ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Возрождение традиций духовно-нравственного воспитания требует определения или уточнения определений его основных понятий: «воспитание», «духовный» и «нравственный».
В настоящее время в педагогике, «науке о воспитании», сложилась парадоксальная ситуация, связанная с множественностью различных истолкований содержания понятия «воспитание»; общепринятое единое определение отсутствует.
Так, в советской педагогике в первые послереволюционные годы подчеркивалась насущная необходимость воспитания «общественного человека», центром тяжести школьного дела должно стать «построение системы коммунистического воспитания». Так признавая человека «общественной сущностью» и не учитывая его духовных исканий, выходящих за пределы земных отношений, советская педагогика в своих устремлениях пытается «объять необъятное» и охватить организованным воздействием возможно большее количество факторов среды. Данная позиция выражена в статье известных советских методологов А.М. Арсеньева и Ф.Ф. Королева. Они называют воспитанием «взаимодействие индивида и среды, а еще точнее, приспособление первого ко второй, подгонку индивида к данным социальным структурам и институтам». Все эти определения несут на себе отпечаток материалистического взгляда на человека.
Другой взгляд предлагает христианская педагогическая мысль.
Известно, что впервые термин «воспитание» впервые используется в славянских текстах в 1056 году в Остромировом Евангелии. С того же времени оно широко употрeбляется в бытовом словаре в значении «вскармливать, взращивать», а с XVI в. - в значении наставлять. Теоретическим педагогическим понятием «воспитание» становится лишь в XVIII в. Известный дореволюционный педагог И. Скворцов тpaктовал слово «воспитание» как сочетание слов «питание» и приставки «вос» (вверх, в вышину) - питание ребенка до достижения им полного возраста. А.А. Игнатов отмечает, что здесь «приставка «вос» имеет отношение не только к продвижению ребенка по возрастной шкале, но и к духовной устремленности», и «различные системы воспитания... отличаются друг от друга, прежде всего качеством этого питания и его направлением». Восходя к всеохватному образу человека, христианская педагогика дает наиболее точное понимание воспитания и образования, которое носит абсолютный хаpaктер и не изменяется с течением времени. Слово «воспитание», этимологически восходя к слову «питание», предполагает доброкачественную пищу для души и тела. Религиозное понимание слова «воспитание» связано с воцерковлением, приобщением к церковной жизни во всей ее полноте, участием в церковных таинствах.
Понятие «духовный» раскрывает исходное понимание самого человека, которого мы собираемся воспитывать, а также диктует принципы и методы, по которым данный процесс будет происходить.
Духовная сфера бытия человека привлекала мыслителей во все времена. Многообразие мнений на этот счет можно аналогичным образом разделить в соответствии с двумя типами мировоззрений. Это материалистический и идеалистический взгляды. Так, античный материалист Демокрит говорил о единой атомарной природе всего сущего, дух же считал разумной частью души, разлитой по всему телу. Идеалист Сократ также говорил о душе как о части человека, но части, которая находится в высшем мире - духовном и вечном. Платон понимал Дух как сверхразумное начало. С развитием христианского вероучения утверждается та точка зрения, согласно которой в каждом из людей существует образ Божий как некое духовное начало, позволяющее им обладать разумом и свободой. Однако наличие образа еще не значит причастность к Богу, а является лишь возможностью уподобления ему, стремления к этому. Таким образом, с позиций христианского вероучения, духовность человека - это степень приближения его к образу Божию, а душевность - сила стремления к Нему. Так в средневековье и в эпоху Просвещения люди придерживались данной позиции. Дж. Бруно, например, утверждал: «духовность человека так же определяется силой устремленности человека к Богу, степенью познания Бога и готовностью к исполнению Его воли.
