ПОЛОВЫЕ ГОРМОНЫ И БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА У ЖЕНЩИН
Введение
Из литературы следует, что пoлoвые гормоны играют важную роль в патогенезе бронхиальной астмы, особенно у женщин [1]. Один из факторов, провоцирующих бронхоспазм, это нарушение обмена гормонов и дисфункция желез внутренней секреции [2]. Авторами доказано, что у женщин во время беременности под воздействием пoлoвых гормонов увеличивается поглащение кислорода, повышаются объем резервного воздуха, а также ЖЕЛ и МОД. Наравне с этим имеются данные о том, что применение эстрогенов сопровождается ростом легочного сопротивления, появлением бронхоспазма, высвобождением гистамина. Castro-Vazgner и соавт., Fishborne и соавт., Stein и соавт. после введения эстрогенов в эксперименте через 2-3 месяца обнаруживали фиброз плевры и интерстициальной ткани легких, гипертрофия кубических и бокаловидных клеток бронхиол, с чем авторы связывают рост легочной резистентности.
В 1994 году С.А. Прибыловым и соавторами была проведена работа об изучении количества эстрогенов в крови у больных бронхиальной астмой, с декомпенсированным легочным сердцем. Выявилено гиперэстрогенэмия и гипопрогестеронемия, особенно у женщин больных бронхиальной астмой в возрасте старше 45-и лет. Лечение антиэстрогенным препаратом (зитазониум - 30мг в сутки, 10-15 дней) привело к уменьшению обструкции центральных и периферических бронхов, росту ЖЕЛ, депрессии легочной гипертензии, снижению уровня иммуноглобулинов, циркулирующих иммунных комплексов, сокращению размеров печени, увеличению сократительной способности сердца и нивелированию резистентной легочно-сердечной недостаточности. При этом уровень эстрадиола в сыворотке крови снижался, отмечалось достоверное угнетение продукции лютеинизирующего и фолликулостимулирующего гормонов [3]. Прогестерон, наоборот, является дыхательным стимулятором - увеличивает глубину дыхания, расширяет просвет бронхов, улучшает их проходимость, снижает общее легочное сопротивление, препятствует развитию эмфиземы легких и ведет к увеличению альвеолярной вентиляции (Giles и соавт., Lyons and Huang, Tyler) [4].
Известно так же, что гиперэстрогенемия хаpaктерна для первой фазы мeнcтpуального цикла у женщин, больных бронхиальной астмой, а во второй фазе она сочетается с пониженной концентрацией прогестерона, т.е. дисбаланс женских пoлoвых гормонов, особенно во второй фазе мeнcтpуального цикла участвует в формировании предмeнcтpуальной бронхиальной астмы [5].
Материал и методы
Нами были исследованы больные бронхиальной астмой, поступившие на лечение в Республиканский спелеотерапевтический центр за последние 5 лет. Всего поступило 876 больных, из них 383 (43,7%) мужчины. Женщины составляли 38,2% (334) и 159 (18,1%) дети до 14-и лет. Средний возраст женщин составил 39,6. Исследования проводились для выявления динамики пoлoвых гормонов (фолликулостимулирующий гормон, лютеинизирующий гормон, эстрадиол и общий тестостерон) в результате спелеотерапии, их значение в течении бронхиальной астмы у женщин. Учитывая вышеизложенное и имея положительные изменения со стороны пoлoвых гормонов у женщин, больных бронхиальной астмой в результате спелеотерапии, нами предпринята попытка обоснования показанности спелеотерапии женщин, больных бронхиальной астмой, у которых имеются количественные изменения со стороны пoлoвых гормонов. Лечебные действия естественных физических факторов солекаменных пещер выравнивают гормональный статус как пoлoвых, так и кортикостероидов, что необходимо для лечения бронхиальной астмы. Были проведены ретроспективный анализ и проспективные исследования клинических данных больных женщин, находящихся на лечении в Республиканском Спелеотерапевтическом Центре за последние пять лет. 334 женщин прошли курс спелеотерапии, из них 88 были обследованы на предмет выявления динамики пoлoвых гормонов. Контрольная группа состояла из 19 женщин больных астмой не получавших спелеотерапию, но получавших фармакотерапию, у которых исследовалось количество эстрадиола в сыворотке крови.
Все обследованные были разделены по формам бронхиальной астмы на две группы: смешанная - 89,8% (J45.8), преимущественно аллергическая - 10,2% (J45.0) - по критериям классификации ВОЗ, 1992г.
А по степени тяжести течения астмы на легкое течение - 7,9%, течение средней тяжести - 60,2% и тяжелое течение - 31,9%.
По фазам мeнcтpуального цикла были разделены на фолликулиновую фазу, лютеиновую фазу и овуляцию. Это женщины репродуктивного возраста, которые составляли 69,4% из числа всех обследованных женщин. В менопаузе находилось 30,6% женщин.
Изменение гормонального фона у женщин в разные фазы мeнcтpуального цикла приводит к изменению чувствительности больных бронхиальной астмой к различным аллергенам [6]. Наравне с клиническими обследованиями определяли содержание эстродиола, фолликулостимулирующего гормона, лютеинизирующего гормона и тестостерона.
