ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Современному образованию необходим педагог, который умеет не только думать, но и способен мыслить, то есть порождать собственные смыслы педагогической деятельности. Только в результате размышления над смыслом бытия в профессии и может состояться процесс самостановления педагога, его профессионально-личностного саморазвития, которое представляет собой, на наш взгляд, процесс качественного, целенаправленного, сознательного изменения его личностной сферы.
В современных условиях актуальным становится понимание значимости процесса профессионально - личностного саморазвития в профессиональной деятельности педагога.
Анализ работ К.А. Абульхановой - Славской, В.В. Анисимовой, Н.М. Борытко, Н.К. Сергеева и других по проблеме профессионального саморазвития позволяет выделить специфику профессионального саморазвития педагога, которая состоит прежде всего в том, что педагог - специалист в своей области, взрослый человек со своими взглядами, установками, личностными особенностями, которые вовсе не нужно переделывать, а нужно только скорректировать. При этом сквозной идеей выступает идея формирования направленности личности педагога на профессионально - педагогическое совершенствование, преобразования себя для решения задач усложняющейся креативной педагогической деятельности.
Саморазвитие педагога становится ведущим фактором формирования развивающей среды в образовательном учреждении, фактором развития воспитанника. Результатом педагогической деятельности является успешное развитие воспитанника в направлении, заданном педагогом, и изменения в личности самого педагога.
Сущность профессионально-личностного саморазвития наиболее полно раскрывается в её функциях: целеобразующей (определяющей ценностно-смысловые ориентации будущего учителя), рефлексивной (стимулирующей самоизучение будущего учителя, работу над собой, поиску и личностной оценке собственного жизненного и педагогического опыта), нормативной (предопределяющей соблюдение правовых отношений), активного взаимодействия (обуславливающей деятельность и активность будущего учителя, запускающей механизм саморазвития).
Анализ функций приводит нас к пониманию профессионально - личностного саморазвития как взаимосвязи следующих компонентов: самоосознания - самооценки - самоорганизации - самоуправления.
Для самоосознания существенными хаpaктеристиками являются: логичность рассуждений и следственность выводов на основе пpaктического опыта; пополнение знаний о себе как будущем профессионале и идеальной модели профессиональной деятельности; соотнесённость усвоенных знаний с действительным отношением личности к себе и к окружающим. Глубокое понимание себя, своих устремлений, адекватная оценка своих способностей лежат в основе ясности понимания профессиональной цели, твердости и последовательности её достижения. Самоосознание, направленное на формирование целостного представления о себе как о будущем учителе, изучение способов профессиональной деятельности, обеспечивает реализацию функции целеобразования.
Наиболее существенными признаками для самооценки являются: осознаваемость профессиональных качеств как у себя, так и у других, неудовлетворённость отрицательными или недостаточно развитыми качествами своей личности и желание внести в них изменения к лучшему. Становление студента как субъекта профессиональной деятельности означает осознание личностной значимости и смысла своей деятельности. Самооценка, таким образом, рассматривается как один из компонентов профессионально - личностного саморазвития и обеспечивает реализацию рефлексивной функции.
В основе самоорганизации лежит регуляция учебно-пpaктических действий, оценка, контроль, корректировка будущего учителя как личности и субъекта деятельности.
Для самоуправления наиболее яркими проявлениями выступают: прогнозирование результатов собственной педагогической деятельности, рефлексия собственной профессиональной деятельности. Самоуправление - это процесс творческий, включающий в себя ряд последовательно разворачивающихся этапов: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, формирование критериев, оценки качества, принятие решений к действию, контроль, коррекция. Самоорганизация обеспечивает реализацию функции активного взаимодействия.
Каждый из этих компонентов развивается неравномерно, но, тем не менее, изменения одного из них является условием развития любого другого. Опираясь на исследования студенчества, мы считаем этот возрастной промежуток наиболее приоритетным периодом становления профессионально - личностного саморазвития будущего учителя, так как именно в это время интенсивно развивается самоосознание, формируется самооценка, навыки самоорганизации и самоуправления.
Профессионально - личностное саморазвитие рассматривается нами не как сложившееся окончательно, а как проходящее становление в рамках высшего учебного заведения на младших курсах. Процесс становления профессионально - личностного саморазвития будущего учителя представляет собой процесс различных изменений его компонентов. Эти количественные изменения приводят к качественному скачку.
