СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

Полежаева Л.Н. Полежаев В.Д. Полежаева М.В. Статья в формате PDF 141 KB Начертательная геометрия является одной из фундаментальных учебных дисциплин, развивающих наглядно-образное мышление, а также интуицию будущего специалиста, необходимую для любого творчества, особенно инженерного и научного. С ростом объема научной информации и появлением новых дисциплин в учебных планах высших технических учебных заведений уменьшается количество часов, отводимых на изучение начертательной геометрии. Возникает вопрос об оптимизации содержания этой дисциплины с учетом современных требований. Происходит пересмотр программ, совершенствуются теория и методика преподавания начертательной геометрии на основе новых информационных технологий обучения, активизирующих учебную деятельность студентов и развивающих их творческие способности. В этих условиях большое значение имеет определение того, какие из новых методов обучения дают наибольший эффект при преподавании начертательной геометрии и дальнейшее внедрение их в учебный процесс. А для этого необходимо применять наиболее современные и научно-обоснованные методы контроля текущих и итоговых знаний. Но и до настоящего времени, как отмечают многие специалисты в области педаго­гической квалиметрии, непроизводительные, не­объективные, малодиагностичные подходы к оценке результативности педагогической деятельности остаются тормозом в развитии системы образования.

Одним из самых научно обоснованных и эффективных способов контроля знаний является тестирование, этот метод имеет ряд преимуществ перед традиционными устными и письменными экзаменами, недостатками которых является высокая организационная сложность, большая трудоемкость работ, ограниченное время проверки, наличие субъективного и психологического факторов.

Необходимо комплексно подходить к внедрению системы тестирования в учебный процесс. Если корректировка промежуточных результатов будет выполняться систематически, то больше вероятность достичь поставленного результата. Для этих же целей следует шире использовать входные тесты. Они помогают преподавателю ориентироваться в уровне подготовленности студентов к началу изучения дисциплины, т.к. в вузе, как правило, преподаватели узко специализируются на конкретных дисциплинах и часто работают со студентами только в течение одного семестра. Входные тесты по начертательной геометрии должны быть ориентированы на выявление способностей студентов к прострaнcтвенному мышлению. Если результаты входного тестирования неудовлетворительны, то необходимо больше внимания уделить вводной лекции и теме проецирования, так как без понимания основ невозможно переходить к изучению следующих разделов.

Для повышения эффективности учебного процесса в вузе также необходимо разpaбатывать тесты, используемые в текущем контроле - формирующие и диагностические, предназначенные для формирования представлений педагога о пробелах в подготовке испытуемых и их причинах, так как основная работа преподавателя должна быть направлена на формирование знаний и умений.

Тестирование по темам позволяет определить, насколько успешно справляется с изучением материала каждый студент и вся группа, скорректировать учебный процесс, обращая внимание на наиболее трудные темы. Также педагог имеет возможность индивидуализировать траектории обучения каждого студента путем выдачи разных заданий, в зависимости от полученных результатов.

Очень важная часть организации работы студентов с тестом - обсуждение результатов тестирования, которое в зависимости от его целей может представлять собой либо индивидуальную беседу преподавателя с каждым студентом, либо разбор выявленных с помощью тестирования ошибок и установление причин их появления, в котором участвуют все студенты группы. Чаще всего мы идем по второму пути, потому что, как правило, после выполнения теста обнаруживаются так называемые "типичные" ошибки, допускаемые большим числом студентов, которые требуют публичного обсуждения и анализа.

Также очень эффективным является обучающее тестирование в компьютерной форме, когда после неправильного выполнения задания, студенту предъявляется либо фрагмент электронного учебника на эту тему, либо решение аналогичной задачи. После изучения этого материала студенту снова предлагается решить задачу, которая вызвала у него затруднения.

Чаще всего эффективность работы преподавателей оценивается по итоговой успеваемости студентов. При этом измерители успеваемости (итоговые контрольные работы, устные экзамены и др.) у каждого преподавателя различны. Поэтому для оценивания эффективности их работы необходимо использовать тесты как единый измеритель уровня усвоения материала для всех студентов, изучающих данную дисциплину. Стандартизованные тесты дают материал для сравнения успеваемости как студентов различных специальностей одного вуза, так и студентов одной специальности в разных вузах.

Основная цель итогового тестирования - обеспечение объективной оценки результатов обучения по завершении курса. В зависимости от достижения данной цели можно делать выводы о необходимости дополнительного обучения, об эффективности работы преподавателя или группы преподавателей (кафедры), об эффективности различных программ обучения.