У 53,8% тестостерон был ниже нормы, 30,7% - в норме и 15,4% был выше нормы.
У 37-и женщин был обследован эстрадиол. 11 из них находились в климaкcе, а 26 - в репродуктивном возрасте. Во время климaкcа отмечались следующие изменения: у 5-и Е2 был в норме, и по 3 женщины ниже нормы и выше. Женщины репродуктивного возраста были разделены по фазам мeнcтpуального цикла (I фаза, II фаза и овуляция), в I фазе находились 18 женщин, у 5-и Е2 был выше нормы, а у 13-и был в норме, во II фазе находилось 5 женщин и только у одной из них эстрадиол был выше нормы. Овуляция была у 3-х женщин и Е2 был в пределах нормы.
Фолликулостимулирующий и лютеинизирующий гормоны были обследованы у 50 женщин, из которых 18 были в климактерическом периоде и 32 - в репродуктивном возрасте. В период климaкcа у 5-и женщин гормоны были выше нормы, у 3-х - ниже и у 10-и в норме. Было выяснено, что в I фазе мeнcтpуального цикла у 9-и женщин гормоны были выше нормы, у 5-и - ниже и у 15-и были в норме. Во II фазе мeнcтpуального цикла у 16-и женщин гормоны были ниже нормы, у 4-х - выше и у 12-и были в норме.
Женщины, входящие в контрольную группу - это больные бронхиальной астмой в период обострения, которые не получали спелеотерапию, но лечились медикаментами. Из них 6 были в климактерическом периоде, из которых у одной было понижение эстрадиола. 13 находились в репродуктивном возрасте и 1 дeвoчка 4-х лет, у которой Е2 был выше нормы. В I фазе мeнcтpуального цикла находилось 9 женщин из которых 5 имели повышение эстрадиола. Во II фазе находились две женщины: у одной эстрадиол был в норме, у другой - понижен.
Результаты и обсуждение
После спелеотерапии у 20% женщин нормолизовался тестостерон. У 57,1% нормолизовались фолликулостимулирующий и лютеинизирующий гормоны, у 28,5% женщин изменений не было и у 14,4% было снижение этих гормонов.
Эстрадиол у 40% женщин нормолизовался, у 40% наблюдалось понижение и у 20%- без изменений.
Проведенные исследования позволяют нам предположить, что пoлoвые гормоны действительно играют определенную роль в патогенезе бронхиальной астмы у женщин. А спелеотерапия влияет на иммунно-гормональный статус человека и в следствие наступают следующие изменения:
- уменьшаются или исчезают признаки астмы (кашель, выделение мокроты, хрипы в гpyди, удушье).
- уменьшаются или исчезают признаки аллергического ринита и коньюктивита (чихание, заложенность носа, выделения из носа, слезоточивость).
- подавляется количество эстрадиола, фолликулостимулирующего гормона.
- увеличивается выроботка тестостерона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- О.Б. Приходько, Ю.С. Ландышев, Е.Б. Романцова. Клинико-функциональные особенности течения бронхиальной астмы в различные периоды беременности. // Пульмонология 1´2005, С. 73.
- Н.Н. Прибылова. Обмен пoлoвых гормонов у больных бронхиальной астмой в пожилом возрасте. // Тер. Архив 1986г, С. 20-23.
- С.А. Прибылов, В.А. Ватутин, А.Ю. Третьяков, Н.Н. Прибылова, В.С. Середин, М.Н. Москалев. Эстрогены и антиэстрогены в патогенезе и лечении бронхиальной астмы и легочного сердца. //Актуальные проблемы профессиональной и экологической патологии. Курский государственный мединститут, 1994г, С. 143.
- Г.Б. Федосеев, В.И. Трофимов. Роль изменеий эндокринной системы в патогенезе обструкции бронхов. В кн.: Механизмы обструкции бронхов //Под ред. Г.Б. Федосеева, МИА, С.Петербург, 1995. С. 185-187.
- В.И. Трофимов, Н.Л. Шапорова, Д.П. Лебедева, В.А. Кагарлицкая, К.А. Кирсанова. Нарушение гормональной активности коры надпочечников и яичников у больных бронхиальной астмой. // Тер. Архив 1991, Т 63, N 10, С. 75-78.
- Р.М. Абуева, Т.А. Гаджиева. Распространенность бронхиальной астмы у девочек-подростков г. Махачкалы и состояние эндокринной функции яичников. Дагестанская государственная мед. академия. // Пульмонология 2-2006, С 83.
Статья в формате PDF
119 KB...
11 07 2025 0:33:15
Статья в формате PDF
100 KB...
08 07 2025 15:55:57
Статья в формате PDF
124 KB...
07 07 2025 7:42:45
Статья в формате PDF
245 KB...
05 07 2025 16:15:33
Статья в формате PDF
225 KB...
04 07 2025 13:32:48
Статья в формате PDF
119 KB...
03 07 2025 2:28:53
Установлен факт защитного влияния нового бионического режима импульсно-гипоксических адаптаций на восстановительные процессы коры мозга после удаления внутричерепных опухолей у нейрохирургических больных. Механизмом протекции мозга от рецидива злокачественных опухолей может быть согласование ритмов энергопродукции и энергопотрeбления в процессе формирования адаптации.
