ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Важнейшая особенность социокультурной матрицы формирующегося постиндустриального общества заключается в тотальной информатизации жизнедеятельности человека. Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) являются мощным фактором трaнcформации жизненного прострaнcтва личности. В то же время, беспрецедентные возможности новых ИКТ обеспечивают функционирование глобальной информационной системы, выступая фундаментом для трaнcнационализации интеллектуального взаимодействия индивидуумов и социальных общностей.
При этом, как отмечает ряд исследователей, на фоне глобализации, набирает силу информационная зависимость социума, проявления которой весьма противоречивы. Так, будучи неотъемлемой частью производственных и социальных процессов, информационно-коммуникативные технологии служат эффективным инструментом культурно-философского анализа, одновременно являясь его объектом, а также в роли контекста, активно наполняют культуру нового типа. Питая процесс виртуализации бытия, новые ИКТ приводят не только к качественным изменениям существования индивида, но и определяют прогресс современного общественного сознания и эволюции личности. Конструируя виртуальное прострaнcтво, человек формирует искусственную среду и культуру, а также получает возможность в процессе создания виртуальной реальности изучать самого себя и окружающую действительность на новом качественном уровне. Степень развития компьютерных технологий в настоящее время позволяет создавать компьютерную симуляцию пpaктически идентичную по качествам и свойствам объективной реальности. Это, в свою очередь, порождает виртуальные ареалы жизнедеятельности, существующие в киберпрострaнcтве параллельно с объектным миром реальной действительности, и расширяет символический опыт на основе моделирования и своеобразного «проживания» различных ситуаций, способствуя развитию воображения, творческих способностей и познавательных потребностей людей [1,2].
С другой стороны, информатизация общества выражается в трaнcформации социальных процессов, их ускорении, что обусловливает рост подвижности социальной среды и сокращение индивидуального прострaнcтва человека. Это дополняется негативными эффектами глобализации мировой хозяйственной системы, которые выражаются через нарушение принципов социальной справедливости при распределении ресурсов и благ, сопровождающееся усилением стратификации населения планеты по уровню доходов. В подобных условиях многомерной нестабильности, стремление к саморазвитию сменяется на самоограничение, и виртуальное прострaнcтво становится прибежищем для «ущемленных реальностью» и психически лабильных групп индивидуумов, которое обеспечивает им иллюзию приемлемого существования. Невозможность разрешения личностных проблем, отсутствие перспективы на будущее, неуверенность в завтрашнем дне и, болeе того, даже в дне сегодняшнем, порождают желание ухода от объективных трудностей и достижения таковым образом внутреннего состояния комфорта. Эта тенденция наблюдается особенно среди молодых людей, тяготеющих к фиксации собственной идентичности через образы кибернетического мира. Такое самоустранение молодежи от решения социальных задач с помощью виртуального субститута реальности, может обозначать новый критический аттpaктор развития цивилизации и аккумулировать в себе угрозу глобальной катастрофы в недалеком будущем [3,4,5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Achim Bühl Die Virtuelle Gesellschaft - Ökonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace - Wiesbaden: Westdeutscher Verlag GmbH, 1997.
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации / Материалы портала «Социум в XXI веке». www url: http://21.iatp.by/stat´i/s202.html
- Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер. с англ. - Анистратенко А., Знаешева И. - СПб.: Ювента, 1999. - 318 с.
- Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. Замчук З. - СПб.: Питер, 2006. - 794 с.
- Астафьева О.Н. «Глобализация как социокультурный процесс» / Материалы сайта Научно-консалтингового и образовательного междисциплинарного центра «Стратегии динамического развития». www url: http://spkurdyumov.narod.ru/D45Ostapheva.htm
Статья в формате PDF 263 KB...
27 03 2024 19:37:44
26 03 2024 7:51:46
Статья в формате PDF 296 KB...
24 03 2024 13:10:49
Статья в формате PDF 167 KB...
23 03 2024 3:24:37
Статья в формате PDF 107 KB...
20 03 2024 11:17:20
Статья в формате PDF 147 KB...
19 03 2024 8:13:16
Статья в формате PDF 255 KB...
18 03 2024 6:10:53
Статья в формате PDF 128 KB...
16 03 2024 7:34:14
Статья в формате PDF 253 KB...
15 03 2024 13:55:15
Статья в формате PDF 107 KB...
13 03 2024 17:45:14
Статья в формате PDF 123 KB...
12 03 2024 8:54:51
Статья в формате PDF 103 KB...
11 03 2024 4:32:15
Статья в формате PDF 103 KB...
10 03 2024 0:39:46
Статья в формате PDF 297 KB...
09 03 2024 23:24:45
Статья в формате PDF 131 KB...
08 03 2024 3:52:37
Статья в формате PDF 112 KB...
07 03 2024 0:35:56
Статья в формате PDF 133 KB...
06 03 2024 21:13:57
Статья в формате PDF 121 KB...
05 03 2024 16:51:54
Статья в формате PDF 275 KB...
02 03 2024 14:35:59
Статья в формате PDF 266 KB...
01 03 2024 13:33:41
Статья в формате PDF 123 KB...
29 02 2024 22:13:39
Статья в формате PDF 112 KB...
28 02 2024 15:52:37
Обсуждаются возможности использования микроскопических почвенных водорослей при оценке качества окружающей среды. Показано, что в качестве критериев при прогнозировании антропогенной нагрузки на наземные экосистемы можно использовать изменение видового состава и численности почвенных водорослей. ...
27 02 2024 21:34:49
Статья в формате PDF 147 KB...
26 02 2024 2:47:50
Статья в формате PDF 153 KB...
25 02 2024 10:22:30
Статья в формате PDF 147 KB...
24 02 2024 8:21:13
23 02 2024 22:22:15
Статья в формате PDF 276 KB...
21 02 2024 19:51:58
Статья в формате PDF 297 KB...
20 02 2024 9:53:43
Статья в формате PDF 133 KB...
19 02 2024 17:13:50
Статья в формате PDF 133 KB...
18 02 2024 0:19:26
Статья в формате PDF 300 KB...
17 02 2024 6:48:59
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::