Интеграционные процессы образовательной системы в современном мире
1 Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Статья в формате PDF 251 KB 1. О достигнутом и перспективах развития высшего образования в контексте с решениями Болонского процесса. Н.М. Стукаленко, Ж.К. Ермекова // Доклады Казахской Академии образования.– Астана, 2012. – № 1–2. – С. 48–55. 2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2004. 3. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. – М.: Оргсервис, 2006.
В 2010 году, в год председательствования Казахстана в ОБСЕ, реализовано решение по присоединению нашей страны к Болонскому процессу. Цель участия Казахстана в Болонском процессе – расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества. В соответствии со взятыми на себя обязательствами по присоединению к Болонской Декларации, Казахстан должен до 2020 года осуществить ряд мероприятий. Интеграция системы образования Республики Казахстан в мировое образовательное прострaнcтво – один из долговременных стратегических приоритетов успешного международного сотрудничества. Основное условие интеграции нашей страны в мировое образовательное прострaнcтво – адаптация Казахстанской образовательной системы к положениям Лиссабонской конвенции и Болонской декларации, что предполагает: 12–13-летнее школьное образование, являющееся допуском к высшему образованию; двухуровневую систему высшего образования, внедрение зачетных единиц ECTS – European Credit Transfer System, переход на целостную систему подготовки высококвалифицированных специалистов: бакалавриат, магистратура, докторантура (PhD) и т.д. Естественно, что интеграция системы высшего образования РК в мировое образовательное прострaнcтво требует перехода к кредитным технологиям обучения, что связано с необходимостью пересмотра всей системы организации и управления учебным процессом не только вузов, но и на общеобразовательном уровне.
В настоящее время программа двудипломного образования реализовывается в 37 вузах Республики Казахстан, в том числе и в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева. Благодаря реализации программы двудипломного образования совместно с зарубежными университетами успешно решается задача конвертируемости казахстанских дипломов о высшем образовании, их признании на международном уровне, вовлечения отечественных университетов в международные рейтинги и другие образовательные проекты [1]. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева в числе одного из первых в Казахстане перешел к многоуровневой системе образования. Это начинание имеет под собой серьезную основу, так как ведущие вузы мира давно работают по ней.
Любые реформы в образовании предполагают изменения внутри самой педагогической системы (ПС) обучения и воспитания, функционирование которой определяется важнейшими принципами дидактики. А, как известно, в дидактике любая деятельность, в том числе и образовательная, конструируется на основе структуры деятельности (А.Н. Леонтьев) [2], включающей: цель – мотив – содержание (средства) – результаты, что явилось базой для возникновения различных педагогических систем (ПС).
Но в любой ПС главными компонентами выполняющими в ней роль «несущей опоры», являются педагоги и учащиеся. Именно тандем педагог – учащиеся являются непосредственными функционерами процесса обучения и воспитания, к которому из года в год предъявляются все более высокие требования. Сегодня особого акцента требует тривиальная аксиома: что именно учитель, педагог-ученый – это квинтэссенция любой образовательной системы, пpaктический исполнитель важнейших новых концептуальных подходов в сфере обучения и воспитания. Вполне диалектично, что для реального повышения качественного уровня системы образования (обучения) необходим адекватный кадровый потенциал учителей – квинтэссенции любой педагогической системы.
Следует отметить, что для поддержания и поднятия системы образования на более высокий качественный уровень, в нынешних не простых социально-экономических условиях, делается немало позитивного, например, для тех, кто решил трудиться в сельских школах – выдача кредитов на приобретение жилья, «подъемные» и т.д. Однако, это решения точечных, локальных давно назревших и перезревших проблем, а нынешняя ситуация, как представляется авторам, сегодня, требует более серьезных, более кардинальных мер для обновления и повышения качественного уровня кадрового потенциала системы образования. Поскольку как выразился один политик «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей». Необходимость формирования педагогов новой формации – учителя-ученого-воспитателя в одном лице, создания привлекательного для молодежи имиджа современного учителя, особенно педагогов по естественнонаучным дисциплинам, все еще остается не решенной острой проблемой для всей системы образования. Вполне очевидно, что в век стремитьельного научно-технического прогресса, развития инновационных процессов, нанотехнологий, освоения космического прострaнcтво, требований рационального использования природных ресурсов и много другого, конкурировать на международном рынке труда способны лишь высококвалифицированные специалисты не только с функциональной грамотностью, но и с фундаментальным базовым образованием, с естественно-научным мировоззрением.
