ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
Под двигательной активностью нами понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют регламентированную, частично - регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.
Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.
Частично-регламентированная двигательная активность- это объем двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).
Нерегламентированная двигательная активность включает объем спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).
Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности, основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. Под оздоровительной направленностью понимается обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий влияния упражнений на организм занимающихся..
Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Дви-
Табл. 1. Расчет двигательной активности детей старшего дошкольного возраста % (в сравнении с 25 минутным физкультурным занятием урочного типа)
№ |
Формы работы по физическому воспитанию |
Количество недель в учебном году |
Число занятий в неделю |
Продолжительность занятий (мин) |
Общее количество годовых часов |
% двигательной активности |
1 |
Физкультурные занятия |
38 |
3 |
25 |
114 |
21,4% |
2 |
Занятия по плаванию |
38 |
2 |
30 |
91 |
17,1% |
3 |
Утренняя гимнастика |
52 |
7 |
10 |
145 |
19,9% |
4 |
Физкультминутки |
38 |
5 |
3 (15) |
114 |
21,4% |
5 |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке |
52 |
5 |
25 |
260 |
35,7 % |
6 |
Индивидуальная работа по развитию движения |
38 |
3 |
10 |
45 |
8,4 % |
7 |
Гимнастика после дневного сна |
52 |
5 |
10 |
104 |
14,2 % |
8 |
Закаливающие мероприятия |
52 |
7 |
10 |
145 |
19.9 % |
9 |
Самостоятельная двигательная активность |
52 |
7 |
25 |
364 |
50% |
10 |
Домашние задания |
38 |
3 |
25 |
114 |
21,4% |
11 |
Индивидуальная и дифференцированная работа |
38 |
3 |
15 |
68 |
12,7 % |
12 |
Секционно-кружковые занятия |
38 |
2 |
25 |
76 |
14,2 % |
13 |
Занятия в группах ОФП |
38 |
2 |
25 |
76 |
14,2 % |
гательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.
Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5- 6 часов. Таким образом, потребность детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.
Поскольку на вооружении у инструктора по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении имеется около 40 форм организации и условий занятий двигательными действиями, то закономерно возникает вопрос, какие же из них являются наиболее эффективными для обеспечения максимально возможной работоспособности и сохранения здоровья детей, обучающихся в детском саду, и какова необходимость организации рационального двигательного режима дошкольника.
Особенностью гигиенического нормирования двигательной активности воспитанника является учет не только верхней (предельно допустимой), но и нижней (максимально необходимой) величины. Колебания активности между данными величинами считаются оптимальными и оказывают благоприятное воздействие на организм детей. Норма двигательной активности выражается общей продолжительностью двигательного компонента, а также общим числом суточных локомоций в режиме дня.
На основании вышеизложенного в таблице нами произведен расчет в процентном соотношении наиболее приоритетных форм организации занятий по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста [таблица 1]. Методика расчета двигательной активности в процентах производится следующими действиями: время занятия умножить на количество занятий в неделю, умножить на кол-во недель в учебном году и разделить на время занятия (физкультурное занятие является основной формой организации процесса физического воспитания в дошкольном учреждении) = общему количеству годовых часов. Например, занятия по физкультуре 25 х 3 х 38: 25 = 114. При решении пропорции получается : 114 умножить на 100 и разделить на 532 =21,4 процента. Цифра 532 имеет следующее обоснование: 38 недель в учебном году, умножить на 7дней в неделю и 2 занятия в неделю (38 Х 7 Х 2 =532)
Для того чтобы ответить на вопрос: какова же в действительности двигательная активность современного ребенка, мы можем спроектировать модель двигательной активности дошкольника. Под моделью мы понимаем схему, конструкцию физического воспитания, которая включает в себя системное изображение педагогического процесса. Проектируя модель двигательного режима с оздоровительной направленностью, мы выбрали шесть приоритетных форм работы по физическому воспитанию, используемых во всех дошкольных учреждениях, которые включают всю динамическую деятельность детей: как организационную, так и самостоятельную [таблица 2]. Исходя из суммарного количества годовых часов каждой формы двигательной активности, мы рассчитали количество времени непрерывного бодрствования детей в течение одного дня.
Табл. 2. Примерная модель двигательного режима дошкольников
№ |
Формы физического воспитания |
Недельная двигательная активность |
Вклад формы двигательной активности % |
1 |
Физкультурные занятия |
114 |
21,4% |
2 |
Утренняя гимнастика |
145 |
19,9% |
3 |
Индивидуальная работа по развитию движения |
45 |
8,4% |
4 |
Подвижные игры и физические упражнения |
260 |
35,7% |
5 |
Физкультминутки |
114 |
21,4% |
6 |
Самостоятельная двигательная активность |
365 |
50% |
Методика расчета времени на двигательную активность: 114 мин. + 145 мин. + 45 мин. + 260 мин. + 114 + 365мин. = 1043 мин. Таким образом, если 1043 мин. разделить на 25 мин. (продолжительность одного занятия) и на 7 дней недели получим 5,96 академических часа в день, что соответствует максимальной продолжительности непрерывного бодрствования детей.
