КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОЗДЕЛЫВАНИЮ ГРЕЧИХИ НА ЧЕРНОЗЁМАХ ВЫЩЕЛОЧЕННЫХ
Увеличить урожайность гречихи до 1,8 т/га в лесостепи Алтая предлагается на основе комплекса агроприёмов: внесения минеральных удобрений N30P30K30, посева 5-10.06 с междурядьем 0,45 м, нормой высева 3,5 млн всх. зёрен на 1 га, некорневой подкормке в фазу начала бутонизации, опыления и доопыления.
Высокие продовольственные, кормовые и агротехнические качества гречихи посевной (Fagopyrum vulgare Stol.) обусловливают её широкое распространение в Алтайском крае, где гречихой засевается в отдельные годы до 300 тыс. га. Максимальные посевные площади под данной культурой находятся в лесостепи, где в земледелие вовлечены чернозёмы выщелоченные. Например, в 2011 г. только в 14 лесостепных районах Алтайского края ею было засеяно 120,5 тыс. га. Этот год по сложившимся метеоусловиям для гречихи был хорошим, средняя урожайность достигла сравнительно высокого уровня - около 1 т/га. Однако производство зерна данной культуры на Алтае не соответствует возрастающим потребностям, имеет место дефицит гречневой крупы, растут розничные цены, в регионе отмечается низкая урожайность гречихи (0,7-0,8 т/га), хотя она имеет высокие потенциальные возможности (до 2,5-3,0 т/га).
Актуальность исследований. Получение низких урожаев зерна гречихи часто связано с недостаточной изученностью особенностей выращивания этой культуры на чернозёмах выщелоченных. В связи с этим, цель наших исследований предусматривала изучение влияния комплекса агротехнических приёмов на урожайность гречихи в условиях лесостепной зоны Алтайского края.
Объект и методы исследования. Полевые исследования проводились в 2009-2011 гг. в Целинном районе Алтайского края. Объект исследований - гречиха посевная сорта Дикуль. Площадь учётной делянки в зависимости от изучаемых вопросов -18 и 64 м2, повторность опытов - 4-кратная.
В полевых опытах исследовались основные элементы зонального агротехнического комплекса возделывания гречихи посевной: различные нормы комплексного азотно-фосфорно-калийного минерального удобрения, сроки и способы посева, нормы высева, некорневые подкормки растворимым микрокристаллическим удобрением NPK «Мастер», опыление и доопыление. Основное удобрение вносили локально при посеве сеялкой СЗП-3,6. Учёты и наблюдения - общепринятые в земледелии и растениеводстве [2]. Почва опытного участка представлена чернозёмом выщелоченным маломощным среднесуглинистым. Содержание гумуса в перегнойно-аккумулятивном горизонте - 5,9%.
Результаты и их обсуждение. Высокую потребность гречихи в удобрениях можно объяснить тем, что она усваивает из почвы минеральные вещества за непродолжительный вегетационный период. Наши исследования показали, что применение комплексных азотно-фосфорно-калийных удобрений положительно влияет на урожайность гречихи посевной, создаются благоприятные условия питания растений, позволяющие формировать хороший урожай зерна. В среднем за 3 года прибавка урожая по вариантам опыта с удобрениями сильно варьировала [1]. Максимальные показатели отмечены при внесении двойной нормы удобрений N60P60K60 на всех изучаемых сроках посева гречихи - от 0,17 до 0,54 т/га (21 и 68%). Однако материальные затраты в этом случае возрастают почти в 1,5 раза по сравнению с нормой N30P30K30 и не окупаются прибавкой. Поэтому норму удобрений N30P30K30 можно считать более эффективной, урожайность зерна гречихи в данном случае составляет 1,30 т/га.
Одним из самых сложных вопросов при возделывании гречихи является назначение сроков её посева. Изучение всхожести и сохранности гречихи показало, что срок сева - значимый агротехнический фактор в лесостепи. Полевая всхожесть изменяется в широких пределах - от 59 до 76%, а сохранность - от 67 до 85%.
Наши наблюдения говорят о том, что погодные условия в первой половине вегетации гречихи при весеннем сроке посева 25-30.05, как правило, складываются нeблагоприятно. Это задерживает её рост и развитие. Растения гречихи данного срока сева повреждаются майскими заморозками. Однако, вследствие благоприятных погодных факторов во второй половине периода вегетации, развитие гречихи улучшается.
