ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Человечеству предстоит создать новую культуру взаимоотношений с природой - Экологическую культуру общества. Экологические представления проникают во все сферы научной и общественной жизни, являются фактором, объединяющим мировое сообщество в процессе глобализации. Экология становится лидером научной картины мира, а экологическое образование играет приоритетную и системообразующую роль по отношению к образованию в целом. Изменение научной картины мира принципиально меняет методологию образования на всех уровнях. В прежних научных картинах мира центральное место занимали физические теории: классическая механика - в механической картине мира, квантовая механика - в квантово-полевой картине мира. Сейчас, по выражению многих известных ученых, в том числе И.Пригожина, физики потеряли прерогативу полного описания научной картины мира. Для того, чтобы сохранить высокий уровень фундаментального образования, традиционно присущий российской высшей и средней школе, нужно найти новые подходы к формированию новой научной картины мира - экологической картины мира, и на ее основе новое научное мировоззрение - экологическое мировоззрение.
Нам представляется, что достойным ответом на вызов новых реалий является развитие экологического образования в контексте становления новой научной картины мира. Мировоззренческие и философские аспекты современной научной картины мира опираются на экологическую философию, а методология экологического образования должна определяться экологической педагогикой. С изменением научной картины мира меняется содержание обучения и методика преподавания, а экологизация процесса образования выступает как главное направление гуманизации и фундаментализации любого образовательного процесса. Понимание важности экологического образования сложилось в России только к 80-м годам ХХ века. Большой вклад в этот процесс внесли члeны Проблемного совета РАО по экологическому образованию. Являясь его члeном с 1991 года, можем отметить следующие хаpaктерные черты современного этапа экологического образования: - 1)оно проходит в условиях глобального экологического кризиса; - 2) экологическому образованию соответствует высокий уровень развития экологии и науки об окружающей среде, который отражает современные достижения естественных и гуманитарных наук; развитие научных и педагогических аспектов экологии происходит одновременно, взаимно дополняя друг друга. - 3) мировое сообщество стало гораздо более информированным и активным, что приводит к усилению роли международного сотрудничества в экологическом образовании и позволяет на основе компаративной педагогики выявлять мировые тенденции и специфические особенности развития экологического образования в России.
Экологическая педагогика это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности формирования экологичной личности, хаpaктеризующейся экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой.
Объектом экологической педагогики является процесс экологического образования. Предмет экологической педагогики -- законы и закономерности экологического образования, в том числе факты, механизмы, закономерности формирования экологичной личности, обладающей экологическими знаниями, умениями, отношениями на основе закона о коэволюционном развитии как оптимальном взаимодействии Человека и изменяемой им природной среды.
Как педагогическая наука экологическая педагогика должна определить методологические подходы к экологическому образованию, то есть разработать теорию экологического образования. Экологическое образование как самостоятельное направление в педагогической теории и пpaктике общеобразовательной школы стало развиваться на рубеже 60 - 70-х гг. и хаpaктеризовалось включением экологических и природоохранительных знаний в учебные программы по биологии, географии, природоведения и другие дисциплины. С течением времени целью экологического образования становится не столько формирование экологических знаний, сколько развитие экологической культуры, экологического сознания, эколого-ориентированного мировоззрения. Это особенно актуально в условиях новой парадигмы образования, согласно которой образованию придается приоритетная функция культуры, и гуманистической парадигмы общественного сознания, содержащей идею благоговения перед жизнью как явлением.
Задачами экологической педагогики будут являться: Установление законов и закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее состояние экологического образования , экологической культуры общества; - Разработка методологических подходов и принципов развития экологического образования с целью воспитания экологичной личности. - Разработка объективных методов исследования (экологическая диагностика личности, с выделением критериев и показателей экологической образованности, воспитанности, экологической культуры личности, экологического сознания, экологического мировоззрения, системы шкал), создание учебно-методической базы развития системы непрерывного экологического образования; - Определение интегрирующей и системообразующей роли экологического образования в системе общего образования; - установление закономерности развития региональных систем экологического образования и их интеграция в мировое образовательное прострaнcтво, закономерности экологизации среды образовательных учреждений.
Экологическая педагогика руководствуется следующими основными методологическими подходами: коэволюционный ( идеи универсального эволюционизма), цивилизационный, генетический, системный, культурологический, социологический, аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный, контекстный, проблемно-ориентированный, технологический.
Задачами экологического образования являются: 1.Формирование системы экологических знаний и экологической культуры отдельной личности. 2.Формирование системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов. 3.Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества; формирование экологического отношения (положительного, бережного, ответственного, субъектного) к природе. 4.Формирование умений и навыков природосообразного поведения и потребности общения с природой. 5.Формирование навыков природоохранной деятельности. 6.Освоение стратегий и технологий взаимодействия с природной и социальной окружающей средой. 7.Развитие альтернативного и прогностического мышления, экологического сознания, экологической культуры при анализе природных объектов и деятельности в природе. Для решения этих задач экологическая педагогика опирается на следующие принципы: принцип природосообразности Я.А.Коменского, принцип всеобщности предполагает доступность и обязятельность экологического образования, принцип непрерывности и преемственности, системности, принцип интегративности, предполагающий горизонтальную и вертикальную координацию, принцип единства образования и воспитания, так как экологическое сознание не формируется в процессе овладения знаниями. Психолого-педагогические механизмы формирование заниий , умений и навыков и экологического сознания не одинаковы(В.А. Ясвин, С.Д.Дерябо), принцип опережающей функции экологического образования, принцип гибкости и вариативности, принцип культуросообразности, принцип региональности, который предполагает учет национально-культурных, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей, принцип экогуманизма и нравственного экологического империтива (Н.Моисеев).
