КЛАССИЧЕСКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
На наш взгляд, исследование степени взаимного дистанцирования понятий «дух» и «система» составляет сегодня одну из основных задач развития классической философии. Ведь философия как форма самоопределения человека занята поиском не только новых источников существования, новых проблем, но и возобновления тех прерванных традиций, которые еще до конца не исчерпали своих эвристических и прогностических возможностей. Одной из таких традиций является классическая традиция, которая нацелена на гармонию во взаимоотношениях между «системой» и «духом» на разрешение противоречия между все более усложняющимися социокультурным бытием и появлением привычки думать очень просто.
Важнейшими признаками классического мышления являются следующие:
- Поиск самоочевидных основоположений;
- Нахождение исходных фундаментальных принципов, доказывающих все иные утверждения;
- Опора на естественнонаучный разум;
- Ориентация на представление о достижимости абсолютного истинного знания, что в свою очередь предполагает в обществе существование некоего социально-этического инварианта (жизненной формы).
Эпоха Канта открыла не только новое социальное прострaнcтво для воплощения человеческих сущностных сил, но и предложила экономические и культурные стимулы для теоретического мышления, новые правовые и нравственные ориентиры.
В 80-е гг. XVIII столетия достигает все более широких масштабов использование свободной рабочей силы для усложняющейся кооперации человеческих действий. Все это создает обстановку для научной деятельности: меняются стандарты ее понимания, оценки. В философию проникает дух научного исследования, а интеллектуалы мечтают построить такую универсальную систему знаний, которая давала бы ответы на все волнующие вопросы жизни.
На рубеже XVIII и XIX вв. произошли новые изменения. То была историческая, национальная и вместе с тем несколько напоминающая нашу эпоху, навеянная духом времени трагедия. Взоры современников были в то время обращены на мировую войну и на личность окруженного славой, изумительного и удивляющего весь мир полководца - молодого генерала Наполеона Бонапарта. Походы Наполеона в Италию и Египет, победы при Лоди, Кастильйоне, битва при пирамидах, падение директории, утверждение консульства - все это происходило почти одновременно с появлением «Валленштейна» Шиллера. После победы при Маренго (14 июня 1800 г.) пpaктически началась новая эпоха.
В следующем году был заключен Люневилльский мир, и Франция превратилась в мировую империю; соседние с ней государства составляют почти все ее провинции: батавская, лигурийская, цизальпинская республики. Французская революция, согласно пророческому выражению Талейрана, совершила и закончила свое путешествие вокруг света первой станцией была канонада при Вальми (20 сентября 1792 г.) и отступление соединенных войск Австрии и Пруссии, выступивших и вторгнувшихся во Францию, дабы освободить короля. Гете, участвовавший в данном походе, пережил день при Вальми в качестве очевидца и произнес слова, ставшие роковыми: «Ныне на этом самом месте начинается новая эпоха всемирной истории, и Вы можете сказать, что присутствовали при этом» [1].
Ф.Шиллер, не доживший до победы Наполеона при Аустерлице, но современник битвы при Маренго, мирных договоров, изменивших ход событий, незадолго до своей cмepти присоединил к песне кавалеристов, этому заключительному хору в пьесе «Лагерь Валленштейна», еще одну строфу, проникнутую торжествующим настроением эпохи:
«На острие меча покоится ныне вселенная.
Поэтому да возрадуется тот, кто владеет теперь мечом, и стоит только сомкнуться тесным рядами, чтобы завоевать себе счастье и власть».
Нет короны такой крепкой и высокой, чтобы отважный наездник не достиг ее» [2].
Таким наездником был Наполеон. Стоит только представить себе то мощное влияние, которое этот человек оказывал на воображение своих современников, чтобы понять то, как Гегель, видевший императора, мог написать своему другу: «Я видел верхом на коне мировую душу» [3].
