ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛТАЙСКОГО ЖИВОПИСЦА А. ЕМЕЛЬЯНОВА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛТАЙСКОГО ЖИВОПИСЦА А. ЕМЕЛЬЯНОВА

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛТАЙСКОГО ЖИВОПИСЦА А. ЕМЕЛЬЯНОВА

Степанская Т.М Статья в формате PDF 122 KB

Искусство последней трети ХХ - начала ХХI века устремлено к глобальной интеграции во всех сферах. Не каждому художнику, особенно в скромной провинции, суждено наполнить свое творчество острым ощущением современности, и тем более, обратить его в будущее. Емельянову Александру это удается. Он родился в Барнауле в 1951 году - в середине ХХ века, когда советское искусство с одной стороны, выражало «грезы по поводу счастливого будущего», а с другой - переживало кризис мелкотемья, ища выход из замкнутого советсокго культурного прострaнcтва в приобщении к мировой художественной традиции. А. Емельянов получил образование в Новоалтайском художественном училище в мастерской Заслуженного художника России И.С. Хайрулинова, уже в 1970-е годы известного на Алтае автора исторических и жанровых композиций. Приобщение к изобразительному творчеству состоялось много раньше 1976 года - года окончания училища. Среди детских романтических мечтаний была мечта стать археологом, но был в роду Александра Евгеньевича талантливый и широко образованный творец, один из основателей в свое время общества художников на Алтае, Николай Николаевич Емельянов, создававший вокруг себя атмосферу искусства. Его влияние оказалось решающим в выборе живописцем жизненного пути. Произведением, принесшим А. Емельянову первое крупное признание в среде живописцев и зрителей, явилась картина «Вишня. В гостях у бабушки» (1980-1981). Это большая жанровая композиция, выполненная в традициях реалистической художественной школы, представляет собой подробный, неторопливый рассказ о крестьянском доме, в котором приметы современности (фотоплакат с изображением улыбающегося первого в мире космонавта Юрия Гагарина, одежда дeвoчки-подростка) соседствуют со старинной вышитой скатертью, самоваром, атмосферой уюта, исходящей от лежащей на лавке пушистой кошки. В старине и в уюте дома присутствует незримый образ бабушки. Центр картины - дeвoчка изображенная фронтально держащей на коленях светлую чашу с темной спелой вишней. Ее лицо задумчиво, самососредоточенность героини подчеркнута скрещенными на гpyди руками. Иная эмоциональная окраска присутствует в образе маленькой дeвoчки в светлом платье, от него исходят открытость, незащищенность, доверчивость. Выразительность колорита, построение картины убедительны, эмоционально глубоки и обогащены искренностью художника. В этой работе проявились повышенный интерес художника к конкретному жизненному факту, достоверность в передаче материального мира. «Вишня. В гостях у бабушки» картина поступила в фонд Павловской картинной галереи Алтайского края. Так начался творческий путь А. Емельянова как живописца. Между тем, Александр Емельянов - универсальная творческая личность: как театральный художник он поставил два спектакля в Черниговском областном театре кукол (1977 г.), как книжный график он проиллюстрировал и оформил более трехсот книг, среди которых «Тихий Дон» М.Шолохова, «Дожить до рассвета» В.Быкова, «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, книги алтайских авторов Г. Егорова, Э. Каценшнейна. О своем учителе в области книжной графики В.А.Раменском Александр говорит с восхищением: «Владимир Раменский - один из китов книжной графики и дизайна в Алтайском крае. Мало настоящих специалистов - книжников такого класса». А. Емельянов служит книжному делу на Алтае с 1977 года, уже более тридцати лет. Он не только лауреат краевой премии «Золотой переплет» (2004), но и победитель городского конкурса Святочного рассказа, на который им были представлены произведения «Здравствуй, Катенька!» и «Торт» (2004). Литературный дар давно заявил о себе (в 1991 году А. Емельянов был принят в члeны Союза журналистов СССР), но наиболее страстно творческая энергия художника воплощается в живописных поисках, в их стремительной динамике.
С 1993 года А. Емельянов - члeн Союза художников России.