Для более поздних (летних) сроков посева (5-10.06) условия погоды в первой половине вегетации гречихи складываются более благоприятно. Развитие растений в это время проходит при температуре 20-25 °С и достаточном количестве осадков, что способствует интенсивному росту гречихи и хорошему образованию соцветий. Однако и в этом случае существует опасность наступления заморозков, которые иногда отмечаются в лесостепи в конце второй декады августа, что крайне нежелательно для плодообразования гречихи.
Лучшая прибавка урожая получена нами при посеве 5-10.06 - 0,27-0,54 т/га (34-68%). Другие сроки посева дают меньший прирост урожая, и они не эффективны.
Высокая продуктивность гречихи обеспечивается оптимальной густотой стояния растений на единице площади [3]. Только в этом случае гречиха имеет благоприятные условия для фотосинтетической деятельности, рационального потрeбления питательных веществ и воды из почвы, следовательно, для создания предпосылок интенсивного развития генеративных органов. Поэтому установление способов посева гречихи имеет важное пpaктическое значение.
Считается, что широкорядный способ посева (0,45 м) лучше всего соответствует биологическим требованиям гречихи: цветки интенсивнее опыляются насекомыми из-за хорошей доступности в разреженных посевах, на 8-10% увеличивается озернённость растений, имеется возможность для подкормок и борьбы с сорняками в междурядьях, активнее поглощается почвенная влага благодаря более мощной корневой системе. Поэтому прибавка урожая зерна гречихи на широкорядных посевах выше на 0,20-0,25 т/га, по сравнению с обычными рядовыми.
На вариантах широкорядного посева (0,45 м), в зависимости от норм высева, нами получена лучшая прибавка урожая - от 0,22 до 0,38 т/га (21-36%). Средняя урожайность здесь составила 1,26-1,42 т/га, по годам исследований она существенно варьировала - от 1,08 т/га в 2010 г., до 1,69 т/га в 2011 г. Это объясняется сложившимися погодными условиями, которые оказали влияние на опылительную деятельность пчёл. Лучшее опыление гречихи отмечено в 2011 г., когда получен максимальный урожай зерна. Причем посещение цветков гречихи медоносными пчелами в дневное время имеет свою особенность: утром и вечером их количество значительно ниже, по сравнению с серединой дня. Зависимость числа опылителей от времени посещения оценивается следующими коэффициентами корреляции: в 11-12 ч r = 0,12 (связь слабая), в 13-14 ч r = 0,72 (связь сильная) и в 15-16 час. r = 0,17 (связь слабая). Таким образом, основная опылительная деятельность культурных пчёл приходится на 13-14 ч.
Для получения высоких урожаев гречихи большое значение имеют правильно установленные нормы высева семян, которыми во многом определяется густота стояния растений и создаются благоприятные условия для их развития. В условиях излишне больших площадей питания гречиха посевная не может использовать весь объём почвы и воздушной среды, которыми она располагает, что обычно приводит к снижению урожая. При завышенной норме посева растения бывают высокорослыми, менее мощными и продуктивными. Такие посевы часто полегают, что затрудняет уборку и влечет потерю урожая. Оптимальные нормы высева устраняют непроизводительное расходование семян.
В результате проделанной работы установлено, что наиболее эффективной в лесостепи оказалось норма высева 3,5 млн всх. зёрен на 1 га на всех изучаемых способах посева. Прирост урожая в этом случае наиболее высокий и составил 0,16-0,38 т/га (15-36%). На варианте 2,5 млн всх. зёрен на 1 га получена прибавка от 0,13 до 0,22 т/га (12-21%); на варианте 4,5 млн всх. зёрен на 1 га - от 0,09 до 0,24 т/га (9-23%). Таким образом, проведенные исследования говорят о высокой эффективности широкорядного посева гречихи (0,45 м), нормой 3,5 млн всх. зёрен на 1 га.
Гречиха нуждается в большом количестве минеральных веществ во вторую половину вегетационного периода, когда ей требуется много пластических веществ для роста вегетативных и формирования генеративных органов. Ослабляя азотное питание растений в первой половине вегетации, можно задерживать рост вегетативной массы гречихи в начальных фазах, а затем усиливая питание, стимулировать развитие растений подкормками во второй период вегетации и этим обеспечить лучшее плодообразование. Хороший прирост урожая зерна гречиха даёт от подкормки азотом во время начала цветения растений. Перенесение подкормки на фазу бутонизации в количестве одной трети азота от основной нормы удобрений способствует повышению содержания в зерне гречихи зольных элементов и белка К.А. Савицкий [4]. Подобная закономерность прослеживается в наших опытах, где варианты с подкормкой гречихи во время бутонизации оказались экономически выгоднее как в случае с опылением, так и с доопылением цветков.