Однако, как и все технологии, основанные на достижениях науки, тестирование требует серьезной подготовки со стороны тех, кто намерен заняться созданием и использованием педагогических тестов. Прежде всего, необходимо глубокое овладение строгими правилами и математическим аппаратом, применяемыми в области педагогических измерений. Некорректно разработанные, не прошедшие апробации тесты способны давать лишь ошибочные результаты, поэтому их использование ста­нет шагом назад, а не вперед.

Плохой тест, не отвечающий по тем или иным хаpaктеристикам оп­ределенным критериям качества, может послужить источником ис­каженного впечатления о знаниях студентов. Причем скорректиро­вать это впечатление в процессе тестирования никак нельзя, если, конечно, процесс тестирования носит массовый хаpaктер, а не орга­низован в адаптивном режиме. Из этого возникает необходимость научного обоснования качества тестовых материалов и математико-статистической обработки тестовых результатов. Вопросы научного обоснования затрагивают три взаимодополняющих друг друга направления работы. Первое свя­зано с обоснованием отбора содержания теста, второе - с дове­дением формы заданий до уровня требований тестовой технологии, и третье нацелено на выявление системообразующих свойств заданий на основе анализа результатов обработки эмпирических дан­ных тестирования.

При создании теста прежде всего важны вопросы отбора содержания, которое можно определить как оптимальное отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых заданий. Требование оптимальности предпо­лагает использование определенной методики отбора, включаю­щей вопросы целеполагания, планирования и оценки качества содержания теста.

При формировании банка тестовых заданий следует учитывать требования тестологии к формулировкам задач и выбору дистpaкторов. Эти вопросы подробно рассмотрены в работах многих зарубежных и отечественных педагогов. Особенность начертательной геометрии заключается в том, что студенты должны научиться решать на чертежах графические задачи, например, позиционные и метрические, поэтому более половины предлагаемых нами тестовых заданий требуют для получения ответа выполнения построений.

Процесс научного обоснования качества теста разбивается на 3 стадии: этап сбора эмпирических результатов тестирования является первым, начальным шагом. Второй этап - обработка эмпирических данных и третий - интерпретация результатов обработки с целью доведения теста до уровня соответствия определенным критериям качества. К данным критериям относятся объективность, надежность и валидность.

Применение новых информационных технологий позволяет максимально использовать все преимущества тестов, а также сделать контроль знаний эффективнее и дешевле. Нами предложены формы тестирования в зависимости от его целей и технической оснащенности кафедры, рассмотрены вопросы создания программного обеспечения для проведения процедуры тестирования в этих формах:

  • бланковой с ручной проверкой и автоматизированной обработкой результатов;
  • бланковой с автоматизированной проверкой бланков ответов и автоматической обработкой результатов;
  • компьютерной.

Первая форма наименее предпочтительна, она используется в том случае, если у педагога отсутствует доступ к скоростному сканеру и компьютеру с системой распознавания и обработки бланков тестирования. При этом преподаватель либо проверяет бланки и выставляет оценки вручную, тогда возможности шкалирования и совершенствования теста значительно сужаются, либо вносит ответы экзаменуемых и ключи к вариантам ответов в специально разработанную программу, которая выставляет оценки и позволяет анализировать хаpaктеристики заданий и теста в целом.

Для реализации контроля знаний во второй форме нами был создан «Автоматизированный комплекс контроля знаний на основе бланкового тестирования», который позволяет: автоматизировать регистрацию участников (при необходимости); проводить сканирование и распознавание бланков; обработку результатов с заданным уровнем надежности; распечатывать итоговые ведомости; и проводить статистический анализ. Сейчас активно ведутся исследования в области автоматизации документооборота вузов, разработки баз данных, в которых будет отслеживаться успеваемость студента с момента его поступления и до окончания вуза. Поэтому системы как компьютерного, так и бланкового тестирования должны иметь возможность передачи результатов во внешнюю базу данных, а не только в ведомость. К комплексу были предъявлены требования интегрированности с действующей системой учета абитуриентов и студентов Омского государственного технического университета и соблюдения контролируемого уровня секретности, а также возможности использования некоторых подсистем данного комплекса для организации и проведения вступительных испытаний в вуз.