К настоящему времени в экологической педагогике разработана Теория экологического образования, которая опирается на фундаментальные основания, уже имеет достаточно сложную структуру и хаpaктеризуется наличием методологической основы и ведущих принципов, специфических законов и закономерностей, системы научных категорий и понятий, гипотез и фактов. Одной из первых закономерностей экологической педагогики является: переход экологического образования от природоохранного к образованию для устойчивого развития. Вторая закономерность, отражающая усиление интеграционных процессов, проявляющихся во взаимосвязи общего, профессионального и экологического образования, и реализующихся на пpaктике как через экологизацию существующих образовательных программ и образовательных стандартов, так и путем введения в учебные планы специальных предметов экологического содержания. Третьей важной закономерностью является единство содержательной и процессуальной сторон экологического образования, которое обеспечивается единством теоретических и пpaктических составляющих образовательного процесса на основе универсального подхода, определяющего его успешное функционирование. Соотношение классической( традиционной ) педагогики и экологической педагогики можно определить по принципу соответствия Н.Бора. Четвертой закономерностью является формирование и развития региональных систем экологического образования. К закономерностям экологического образования можно также отнести: повышение роли школьных учителей, переход к проблемно-ориентированному и программно-целевому обучению, использование интеpaктивных и личностно-ориентированных методов обучения, укрепление международного сотрудничества. Экологическая педагогика рассматривает экологическое образование с одной стороны как историческое явление, как непрерывный образовательный процесс и как организационную структуру.
Анализ современного состояния развития теории экологического образования, методологических подходов и принципов, выявленных закономерностей позволяет сформулировать один из законов экологической педагогики - закон приоритетности и системообразующей роли экологического образования в мировом образовательном прострaнcтве. Доказательством справедливости данного закона по мнению профессора Гильмияровой С.Г. является приоритетность экологических проблем в ряду многочисленных проблем современности.
Экологическая педагогика как наука изучающая закономерности развития экологического образования, является предметно-ориентированной педагогикой , так как приобретает ведущую роль в образования в целом, определяя его стратегические цели и ведущие направления, составляет интеллектуальную основу школы будущего. Экологическое образование являясь составной частью общего образования, подчиняется общим педагогическим закономерностям и принципам дидактики. Теория экологического образования вобрала в себя все лучшие достижения педагогики, с свою очередь обогатила мировую педагогическую науку новыми подходами к обучению.
Таким образом, науковедческий анализ показывает, что в настоящее время экологическая педагогика с теорией экологического образования является развитым научным направлением и ведущей отраслью педагогической науки.
Статья в формате PDF 255 KB...
25 04 2024 15:28:30
Статья в формате PDF 133 KB...
24 04 2024 1:10:50
Статья в формате PDF 132 KB...
23 04 2024 19:45:26
Статья в формате PDF 206 KB...
22 04 2024 12:55:54
Статья в формате PDF 125 KB...
21 04 2024 3:24:20
Статья в формате PDF 106 KB...
20 04 2024 18:50:18
Статья в формате PDF 307 KB...
19 04 2024 0:30:34
Статья в формате PDF 121 KB...
18 04 2024 4:42:58
Статья в формате PDF 114 KB...
17 04 2024 0:24:18
Статья в формате PDF 109 KB...
16 04 2024 8:47:51
Статья в формате PDF 120 KB...
15 04 2024 16:32:14
Статья в формате PDF 121 KB...
14 04 2024 2:17:58
Статья в формате PDF 119 KB...
13 04 2024 11:54:51
Статья в формате PDF 763 KB...
12 04 2024 5:37:42
Статья в формате PDF 104 KB...
11 04 2024 1:36:44
Статья в формате PDF 100 KB...
10 04 2024 13:30:58
Образование и здоровье: сочетание этих понятий наполнено нравственным, социальным, политическим и экономическим смыслом. Здоровье для России должно стать зеркалом жизни, воспитания и образования, быть высшей ценностью государства ...
09 04 2024 17:35:45
08 04 2024 19:45:46
Статья в формате PDF 114 KB...
06 04 2024 2:48:40
Статья в формате PDF 130 KB...
05 04 2024 12:55:52
Статья в формате PDF 120 KB...
04 04 2024 15:35:59
Статья в формате PDF 176 KB...
03 04 2024 8:51:15
В работе приводится анализ мотивации выбора профессии педагога на основе изучения профессиональной ориентации в группе студентов факультета дополнительных профессий СГПИ. ...
02 04 2024 3:55:14
Статья в формате PDF 126 KB...
01 04 2024 0:18:11
Статья в формате PDF 306 KB...
31 03 2024 19:51:58
Статья в формате PDF 143 KB...
30 03 2024 20:42:25
29 03 2024 4:48:10
Статья в формате PDF 111 KB...
28 03 2024 3:30:12
Статья в формате PDF 393 KB...
27 03 2024 11:58:55
Статья в формате PDF 122 KB...
25 03 2024 21:17:23
Статья в формате PDF 220 KB...
24 03 2024 20:37:31
Статья в формате PDF 115 KB...
23 03 2024 9:54:28
22 03 2024 12:56:41
В данной работе автор отвергает идею принятия cмepтной казни. Применение cмepтной казни приведет к нарушению природы государства, вырождению его духовной сущности. Если государство допускает возможность cмepтной казни, то ценность человеческой жизни падает, а для самих исполнителей cмepтной казни убийство станет обычным явлением. ...
21 03 2024 18:37:46
Статья в формате PDF 1235 KB...
20 03 2024 11:13:53
Статья в формате PDF 139 KB...
17 03 2024 20:59:17
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::