КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ «БЕЗОПАСНОГО ТИПА» В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Обеспечение безопасности человеческих сообществ в глобальном и национальном масштабах касается каждого и требует разумных общих действий. Чтобы реализовать собственный потенциал и достичь благополучия, человеку необходимо заботиться об индивидуальной безопасности: вести здоровый образ жизни, уметь ориентироваться в опасных ситуациях, защитить себя и своих близких в сложившихся обстоятельствах, оказать первую помощь пострадавшему. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, технических и социальных условиях стало недопустимым.
Сегодня образованию дан социальный заказ не только по возрождению российского этноса, но и по формированию личности «безопасного типа».
Общее образование одно из наиболее действенных средств управления и формирования мировоззрения человека и общества. В период его модернизации вводятся новые предметы, условия и темы, востребованные современными условиями жизни. В полной мере это относится и к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), развитие которого непосредственно связано с необходимостью решения глобальных, национальных и индивидуальных проблем безопасности, с потребностями устойчивого развития России и её граждан.
Курс ОБЖ в настоящее время находится в стадии развития. Именно этот курс может дать ответ на главный «вызов XXI» века, поскольку:
- он может и должен опережать основную потребность человека и общества в формировании умений и навыков безопасной жизнедеятельности и адекватного мировоззрения;
- он может и должен служить стержнем непрерывного образования: детское дошкольное учреждение - начальная школа - средняя школа - колледж - ВУЗ;
- он может и должен стать стержнем интеграции с другими предметами: биологией, историей, географией, физикой, химией и т.д.;
- он может и должен стать системообразующей базой в формировании здоровьесохранного образовательного прострaнcтва.
Содержание курса в настоящее время включает в себя четыре основных раздела:
- Основы здорового образа жизни.
- Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
- Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
- Современный комплекс проблем безопасности.
Концептуальной основой курса является триединое представление о здоровье, как о единстве физического, психического и личностного. Методологической основой концепции, на наш взгляд, являются: фундаментальные положения экзистенциальной философии секулярного направления, касающегося проблем самореализации личности и человеческого бытия в целом; основные положения личностно центрированного подхода к становлению «полноценной функционирующей личности», разработанные Х. Роджерсом; психологическая концепция «здоровой личности», созданная А. Маслоу; отечественные и зарубежные философские, психологические и педагогические теории конструктивного личностного роста и самообразования.
Формирование личности «безопасного типа» в детском дошкольном учреждении - начальной школе - средней школе - колледже - ВУЗе должно носить постоянный и системный хаpaктер, включать в содержание ценности здоровья, здорового образа жизни, правила поведения на улице, трaнcпорте, в быту при чрезвычайных ситуациях, оказание само и взаимопомощи пострадавшему. Это направление является обязательным в здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и является системообразующей частью.
Главной составной частью учебных программ курса ОБЖ должен явиться раздел «Основы здорового образа жизни» как формирующий у воспитанников и обучающихся необходимые качества, обеспечивающие им сохранение и укрепление здоровья, и безопасное поведение в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной).
Немаловажное значение в курсе ОБЖ имеет раздел «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи». Любой человек не застрахован от опасных и чрезвычайных ситуаций. Оказавшись в этих условиях, он должен использовать весь арсенал своих знаний и навыков, доведенных до автоматизма. Поэтому этот раздел имеет не только медицинское, но и социальное значение.
Информация по здоровому образу жизни, основам медицинских знаний, правилам поведения в окружающем мире и в чрезвычайных ситуациях должна наращиваться и усложняться постепенно и последовательно с учетом психо-физиологических особенностей, социальной зрелости детей и подростков, юношества.
Междисциплинарная системообразующая специфика курса, формирующая современное мировоззрение у учащихся предъявляет особые требования к преподавателям и воспитателям ОБЖ: они должны обладать не набором поверхностных знаний и умений, а глубоко разбираться в содержании всех разделов, входящих в программу курса ОБЖ. Принципиально важным является воспитание у учащихся оптимистического, активного отношения к жизни. Ведь в процессе освоения программы детям приходится сталкиваться с описанием и примерами преимущественно негативных ситуаций: правонарушений, травм, катастроф, аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного хаpaктера. Для впечатлительного ребенка это может оказать нежелательное кумулятивное воздействие на психику. И задача учителя «уравновесить» все изучаемые «негативы» общей позитивной установкой, не позволить сформировать у ребенка «катастрофическое восприятие мира».
В процессе обучения у учащихся должно формироваться представление, что человек очень сложное, но хрупкое существо. Объем курса ОБЖ должен охватывать весь комплекс опасностей для человека, для жизни, здоровья, благосостояния, лишения к доступу информации (образованию):
- От окружающей среды,
- От жизнедеятельности человеческого общества,
- От собственной деятельности,
- От социальных проблем
- Специфики региона проживания и т.д.
