ПРИНЦИП «НИГИЛИЗМА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Нигилизм - "новая - старая религия" современности
Мир бинарен - это аксиома. Потому у НГИЛИЗМа как у всего, что порождено человеком, вплоть до него самого, есть 2 стороны - плюс и минус, положительное и отрицательное, достоинства и недостатки. Задача человека разумного увидеть больше достоинств чем недостатков, не избегая обнаруживать последние. И с этой задачей, призваны справляться, в том числе, и высшие учебные заведения.
Нигилист [от латинск. nihil ничто : человек, ничего не признающий, отрицатель] общественно-политический и литературный термин, широко распространенный в русской публицистике и художественной лит-pe 60-х гг.
Уместно ли говорить о принципе нигилизма в ВУЗе? Отрицательного в Нигилизме обнаружить вы можете предостаточно.Цитата: "...Сформировавшись как слой безродный, бескорневой, лишенный понятия о настоящей духовной жизни, но наделенный безмерной интеллектуальной гордыней, интеллигенция стала главным разрушителем традиционных ценностей русской жизни. Нигилизм явился закономерным итогом отщепенства "образованного" слоя России от основ подлинно русского мировоззрения. При этом нравственное убожество нигилизма, отвергавшего религию, да и вообще всякую независимую этику и мораль (вот они - истоки "классового подхода к явлениям"), подменявшего мopaльные категории началами "пользы" и "удовольствия", - ничто перед жутью его пpaктического применения." - Митрополит Иоанн (Снычев)
Но, задача любого образовательного процесса - инверсия отрицательного в положительное. Что есть нигилизм или что ни есть нигилизм? Отрицая что-то мы тем самым даем этому право на существование. Жизнь в отрицании - есть жизнь. «Я не люблю плохую погоду» - говорите Вы, тем самым плохая погода утверждает свое бытие в Вашем ее неприятии...Это что значит ничего не отрицать? Отрицать!
Нигилизм, для меня как ни странно более понятный термин, и приемлемый чем экстремизм и национализм. Бесконфликтной образовательной среды создать не возможно, потому нигилизм как форма "отрицательного опыта" предпочтительнее чем две последних.
Нигил-во все языки перешло как ничто nichts, nothing, niente. То есть ничто. Но понимается это, как ничто не стоит за тем, что будет. То есть Ничто есть Нечто.
Современный нигилист - кто он? Нигилист - человек воспитавший мысль. Но воспитавший ее с позиции отрицания существующего положения вещей, и в тайной надежде на то, что за внешним отрицанием окружающие рассмотрят призыв к помощи и созиданию. И надо сказать, это определенное достоинство присущее Нигилизму, как философскому течению мысли 21 века.
Известно что человеку, особенно молодому, свойственно занимать позицию отрицания, Отрицать - это этап развития личности, этап становления Я. Это внутренняя «социализация» личности которая и приходиться на время обучения в ВУЗе. И придать "молодому нигилизму" конструктивное содержание в Вузе возможно следующими путями, на примере исторических личностей философов.
Сократ - "Нигилист №1"
Первым нигилистом, в созидательном значении этого понятия, для меня стал Сократ, древнегреческий философ. Вера Сократа в реальность существования человеческой истины, причём именно истины человеческого добра, позволяла ему рассматривать бинарность мира, или диалектику как наилучший, надёжнейший способ достижения единства и согласия между людьми. Сократ постоянно что-то отрицал...Основной метод выражения отрицания его - спор. Спор для нигилиста - средство установить что есть не-истина (то есть ложь, искажение фактов и т.д.)
В отличие от обычного спора, возникающего из желания доказать свою правоту и имеющего своей целью словесную победу одной из конфликтующих сторон, диалектика Сократа была «спором, в котором рождается истина». С точки зрения Сократа, это позволяло собеседникам не просто понять друг друга - а заодно и самих себя - но осознать ту самую цельность бытия, которая придавала смысл всему происходящему с ними.
В нашем случае этот "спор" есть семинар - дискуссия. Стараясь смягчить ситуации - споры, Сократ демонстрировал своё знаменитое «незнание», разделяя с собеседником опасное чувство потери ориентиров, и снимал возникающее напряжение шутливо-доброжелательной манерой общения и чувством юмора в отношении происходящего. Руководствуясь этим принципом, преподаватель на семинаре должен "подливать масла в огонь" но не настаивать на своей правоте сиюмитно, давая развиться "заблуждениям" студентов. Итог семинара - рзюме с "верными" мыслями и заданияе на самостоятельную работу - мини эссе о сказанном на семинаре "что говорил сам и что услышал от других" (формат А4, 1 страница печатного текста) Не большой объем печатной работы не дает возможности использовать электронные источники информации для написания работы и студентам приходится обращаться к мыслям рождающимся в голове, что так же является плюсом.
"Нигилист №2." Иммануил Кант.
