочь студентам конструировать процесс обучения, направленный на усвоение школьниками содержания курса.
Во введении раскрывается сущность социально-экологического образования школьников, которое предполагает целенаправленный процесс обучения и воспитания личности, подготовленной к установлению оптимальных для данных условий взаимосвязей с природной средой; к ее вхождению в социально-экологические процессы, сознательно направленные на гармонию в отношениях при соблюдении исторически и прострaнcтвенно обусловленных меры, норм и правил социально-экологических взаимодействий, сохраняющих и восстанавливающих биологическое, социальное и культурное равновесие, сберегающих среду жизни для будущих поколений. Социально-экологическое образование выступает одной из форм накопления и отражения социально-экологических ценностей (естественной психологической, педагогической этнической, социальной, трудовой, экономической). В процессе его пpaктической реализации осуществляется усвоение этих ценностей, позволяющих удовлетворять соответствующие потребности. В условиях образовательного учреждения усвоение содержания социально-экологического образования школьников (СЭОШ) предполагает и определенный результат, который в самом общем виде заключается в культуре отношений со всеми элементами среды; в соответствующей степени готовности личности к социально-экологическим взаимодействиям; в необходимом объеме адекватных знаний, умений и навыков.
Основу содержания СЭОШ составляют социально-экологические знания, или знания о взаимодействии природы и общества. Они включают в себя: - знания об объектах: природе, обществе, их компонентах; - знания об отношениях: трудовой деятельности, природопользовании, обменных процессах; - картографические знания, выступающие средством познания и отображения особенностей взаимодействия природы и общества.
Социально-экологические знания раскрываются через определенные понятия. Ключевым выступает понятие «природопользование». Оно отражает использование обществом природных условий и ресурсов, их охрану, восстановление и воспроизведение. В силу того, что природопользование, как вид связи, предполагает наличие объекта и субъекта деятельности по использованию природных богатств, во введении рассматриваются понятия: природа, общество, природные условия, природные ресурсы планеты Земля и территорий Древних цивилизаций в процессе их развития; человечество, население / жители/ древних обществ; уровень развития (ступень развития) древних обществ; трудовая деятельность, предмет труда, средства труда, продукт труда.
В разделе 1 «Природа и становление человеческого общества» в теме 1 «История Земли. Появление человека» отражены основные этапы доисторического периода развития природы Земли и человека. Развитие планеты представлено в логике возникновения и развития земных оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Рассмотрение биосферы завершается выделением человека из мира животных. В дальнейшем человек тpaктуется как социальное существо, которое развивается в общении с себе подобными, в деятельности по изучению и преобразованию окружающей среды.
В теме 2 «Становление взаимодействия природы и общества» выявляются особенности использования человеком природных условий и ресурсов примерно 40 тысяч лет назад; зависимость образа жизни и деятельности кроманьонца от окружающей среды; расселение людей по планете; раскрывается хаpaктер природопользования - стихийный; показаны особенности познания людьми реального мира, отражения его в различных формах.
В разделе 2 «Развитие взаимодействия природы и общества» на примере ранних цивилизаций показаны особенности использования населением различных государств окружающей их природы, тех изменений, которые произошли в результате антропогенного воздействия.
Завершается курс итоговым обобщением знаний о взаимодействии природы и общества, о каждом из объектов этого взаимодействия, о формах его отражения.
Предлагаемое пособие снабжено приложением, которое включает в себя примерный перечень необходимых средств обучения курсу, методов и форм организации его изучения; пpaктические работы к курсу (Печатаются отдельно).
Настоящее пособие, отвечая на главные вопросы методической науки (Для чего учить? Чему учить? С помощью чего учить? Каким способом? В каких формах?), предоставляет студенту, учителю возможность самому конструировать непосредственный процесс обучения, с учетом конкретных условий общеобразовательного учреждения, класса определять оптимальное сочетание методов, средств и форм организации обучения предлагаемому курсу.
Пособие окажет определенную помощь студентам естественно-географических и исторических факультетов, учителям, а также всем, кого интересуют проблемы социальной экологии и социально-экологического образования.
Статья в формате PDF 134 KB...
09 12 2024 22:47:46
Статья в формате PDF 314 KB...
08 12 2024 15:25:52
Статья в формате PDF 239 KB...
07 12 2024 8:45:15
06 12 2024 6:52:41
Статья в формате PDF 400 KB...
