НЕЙРОСИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ КИСЛОРОДНОГО ГОМЕОСТАЗА КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ ДЕФИЦИТЕ КИСЛОРОДА
Одним их эффективных способов поддержания кислородного гомеостаза (М.Т. Шаов, Е.А. Коваленко, О.В. Пшикова, 2002) нейронов коры головного мозга является низкочастотный импульсно - гипоксический (НИГ) режим адаптации, разработанный на основе моделирования амплитудно-частотных параметров врожденных аутотренировок нервных клеток с помощью эндогенного кислорода (М.Т. Шаов, О.В. Пшикова, 1997, 1999).
В ответ на действие гипоксии в нервной ткани происходит активизация целого ряда различных по скорости и энергоемкости физиологических процессов, в том числе процессы энергопродукции и энергопотрeбления в нервных клетках. Об энергопродукции нейронов in vivo можно судить по динамике напряжения кислорода (Ро2), а биоэлектрические потенциалы являются показателями энергопотрeбления: для нейронов - это импульсная электрическая активность (ИЭА), а для ткани коры головного мозга - это амплитуда (σ) ЭКоГ.
С учетом этих обстоятельств с помощью комплексного электрофизиологополярографического метода (М.Т. Шаов, 1991, 1988) исследовали динамику Ро2, ИЭА и σ нейронов сенсомоторной зоны (СМЗ) коры головного мозга контрольных и адаптированных в режиме НИГ белых крыс линии "Вистар" в различных условиях их кислородного снабжения: норма (уровень Нальчика), подъемы на "высоту" 10 км (барокамера).
В условиях нормы (n=40) у контрольных животных были получены следующие данные: Ро2 - 24,0 ±1,40 мм рт. ст., ИЭА - 7,50 ± 0,92 имп/сек, s - 120 мкв. При одноразовом подъеме животных на "высоту" 10 км были получены следующие результаты: Ро2 - 12,0 ±1,20 мм рт. ст., ИЭА - 18,7 ± 1,52 имп/сек, σ - 287 мкв. У адаптированных в режиме НИГ животных (n=37) произошли достоверные (р < 0,05) изменения, которые были зарегистрированы в условиях нормы: Ро2 - 33,4 ±2,20 мм рт. ст., ИЭА - 5,29 ± 0,44 имп/сек, σ -63 мкв. Условия "высоты" 10 км на исследуемые у этой группы животных показатели повлияли следующим образом: Ро2 - 25,5 ±2,10 мм рт. ст., ИЭА - 9,09 ± 1,26 имп/сек, σ - 33,4 мкв.
Феноменологический анализ этих данных с точки зрения синергетики (Г. Хаген, 1985) говорит о том, что под влиянием сеансов НИГ в нейронах и нервной ткани СМЗ коры головного мозга животных образовался эффективный аттpaктор - все функциональные алгоритмы (Ро2, ИЭА, σ) приобрели устойчивую направленность, обеспечивающую значительный перевес энергопродукции над энергопотрeблением в точке ОМЕГА (И.А. Ерохин, 2000), т.е. в условиях "высоты" 10 км. В пользу этого говорит тот факт, что в нервных клетках адаптированных животных уровень Ро2 на "высоте" 10 км остается в 2,13 раза (25,5:120) выше по сравнению с контрольными, а энергопотрeбления в клетках (по ИЭА) снижается в 2,05 раза (18,6:9,09). В целом для нервной ткани энергопотрeбления (по σ) снижается в 8,6 раза (287:33,4). В результате этого повышается надежность кислородного гомеостаза нейронов, т.е. с термодинамических позиций в его энергетической базе происходит возрастание уровня полезной энергии (ΔG)и снижение энтропии (ΔS)
Кроме того, изменения Ро2 , ИЭА и σ ЭКоГ по типу эффективного аттpaктора при адаптации животных в режиме НИГ обеспечивают им большую выживаемость в условиях глубокой гипоксии (10 км "высоты") - у контрольных животных эти условия без каких - либо отклонений на ЭКГ выдерживает менее 30%, а среди адаптированных в режиме НИГ их число достигает 75 - 80%, что подобного рода исследованиям придает еще и большую пpaктическую направленность.
