ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЧЕЛОВЕКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В отечественной психологии (Л.С. Рубин- штейн, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Е.П. Кли- мов, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская и др.) понятие стиля разpaбатывается в рамках деятельностного подхода, при котором стиль рассматривается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека.
Стиль жизни - это устойчивая хаpaктеристика иерархии жизненных целей и предпочитаемых человеком способов их достижения. О стиле человека можно говорить как о способе его взаимодействия с Миром. Но взаимодействие человека с Миром реализуется в его активности, важнейшей формой которой является профессиональная деятельность.
Поскольку трудовая и профессиональная деятельность является важнейшей частью жизнедеятельности вообще, то профессиональный стиль человека является частью стиля его жизни (как, в прочем, при профессиональной деформации сложившийся стиль оказывает влияние на паттерны внепрофессионального поведения). В свою очередь, стиль жизни выступает производным проявлением от образа жизни. Он складывается в рамках определенного образа жизни как результат социопсихического развития человека в целом.
Профессиональный стиль человека мы рассматриваем как постоянное, довольно устойчивое, целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы адаптации человека (как в активной, так и в пассивной ее формах) к профессиональной среде. Проявления стиля зависит как от внутренних особенностей человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), индивидуального ресурса его профессионального развития [1], так и от внешней среды (организации компонентов деятельности и взаимодействия субъектов).
Профессиональный стиль мы рассматриваем одновременно и как причину, и как следствие индивидуального профессионального развития человека. Устойчивость стилей является относительной: не исключена возможность развития стилей и их взаимопереходов. Основные стили профессиональной деятельности (независимо от их специфики) отражают основные стратегии адаптации человека к требованиям профессиональной среды и проявляется в профессиональной деятельности, так и во внепрофессиональном поведении и в общении.
Как вектор жизненного успеха человека складывается из сложения вектора профессиональных достижений и вектора личностного успеха (самосовершенствования) [5], так и стратегия жизненного пути человека определяется линиями его профессионального и личностного поведения. Ключевыми признаками индивидуального «профессионального стиля» (включающего стиль профессиональной деятельности, стиль поведения, стиль общения и т.д.) являются факторы профессиональной успешности, удовлетворенности результатами деятельности и компонентами профессиональной среды (в соотношении с затратами на получение данного результата), а также предпочитаемые ценности и мотивы выполняемой профессиональной деятельности.
Предметом нашего рассмотрения являются индивидуально-своеобразные стили профессиональной деятельности (СПД отдельного профессионала), которые представляют собой интегральное, иерархическое, биполярное психическое образование в границах двух полюсов («субъективно удобных» и «неудобных» условий и параметров деятельности).
Каждый из этих уровней может быть развернут через выражение составляющих общей эффективности (ЭS) деятельности, представленное нами ранее в виде формулы [3]:
ЭS = aЭ ЭЭ + aΨ ЭΨ + aс Эс + aк Эк,
где ЭЭ, ЭΨ, Эс, Эк - оценка экономической, психологической, социальной и «клиенто-центрированной» составляющих эффективности; aэ, aΨ, aс, aк - весовые коэффициенты. Отдельные составляющие эффективности рассматриваются нами как частные критерии профессиональной адаптации (или дезадаптации) при проявлении профессионализма человека.
Выражение 16 возможных вариантов стилей в зависимости от выбираемых приоритетов составляющих эффективности деятельности, выбираемых работниками, приведены в табл. 1. В таблице знаком (+) обозначен высокий уровень выраженности данного фактора, знаком (-) - низкое его выраженность.