05 12 2024 2:23:31
Цитомегаловирусная инфекция (ЦМВИ) относится к числу самых распространенных вирусных заболеваний. Наиболее уязвимыми являются плод и новорожденный. Целью данного исследования явилась ранняя диагностика нарушений внутриутробного состояния плода у беременных с ЦМВИ. Благодаря разработке новой ультразвуковой аппаратуры, основанной на эффекте Допплера проводились исследования кровотока в магистральных сосудах, а именно маточных артериях. Согласно поставленной цели по разработанной нами методике были рассмотрены анкеты клинико-лабораторного исследования у беременных с ЦМВИ. Всего обследовано 115 женщин с различными сроками беременности и 40, составляющих контрольную группу. Из общего числа беременных у 64 (55,7 %) ЦМВИ протекала в легкой форме, первично-латентную инфекцию наблюдали у 48 (41,7 %) пациенток. Ультразвуковое сканирование проводилось в разные сроки беременности, преимущественно во II-III триместрах, однако, по показаниям в некоторых случаях УЗИ осуществляли и в более ранние сроки. Исследование проводилось на аппарате «Aloka» 1700 SSD с допплерометрическим блоком пульсирующей волны, с использованием трaнcдьюсеров 3,5 и 5 мГц и трaнcвaгинальным датчиком 6,5 мГц. При допплерографии в акушерстве применяется качественный анализ кривых скоростей кровотока (КСК). Определяются систоло-диастолическое соотношение (СДО), индекс резистентности (ИР), пульсовый индекс (ПИ). В нашем исследовании наиболее нeблагоприятным признаком явилось появление дикротической выемки на фоне двухстороннего нарушения маточно-плацентарного кровотока. У беременных с латентной формой ЦМВИ нами выявлена также ассиметрия маточно-плацентарного кровотока. Изменение кровотока в правой МА более выражено, что, по-видимому связано с наличием плацентации одноименной стороны. Снижение маточно-плацентарного кровотока в правой МА постепенно приводит к снижению в левой МА, и связано с наличием морфологических изменений в плаценте. Более выраженные нарушения маточно-плацентарного кровотока встретились у беременных с СЗРП. Из этого следует, что основная причина гипотрофии – это нарушение маточно-плацентарного кровотока. ...
04 12 2024 19:30:14
Статья в формате PDF 106 KB...
03 12 2024 22:46:42
Статья в формате PDF 297 KB...
02 12 2024 5:12:27
Статья в формате PDF 112 KB...
01 12 2024 9:51:44
30 11 2024 21:37:36
Статья в формате PDF 114 KB...
26 11 2024 4:31:29
Статья в формате PDF 115 KB...
25 11 2024 14:46:52
Статья в формате PDF 135 KB...
24 11 2024 19:50:44
Статья в формате PDF 123 KB...
23 11 2024 23:52:39
Статья в формате PDF 102 KB...
22 11 2024 16:28:20
Статья в формате PDF 244 KB...
21 11 2024 17:41:33
На основе анализа электронной конфигурации примесных атомов в минералах, обладающих кристаллической структурой типа NiAs (например, пирротин), установлена корреляция плотности примесных атомов и катионных вакансий с электропроводностью и удельной намагниченностью минералов. Плотность катионных вакансий возрастает при увеличении суммарной плотности примесных атомов, при этом уменьшается электропроводность кристалла. Показано, что природа этих явлений – уменьшение концентрации электронов в зоне проводимости в результате захвата примесными атомами электрона вакансии. На основе расчетов плотности примеси исследованы свойства анионных примесных атомов и проанализирован механизм их изоморфного замещения ионов серы в структуре пирротина. Установлена связь магнитных свойств пирротина и содержанием золота в породе. ...
20 11 2024 18:50:46
Статья в формате PDF 113 KB...
19 11 2024 7:32:30
Статья в формате PDF 105 KB...
18 11 2024 12:34:59
Статья в формате PDF 262 KB...
17 11 2024 18:45:20
Статья в формате PDF 130 KB...
16 11 2024 22:12:10
Статья в формате PDF 113 KB...
15 11 2024 17:47:57
Статья в формате PDF 112 KB...
14 11 2024 16:46:14
Статья в формате PDF 110 KB...
13 11 2024 15:40:11
Статья в формате PDF 214 KB...
12 11 2024 0:56:45
Статья в формате PDF 211 KB...
11 11 2024 9:14:59
Статья в формате PDF 110 KB...
10 11 2024 11:26:52
09 11 2024 8:32:26
Статья в формате PDF 183 KB...
08 11 2024 5:28:25
Статья в формате PDF 116 KB...
07 11 2024 6:11:23
Статья в формате PDF 185 KB...
06 11 2024 15:53:31
Статья в формате PDF 114 KB...
04 11 2024 15:43:24
Статья в формате PDF 391 KB...
03 11 2024 0:12:51
Статья в формате PDF 111 KB...
01 11 2024 21:23:24
Статья в формате PDF 175 KB...
31 10 2024 22:53:21
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::