Кантовский Нигилизм клонит к разумности, к знанию. То есть оно и есть кирпичик в построение некой идеологии и т.д. Но в нашем обществе так заведено, что очень многое завязано только на вере или авторитетном слове. - И почему я должен верить, когда я не знаю этого и, потому не сформировал мой нравственный закон, - это самое распространненое явление в среде студентов - "не доверие" авторитетам номинальным (возраст, звание, заслуги). "озадачить" и поставить в ситуацию "мopaльного выбора" другого человека как "средства" или "цели", и не осуждать неправильный выбор, смоделировав верный выход - искусство. Тогда нигилизм как попытка подвергнуть сомнению общепринятые нормы, традиции может помочь адекватному анализу действительности, исторического момента и самоопределению.
Нигилизм - это свойство пассионариев. Именно он,на мой взгляд, двигает к новым открытиям, развивает (в хорошем смысле) студентов, служит прогрессу и нравственному в том числе. Отрицательное тоже есть, думается, в этом принципе Нигилизма как "без основности", как "начинания с чистого листа". Но в определенный момент отрицательное становится положительным. И задача преподавателя замечать эти моменты перехода, поддерживать и развивать.
Статья в формате PDF 228 KB...
09 10 2024 12:32:57
Статья в формате PDF 105 KB...
08 10 2024 18:24:15
Статья в формате PDF 250 KB...
07 10 2024 23:17:51
Статья в формате PDF 507 KB...
06 10 2024 18:10:50
Статья в формате PDF 322 KB...
05 10 2024 14:53:28
Статья в формате PDF 120 KB...
04 10 2024 8:24:15
Статья в формате PDF 113 KB...
03 10 2024 23:18:45
02 10 2024 18:12:20
На основе социологического исследования и субъективного восприятия изучено влияние нeблагоприятных производственных факторов на трудовой процесс и состояние здоровья операторов связи и телефонисток, как профессиональных пользователей видеодисплейных терминалов с учетом стажа, возраста и профессиональной деятельности. ...
01 10 2024 6:47:10
Статья в формате PDF 105 KB...
30 09 2024 20:44:16
Статья в формате PDF 1728 KB...
29 09 2024 22:34:25
Статья в формате PDF 100 KB...
28 09 2024 6:23:38
Статья в формате PDF 100 KB...
27 09 2024 4:37:44
Статья в формате PDF 126 KB...
26 09 2024 2:17:11
Статья в формате PDF 257 KB...
25 09 2024 14:44:41
Сложность современной социально-экономической жизни России при переходе от социализации к рыночным отношениям. Необходимы особые инструменты для социализации общества к новым условиям жизни. Развитие теоретико-методологического инструментария социальной работы для дальнейшей социализации российского общества. Взаимодействие социальной работы и философии хозяйства при социализации. ...
23 09 2024 6:18:20
Статья в формате PDF 136 KB...
22 09 2024 12:20:13
Статья в формате PDF 111 KB...
21 09 2024 4:24:31
Статья в формате PDF 123 KB...
20 09 2024 22:48:43
Статья в формате PDF 122 KB...
19 09 2024 0:34:26
Статья в формате PDF 116 KB...
17 09 2024 12:47:31
Статья в формате PDF 116 KB...
13 09 2024 6:12:45
Статья в формате PDF 425 KB...
11 09 2024 22:33:24
8 февраля 2004 года исполняется 75 лет со дня рождения и 60 лет педагогической, производственной деятельности академика Российской Академии естествознания, Академии эмалирования России, Заслуженного деятеля науки и техники РФ, почетного работника высшего образования России, доктора технических наук, профессора кафедры технологии керамики, стекла и вяжущих веществ ЮРГТУ (НПИ). ...
10 09 2024 1:19:25
Статья в формате PDF 121 KB...
09 09 2024 19:52:34
Для исследования вариаций параметров живых существ, обитающих в биосфере в разных широтных регионах, в частности экваториальных, построена модель экваториального электроджета, основанная на численном решении дифференциальных уравнений второй степени для потенциала, вызванного прострaнcтвенным зарядом. ...
08 09 2024 16:23:43
Статья в формате PDF 114 KB...
07 09 2024 8:30:34
Статья в формате PDF 251 KB...
06 09 2024 23:40:42
Статья в формате PDF 141 KB...
05 09 2024 8:31:32
В работе представлены результаты по гидрированию аллилового спирта на 1 % Pd/Nd2O3 катализаторе. Найдено увеличение скорости гидрирования в 3,3 раза на 1 %Pd/Nd2O3 катализаторе по сравнению с 1 %Pd/Al2O3.. Показана возможность «мягкого» жидкофазного гидрирования двойной связи в аллиловом спирте, не осложненное конкурирующим гидрированием гидроксильной группы. Побочной реакцией является образование пропаналя. ...
04 09 2024 18:53:14
Статья в формате PDF 309 KB...
03 09 2024 19:58:22
Статья в формате PDF 131 KB...
02 09 2024 7:30:31
Статья в формате PDF 138 KB...
01 09 2024 0:43:54
Статья в формате PDF 109 KB...
31 08 2024 20:19:39
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::