Работа с тестом в зависимости от целей его использования может быть организована различными способами. Например, если тест исполь­зуется с целью контроля усвоения темы, то после предварительного оз­накомления с правилами работы, студентам предлагается выполнить его на бланках. В этом случае использование автоматизированной проверки представляется нецелесообразным, из-за сложности ее организации для небольших групп и, как результата, увеличения временных затрат на обработку бланков. Работы проверяются преподавателем или самими студентами. Очень полезным мы считаем именно второй способ. Например, если позволяет время, мы предлагаем студентам попарно обменяться своими работами и оценить правильность их выполнения с помощью эталона. Это не только разнообразит деятельность студентов на занятии, но и позволяет вовлечь их в квазипрофессиональную деятельность, где каждый студент выступает в роли преподавателя.

Но наиболее перспективным представляется использование тестовых технологий в компьютерной форме. Широкое применение в педагогической пpaктике находят автоматизированные обучающие системы, к основным достоинствам которых относятся: возможность использования преимуществ индивидуального обучения; интенсификация учебного процесса; возможность индивидуальной адаптации курса обучения к потребностям обучаемых или условиям обучения; возможность использования и тиражирования передового опыта; повышение доступности образования; обучение навыкам самостоятельной работы; разгрузка преподавателя от ряда рутинных, повторяющихся действий (чтение лекций, проверки контрольных работ и т.д.); возможность использования в рамках дистанционного обучения, переобучения и повышения квалификации. Эффективным способом организации управления учебным процессом является адаптивный подход. Система подстраивается под обучаемого, устанавливая очередность и интенсивность изучения материалов на основании достигнутых им результатов.

Тестирующая подсистема разpaбатываемого нами комплекса состоит из трех блоков: первый - вопросы с выбором правильного ответа из нескольких предложенных вариантов; второй - вопросы со свободно конструируемым ответом, которым является число либо слово; и последний - самый сложный - задачи, требующие построений, ответом являются проекции линии (прямой, кривой, ломаной) или проекции точечного базиса.

Так как предмет «Начертательная геометрия» имеет свою специфику, которая заключается в том, что основными навыками, которые должны получить студенты являются графические, то нежелателен перенос решения задач с бумаги на экран монитора. Таким образом, студенты, проходя тест, выполняют графические построения на бумаге. Им выдаются тесты, часть заданий в которых не требуют выполнения построений (блоки 1 и 2), а часть - являются полноценными графическими задачами (третий блок). В том случае, если тестирование проходит в компьютерной форме, задания третьего блока выдаются для решения на бумаге, ответ вводится в компьютерной программе, задания первых двух блоков предъявляются на экране монитора.

С другой стороны, нами реализуется решение графо-геометрических задач в рамках компьютерного тестирования, что поможет сократить расходы на распечатку тестовых материалов, но сделает контроль знаний по этой дисциплине менее адекватным, так как на результат влияет навык владения вычислительной техникой и специализированным программным обеспечением. Уменьшить негативное влияние этого фактора можно с помощью более активного использования информационных технологий в течение семестра. Если текущий контроль знаний проводить систематически с использованием компьютерного тестирования, то у обучаемых не возникнет проблем с использованием программного обеспечения на итоговом экзамене.

Предлагаемая методика контроля знаний внедрена в Омском государственном техническом университете. На основе анализа полученных результатов можно сделать вывод, что основные функции тестирования, такие как диагностическая, обучающая и развивающая, воспитательная и мотивирующая, а также прогностическая, успешно реализуются при использовании этой системы в педагогическом процессе при обучении дисциплине «Начертательная геометрия».



РАСЧЕТ И КОМПЕНСАЦИЯ МАГНИТНОЙ ДЕВИАЦИИ

РАСЧЕТ И КОМПЕНСАЦИЯ МАГНИТНОЙ ДЕВИАЦИИ Статья в формате PDF 157 KB...

28 11 2022 20:40:37

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ Статья в формате PDF 456 KB...