Развивающаяся позднее западная психолого-педагогическая мысль, понятие «душа» заменила понятием «психика», а понятие духовности было либо упразднено, либо заменено развитием познавательных способностей человека (Гоббс, Локк, Ламерти и др.). Например, диалектический марксизм духовность связывал исключительно с социальной сущностью человека. Существование духовной реальности либо отрицалось, либо допускалось в виде продуктов культуры, форм искусства, норм общежития и т.д.
Отечественная философская и педагогическая мысль этого времени осталась верна православным традициям. Так К.Д. Ушинский, говоря о духовном воспитании, не сводил его только к развитию интеллекта, а Ф.М. Достоевский утверждал, что только вера в Бога является гарантом духовности личности. Н.А. Бердяев писал: «Духовность, которая всегда связана с Богом, есть обретение внутренней силы». В.В. Зеньковский считал, что человек духовен в силу его личностного начала, которое является основным выражением богообразности человека. Духовность выступает в человеке, по мнению Зеньковского, не только как творческая сила, но и как начало целостности и иерархичности. Поэтому он утверждал примат духовного начала в человеке. Известный русский философ И.А. Ильин в понимании духовности и духа отдельного человека говорит о том, что «человеку даны от Бога и от природы определенный способ телесного существования, особая форма душевной жизни и интересующий человеческую реальность принцип духовного бытия...», поясняя: «... Дух есть сила, которая имеет дар усилить себя и преодолеть в себе то, что отвергается; дух имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни».
К началу 60-х годов XX века окончательно оформившаяся гуманистическая психология (Маслоу, Ясперс, Хайдеггер и др.) подчеркивает наличие духовного начала в индивиде и рассматривается как «доминантное личностное качество, определяющее ценностно-смысловую, рационально осознаваемую и сознательно выбранную человеком направленность его деятельности».
В современной светской педагогике, которая в основе своей восприняла идеи гуманистической психологии, духовность рассматривается как всеобщая категория, как идеал и высокий уровень развития личности, как антитеза бездуховности (В.И. Мурашев); как идеальное в человеке (С.С. Нурова); как творческая интуиция (П.В. Симонов); как способ человеческого существования (Т.И. Власова). Как правило, современная светская педагогическая мысль связывает духовность личности с гуманизмом и нравственными ценностями, с включением индивида в сферу духовной деятельности, под которой понимается совокупность эстетических, мopaльных, правовых и других взглядов на человека и окружающий мир.
Возрождаемое ныне педагогическое направление, основанное на восточно-христианских идеалах, тpaктует духовность как действительно творческую созидательную силу, православное главным ее составляющим считает наличие стремления души человека к Абсолютному и Бесконечному, что является живительным источником саморазвития человека. По нашему убеждению, именно такой подход наиболее актуальным.
С понятием духовности очень тесно связано понятие «нравственность».
По определению Т.И. Петpaковой, «духовность и нравственность являются базовыми, сущностными хаpaктеристиками личности», между ними существует не только смысловая, но и глубинная функциональная связь, поскольку нормы и принципы нравственности получают обоснование в идеалах добра и зла, которые сопрягаются с категорией духовности. «Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха): у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию», - отмечает Т.И. Петpaкова.
Нравственность является внутренним миром человека, вобравшего в себя совокупность интеллектуальных знаний, эмоциональных чувств, семейных, трудовых, гражданственно-патриотических, социальных, экологических отношений, основанных на традициях своего народа и тесно связанных с его религией. Нравственность человека выражается в свободном принятии им Абсолютных нравственных императивов и проявляется в поведении и поступках.
Интерес к проблемам духовно-нравственного воспитания обострился в 90-е годы прошлого века. Достаточно широкое освещение вопросов, связанных с духовностью и нравственностью, говорит об актуальности и пpaктической сложности данных феноменов. Тогда, в 90-х, большинство исследователей неизменно сводили духовность к нравственности, считая ее, например, нравственно сориентированной волей и разумом человека «своего собственного образа, своей свободы и роли...», полагая, что жить по совести - это значит быть личностью духовной. Однако необходимо различать данные понятия.
