ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ АГРЕССИВНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Агрессивность и агрессивное поведение в современной жизни являются чуть ли не одними из самых важных проблем, обсуждаемых в мире. В современной науке изучены и описаны разные аспекты феномена агрессии, но проблема была и остается очень важной - целый ряд вопросов еще мало разработан. Так, проблема восприятия агрессивного поведения и агрессивности, на наш взгляд, довольно сложная, но почти не изученная. А зачастую при восприятии агрессивного поведения происходит ошибка атрибуции - приписывания враждебных качеств личности, которая может таковой не являться. Ведь понятия «агрессия» и «агрессивность» не синонимичны, из чего следует, что не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивность как свойство личности и агрессивность как свойство личности не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.
Итак, агрессивность (опираясь на разработанные П. Ковалевым и Е.П. Ильиным в своем исследовании данные понятия, 1998) мы определяем как комплексное свойство человека, в котором заключена повышенная конфликтность и готовность к агрессивному поведению, и способствующее совпадению потребности и цели насильственного поведения. Агрессия - специфическое поведение, выраженное в конкретном акте насилия в физической или вербальной активности, направленное или непосредственно на объект агрессии, или на замещающий его, нарушающее нормы данного общества и наносящее как физический, так и мopaльный ущерб для жертвы агрессии. В нашем исследовании наибольший интерес представляет подростковый возраст и проблема восприятия агрессивности в этом возрасте. Подростковый период онтогенеза - это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. В психолого-педагогической литературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах «трудный», «критический», «конфликтный». Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков, как пишет Л.М. Семенюк [3], дает анализ его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного хаpaктера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями и чувствами, выражается в дpaках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнacилoвании, в повреждении или уничтожении имущества. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт хаpaктера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит или не знает иного выхода, кроме дpaки, или, по крайней мере, словесных угроз. То есть в подростковой среде в силу сложности противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для проявления агрессивности.
Наиболее важным для работы с агрессивным поведением является распределение всех форм агрессивного поведения на две группы:
1. Несоциализированные формы агрессивного поведения (не имеют целью причинение ущерба другому человеку, а также не носят враждебного хаpaктера).
2. Социализированные формы агрессивного поведения (направляются враждебностью, имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку).
Поэтому ведущей задачей педагога является определение доминирующих мотивов агрессивного поведения, его направленности.
Для работы с агрессивными детьми необходимо знать их хаpaктерологические особенности: воспринимают большой круг ситуаций в качестве угрожающих, враждебных по отношению к ним; сверхчувствительны к негативному отношению к себе; заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих; не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение; всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении; в случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины либо вина проявлена очень слабо; склонны не брать на себя ответственность за свои поступки; имеют ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию; в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии; слабо развит контроль над своими эмоциями; слабо осознают свои эмоции, кроме гнева; боятся непредсказуемости в поведении родителей; имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабую оперативную память, неустойчивое запоминание; не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации); положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию чувствуют собственную значимость и силу [2, С. 6].
Для определения особенностей восприятия агрессивности подростков мы составили таблицу, где выделили следующие черты хаpaктера, которые, с нашей точки зрения, могли бы отвечать за готовность к агрессивному поведению и провоцировать конфликт: несдержанность, обидчивость, вспыльчивость, нетерпимость, мстительность. Наибольший балл по всем агрессивным свойствам приписывают другим подростки 5-х и 6-х классов, чуть меньше, но достаточно высокий - 9-х классов, далее - 7-х и 8-х, и значительно ниже остальных - 10-11-х классов. Как мы сообщали ранее, учащиеся 10-11-х классов себе приписывают больший балл агрессивности, тогда как 5-9-х классов - окружающим. Мы предполагаем, что с возрастом в оценке окружающих оценивающие становятся более осторожными, чем в оценке себя.
Что же касается агрессивных свойств, то здесь стоит остановиться подробнее. Суммарные показатели по всем возрастам следующие: Больше всего оценивающие выделяют такое свойство, как обидчивость, особенно превалирующее в 5-х классах (учащиеся этого возраста приписывают сверстникам больший балл именно по этому свойству), и далее, от 6-х до 11-х балл обидчивости соответственно снижается. Наименьший же балл из всех свойств приписывается мстительности, но здесь просматривается та же тенденция: более всего этот балл в 5-6-х классах, а к 11-му он сильно снижается. Еще одним из наиболее выбираемых свойств агрессивности во всех возрастах является вспыльчивость, затем несдержанность и лишь затем - нетерпимость.
Несомненно, каждый возраст в выборе и восприятии агрессивных свойств личности представляет собой отдельный интерес и требует большего рассмотрения и дальнейшего изучения, о чем мы предполагаем написать в последующих публикациях.