21 11 2022 10:40:38

ВЛИЯНИЕ КУРСА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ КРИОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК В РЕЖИМЕ одна ПРОЦЕДУРА В ДЕНЬ НА ПАРАМЕТРЫ СОСТАВА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

ВЛИЯНИЕ КУРСА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ КРИОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК В РЕЖИМЕ одна ПРОЦЕДУРА В ДЕНЬ НА ПАРАМЕТРЫ СОСТАВА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА Проведен анализ изменений состава тела вследствие курса экстремальных воздушных криогенных тренировок (ОВКТ) в камере закрытого типа при t = –110 ± 5 °С. Исследован состав тела 35 человек (87 % выборки), до и после курса ОВКТ, состоявшего из 10 сеансов в режиме 1 процеДypa в день. Анализ состава тела проводили на биоимпедансном анализаторе АВС-02 «Медасс». Статистическая обработка проведена с расчетом медианы (Ме), значений исследуемых параметров в первой (Q25 %) и последней (Q75 %) квартилях распределения, сравнением полученных данных с использованием непараметрического критерия Манна Уитни Вилкоксона (U). Выявлено снижение значений Ме для жировой массы и ее возрастание для мышечной и активной клеточной массы, что отражает как правило формирование более высокого уровня здоровья и адаптированности исследуемых к факторам среды. Модуляция состава тела в результате курса ОВКТ зависит от исходного функционального состояния исследуемых, однако направленность изменений данных биометрии остается позитивной. ...

16 11 2022 14:26:43

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Рассмотрены некоторые проблемы идентификации моделей распределения данных, при использовании современного математического аппарата для решения этой задачи. Показано, что использование методов нелинейной оптимизации для идентификации моделей приводит к улучшению результатов идентификации, но одновременно, изменяет формальную постановку задачи. Выделено три группы проблем, связанных с выбором критериев согласия, их критических значений и проверкой адекватности получаемых моделей. Проанализированы возможные подходы к решению этих проблем. ...

15 11 2022 13:32:44

ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Данная статья посвящена проблеме реставрации языческого миропонимания в современном мире. В статье пишется о том, что неоязычество предрасполагает людей к аддиктивным формам поведения. ...

07 11 2022 9:54:26

МАРГАНЕЦ В ПОРОДАХ, ПОЧВАХ, РАСТИТЕЛЬНОСТИ ЮЖНОГО СКЛОНА БОЛЬШОГО КАВКАЗА

МАРГАНЕЦ В ПОРОДАХ, ПОЧВАХ, РАСТИТЕЛЬНОСТИ ЮЖНОГО СКЛОНА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Выявлены особенности распределения Mn в породах, почвах, в дикорастущей растительности, в кормовой и плодово-овощной растительности агроландшафтов и в растительности колчеданных месторождений. ...

04 11 2022 11:34:50

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК ГИМНАЗИСТА (учебное пособие)

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК ГИМНАЗИСТА (учебное пособие) Статья в формате PDF 99 KB...

31 10 2022 3:26:42

РОЛЬ SE В ТЕЧЕНИИ ЭНДОТОКСИКОЗА ПРИ ГНОЙНО-ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ГИНЕКОЛОГИИ

Важнейшим фактором поддержания селенового статуса организма является феномен эндогенного регулирования, который проявляется как в здоровом организме, так и при различных заболеваниях. Клинические исследования гинекологических больных с гнойно-воспалительными заболеваниями позволили установить, что снижение иммунной защиты организма часто сопровождается снижением уровня селена в сыворотке крови. Обследовано 46 больных (18-37 лет). Бактериологическое типирование подтвердило присутствие: Chlamidia trachomonatis; Ureaplasma urealiticum; St. epidermidis; грам (-) флоры; грам (+) флоры; смешанной флоры; E. Colli; дрожжевых клеток; трихомонад. Интервал концентрации селена в сыворотке крови составил 32,0-89,5мкг/л. Средний показатель 64,8 ± 6,3 мкг/л (при норме 115-120 мкг/л). Показатель уровня селена в сыворотке крови доноров г.Пензы составил 81,0 ± 11,7 мкг/л. Была проведена оценка влияния селенодефицита на течение и прогноз эндотоксикоза. Таким образом, авторегулирование антиоксидантного гомеостаза в организме можно рассматривать как функцию иммунитета, а воздействие фармакологических препаратов как один из методов регулирования селенового статуса населения. ...

27 10 2022 1:52:55

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Статья в формате PDF 106 KB...

26 10 2022 7:41:15

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ Статья в формате PDF 290 KB...

21 10 2022 6:26:52

ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУРОРТНОГО РЕГИОНА КМВ

ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУРОРТНОГО РЕГИОНА КМВ Статья в формате PDF 112 KB...

20 10 2022 22:49:31

ПРИОРИТЕТ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИОРИТЕТ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ Показано значение естественнонаучной составляющей образования для развития способов умственной деятельности у одаренных детей и значение основополагающих знаний естественных наук для будущих поколений. ...

13 10 2022 2:38:43

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::