Таблица 1 Типология профессиональных стилей в зависимости от составляющих эффективности профессиональной деятельности
|
Шкалы |
|
|
Шкалы |
|
||||||
Типы |
ЭЭ |
ЭΨ |
ЭС |
ЭК |
Профессиональный стиль |
Типы |
ЭЭ |
ЭΨ |
ЭС |
ЭК |
Профессиональный стиль |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
«Успешный деятель» «признанный профессионал» |
9 |
- |
+ |
+ |
+ |
«Хорош для всего, кроме дела» |
2 |
+ |
+ |
+ |
- |
Ориентируется на успех и удовольствие «здесь и сейчас», а завтра - «хоть потоп» |
10 |
- |
+ |
+ |
- |
Ориентируется на общение с коллегами и получение удовольствий, а клиенты для него - досадная помеха |
3 |
+ |
+ |
- |
+ |
Успешный «индивидуалист», неспособный к сотрудничеству |
11 |
- |
+ |
- |
+ |
Индивидуалист, все свое внимание и силы отдающий клиентам, даже если это не дает результата сегодня и раздражает коллег |
4 |
+ |
+ |
- |
- |
Ориентация на материальный успех при минимальных психологических усилиях |
12 |
- |
+ |
- |
- |
Ориентация исключительно на удовольствия и минимизацию собственных усилий |
5 |
+ |
- |
+ |
+ |
Успешный, но «выгорающий» деятель |
13 |
- |
- |
+ |
+ |
Все усилия - на общение с коллегами и клиентами, но эффект мал, а цена - велика |
6 |
+ |
- |
+ |
- |
«Коллективист», ориентирующийся на успех сегодня ценой больших собственных усилий |
14 |
- |
- |
+ |
- |
Все усилия затрачивает на адаптацию в коллективе, при общей низкой эффективности труда |
7 |
+ |
- |
- |
+ |
Индивидуалист, ориентированныйё на долгосрочный успех; подверженный «сгоранию» |
15 |
- |
- |
- |
+ |
Дезадаптирован, пытается проявить себя в «заигрывании» с клиентами |
8 |
+ |
- |
- |
- |
Работник, ориентированный на получение материального успеха сегодня любой ценой |
16 |
- |
- |
- |
- |
Профессионал, неадаптировавшийся в условиях данной профессиональной среды |
Снижение того или иного частного показателя эффективности свидетельствует о двух обстоятельствах. С одной стороны - о проявлении профессиональной дезадаптациии человека, но лишь в рассматриваемом аспекте. С другой стороны - о проявлении индивидуального профессионального стиля, хаpaктеризующего результат профессиональной адаптации в целом. Например, при объективно низкой выработке (ЭЭ), вызванной возрастным снижением ПВК, свидетельствующей о операционально-функциональной дезадаптации специалиста, человек может демонстрировать высокие показатели социальной (ЭС) или клиентоцентрированной (ЭК) составляющих, вносящих в общий вклад в общую эффективность предприятия, а значит, быть профессионально адаптированным. Лишь в случае устойчиво низкой эффективности по каждому из значимых для данного предприятия показателей следует говорить о неадаптированности работника к деятельности и условиям профсреды.
Интерес представляют и иные биполярные стили, определяющиеся ведущей мотивацией. Первый связан с ориентацией работника на выгоду как «здесь и сейчас», так и в будущем при высокой «цене» деятельности. Второй проявляется в ориентации человека на субъективно-удобную деятельность с выраженным стремлением к минимизации внутренних затрат, а также на благоприятную систему отношений в коллективе. Каждый из этих стилей представлен своей системой индивидуальных психологических качеств, среди которых ведущее место занимают отношения и ценности человека.
Приверженность субъекта определенному стилю означает, что он ориентируется на определенную часть условий деятельности и компонентов профессиональной среды, достигая при этом приемлемого для него результата. В.А. Толочек в структурно-функциональной организации стиля выделяет три иерархических уровня пассивной и активной адаптации:
- субъективно-удобные условия деятельности;
- структуру (определенным образом взаимосвязанные компоненты деятельности);
- тип организации деятельности [7].
В табл. 2 представлено 8 профессиональных стилей, хаpaктеризующий хаpaктер специалиста в зависимости от его:
- профессиональной успешности (Ус), оцениваемой объективными показателями результативности деятельности;
- показателя психологической адаптации (ЭΨ), определяемой отношением удовлетворенности компонентами профессиональной среды к уровню субъективной оценки факторов психосоматической дезадаптации;
- коэффициента ценностных ориентаций (КЦ), определяемого отношением духовных ценностей, выбираемых респондентом, к витальным ценностям [2].