Философия к тому времени перестала быть уделом одних только схоластов, медленно шлифующих дефиниции. Но она еще не успела превратиться и в сухой реестр концепций, без знания которых трудно назвать себя образованным человеком. Философия стала самой животворящей жизнью, уверенная в своем высоком предназначении. Этот дух зашел так далеко, что возникла уверенность в осуществлении нового культурного синтеза современности. Связь этого культурного синтеза с историческим мышлением особенно ярко обозначилась в системах Гегеля и Шеллинга. Данный синтез представлял собой тесную связь искусства, религии и философии, которая праздновала в искусстве примирение системы и духа, природы и свободы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Gothes samtliche Werke: Bd.XX., 1851. - s. 44
- Цит. По: Фишер К.Гегель. Его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом. - М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1933. - С. 22.
- Там же. - С.22.
Статья в формате PDF
127 KB...
14 07 2025 20:30:50
Статья в формате PDF
120 KB...
13 07 2025 8:46:59
Статья в формате PDF
111 KB...
12 07 2025 18:14:33
Изложены ключевые положения главных системных концепций современного естествознания — системологии (общей теория систем) и синергетики (теории самоорганизующихся систем). Рассмотрены основные свойства системных объектов: дискретность, элемент, связи, структура, паттерн, организация, целостность, интеграция, иерархия, управление, самоорганизация. Охаpaктеризованы особенности биологических систем: обмен веществ, итеративность, дискретность (прострaнcтвенная и временная), избыток структурных элементов и связей между ними, наследственность и изменчивость, способность к самоорганизации и саморазвитию, раздражимость и возбудимость, способность к адаптации, самовоспроизведение (размножение).
...
11 07 2025 0:52:23
Статья в формате PDF
195 KB...
09 07 2025 13:25:10
Статья в формате PDF
104 KB...
08 07 2025 13:40:28
Статья в формате PDF
114 KB...
07 07 2025 16:43:10
Статья в формате PDF
245 KB...
06 07 2025 10:47:34
Статья в формате PDF
291 KB...
05 07 2025 13:40:39
Статья в формате PDF
286 KB...
04 07 2025 20:23:42
03 07 2025 22:16:47
Статья в формате PDF
100 KB...
01 07 2025 14:15:44
Статья в формате PDF
224 KB...
30 06 2025 12:53:49
29 06 2025 9:36:21
Статья в формате PDF
104 KB...
28 06 2025 8:46:20
Статья в формате PDF
128 KB...
27 06 2025 6:18:53
26 06 2025 14:25:32
Статья в формате PDF
141 KB...
25 06 2025 10:25:59
24 06 2025 18:36:59
Статья в формате PDF
162 KB...
23 06 2025 0:58:16
Статья в формате PDF
205 KB...
21 06 2025 0:51:55
Статья в формате PDF
101 KB...
20 06 2025 6:54:39
Статья в формате PDF
137 KB...
19 06 2025 14:27:26
Слепая кишка белой крысы имеет форму изогнутого чаще вправо конуса или рога, илеоцекальный угол располагается по средней линии или рядом с нею. Реже полукольцевидная слепая кишка крысы находится влево от средней линии и петель подвздошной кишки.
...
16 06 2025 10:36:17
Статья в формате PDF
309 KB...
15 06 2025 2:32:34
Статья в формате PDF
106 KB...
14 06 2025 9:17:32
Статья в формате PDF
122 KB...
13 06 2025 2:29:20
Статья в формате PDF
275 KB...
12 06 2025 22:33:45
В работе освещены современные представления о питании беременных женщин. Описаны возможные осложнения при нарушении пищевого статуса перед вступлением в бpaк. Показаны пути коррекции питания беременных женщин в первые периоды беременности, которые используются в России и в развитых западных странах.
...
11 06 2025 1:14:41
Статья в формате PDF
105 KB...
10 06 2025 11:54:21
Статья в формате PDF
139 KB...
09 06 2025 7:40:16
В статье на основании анализа серий срезов зародышей человека изучены особенности формирования артериального русла отделов головного мозга, определены возрастные критерии появления закладок как отделов головного мозга, так и основных сосудов и их ветвей в плане обоснования возможных вариантов строения артериальной сети головного мозга в онтогенезе.
...
08 06 2025 16:38:11
Статья в формате PDF
245 KB...
07 06 2025 15:51:12
Статья в формате PDF
184 KB...
05 06 2025 0:12:10
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::