В 90-е годы в своем живописном творчестве он опирается на универсальный опыт искусства, основанный на визуальном языке, понятном для зрителя, но и в то же время, предполагающем многослойную интерпретацию. «Ассоциативный символизм - вот направление, в котором я работаю», - заявляет художник. Картины А.  Емельянова привлекают формальными хаpaктеристиками, а также прикосновениями к первоначальным символам, аллегориям и мифам, среди которых яблоко, свет, ключ, Венера Милосская. Сюжеты, темы, мотивы произведений художника философичны, оригинальны, выражают неповторимость его мироощущения. А. Емельянов - автор аллегорических картин, посвященных Юности. Таковы, «Утро», где чистота и целомудрие светлого образа подчеркнуты букетиком хрупкой серебристой вербы, диптих «Адам и Ева. Молодость», в котором предстоят друг к другу в цветущем саду юные мужчина и женщина. Картина «Юность» (1999) посвящена изображению более жизненного образа, здесь художник вводит в композицию приметы бревенчатой баньки, пейзажа, жизнерадостная модель рождает ассоциации с образами русских красавиц, далеких от каких-либо заданных эстетических канонов. В картине «Юность» все подчинено обаянию живой натуры В России идет процесс модернизации художественной пpaктики и содержания художественных произведений. Вместо констатации «социально-значимых» явлений художники Алтая пытаются перейти к более глубокому личностному прочтению действительности, к философскому ее осмыслению. На изменения в обществе А.Емельянов откликнулся новой актуальной тематикой. Он органичен своему времени. Художник обращается к проблемам возрождающейся в нашем обществе религиозной культуры и духовности. Именно об этом написаны картины «Рука дающего» (1994), «Вера» (2000), «Пасха». Символами православной культуры являются в этих работах русская икона, колоколенка деревянной церквушки и все то, что напоминает нам наши истоки. Художественный образ есть обобщение факторов и процессов жизни - результат сложнейшей духовной деятельности, в которой особое место принадлежит фантазии - ведущей художественной способности творческого человека. При ее помощи художник делает очевидным то, что не является таковым для его современников. В творчестве Александра Емельянова обозначены инновационные тенденции, направленные к выражению прежде всего своего внутреннего духовного мира. Натюрморт является экспериментальной лабораторией художника. В этом жанре особенно ярко проявляются колористические достоинства его палитры. Выработанный повторяющийся прием, включать в натюрморт ломкие бурные складки драпировок, не обедняют произведение, а позволяют разнообразить их изображение в самых разных колористических гаммах. Особенно красив «Натюрморт с хурмой» (1991, ГХМАК). Романтическое восприятие жизни художник не утрачивает с возрастом. Романтический метод творчества А. Емельянова разворачивается в сторону символизма. Особенно полно это выразилось в полотне «Возрождение» (1991). Экспрессивная фигура женщины в белых одеждах с широко раскинутыми и воздетыми к небу руками как бы приветствует цветную радугу в небесах, палитра радуги повторяется в цвете российского флага. Экспрессия, сильная эмоция выражают призыв приближения демократических перемен в России. Мажорность - преобладающая тональность произведений А. Емельянова. Звучит это в детской теме, в детских портретах «Сашка» (портрет сына) (1991), «Натка» (1987), «Ламбада (1991). Александр Емельянов - увлекающий собеседник (интервью его блистательны!), человек любящий природу, восхищающийся жизнью и людьми. Он органичен в отношениях с природой, чувствует ее дыхание. Это выражается во всем его творчестве, но наиболее полно - в живописи. Быть современным, чувствовать, удивлять, дарить фантазии и эмоции - зрителю - таков Александр Емельянов, чье творчество щедро обогащает палитру изобразительного искусства Алтая.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец ХХ - начало ХХI в.), проект №08-04-60-401 а/т.


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХРОМОВОГО ДУБЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 132 KB...