Таблица 2 Типология профессиональных стилей в зависимости от успешности, эффективности адаптации и доминирующих ценностей
|
Шкалы |
Профессиональный стиль и профессиональный хаpaктер |
|
Шкалы |
Профессиональный стиль и профессиональный хаpaктер |
||||
Типы |
Ус |
ЭΨ |
КЦ |
Типы |
Ус |
ЭΨ |
КЦ |
||
1 |
+ |
+ |
+ |
Профессионально-успешные «идеалисты» (ориентирующиеся на идеальные ценности) |
5 |
- |
+ |
+ |
Малорезультативные «самоактуализирующиеся идеалисты» («вещь в себе») |
2 |
+ |
+ |
- |
Профессионально-успешные «материалисты» |
6 |
- |
+ |
- |
Ориентированные на удовольствия, а не на результат |
3 |
+ |
- |
+ |
Профессионально-успешные «изнуренные работой идеалисты» |
7 |
- |
- |
+ |
Неуспешные «несчастные идеалисты» |
4 |
+ |
- |
- |
Профессионально-успешные «выгорающие материалисты» |
8 |
- |
- |
- |
Неуспешные, дезадаптированные, недовольные жизнью работники |
Как и в предыдущей таблице, здесь знаком (+) обозначен высокий уровень выраженности данного фактора, знаком (-) - низкое его выраженность.
Остановимся подробнее на показателях, используемых в табл. 2.
- Показатель профессиональной успешности. В любой профессии существуют результативные показатели, которые хаpaктеризуют успешность деятельности. Они могут быть измерены, оценены количественно и представлены, как и другие численные показатели, подлежащие математической обработке, в безразмерной форме, получаемой путем деления измеренного показателя на некоторое его базовое значение.
- В качестве показателя психологической адаптации здесь рассматривается уровень психологической составляющей эффективности профессиональной деятельности (ЭΨ). Данная составляющая может определяться как отношение успешности деятельности (или, в субъективном ее выражении, удовлетворенности профессиональной деятельностью и профессиональной средой) к психофизиологическим затратам («цене» деятельности, в качестве которой выступают психосоматические проявления дез- адаптации).
При интерпретации этого показателя мы опираемся на формулировку В.Н. Дружинина, основанную на идеях В.М. Теплова, согласно которой отношение успешности деятельности к «цене» деятельности тpaктуется как способность к выполнению той или иной деятельности [4, С. 12-13]. Таким образом, отношение показателя удовлетворенности профессиональной деятельностью и профессиональной средой к показателю психосоматические проявления дезадаптации может рассматриваться, с одной стороны, как психологическая составляющая эффективности профессиональной деятельности [3], с другой - как показатель уровня проявления специальной способности. В данном случае речь идет о способности человека к социально-профессиональной адаптации. Отметим, что в обоих случаях указанный показатель отражает эффективность психологической адаптации (как отношение результативной ее стороны к затратной (в субъективных оценках, даваемых испытуемыми).
В конкретных исследованиях показатель, обозначенный как «эффективность психологической адаптации» (ЭΨ), может быть вычислен по следующей формуле:
где У1 - удовлетворенность условиями труда; У2 - удовлетворенность положением в коллективе (показатели У1 и У2 может быть определен по опроснику Р.Х. Исмагилова [6, с. 122-126]); Д - интегральный показатель опросника О.Н. Родиной, хаpaктеризующий психосоматические проявления дезадаптации [Там же, с. 147-151].
Коэффициент жизненных ценностей (КЦ) определяет отношение духовных ценностей ЦД к витальным ценностям ЦВ, значимым для данного человека и определяется по формуле:
К витальным (жизнеобеспечивающим) относятся такие ценности, как материальное благополучие, здоровье как ценность, удовольствия от жизни вообще и др. К духовным (или экзистенциальным) ценностям может быть отнесено душевное равновесие, спокойствие, познание (возможность повышения образования, расширение кругозора, общей культуры), творчество (возможность творческой деятельности) и подобные человеческие ценности.
