МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Педагогический процесс предполагает в большинстве своём работу преподавателя, направленную на формирование каких-либо качеств, хаpaктеристик или свойств обучаемых.
Моделирование как метод научного познания применим во многих науках, в том числе и в педагогике. Моделирование - это построение принципиальной схемы, отражающей реальный педагогический процесс или явление.
Вне зависимости от контекстного наполнения к большинству педагогических процессов необходимо построить модель процесса формирования чего-либо. В общем виде процесс педагогического моделирования состоит из следующих этапов:
- построение модели;
- оптимизация модели;
- выбор модели (принятие решения).
В данной публикации мы остановимся только на первом этапе процесса педагогического моделирования - построение модели.
Для того, чтобы создаваемая модель соответствовала своему назначению, недостаточно создать просто модель. Необходимо, чтобы она отвечала ряду требований, обеспечивающих ее функционирование. Требования, предъявляемые к моделям, взяты из работ А.М. Новикова и Д.А. Новикова.
Первым таким требованием является ингерентность, то есть достаточная степень согласованности создаваемой модели со средой, чтобы создаваемая модель была согласована с образовательной средой, в которой ей предстоит функционировать, входила бы в эту среду как естественная составная часть.
Второе требование - простота модели. Это связано с процессом формализации в моделировании - это выбор существенных качеств или хаpaктеристик модели путём отброса остальных, менее важных и менее существенных.
Третье требование, предъявляемое к модели - ее адекватность. Адекватность модели означает возможность с ее помощью достичь поставленной цели педагогической деятельности в соответствии со сформулированными целями. Адекватность модели означает, что она достаточно полна, точна и истинна.
Наиболее распространённым в педагогике типом моделей является структурно-функциональная модель, в основе которой лежат сущностные связи и отношения между компонентами системы. Структурные представления разного рода позволяют разделить сложную проблему с большой неопределенностью на более мелкие, лучше поддающиеся анализу, что само по себе можно рассматривать как некоторый метод моделирования, именуемый иногда системно-структурным.
В основу любой модели могут быть положены требования стандартов ВПО, социальный заказ общества и востребованность конкретных специалистов на рынке труда. Следом должно идти описание методологических подходов, на основе которых будет строиться модель.
Все остальные структурно-функциональные части модели должны описывать логику взаимодействия предмета моделирования, субъекта моделирования и образовательной среды, в которой взаимодействуют все участники педагогического процесса.
В общем виде эти структурно-функциональные части могут быть представлены в виде пяти компонентов: содержательный, пpaктический, рефлексивно-оценочный, ценностно-мотивационнный.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М.: «Эгвес», 2004. - 120 с.
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Высшая шк., 1989. - 367 с.
Статья в формате PDF 122 KB...
24 04 2024 22:12:11
Статья в формате PDF 128 KB...
23 04 2024 6:56:31
Статья в формате PDF 112 KB...
22 04 2024 7:51:53
Статья в формате PDF 111 KB...
21 04 2024 13:12:34
Статья в формате PDF 114 KB...
20 04 2024 10:15:35
19 04 2024 14:17:12
Статья в формате PDF 124 KB...
18 04 2024 12:18:26
С целью уточнения хаpaктера иммунопатологического процесса при псориатической болезни и выяснения аутоиммунного механизма воспаления авторами проведено клинико-иммунологическое обследование 132 больных псориатической болезнью. Комплексное иммунологическое обследование пациентов с определением содержания органоспецифических и органонеспецифических аутоантител к различным тканевым и органным антигенам позволило определить аутоиммунный тип иммунной патологии как один из ведущих механизмов воспаления при данной патологии. ...
15 04 2024 12:56:47
Статья в формате PDF 306 KB...
14 04 2024 18:45:54
Статья в формате PDF 164 KB...
13 04 2024 4:53:24
Статья в формате PDF 112 KB...
12 04 2024 12:15:21
Статья в формате PDF 311 KB...
11 04 2024 3:51:10
Статья в формате PDF 138 KB...
10 04 2024 22:59:53
Статья в формате PDF 115 KB...
09 04 2024 21:39:35
07 04 2024 2:43:45
06 04 2024 14:10:17
05 04 2024 22:32:41
В этой статье рассматриваются вопросы применения инновационных технологии формирования навыков здорового образа жизни учащихся сельских школ во внеурочное время. ...
04 04 2024 1:19:34
Статья в формате PDF 116 KB...
03 04 2024 13:25:47
Исследована краевая задача со смещением для вырождающегося гиперболического уравнения. При определенных условиях неравенственного типа на известные функции доказана теорема единственности. Вопрос существования решения задачи сведен к вопросу разрешимости сингулярного интегрального уравнения, которое редуцируется к уравнению Фредгольма второго рода, безусловная разрешимость которого заключается из единственности решения задачи. ...