Итак, на наш взгляд, тpaктовки понятий «воспитание», «духовный» и «нравственный» в контексте гуманизма и христианской доктрины в нормативно-содержательном отношении удивительно похожи, поскольку основным предметом их внимания являются особенности внутреннего мира человека, его самосознание, пути восхождения к духовным вершинам бытия. Однако различное понимание источника духовного и нравственного - Бога или человека - в человеке ведет к различному толкованию смысла человеческой жизни и разным путям его достижения, а значит, и духовно-нравственного воспитания человека.
Статья в формате PDF 132 KB...
15 01 2025 18:14:49
Статья в формате PDF 369 KB...
14 01 2025 20:46:21
Статья в формате PDF 626 KB...
13 01 2025 13:28:31
Статья в формате PDF 114 KB...
12 01 2025 11:24:10
Статья в формате PDF 361 KB...
08 01 2025 15:43:26
Статья в формате PDF 139 KB...
07 01 2025 21:43:36
Статья в формате PDF 111 KB...
04 01 2025 0:24:13
Статья в формате PDF 112 KB...
03 01 2025 3:27:52
В данной работе авторами обоснована актуальность исследований в области пенсионного обеспечения, раскрыты основные направления дальнейшего развития пенсионной модели. ...
02 01 2025 5:41:33
Показано, что бытующее до сих пор утверждение, что центростремительные и гироскопические силы работы не совершают, неверно. При движении тела с постоянной скоростью по круговой орбите непрерывно затрачивается работа на изменение направления движения (поворот вектора скорости). ...
30 12 2024 5:37:19
Статья в формате PDF 138 KB...
28 12 2024 6:17:27
Статья в формате PDF 155 KB...
27 12 2024 11:48:29
Статья в формате PDF 223 KB...
26 12 2024 12:23:19
Статья в формате PDF 299 KB...
25 12 2024 7:43:14
Статья в формате PDF 268 KB...
24 12 2024 13:36:59
Статья в формате PDF 119 KB...
23 12 2024 4:52:10
Статья в формате PDF 111 KB...
22 12 2024 14:48:19
Статья в формате PDF 115 KB...
21 12 2024 22:34:20
Приведена методика анализа древостоя по запатентованному способу измерения растущих деревьев на пробной площадке с лентами леса 20*10 м с дополнительным расчетом коэффициента компонентного экологического неравновесия древостоя по кривым высот и диаметров. Показаны особенности применения кривых диаметров с волновыми составляющими для оценки качества проведения рубок прореживания древостоя. ...
19 12 2024 1:18:15
Статья в формате PDF 303 KB...
18 12 2024 5:48:20
Статья в формате PDF 300 KB...
17 12 2024 13:40:15
Статья в формате PDF 139 KB...
16 12 2024 15:32:23
Статья в формате PDF 150 KB...
15 12 2024 10:10:15
С целью повышения качества диагностики дифтерийной инфекции проведено клинико-лабораторное обследование 125 больных с различными формами дифтерии, включающее комплексное исследование показателей гликопротеидов и изоферментного спектра аминотрaнcфераз. Установлено, что в развитии патологического процесса при дифтерийной инфекции значительную роль играют нарушения метаболизма соединительной ткани, а изоферментный спектр аминотрaнcфераз хаpaктеризуется выраженным дисбалансом с преимущественным увеличением митохондриальных изоферментов. Степень выявленных изменений четко коррелируют с тяжестью болезни, а патологические сдвиги при токсических формах заболевания сохраняются после окончания острой фазы заболевания в периоде осложнений дифтерии. ...
14 12 2024 21:33:45
Статья в формате PDF 102 KB...
13 12 2024 16:12:41
Статья в формате PDF 127 KB...
12 12 2024 6:41:39
Статья в формате PDF 127 KB...
09 12 2024 4:42:30
Статья в формате PDF 108 KB...
08 12 2024 9:21:37
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::