Список литературы
1. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.
2. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет: метод. пособие для студ. по курсу «Психолого-педагогическая коррекция» / сост. О.П. Рожков. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - 56 с.
3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции - М.: Флинта, 1998. - 96 с.
16 01 2025 8:28:28
Статья в формате PDF 289 KB...
14 01 2025 10:34:23
Статья в формате PDF 178 KB...
13 01 2025 11:55:30
Изучена коагулирующая способность фторида аммония при выделении каучука из латекса СКС- 30АРК. Исследовано влияние температуры и концентрации раствора фторида аммония на полноту коагуляции. Проведена оценка свойств резиновых смесей и вулканизатов на основе каучука СКС-30 АРК, выделенного из латекса фторидом аммония. ...
11 01 2025 2:44:17
Статья в формате PDF 132 KB...
10 01 2025 11:15:45
09 01 2025 23:13:24
Статья в формате PDF 300 KB...
08 01 2025 15:27:54
Статья в формате PDF 279 KB...
07 01 2025 20:43:42
Статья в формате PDF 101 KB...
06 01 2025 21:50:33
Статья в формате PDF 101 KB...
05 01 2025 18:19:53
Статья в формате PDF 296 KB...
04 01 2025 13:23:31
Статья в формате PDF 111 KB...
03 01 2025 23:44:30
Статья в формате PDF 109 KB...
02 01 2025 9:19:30
Статья в формате PDF 269 KB...
01 01 2025 6:29:10
Статья в формате PDF 110 KB...
31 12 2024 2:38:50
Статья в формате PDF 109 KB...
29 12 2024 23:44:58
Статья в формате PDF 257 KB...
28 12 2024 16:14:50
Статья в формате PDF 142 KB...
27 12 2024 13:50:29
Статья в формате PDF 146 KB...
26 12 2024 14:11:41
В серии стресс-тестов исследованы особенности поведенческих реакций крыс при действии 1,5-бензодиазепинона-2 и его производных в дозах 5, 25, 50 и 100 мг/кг. В результате сравненияэтих показателейс таковыми эталонного препарата диазепама (5 мг/кг), выявлено, что под влиянием 1,5-бензодиазепинона-2 и его трех производных (4-метил-1,5-бензодиазепинон-2, 3-метил-1,5-бензодиазепинон-2, 5-формил-3-метил-1,5-бензодиазепинон-2) поведение крыс в зависимости от уровня аверсивности теста существенно изменяется. В целом установлено, что тестируемые вещества в зависимости от дозы способны проявлять психотропные (антистрессорные, анксиолитические, седативные, антидепрессантные) свойства. ...
25 12 2024 1:19:57
Статья в формате PDF 103 KB...
24 12 2024 15:35:23
Статья в формате PDF 266 KB...
23 12 2024 18:35:52
Статья в формате PDF 103 KB...
22 12 2024 20:13:35
Статья в формате PDF 210 KB...
21 12 2024 6:38:13
В данной работе приводятся результаты экологических исследований по состояния северных экосистем, с целью разработки возможных мероприятий по снижению негативных воздействий на окружающую среду при горно-добычных работах открытых карьерным способом. Выявлены закономерности приуроченности накопления тяжелых металлов на определенных типах почв. ...
20 12 2024 17:13:30
Статья в формате PDF 101 KB...
19 12 2024 2:56:59
На основе построения тренд-сезонных моделей исследуется динамика цен на первичном и вторичном рынках жилья Ивановской области в период 2000-2007 гг. В статье освещаются основные этапы построения моделей, приводятся количественные оценки их параметров. Особое внимание уделяется присутствию S – образной кривой роста в динамике цен на жилье. В результате использования методики с учетом индексов сезонности получены средние прогнозные значения цен на жилье Ивановской области. ...
18 12 2024 8:22:36
Статья в формате PDF 145 KB...
17 12 2024 19:46:36
С помощью геоинформационной системы были получены точные измеренные значения каждого годичного слоя на всем керне древесины сосны. Данные обработаны в математической среде и получена статистическая формула, которая состоит из 16 составляющих, что позволило дать ориентировочный долгосрочный прогноз. ...
16 12 2024 9:58:44
Статья в формате PDF 205 KB...
15 12 2024 7:30:26
Статья в формате PDF 196 KB...
14 12 2024 6:57:54
Статья в формате PDF 348 KB...
13 12 2024 2:54:12
Статья в формате PDF 122 KB...
12 12 2024 8:50:25
Статья в формате PDF 104 KB...
10 12 2024 13:14:21
Статья в формате PDF 250 KB...
09 12 2024 14:50:20
Статья в формате PDF 132 KB...
08 12 2024 21:19:16
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::