02 04 2024 9:57:54
Статья в формате PDF 118 KB...
01 04 2024 18:19:10
Цели исследования: определить нормальную динамику показателей вариабельности ритма сердца в ответ на физиологическую нагрузку у мужчин и женщин. Дать клинико-физиологическую оценку показателей. Материалы и методы. Нами было обследованы 48 здоровых пациентов, из них 32 – мужчины, 16 – женщины. Средний возраст 46 (± 3,6) года. Исследование проводилось на комплексе суточного мониторирования ЭКГ «ДНК» с программой вариабельности сердечного ритма при проведении лестничных проб. Определяли: ЧСС ночью и на нагрузке, депрессию ST, параметры ОНЧ, НЧ, ВЧ, НЧ/ВЧ – как в покое, так и на нагрузке, SDNN и pNN50 за сутки. Результаты. Обнаружено, что на нагрузках значительно повышается мощность ОНЧ (на 80,4%, t – 2,6) и синнергично снижается мощность НЧ (на 72%, t – 1,7) и ВЧ (на 65%, t – 1,6). Пoлoвых различий не выявлено (t – 0,8). Заключение: показатель «ОНЧ» отражает реализацию синусовым узлом симпатических влияний. «ВЧ» отражают активность парасимпатической нервной системы (что соответствует литературным данным). Показатель «Низкие Частоты» не может служить маркером активности симпатической системы (как предлагается в литературе), а скорее отвечает за реализацию вагуса или иной тормозящей структуры. НЧ/ВЧ не может служить показателем вегетативного баланса. ...
29 03 2024 12:16:43
В работе рассмотрены 2 класса водной растительности. Представлен продромус, изучено биоразнообразие сообществ в городских озерах. Для оценки загрязнения водоемов использовалась система сапробности. ...
28 03 2024 23:28:54
Статья в формате PDF 104 KB...
27 03 2024 0:11:56
Статья в формате PDF 252 KB...
26 03 2024 10:46:59
Статья в формате PDF 235 KB...
24 03 2024 17:22:28
Снижение массы тела с помощью диеты и физических нагрузок способно уменьшить проявления, а в ряде случаев, полностью восстановить обменные нарушения при метаболическом синдроме (МС). Диета у больных с МС должна иметь низкую энергетическую ценность. Ограничивается употрeбление холестерина (ХС), поваренной соли и рафинированных углеводов. Рекомендуются продукты богатые антиоксидантами, минералами, растительной клечаткой. Пациент ориентируется на повышенное употрeбление фруктов, овощей, кисломолочных продуктов, морской рыбы и морепродуктов. Наилучшие результаты у больных МС достигаются при сочетании рациональной диеты с индивидуально подобранными динамическими нагрузками. Через некоторое время снижается артериальное давление, уменьшается уровень ХС, триглицеридов и глюкозы, минимизируя риск сосудистых осложнений. Позитивное влияние диеты и физических тренировок сохраняется, пока больной не прекращает занятий. Все пациенты с МС должны быть настроены на пожизненное использование упражнений на фоне рационального питания. ...
23 03 2024 1:35:52
Статья в формате PDF 127 KB...
22 03 2024 5:41:43
Дана хаpaктеристика локализации и цитологических особенностей cart-пептидсодержащих нейронов, выявленных на территории кортико-медиальной группировки миндалевидного комплекса мозга ...
21 03 2024 12:48:59
Статья в формате PDF 120 KB...
20 03 2024 21:34:38
Рассмотрена концепция зависимости лесов как ядра биосферы Земли от активности Солнца по числу Вольфа. Принята точка на Земле в виде участка лесистой территории национального парка по лесным пожарам за 2002 год. По датам каждого лесного пожара были учтены: время от зимнего солнцестояния с 21 марта, склонение оси Земли к Солнцу, число Вольфа активности Солнца на день возникновения лесного пожара. Среди влияющих факторов первое место заняло время от зимнего солнцестояния. Второе место – склонение Солнца, а на третье – число Вольфа. Среди зависимых факторов первым стало склонение Солнца, вторым – время от 21.03, а третьим активность Солнца. В итоге параметры Земли первичны. Наиболее опасен интервал числа Вольфа 90 ≤ V ≤ 180 и сильный размах колебания во многом зависит от поведения людей. ...
19 03 2024 5:18:31
Статья в формате PDF 244 KB...
18 03 2024 20:57:12
Статья в формате PDF 132 KB...
17 03 2024 0:51:22
Статья в формате PDF 274 KB...
16 03 2024 17:55:15
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::