ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ГИБКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Цели обучения гибким технологиям
Современные требования к разработчикам программного обеспечения на рынке труда приводят нас к тому, что при обучении инженеров-программистов необходимо уже в ходе обучения сформировать у студентов пpaктические навыки эффективной работы над проектом в распределенной комaнде, использующей гибкие технологии разработки программного обеспечения. Стоит отметить, что сегодня существует крайне мало работ, посвященных вопросам, обсуждаемым в данной статье [1].
Проблема целей и содержания обучения является одной из центральных в дидактике. Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания. Принято рассматривать цели обучения как планируемые результаты обучения в виде требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
В результате изучения спецкурса «Гибкие технологии разработки программного обеспечения» студент должен знать:
- методы, технологии и инструменты гибкой разработки программного продукта;
- метод разработки, выявления спецификации требований «Истории пользователя»[1]
- метод управления проектом и требованиями «Скрам»[2];
- концепции и стратегии архитектурного проектирования и конструирования программного обеспечения «Разработка через тестирование» и «Рефакторинг»;
- концепцию итеративной разработки программного обеспечения;
- стандарты кодирования, используемые в различных языках программирования;
уметь:
- производить автоматическую сборку и автоматическое тестирование программных проектов;
- разpaбатывать и специфицировать требования методом «Истории пользователя»;
- конструировать программное обеспечение используя методы «Разработки через тестирование» и регулярный «Рефакторинг»,
- создавать самодокументируемый программный код;
- работать с современными интегрированными средами разработки, системами управления требованиями, задачами и ошибками;
- планировать задачи;
- оценивать сроки разработки программ;
владеть:
- навыками разработки модульных тестов;
- методами рефакторинга программного кода;
- средствами миграции схем баз данных;
- средствами ведения технической документации.
Содержание обучения гибким технологиям
Для достижения поставленных целей можно предложить следующую структуру программы курса «Гибкие технологии разработки программного обеспечения».
Обзор гибких моделей разработки программного обеспечения
Манифест гибких технологий разработки программного обеспечения. Основы экстремального программирования [2]. Другие распространенные методологии гибкой разработки программного обеспечения.
Разработка через тестирование
Основные положения. Инструменты реализации модульных тестов [5]. Инструменты поддельных объектов. Обзор инструментов модульного тестирования графического интерфейса пользователя. Средства автоматизации разработки модульных тестов. Анализ покрытия кода тестами.
Кодирование и управление исходным кодом
Стандарты кодирования. Конвенции об именовании классов, методов, полей, констант. Системы контроля версий. Средства автоматической сборки. Системы непрерывной сборки.
Управление требованиями
Игра в планирование. Измерение и оценка сложности и приоритетности задач. Системы отслеживания ошибок.
Проектирование
Шаблоны проектирования. Рефакторинг программного кода [4]. Рефакторинг и миграция баз данных. Рефакторинг модульных тестов.
Планирование и управление проектом
Основы методики управления проектом «Скрам». Роли. Совещания. Доска задач. Обзор требований. График выполнения задач на итерацию [3].
Курс «Гибкие технологии разработки программного обеспечения» имеет явные межпредметные связи со следующими разделами образовательного стандарта: «Введение в программную инженерию», «Конструирование программного обеспечения», «Проектирование и архитектура программных систем», «Тестирование программного обеспечения», «Разработка и анализ требований», «Управление программными проектами», что делает влияние курса на обучение будущих инженеров-программистов весьма значительным.
Для построения полноценной методической системы обучения гибким технологиям разработки программного обеспечения дальнейшего изучения требуют методы, формы и средства обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Шопырин Д.Г. Управление проектами разработки ПО: Рекомендации по самостоятельной работе студентов. - СПб.: СпбГУ ИТМО. - 2007. - 39 с.
- Бек, К. Экстремальное программирование. - СПб.: Питер. - 2002. - 215 с.
- Kniberg, H. Scrum and XP from the Trenches [Electronic resource] / Information Queue. - 2007. - Mode of access: http://www.infoq.com/minibooks/scrum-xp-from-the-trenches
- Фаулер M. Рефакторинг: улучшение существующего кода. - Пер. с англ. - СПб: Символ Плюс, 2003. - 432 с., ил.
- Бек, К. Экстремальное программирование: разработка через тестирование. Библиотека программиста. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.: ил.
Работа представлена на Общероссийскую научную конференцию «Современные проблемы науки и образования», Москва, 16-18 февраля 2010 г. Поступила в редакцию 16.03.2010.