Остановка в саморазвитии приводит к неспособности адаптироваться к изменениям окружающего мира, использовать новые знания и технологии, адекватно решать профессиональные и личностные проблемы, является существенным ограничением деятельности педагога. Лишь свободный, творческий человек может выйти за рамки того, что определено конкретными причинами и установками. Стимулирование творческой активности в профессиональной сфере поднимает индивидуальность педагога на уровень сознательной, свободной, ценностноизбирательной педагогической деятельности. «Только в результате мучений над смыслом бытия в профессии» может состояться процесс самостановления педагога, его профессионально - личностного саморазвития.
Статья в формате PDF 117 KB...
18 03 2024 1:33:47
Статья в формате PDF 265 KB...
17 03 2024 8:58:12
Статья в формате PDF 126 KB...
16 03 2024 15:43:31
Статья в формате PDF 189 KB...
15 03 2024 16:45:13
Статья в формате PDF 106 KB...
14 03 2024 13:54:13
Статья в формате PDF 503 KB...
13 03 2024 0:20:24
В статье освещаются спopные вопросы платности медицинской помощи в отечественном здравоохранении. Проанализировано мнение пациентов крупного в Южном Федеральном округе лечебно-профилактического учреждения, ОКБ № 1. Определены пути распределения денежных потоков, которые порождают диссонанс в отношениях населения к организации медицинской помощи в России: в то время, как медицина по закону является бесплатной, на деле почти половину расходов пациентам приходится брать на себя, при низком сервисе обслуживания и качестве оказываемых медицинских услуг. ...
12 03 2024 21:10:44
Статья в формате PDF 119 KB...
11 03 2024 11:11:58
Статья в формате PDF 196 KB...
10 03 2024 3:17:43
Статья в формате PDF 111 KB...
09 03 2024 12:40:54
Статья в формате PDF 114 KB...
08 03 2024 15:13:16
Статья в формате PDF 125 KB...
07 03 2024 21:11:44
Статья в формате PDF 141 KB...
05 03 2024 1:56:40
Приведены закономерности влияния топографических и почвенных условий прирусловых территорий на прострaнcтвенную структуру видового состава трав и продуктивность пойменных лугов. ...
03 03 2024 10:26:16
Статья в формате PDF 103 KB...
02 03 2024 4:10:41
Статья в формате PDF 485 KB...
01 03 2024 10:26:22
Статья в формате PDF 101 KB...
29 02 2024 15:10:50
Статья в формате PDF 182 KB...
27 02 2024 13:34:30
Статья в формате PDF 290 KB...
26 02 2024 4:50:10
Статья в формате PDF 117 KB...
24 02 2024 3:14:32
Статья в формате PDF 304 KB...
23 02 2024 2:32:50
Статья посвящена использованию углубленных интеграционных методов исследования в изучении роли энергии геннообусловленных патологий, влиянию изменения структуры в цепи ДНК на ее энерговоспринимаемость, энергопроводимость, энергоотдаваемость, энергонакопляемость по цепи ДНК и на развитие геннообусловленных патологий, прежде всего, на развитие злокачественных опухолей. ...
22 02 2024 10:42:56
21 02 2024 6:57:22
Статья в формате PDF 207 KB...
20 02 2024 2:57:12
По частотам генов белковых локусов остромордой лягушки и ее паразитов изучали уровень генетической изменчивости в паразитарных системах. Показано, что состояние генетической структуры популяции у хозяина и разных видов паразитов в одних и тех же условиях может быть различным. ...
18 02 2024 6:20:18
Статья в формате PDF 114 KB...
17 02 2024 23:33:14
Статья в формате PDF 105 KB...
16 02 2024 3:35:12
Статья в формате PDF 124 KB...
15 02 2024 13:43:59
Статья в формате PDF 262 KB...
14 02 2024 18:13:44
Статья в формате PDF 115 KB...
13 02 2024 17:43:53
Статья в формате PDF 113 KB...
12 02 2024 20:15:26
Статья в формате PDF 136 KB...
11 02 2024 10:24:51
Статья в формате PDF 280 KB...
09 02 2024 7:56:31
Статья в формате PDF 230 KB...
08 02 2024 7:45:37
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::