РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЗЛОЖЕНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЯКУТСКОЙ ШКОЛЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЗЛОЖЕНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЯКУТСКОЙ ШКОЛЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЗЛОЖЕНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЯКУТСКОЙ ШКОЛЕ

Винокурова М.В. Хлебникова Э.В. Статья в формате PDF 156 KB Конечной целью изучения любого из языков является способность осуществлять речевую деятельность на этом языке: как продуктивную (по созданию речи), так и непродуктивную (по восприятию), то есть коммуникативная компетенция. Одним из традиционных видов работ по формированию названной компетенции является изложение. Авторы сборника текстов для изложений по русскому языку Винокурова М.В., Хлебникова Э.В. ставили перед собой задачу помочь учителю русского языка в проведении обучающих изложений.

Содержание текстов, предлагаемых для изложений, носит краеведческий хаpaктер, что позволяет учителю при решении лингвистических задач познакомить учащихся с творчеством писателей Республики Саха/Якутия, приобщая их тем самым к культуре родного народа. Взаимосвязанная и скоординированная деятельность учителей русского и родных языков соответствует современным требованиям к развитию образования в контексте формирования социокультурных компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает способность отбирать наиболее адекватный речевой материал для решения поставленной коммуникативной задачи. Это реализуется комплексом вопросов и заданий к текстам, составленных с учетом программы по русскому языку для 5-11 классов якутской школы, включающей следующий объем речеведческих сведений:

5 класс: Текст, его основные признаки: единство содержания, наличие смысловых частей, связь между предложениями. Тема, содержание и основная мысль текста. Заглавие текста. Основные средства межфразовой связи (морфологические): существительные, местоимения, наречия, союзы.

6 класс: Тема, содержание и основная мысль текста. Заглавие текста (повторение и закрепление). Структура текста: вступление, основная часть, заключение. Тема широкая и узкая. Микротемы в основной части текста. Простой план. Абзац. Средства межфразовой связи (лексические): синонимы, антонимы, однокоренные слова; видо-временная соотнесенность глаголов.

7 класс: Тема, содержание, основная мысль текста. Тема, основная часть, заключение. Микротемы в основной части. План, абзац (повторение и закрепление). Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Их основные особенности (цель высказывания, типичная композиционная схема, виды связи между предложениями). Синтаксические средства межфразовой связи: порядок слов в предложении, вводные слова, использование однотипных предложений, риторических вопросов, односоставных предложений и т.д.

8 класс: Типы текстов, их основные особенности. Способы межфразовой связи, хаpaктерные для текстов разных типов (повторение и закрепление). Стили речи: разговорный и книжный. Разновидности книжного стиля: деловой, научный, публицистический, художественный. Нейтральный стиль. Основные их отличия по целям высказывания, сфере использования, хаpaктерным лексическим и грамматическим средствам (на примере конкретных текстов).

В период с 5 по 8 класс завершаются систематическое изучение курса русского языка и овладение базовыми речевыми умениями. В 9 классе изучается новый курс « Синтаксис текста и развитие речи», повторяются, систематизируются и углубляются сведения, полученные учащимися в предыдущие годы.

Тексты снабжены системой заданий: предлагаются такие виды работ, как словарная, работа по содержанию, структуре текста, по использованию средств межфразовой связи (лексических, морфологических, синтаксических), по определению функциональных типов и стилей речи, задания, предупреждающие орфографические и пунктуационные ошибки и т.д. Чтобы облегчить учителю организацию словарной работы, предваряющей анализ любого текста, в пособии имеется справочный материал. Приемы же словарной работы учитель выбирает в соответствии с языковыми возможностями учащихся конкретного класса.

Вопросы и задания к текстам направлены на комплексный его анализ, который проводится по единой схеме (прилагается памятка « Как готовиться к изложению»), как всякая внешняя опора, способствующей усвоению учебного материала. По своему содержанию она носит обобщенный хаpaктер и применима к любому тексту. Авторами предложены задания и вопросы, конкретизируюшие и углубляющие его понимание.

Комплексный анализ текстов вызван прежде всего самой его природой как сложнейшей системы и требует от учеников глубокого его осмысления, поэтому на аналитическом этапе важно обеспечить учащимся якутской школы зрительное его восприятие. На слух текст воспринимается при первом и последнем чтении.