Интеграция науки и образования является необходимым условием инновационного развития экономики Казахстана. Динамичные изменения социально-экономических отношений, развитие конкурентных преимуществ Казахстана в современной мировой экономике требуют серьезной модернизации образования, внедрения инновационных технологий, превращения образования в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно отвечающую на вызовы времени и меняющиеся запросы общества. Образование должно стать той движущей силой, которая способна существенно повысить качество жизни граждан. Научно-техническая сфера обладает огромным потенциалом и необходимо создать комфортную среду для развития предпринимательства в различных отраслях науки: предусмотреть налоговые и экономические льготы для предприятий, занимающихся освоением в производстве новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Если прошлые доиндустриальные общества в качестве основного фактора развития производства использовали землю, капитал и ручной труд, а промышленная революция резко усилила роль сырья, то в современном постиндустриальном информационном обществе в качестве главных факторов развития производства выступают конкурентоспособность промышленности, экономическая целесообразность, темпы инноваций в технологиях. Это, в свою очередь, все в большей мере зависит от состояния знаний и интеллектуальных способностей кадров. Чем качественнее подготовка специалистов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям и технологиям на протяжении всей жизни, тем эффективнее экономическое развитие страны. Достаточно вспомнить, что сегодня Индия только от экспорта произведенного в местных технических парках программного продукта получает доходы, сравнимые с доходами, получаемыми Российской Федерацией от экспорта всех видов вооружения. А в системе высшего профессионального образования США подготовка кадров рассматривается как двойные инвестиции – и в человека и в производство [3].
Таким образом, подготовка высококвалифицированных специалистов тесно увязана с проблемой поднятия на новый качественный уровень системы естественно-научного образования в школе и вузе.
И как нам представляется это одна из важнейших целей реформирования системы образования РК и ее интеграции в мировое образовательное прострaнcтво.
Статья в формате PDF 111 KB...
24 04 2024 7:13:30
Статья в формате PDF 100 KB...
23 04 2024 10:15:50
Статья в формате PDF 269 KB...
22 04 2024 17:32:58
Статья в формате PDF 101 KB...
21 04 2024 15:18:26
Статья в формате PDF 127 KB...
20 04 2024 17:18:55
Статья в формате PDF 121 KB...
19 04 2024 5:53:18
Статья в формате PDF 789 KB...
18 04 2024 21:29:40
Статья в формате PDF 110 KB...
17 04 2024 11:27:59
Статья в формате PDF 108 KB...
15 04 2024 21:55:15
Изменяющиеся условия жизни приводят к изменению поведения и психологии наиболее уязвимых групп населения, к которым относятся пожилые и старые люди. Наиболее значимыми считаются адаптивные защитные реакции, такие как озабоченность, тревожность, депрессия. Работа поддержана и финансируется Министерством образования и науки. ...
14 04 2024 18:43:48
Статья в формате PDF 392 KB...
13 04 2024 9:32:14
Статья в формате PDF 113 KB...
12 04 2024 7:22:35
Статья в формате PDF 266 KB...
11 04 2024 21:19:39
Рассматривается проблема организации продуктивной умственной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений в системе дидактических принципов современной педагогики. Анализ принципов показывает, что отечественная дидактика в большой мере сохраняет черты традиционной модели обучения и недостаточно учитывает психологическую природу мышления и закономерности продуктивной умственной деятельности при разработке принципов обучения. Выделены основополагающие принципы организации продуктивной умственной деятельности на основе закономерностей развития знания и процесса познания, психологических закономерностей мышления. ...
10 04 2024 21:50:50
Статья в формате PDF 239 KB...
09 04 2024 9:55:56
Статья в формате PDF 114 KB...
08 04 2024 10:59:54
Статья в формате PDF 244 KB...
07 04 2024 17:54:17
Статья в формате PDF 113 KB...
06 04 2024 1:19:21
Статья в формате PDF 112 KB...
05 04 2024 11:42:32
Статья в формате PDF 134 KB...
04 04 2024 12:44:23
Статья в формате PDF 108 KB...
03 04 2024 21:41:22
Статья в формате PDF 278 KB...
02 04 2024 11:52:42
Статья в формате PDF 143 KB...
01 04 2024 10:15:15
Статья в формате PDF 262 KB...
31 03 2024 1:19:54
Статья в формате PDF 100 KB...
30 03 2024 9:12:39
Статья в формате PDF 132 KB...
29 03 2024 0:13:58
Статья в формате PDF 157 KB...
28 03 2024 8:10:18
Статья в формате PDF 107 KB...
27 03 2024 5:18:50
Статья в формате PDF 121 KB...
26 03 2024 0:46:19
Статья в формате PDF 132 KB...
25 03 2024 12:47:40
Статья в формате PDF 115 KB...
24 03 2024 4:31:37
Депо-моделирование описывает круговые процессы в метаболизме, качели депо-пулов, обратные связи между ними, связь воспаления и энергетики в организме, медленные ритмы в метаболизме. Сравнительное изучение противодействия дегенеративным процессам в консервативном и восстановительном лечении показывает, что формирование медленных ритмов, при которых воспаление и дегенеративные процессы идут по менее повреждающему и более оновляющему ткани сценарию, и с повышением энергоэффективности клеток, более успешно происходит при восстановительном, чем при консервативном лечении. Слабые медленные (недели, сезоны) отрицательные и положительные обратные связи отличают метод восстановительного лечения от сильных и быстрых (часы, сутки, 2 недели) при консервативном. ...
23 03 2024 17:23:55
Статья в формате PDF 135 KB...
22 03 2024 6:29:16
Статья в формате PDF 101 KB...
20 03 2024 22:35:26
В данной работе авторами обоснована актуальность исследований в области пенсионного обеспечения, раскрыты основные направления дальнейшего развития пенсионной модели. ...
17 03 2024 7:57:50
Статья в формате PDF 118 KB...
16 03 2024 13:52:51
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::