...
02 07 2025 21:57:49
Химия, биология, география и астрономия являются естественными науками, а обучение химии, биологии, географии и астрономии, безусловно, является искусством. И от того, насколько педагоги владеют этим искусством, зависит то, насколько наше общество вооружено знаниями. Обучение естественным наукам - это не просто передача определенного объема знаний, но и развитие жажды серьезного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. А для того, чтобы эта жажда появилась, необходимо, чтобы сам напиток знаний был не только полезным и поучительным, но и обязательно «вкусным», содержал какие-то «наркотические компоненты», вызывающие устойчивое привыкание к получению все новых знаний. Талантливым детям необходимы талантливые учебники и талантливые образовательные системы. Нельзя сокращать количество часов преподавания естественнонаучных дисциплин, которые способствуют лучшему усвоению гуманитарных предметов, воспитывают логику, необходимую для обучения точным дисциплинам, способствуют воспитанию гуманизма. Приводится перечень проблем, которые необходимо решать при построении образовательной системы становления естественнонаучного мировоззрения у одаренных детей.
...
01 07 2025 17:56:51
Выявлено, что в условиях новых образовательных моделей обучения наряду с усилением централизованного управления происходит активация симпато-адреналовой системы.
Полученные данные позволяют расширить концепцию онтогенетического развития детей и подростков; расширяют существующую возрастную периодизацию.
Полученные результаты при проведении лонгитюдинальных исследований выявили пoлoвые особенности в регуляции сердечной деятельности. отражающие функциональное состояние организма.
Результаты проведенного исследования подтверждают общепринятую в возрастной физиологии концепцию о том, что корреляционные связи в пoлoвых группах очень динамичны, что доказывает широкий диапазон функциональных возможностей.
...
30 06 2025 2:46:43
Статья в формате PDF
282 KB...
29 06 2025 11:32:12
28 06 2025 20:29:10
Статья в формате PDF
111 KB...
27 06 2025 0:29:26
Статья в формате PDF
121 KB...
26 06 2025 20:15:39
Статья в формате PDF
473 KB...
25 06 2025 14:18:41
Статья в формате PDF
156 KB...
24 06 2025 20:42:11
Статья в формате PDF
263 KB...
23 06 2025 19:15:27
Статья в формате PDF
296 KB...
22 06 2025 15:27:40
Статья в формате PDF
115 KB...
21 06 2025 3:24:18
Статья в формате PDF
105 KB...
20 06 2025 12:11:37
Статья в формате PDF
119 KB...
19 06 2025 8:13:12
Изучены особенности биологии и некоторые демографические хаpaктеристики двух популяций озерной лягушки (Rana ridibunda Pall.), случайно интродуцированной в водоемы-охладители тепловых станций, на территории Среднего Урала. Условия существования в новых водоемах оказались благоприятными. За интродукцией последовало самостоятельное расселение, обе популяции в настоящее время занимают значительную территорию. Животные, обитающие в этих популяциях, отличаются по размерно-возрастному составу размножающихся особей, типу нереста, плодовитости. Полученные данные позволяют утверждать, что обнаруженные различия носят адаптивный хаpaктер.
...
18 06 2025 10:53:34
Статья в формате PDF
105 KB...
17 06 2025 0:52:51
Статья в формате PDF
118 KB...
16 06 2025 9:12:23
Статья в формате PDF
110 KB...
14 06 2025 19:55:38
Статья в формате PDF
163 KB...
13 06 2025 17:24:30
Статья в формате PDF
101 KB...
12 06 2025 9:58:10
Статья в формате PDF
111 KB...
11 06 2025 12:39:36
Статья в формате PDF
263 KB...
10 06 2025 18:58:40
Статья в формате PDF
127 KB...
09 06 2025 12:56:44
Статья в формате PDF
263 KB...
08 06 2025 13:10:57
Предложено устранять внутриутробную гипоксию и асфиксию плода путем искусственной вентиляции его легких дыхательным газом. Для искусственного дыхания внутриутробного плода разработано специальное устройство, названное внутриматочным аквалангом. Внутриматочный акваланг включает аппарат искусственной вентиляции легких и дыхательный контур со специальной раскладной (раздувной) дыхательной маской, надеваемой внутри матки на голову плода наподобие сетчатого шлема. Разработана контролируемая с помощью УЗИ технология введения маски внутрь матки через естественное отверстие в шейке матки, технология одевания дыхательной маски на голову внутриутробного плода при головном его предлежании и технология вентилирования легких внутриутробного плода дыхательным газом.
...
06 06 2025 10:58:43
Статья в формате PDF
150 KB...
05 06 2025 9:30:49
Статья в формате PDF
110 KB...
04 06 2025 15:50:28
Статья в формате PDF
137 KB...
03 06 2025 3:11:22
Статья в формате PDF
108 KB...
02 06 2025 10:44:55
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::