Комплекс возможных мер безопасности формируют действия каждого человека и общества на личном, национальном и международном уровнях, а предпосылками этих действий являются личная направленность, общественная мораль, гражданские законы, идеология единства человеческого общества и соответствующее общее образование и воспитание. Современное образование - культурная мировоззренческая основа национальной и глобальной безопасности, обеспечивающая долгосрочные интересы общества и личности. Не будет преувеличением признать, что основы научного мировоззрения, навыки личной безопасности, образ жизни россиян даются в процессе обучения с раннего детства.
Образовательная система в рамках курса ОБЖ сегодня ищет новые пути поддержки учителя и ученика в их совместной работе в поисках правил, навыков, условий безопасности жизнедеятельности в современных условиях как природных, техногенных, так и социальных катастроф.
Большинство современных проблем не могут быть решены в одиночку, отдельной страной, отдельной группой, а образование стало фактором глобальной безопасности и гарантией снижения риска во всех сферах деятельности человека, уменьшая опасность совершения ошибок.
Работая над развитием курса ОБЖ в рамках федеральной экспериментальной площадки, нами делаются попытки решить методические и технологические аспекты еще не решенных проблем, а именно непрерывности, преемственности, интеграции курса, начиная с дошкольного возраста. Кроме этого ведется поиск интеpaктивных методов обучения по всей цепи общего образования. Интеpaктивные технологии хаpaктеризуют обучение, погруженное в процесс общения людей. Основными ступенями освоения активных методов обучения являются - восприятие среды, навыки общения, диалог-дискуссия, реальная игра, имитационная игра, жизненная пpaктика. На каждой ступени образования требуется адекватная психо-физиологическим особенностям учащихся ступень активных методов обучения.
Активные методы обучения опираются на древний механизм индивидуального осмысления человеческой культуры через процесс имитации. Происходит увеличение возможностей саморегуляциии, самокоррекции учащихся собственных индивидуальных особенностей, в отличие от внешних, обычно авторитарных, методов педагогического воздействия.
Известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте игра занимает одно из ведущих мест в развитии ребенка. Участие в играх - одна из форм освоения сложных форм одновременного мышления на разных уровнях решаемой проблемы.
Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре, что соответствует данным психологии, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно 10 % из того, что он слышит, 50 % - из того, что он видит и 90 % - из того, что он делает. Все это чрезвычайно важно при освоении навыков безопасности жизнедеятельности.
Нами получены предварительные результаты по использованию активных форм обучения по ОБЖ, содержащих комплекс наглядных материалов: муляжи, тренажеры, плакаты, наглядно-раздаточный материал, учебно-методические пособия и др. Так, коэффициент обученности по ОБЖ у девятиклассников с использованием тренажеров составил 100 % против 77 %, где обучение велось традиционно. Родители первых учащихся отмечают, что их дети изменили свой образ жизни, занимаются зарядкой, закаливанием, спортом, лучше учатся. И на их удивление уверенно оказывают первую помощь при различных травмах. Кроме этого, стали лучше относится друг к другу, младшим сестрам и братьям, занимают первые места в олимпиадах, где уверенно на муляжах демонстрируют все заданные задачи по оказанию первой медицинской помощи при травмах, отравлениях.
Немаловажное значение в преподавании курса ОБЖ имеет непрерывность обучения проблемам безопасности по всей цепочке общего образования: детское дошкольное учреждение - начальная школа - средняя школа - колледж - ВУЗ, и вместе с ней проблема преемственности, которая рассматривается нами как методологический и дидактический принципы. Разработка учебных программ по ОБЖ для каждой возрастной группы, интеграции курса с другими предметами, критериев оценки, наглядного материала, требуют тщательного изучения возрастных психо-физиологических особенностей детей, мониторинга здоровья и обученности, подготовки педагогических кадров и т.д.
При изготовлении комплекта возрастных тренажеров, позволяющих воспроизводить игровые ситуации, деловые игры нами тщательно изучаются у детей, подростков, юношей психологическая готовность, эмоциональная устойчивость.
При использовании принципа формирования психологической надежности при обучении навыкам поведения и оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях для каждой возрастной группы художники, дизайнеры, психологи, электронщики подбирают адекватные для натурного восприятия и при этом формирования устойчивого алгоритма действия, цвет, внешний вид, звук муляжей, учебные программы, сопровождающие учебно-методические материалы.
Следует особо остановиться на вопросе, с какого возраста, в какой обстановке, в каких формах следует начинать обучение детей здоровому образу жизни, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, навыкам оказания первой медицинской само и взаимопомощи. Ответ однозначен - сразу после рождения по содержательной нарастающей. Большая роль в этом принадлежит семье, родителям. Как показывает жизненный опыт, пока ребенок не попадает в организованный коллектив воспитание личности «безопасного типа» западает по разным причинам, основной из которых является некомпетентность родителей.
Крайне важно процесс обучения следует начинать с детского дошкольного учреждения, где работают профессионалы-воспитатели, врачи, психологи, социальные педагоги, где может быть отлажен контроль, обратная связь, коррекция, индивидуальный подход, работа с родителями. В настоящее время в детском дошкольном учреждении, как показали наши исследования, качество учебных программ дидактического сопровождения, педагогических технологий, находятся на низком уровне и поэтому неэффективно.