18 04 2024 4:34:55

МИЛЕВИЧ ТАМАРА ПАВЛОВНА

МИЛЕВИЧ ТАМАРА ПАВЛОВНА Статья в формате PDF 305 KB...

17 04 2024 16:18:13

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА Статья в формате PDF 141 KB...

15 04 2024 12:53:54

ПОЛУЧЕНИЕ ПИЩЕВЫХ ВОЛОКОН ИЗ САХАРНОГО СОРГО

ПОЛУЧЕНИЕ ПИЩЕВЫХ ВОЛОКОН ИЗ САХАРНОГО СОРГО Статья в формате PDF 279 KB...

11 04 2024 23:45:38

ОБРАЗОВАНИЕ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД

ОБРАЗОВАНИЕ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД Статья в формате PDF 114 KB...

08 04 2024 6:19:19

РОЛЬ МИКРОРНК В РЕГУЛЯЦИИ ЦИРКАДИАННЫХ РИТМОВ У МЛЕКОПИТАЮЩИХ

РОЛЬ МИКРОРНК В РЕГУЛЯЦИИ ЦИРКАДИАННЫХ РИТМОВ У МЛЕКОПИТАЮЩИХ В настоящем обзоре проанализированы и обобщены современные данные о роли микро-РНК (miРНК) в тонкой подстройке циркадианных биологических часов (БЧ) на уровне центрального осциллятора (супрахиазматических ядер гипоталамуса, СХЯ) и в периферических тканях и органах. Обсуждаются механизмы воздействия miРНК (miR-132, miR-216, miR-182, miR-96, miR-122, miR-141, miR-192/94, miR-206) на этапы экспрессии ключевых генов БЧ. Продемонстрировано опосредованное этим влияние miРНК на параметры циркадианного ритма (период, амплитуда, фазовый ответ на внешний световой сигнал), а также участие данных процессов в модуляции физиологических ритмов на более высоких уровнях организации млекопитающих. ...

07 04 2024 0:47:38

ПОСТКИНЕМАТИЧЕСКИЕ ГРАНИТОИДЫ КАЛБА-НАРЫМСКОЙ ЗОНЫ КАЗАХСТАНА И АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ФЛЮИДНЫЙ РЕЖИМ

ПОСТКИНЕМАТИЧЕСКИЕ ГРАНИТОИДЫ КАЛБА-НАРЫМСКОЙ ЗОНЫ КАЗАХСТАНА И АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ФЛЮИДНЫЙ РЕЖИМ Приведены петрологические данные и флюидный режим посткинематических гранитоидов поздепермско-раннетриасового калбинского комплекса Калба-Нарымской минерагенической зоны Казахстана и Алтая. Гранитоиды по петро-геохимическим параметрам близки анорогенному А-типу. В генерации интрузий и дайковых образований выявлено мантийно-коровое взаимодействие. Расплавы формировались в процессе плавления корового материала типа гранатового амфиболита под воздействием базальтоидных мантийных магм. По соотношениям изотопов стронция и неодима граниты Борисовского массива тяготеют к источнику мантии типа EM II. В долго живущий глубинный очаг происходил подток мантийных трaнcмагматических флюидов, имевших более восстановленный хаpaктер и обогащённых рядом летучих компонентов: углекислотой, фтором, бором, фосфором. Оптимальные параметры флюидного режима создавали благоприятные условия для формирования промышленного оруденения тантала, ниобия, лития, олова, молибдена, вольфрама в пегматитах, апогранитах, грейзенах и жилах. ...

03 04 2024 19:26:31

ПРОХОРОВ ВЛАДИМИР ТИМОФЕЕВИЧ

ПРОХОРОВ ВЛАДИМИР ТИМОФЕЕВИЧ Статья в формате PDF 133 KB...

01 04 2024 13:54:24

РОЛЬ БОБОБЫХ КУЛЬТУР В БИОЛОГИЗАЦИИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

РОЛЬ БОБОБЫХ КУЛЬТУР В БИОЛОГИЗАЦИИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ Статья в формате PDF 243 KB...

19 03 2024 15:33:40

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::