Необходимо отметить, что модель физического воспитания дошкольника разpaбатывается инструктором на основе учебной программы ( по которой в данном дошкольном учреждении осуществляется процесс физического воспитания), форм организации физического воспитания и должна представлять авторскую конструкцию педагогического процесса. Также необходимо отметить, что при этом математически рассчитывается двигательный режим дошкольника.
Предлагаемый двигательный режим должен обеспечивать постепенное повышение физических кондиций дошкольника, способствовать коррекции телосложения, закаливанию организма дошкольника, направленному на хорошее сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям.
Таким образом, разработанная нами модель двигательного режима дошкольника с оздоровительной направленностью, включающая в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволяет сформировать необходимый объем и производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.
Работа представлена на научную международную конференцию «Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса», Индонезия (о.Бали), 9-16 декабря 2008г. Поступила в редакцию 03.03.2009г.
Статья в формате PDF 245 KB...
18 04 2024 10:23:48
Статья в формате PDF 315 KB...
17 04 2024 12:17:50
Статья в формате PDF 273 KB...
16 04 2024 11:57:44
Статья в формате PDF 267 KB...
14 04 2024 16:11:53
Статья в формате PDF 265 KB...
13 04 2024 17:35:18
Представлены данные распространенности производственно обусловленной патологии на территории Свердловской области. Дана оценка качеству жизни и уровня адаптации к повреждающим факторам производственной среды у рабочих криолитового производства. Показано, что техническое загрязнение окружающей среды нeблагоприятно сказывается на адаптивных возможностях человека и снижает качество его жизни ...
12 04 2024 9:56:47
Статья в формате PDF 111 KB...
11 04 2024 16:38:57
Статья в формате PDF 133 KB...
10 04 2024 15:46:10
Статья в формате PDF 126 KB...
09 04 2024 16:31:36
Статья в формате PDF 131 KB...
07 04 2024 4:35:22
Статья в формате PDF 112 KB...
06 04 2024 2:17:45
Статья в формате PDF 131 KB...
05 04 2024 2:22:35
Статья в формате PDF 174 KB...
03 04 2024 11:27:12
02 04 2024 0:40:48
Статья в формате PDF 134 KB...
31 03 2024 12:32:44
Обследовано 109 детей 8-15 лет с эрозивно-язвенными и неэрозивными формами гастродуоденальной патологии в динамике заболевания. В острой фазе заболевания при деструктивных формах поражения выявлена перестройка терминального русла, замедление кровотока во всех сосудах, сопровождающееся внутрисосудистой агрегацией эритроцитов, изменением их реологических свойств в сочетании с изменениями центральной гемодинамики. Установлена выраженная коррелятивная связь гемореологических нарушений с кислотообразующей и ощелачивающей функциями желудка. ...
30 03 2024 2:41:16
Статья в формате PDF 148 KB...
29 03 2024 12:34:18
Статья в формате PDF 110 KB...
28 03 2024 22:51:17
Статья в формате PDF 259 KB...
27 03 2024 10:27:53
Статья в формате PDF 384 KB...
26 03 2024 13:53:45
В статье даны пpaктические рекомендации для проектирования вибратора грохота, который по технологическим соображениям был переведён в режим работы с повышенной частотой вращения и уменьшенной амплитудой. Разработана динамическая схема грохота и предложен алгоритм решения дифференциального уравнения. Короб грохота рассматривался как одномассная система с элементами переменной жесткости опор короба, что позволило определить требуемую возмущающую силу вибратора и величину статического момента массы дeбaлансов при заданных кинематических параметрах. На основе полученных результатов разработана рациональная конструкция дeбaлансов. ...
25 03 2024 19:34:56
Статья в формате PDF 239 KB...
24 03 2024 2:44:16
Статья в формате PDF 111 KB...
23 03 2024 7:47:13
Статья в формате PDF 112 KB...
22 03 2024 17:28:54
Использование массажа позволяет в короткие сроки преодолеть имеющиеся нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры. Нормальные образцы движений могут быть выработаны только на базе физиологического мышечного тонуса. ...
21 03 2024 0:19:16
Статья в формате PDF 127 KB...
20 03 2024 4:39:50
Статья в формате PDF 124 KB...
19 03 2024 20:22:58
Статья в формате PDF 119 KB...
17 03 2024 21:36:29
Статья в формате PDF 118 KB...
16 03 2024 9:53:37
Статья в формате PDF 199 KB...
13 03 2024 15:33:14
Статья в формате PDF 112 KB...
12 03 2024 16:26:26
Статья в формате PDF 205 KB...
11 03 2024 18:57:54
Статья в формате PDF 131 KB...
10 03 2024 21:12:21
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::