[1] Перевод с англ. "User stories"
[2] На англ. "Scrum"
Статья в формате PDF 278 KB...
27 03 2024 18:32:19
Статья в формате PDF 119 KB...
26 03 2024 15:47:59
Статья в формате PDF 100 KB...
25 03 2024 19:36:49
Профилактика респираторных инфекций у детей раннего возраста на современном этапе включает воздействие на местные факторы защиты входных ворот инфекции. Исследовано 48 детей с ОРВИ, 27 с менингококковой инфекцией и 24 с коклюшем в возрасте до 15 месяцев включительно в острый период заболевания и период реконвалесценции. Контрольную группу составили 38 детей того же возраста. Бактериологическими и микроскопическими методами исследования обнаружены изменения в микробиоте слизистой ротоглотки, связанные преимущественно с ростом кандидозной микрофлоры. Наибольшие количественные показатели роста микобиоты в десятки раз выявлены при ОРВИ, тогда как при менингококковой инфекции при условии массивной антибактериальной терапии рост грибковых клеток был умеренным. Коклюш сопровождается на фоне значительных деструктивных процессов в эпителии ротоглотки незначительным ростом грибковой микробиоты. ...
24 03 2024 0:12:18
Статья в формате PDF 267 KB...
23 03 2024 6:31:51
Статья в формате PDF 127 KB...
22 03 2024 12:37:57
Статья в формате PDF 127 KB...
19 03 2024 3:11:46
Статья в формате PDF 227 KB...
18 03 2024 16:51:14
Статья в формате PDF 293 KB...
17 03 2024 1:21:11
Статья в формате PDF 263 KB...
16 03 2024 20:48:54
14 03 2024 3:38:44
Статья в формате PDF 135 KB...
13 03 2024 19:25:57
С целью уточнения хаpaктера иммунопатологического процесса при псориатической болезни и выяснения аутоиммунного механизма воспаления авторами проведено клинико-иммунологическое обследование 132 больных псориатической болезнью. Комплексное иммунологическое обследование пациентов с определением содержания органоспецифических и органонеспецифических аутоантител к различным тканевым и органным антигенам позволило определить аутоиммунный тип иммунной патологии как один из ведущих механизмов воспаления при данной патологии. ...
12 03 2024 21:28:34
Статья в формате PDF 138 KB...
11 03 2024 21:52:56
Статья в формате PDF 313 KB...
10 03 2024 21:59:38
Статья в формате PDF 110 KB...
09 03 2024 11:30:26
Статья в формате PDF 140 KB...
08 03 2024 13:17:58
Статья в формате PDF 163 KB...
07 03 2024 18:42:44
Статья в формате PDF 168 KB...
06 03 2024 15:53:52
Статья в формате PDF 120 KB...
05 03 2024 18:13:36
Статья в формате PDF 136 KB...
04 03 2024 3:44:44
Статья в формате PDF 110 KB...
03 03 2024 2:52:44
Статья в формате PDF 124 KB...
02 03 2024 6:55:15
В статье представлен анализ современных данных о морфологических особенностях слизистой оболочки и магистральных сосудов полости носа, отражена их специфика и значение в аспектах кранио-фациальных травм и обусловленных ими носовых кровотечений. Приводятся последние научные данные о значении нарушений в системе гемостаза и регуляторных механизмов гемомикроциркуляции в патогенезе рецидивов травматических носовых кровотечений. ...
01 03 2024 21:32:45
Статья в формате PDF 119 KB...
29 02 2024 14:25:23
Статья в формате PDF 299 KB...
28 02 2024 23:15:26
26 02 2024 9:17:14
Статья в формате PDF 125 KB...
25 02 2024 13:53:29
Статья в формате PDF 283 KB...
24 02 2024 7:33:44
Статья в формате PDF 120 KB...
22 02 2024 12:44:37
В статье изложены результаты исследования психофизиологии зрительного восприятия детей 5,5–6,5-летнего возраста с общим нарушением речи III степени. При изучении структуры зрительных вызванных потенциалов у детей с нарушением речи было показано значительное повышение латентных периодов ранних компонентов. Предположительно, у детей с общим нарушением речи происходит только грубая интегративная оценка зрительного стимула: с сетчатки стимулы передаются через магноцеллюлярную систему, а парвоцеллюлярная система остается функционально незрелой. ...
21 02 2024 10:16:14
Статья в формате PDF 266 KB...
19 02 2024 21:51:21
18 02 2024 12:13:35
Статья в формате PDF 125 KB...
17 02 2024 1:50:22
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::