Нашей целью было дать концептуальное видение профессиональных стилей человека в зависимости от его жизненных и профессиональных приоритетов. Мы не ставили своей задачей дать подробное описание стилей и связанных с ними профессиональных хаpaктеров. В то же время, как показывает опыт исследований различных профессиональных деятельностей (управленцев, работников оптовой торговли и частного медицинского учреждения, педагогов школ) представленная типология стилей соответствует реальности. Наполнение предложенных профессиональных стилей конкретным описанием рассматривается нами как в качестве необходимой составляющей психологического анализа индивидуальных особенностей профессионализма.
Список литературы
- Дружилов С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. - 2004. - № 3. - С. 200-208.
- Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма. - Воронеж: Научная книга, 2010. - 260 с.
- Дружилов С.А. Оценка эффективности совместной деятельности специалистов: методика построения аддитивного критерия // Современные наукоемкие техноло- гии. - 2010. - № 1. - С. 71-73.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с.
- Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. - 2 изд., переработ. - М.: Смысл; Per Se, 2000. - 549 с.
- Пpaктикум по психологии менеджмента профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2001. - 448 с.
- Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. - М.: Смысл, 2000. - 199 с.
Статья в формате PDF 161 KB...
28 03 2024 13:28:37
27 03 2024 23:59:27
Статья в формате PDF 103 KB...
26 03 2024 5:52:30
Статья в формате PDF 118 KB...
25 03 2024 18:43:52
Статья в формате PDF 243 KB...
22 03 2024 18:28:21
Статья в формате PDF 117 KB...
20 03 2024 6:32:40
Статья в формате PDF 251 KB...
19 03 2024 20:50:18
Статья в формате PDF 111 KB...
18 03 2024 2:36:19
Статья в формате PDF 245 KB...
15 03 2024 15:50:35
Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся пpaктикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные. ...
14 03 2024 7:48:13
Статья в формате PDF 200 KB...
13 03 2024 11:36:42
Статья в формате PDF 111 KB...
12 03 2024 17:32:38
Статья в формате PDF 119 KB...
10 03 2024 9:44:10
Статья в формате PDF 132 KB...
09 03 2024 17:58:55
В статье осмысливаются основные теоретические и эстетические аспекты дирижерской и педагогической деятельности С.А. Казачкова и последователей Казанской хоровой школы. Проведен анализ научных трудов С.А. Казачкова включающий осмысление сущности дирижерской профессии, выявление новых тенденций в творчестве, постижение природы дирижерского жеста. Показана сложность профессии дирижера, заключающейся в единении трех аспектов его деятельности: исполнительской, педагогической и управленческой, составляющей основу дирижерского искусства в культурном и эстетическом контексте. ...
08 03 2024 11:10:16
Статья в формате PDF 131 KB...
07 03 2024 15:17:27
Статья в формате PDF 115 KB...
06 03 2024 2:49:54
Статья в формате PDF 196 KB...
05 03 2024 22:28:38
Статья в формате PDF 104 KB...
03 03 2024 16:35:37
Статья в формате PDF 116 KB...
02 03 2024 8:27:10
Статья в формате PDF 199 KB...
29 02 2024 17:49:39
Статья в формате PDF 114 KB...
28 02 2024 5:54:34
Статья в формате PDF 105 KB...
27 02 2024 11:28:32
Статья в формате PDF 153 KB...
26 02 2024 10:28:18
Статья в формате PDF 132 KB...
25 02 2024 3:26:25
Статья в формате PDF 115 KB...
24 02 2024 10:10:13
Статья в формате PDF 110 KB...
23 02 2024 11:39:12
Статья в формате PDF 102 KB...
22 02 2024 20:52:26
Статья в формате PDF 196 KB...
21 02 2024 22:15:59
Статья в формате PDF 149 KB...
20 02 2024 0:52:49
Статья в формате PDF 121 KB...
19 02 2024 21:36:35
Статья в формате PDF 113 KB...
18 02 2024 18:19:31
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::