Научно - производственное объединение «ЭЛТЭК» совместно с базовым МОУ ДДУ № 17 г. Шелехово разpaбатывает весь комплекс обучающих средств, создает новые педагогические технологии в рамках федеральной экспериментальной площадки. Концептуальной основой исследований и разработок являются:
- природособранность,
- комплексный подход,
- обучение в игре,
- одновременное обучение родителей,
- интеграция, межведомственная, междисциплинарная,
- непрерывность и преемственность обучения,
- безопасность.
Наиболее существенными признаками преемственности по обучению детей и подростков основам безопасности жизнедеятельности (по видимому, и по другим предметам) являются: динамизм учебного познания; движение и развитие знаний по восходящей линии от простого к сложному; от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.; наличие диалектических скачков в учебном познании, создание оптимальных условий для формирования системы обобщенных знаний и умений, учащихся на основе преемственных межпредметных связей.
Основными функциями преемственности в условиях непрерывного общего образования по формированию личности «безопасного типа» являются интегративная и социально - педагогическая деятельность, где происходит становление учащегося как социально-психологического феномена, субъекта социального действия. Здесь преемственность выступает как обще дидактический принцип.
Таким образом, основными требованиями непрерывного обучения основам безопасности жизнедеятельности человека являются: обеспечение непрерывности личностного развития учащихся, нахождение соответствующего психо-физиологическим возможностям учащихся рационального содержания данного учебного предмета, методов, форм и средств обучения, способствующих формированию личности «безопасного типа».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Баташев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. С-П., 1996
- Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения ОБЖ. М., 2003
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М., 1998
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. М., 1998
- Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М., 2003
- 6. Сапронов В.Н., Мишин Б.И. Человечество должно стать обществом, которым управляет разум// Народное образование, 2000
Статья в формате PDF 266 KB...
25 04 2024 20:42:30
Статья в формате PDF 463 KB...
24 04 2024 2:59:57
Статья в формате PDF 131 KB...
21 04 2024 4:41:20
Статья в формате PDF 293 KB...
20 04 2024 4:17:10
Статья в формате PDF 250 KB...
19 04 2024 17:23:16
18 04 2024 5:37:22
Статья в формате PDF 1477 KB...
16 04 2024 10:58:34
Статья в формате PDF 108 KB...
15 04 2024 9:53:13
Статья в формате PDF 102 KB...
14 04 2024 16:45:32
Статья в формате PDF 255 KB...
13 04 2024 9:50:25
Статья в формате PDF 141 KB...
12 04 2024 15:53:10
Статья в формате PDF 125 KB...
11 04 2024 11:10:50
Статья в формате PDF 280 KB...
10 04 2024 1:59:53
Статья в формате PDF 136 KB...
09 04 2024 6:58:22
Статья в формате PDF 256 KB...
06 04 2024 10:31:48
Статья в формате PDF 105 KB...
05 04 2024 12:28:26
04 04 2024 12:34:20
В работе представлен анализ данных литературы, а также собственных клинико–лабораторных обследований пациенток с дисфункциональными маточными кровотечениями и гистологически - подтвержденным диагнозом гиперплазии эндометрия, что позволило систематизировать современные представления о хаpaктере гeнитaльной и экстрагeнитaльной патологии, на фоне которой развиваются гиперпластические процессы эндометрия, и об их взаимосвязи c онкогинекологическими заболеваниями. ...
02 04 2024 21:12:39
Статья в формате PDF 253 KB...
31 03 2024 12:15:24
Статья в формате PDF 163 KB...
30 03 2024 18:11:54
Статья в формате PDF 289 KB...
29 03 2024 19:29:19
Статья в формате PDF 291 KB...
28 03 2024 23:28:17
Статья в формате PDF 164 KB...
26 03 2024 3:10:43
8 февраля 2004 года исполняется 75 лет со дня рождения и 60 лет педагогической, производственной деятельности академика Российской Академии естествознания, Академии эмалирования России, Заслуженного деятеля науки и техники РФ, почетного работника высшего образования России, доктора технических наук, профессора кафедры технологии керамики, стекла и вяжущих веществ ЮРГТУ (НПИ). ...
25 03 2024 14:48:18
Статья в формате PDF 252 KB...
24 03 2024 21:15:23
Статья в формате PDF 119 KB...
22 03 2024 17:29:20
Статья в формате PDF 113 KB...
21 03 2024 10:34:40
Статья в формате PDF 104 KB...
20 03 2024 14:55:55
19 03 2024 3:52:49
Статья в формате PDF 262 KB...
18 03 2024 13:41:59
Рассматриваются психические, социальные и личностные компоненты здоровья. Анализируются различия между медицинской (психиатрической) и психологической моделью психического здоровья. Показано, что концепция «позитивного психического здоровья» подходит для оценки личностного здоровья. Важнейшие критерии личностного здоровья – способность выполнять социальные роли и зрелось личности. Исследование психического здоровья личности осуществляется с помощью психологических методик. ...
17 03 2024 0:36:11
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::