Статья в формате PDF 119 KB...
10 12 2024 10:36:13
Статья в формате PDF 117 KB...
08 12 2024 1:28:24
Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и пpaктическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области. ...
07 12 2024 6:45:21
Статья в формате PDF 103 KB...
06 12 2024 8:52:33
Статья в формате PDF 104 KB...
05 12 2024 13:32:52
Статья в формате PDF 107 KB...
04 12 2024 9:54:30
Статья в формате PDF 104 KB...
02 12 2024 12:27:20
При управлении автоматическими космическими аппаратами (КА) важной проблемой является обеспечение надежного и оперативного анализа и диагностирования работоспособности бортовых систем. Это позволит своевременно выявить негативные тенденции в работе бортовой аппаратуры и предотвратить их развитие. Наибольшую актуальность проблема приобретает при управлении КА со сложными бортовыми системами, хаpaктеризующимися большим объемом телеметрических параметров, а так же при необходимости выдачи комaндных воздействий непосредственно в сеансах связи. Существующий опыт управления КА показывает, что в ряде случаев только своевременная выдача комaнд немедленного исполнения позволила обеспечить выполнение программы полета КА [1]. В настоящей работе предлагается общий подход к решению указанной проблемы, основанный на создании адекватных моделей анализа и диагностики функционирования бортовых систем и алгоритмов автоматизированной выработки рекомендаций по воздействию на КА. Ожидается, что использование в пpaктике управления таких моделей и алгоритмов даст возможность существенно повысить эффективность работы аппаратуры, в том числе за счет оперативного устранения возникающих на борту нештатных ситуаций. ...
01 12 2024 6:38:28
Статья в формате PDF 114 KB...
30 11 2024 3:39:24
Статья в формате PDF 284 KB...
29 11 2024 8:19:16
Статья в формате PDF 252 KB...
28 11 2024 5:55:54
Статья в формате PDF 103 KB...
27 11 2024 17:47:25
Статья в формате PDF 111 KB...
26 11 2024 4:12:26
В работе представлены результаты исследовании, в которых приняло участие около 186 учащихся, наблюдавшихся несколько раз в течение учебного года. В результате были установлены целый ряд динамических закономерностей в нейрогумopaльных регуляциях и возрастно-пoлoвых различий между детьми в процессах адаптационных перестроек организма в связи с учебными нагрузками в различных учебно-воспитательных учреждениях. Показано, что обучение в начальной школе, хотя и не оказывает существенного влияния на возрастную динамику антропометрических показателей, в то же время в значительной мере увеличивает напряженность регуляторных систем. ...
25 11 2024 16:10:59
В этой статье рассматриваются особенности формирования навыков здорового образа жизни учащихся сельских школ во внеурочное время путем применения инновационных технологий. ...
24 11 2024 11:51:43
Статья в формате PDF 101 KB...
23 11 2024 3:53:25
Статья в формате PDF 116 KB...
22 11 2024 17:50:46
Статья в формате PDF 263 KB...
20 11 2024 0:40:33
Статья в формате PDF 128 KB...
19 11 2024 8:11:24
Статья в формате PDF 110 KB...
17 11 2024 15:29:45
Статья в формате PDF 113 KB...
16 11 2024 23:29:10
Статья в формате PDF 101 KB...
14 11 2024 17:16:19
13 11 2024 2:16:46
Статья в формате PDF 101 KB...
10 11 2024 16:56:22
Статья в формате PDF 193 KB...
09 11 2024 14:47:50
Статья в формате PDF 133 KB...
08 11 2024 0:14:26
Статья в формате PDF 117 KB...
07 11 2024 17:54:39
Статья в формате PDF 182 KB...
06 11 2024 8:31:16
Статья в формате PDF 228 KB...
05 11 2024 10:20:21
Статья в формате PDF 113 KB...
04 11 2024 16:58:59
Статья в формате PDF 126 KB...
03 11 2024 16:35:23
Статья в формате PDF 299 KB...
01 11 2024 8:35:52
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::