Памятки, комментарии для учителя, которыми снабжены большинство имеющихся в пособии текстов, равно как и послетекстовые вопросы и задания, являются лишь ориентиром для работы над текстами, носят рекомендательный хаpaктер, поэтому предложенный материал может быть адаптирован или осложнен в соответствии с методическими задачами урока. Другими словами, к выбору текстов для изложения и организации работы над его анализом учитель должен подходить творчески, учитывая уровень речевой подготовки школьников.

Апробация данного пособия группой учителей в национальной гимназии г. Якутска в 1996-2004г.г. убеждает, что оправданное использование предложенных элементов подхода, позволяет формировать коммуникативные компетенции учащихся как способность и готовность общаться в устной и письменной форме, непосредственно и опосредованно, и развивать их языковое сознание через знание законов языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - Москва.: Просвещение, 1983. - 128 с.
  2. Винокурова М.В., Хлебникова Э.В. Сборник текстов для изложений по русскому языку (5-9 классы якутской школы): Пособие для учителя. - Якутск: Нац.кн.изд.-во «Бичик», 1995. - 80 с.
  3. Морозов И.Д. Виды изложений и методика их проведений. - Москва. - М.: Просвещение, 1984. - 127 с.
  4. Русский язык: 5-11 классы: Программы якутских школ//Т.И. Петрова, Л.П. Васильева, Е.И. Бочкарева. - Якутск, 1992.


АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ Статья в формате PDF 127 KB...

03 07 2025 11:18:35

ПРОБЛЕМА МОРФИНИЗМА В СРЕДЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

ПРОБЛЕМА МОРФИНИЗМА В СРЕДЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Статья в формате PDF 245 KB...

28 06 2025 20:45:30

ПЕСНЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ПЕСНЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Статья в формате PDF 123 KB...

26 06 2025 17:37:17

КЛАССИФИКАЦИЯ КИШЕЧНОГО ДИСБАКТЕРИОЗА

КЛАССИФИКАЦИЯ КИШЕЧНОГО ДИСБАКТЕРИОЗА Проведенные исследования по изучению микробиоценоза кишечника у больных вирусными гепатитами В (ВГВ), С (ВГС) и микст-инфекции В+С (ВГВ+ВГС) позволили выявить дисбактериоз у 93,1% больных ВГВ, 100% -ВГС, 92,8% - ВГВ+ВГС. Обнаруженные изменения не укладываются в общепринятую классификацию дисбактериоза, что побудило нас разработать собственный вариант классификации. Предлагаемая классификация учитывает объективно существующие изменения количественного и качественного состава микрофлоры и позволяет осуществить рациональную коррекцию выявленных изменений. ...

25 06 2025 0:32:40

Эссенциальные микроэлементы и гомеостаз

Эссенциальные микроэлементы и гомеостаз Статья в формате PDF 122 KB...

22 06 2025 12:29:53

Краснощекова Галина Алексеевна

Краснощекова Галина Алексеевна Статья в формате PDF 177 KB...

21 06 2025 6:41:56

КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК – ЯЗЫК БУДУЩЕГО

КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК – ЯЗЫК БУДУЩЕГО Статья в формате PDF 250 KB...

15 06 2025 5:28:38

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 165 KB...

14 06 2025 8:41:53

НОВООБРАЗОВАНИЯ ТОЛСТОЙ КИШКИ

НОВООБРАЗОВАНИЯ ТОЛСТОЙ КИШКИ Статья в формате PDF 105 KB...

07 06 2025 0:29:45

Некоторые вопросы занятости населения в крае

Некоторые вопросы занятости населения в крае Статья в формате PDF 118 KB...

02 06 2025 12:19:58

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ МЕХАНИЗМА ПЕРЕМЕШИВАНИЯ ПУЛЬПЫ В АППАРАТЕ ДЛЯ ВЫЩЕЛАЧИВАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ МЕХАНИЗМА ПЕРЕМЕШИВАНИЯ ПУЛЬПЫ В АППАРАТЕ ДЛЯ ВЫЩЕЛАЧИВАНИЯ Работа посвящена методике расчетов электромеханического привода мешалки, установленной вертикально в аппарате для выщелачивания ёмкостью около 500 м3. Определены геометрические параметры вала и лопастей мешалки. Показана зависимость между скоростью вращения вала мешалки и мощностью. Установлены величины минимальной и рабочей частоты вращения для поддержания твердой фазы пульпы во взвешенном состоянии и пусковой момент двигателя привода мешалки. ...

31 05 2025 2:28:41

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::