Лучшая урожайность в среднем составила 1,79 т/га, хотя она уступает показателям вариантов с двойной подкормкой (в фазу бутонизации и цветения) на 0,06 т/га, такая прибавка не окупает затраты на удобрения. Варианты без подкормки имели меньшую, и в тоже время, контрастную урожайность - от 0,29 до 1,45 т/га. Следует отметить слабое влияние подкормок на эффективность как опыления, так и доопыления.
Зная дату начала цветения гречихи, при различных отклонениях температуры воздуха, можно правильно спланировать сроки подвоза пасек для опыления культуры. Это очень важно, так как пчёлы в определенные сроки собирают нектар и пыльцу только с конкретных видов растений. При отклонении температуры воздуха от нормы происходит изменение сроков цветения не только гречихи, но и тех растений, с которых пчёлы берут дополнительный взяток до начала её цветения. Поэтому изучение особенностей опыления представляет не только научный, но и пpaктический интерес.
Учёты урожая зерна показали, что без опыления гречихи медоносными пчёлами, когда к цветкам имели доступ только дикие насекомые-опылители, урожайность не превышала 0,44 т/га. Опыление растений гречихи пчёлами способствовало росту выхода зерна до 1,68 т/га, а доопыление повысило урожайность ещё выше - до 1,85 т/га.
Таким образом, для интенсивного плодообразования гречихи необходимо проводить своевременные меры по доопылению, что существенно увеличивает её урожайность.
Внедрение разработанных элементов агротехники в производство говорит о том, что соблюдение технологической дисциплины и учёт зональных особенностей в лесостепи Алтая обеспечивает сбор зерна гречихи на уровне 1,0-1,2 т/га.
Вывод: Несмотря на всю сложность биологии гречихи и большую отзывчивость её на погоду, применение зонального агротехнического комплекса на чернозёмах выщелоченных, включающего припосевное внесение удобрений N30P30K30, посев 5-10.06 с междурядьем 0,45 м, нормой высева 3,5 млн всх. зёрен на 1 га, некорневую подкормку в фазу бутонизации с учётом особенностей опыления и доопыления гречихи, позволяет получать в лесостепных условиях Алтайского края около 1,8 т/га зерна этой ценной культуры.
Данные, приведенные в статье, получены при выполнении темы НИР: «Совершенствование землепользования в лесостепи Алтайского края на основе биологических факторов», номер госрегистрации 01 2 01 154485.
Список литературы
- Важов В.М. Состояние и пути повышения производства зерна гречихи в лесостепи Алтая / В.Н. Козил, А.В. Одинцев А.В. // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12 (4). - С. 752-756
- Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. - М.: Колос, 1985. - 351 с.
- Козил В.Н. Агротехнические приемы возделывания гречихи посевной в средней лесостепи Алтая // Вестник АГАУ. - 2011. - № 11. - С. 8-11.
- Савицкий, К.А. Гречиха. - М.: Колос, 1970. - 312 с.
Статья в формате PDF 112 KB...
27 03 2024 13:24:59
Статья в формате PDF 122 KB...
26 03 2024 2:35:40
Статья в формате PDF 190 KB...
25 03 2024 12:26:24
Статья в формате PDF 301 KB...
24 03 2024 11:49:43
Статья в формате PDF 123 KB...
23 03 2024 21:11:17
Статья в формате PDF 122 KB...
21 03 2024 18:54:46
В западных предгорьях Алтая скважинами вскрыты погребенные долины, выполненные верхнеолигоцен-нижнемиоценовым аллювием. Литологические, минералогические, геохимические особенности этих отложений и спорово-пыльцевые спектры свидетельствуют об их накоплении, и формировании долин в условиях влажного умеренно теплого климата со среднегодовыми положительными температурами не ниже +3 °С и годовым количеством осадков не менее 800 мм. В это время здесь, в ныне самом засушливом районе Алтая со среднегодовым количеством осадков 200 мм, были развиты ландшафты хвойно-широколиственных и листопадных лесов тургайского типа с участием отдельных теплолюбивых субтропических элементов. ...
20 03 2024 21:37:10
Статья в формате PDF 248 KB...
19 03 2024 1:11:28
Статья в формате PDF 103 KB...
18 03 2024 9:30:39
Статья в формате PDF 205 KB...
17 03 2024 12:24:50
В статье рассматривается один из вариантов решения проблемы трудовых ресурсов для России. Эта проблема в силу демографического спада и пpaктиковавшейся не одно десятилетие порочной пpaктики монопсонии¸ как государственной доктрины стала очень острой. Описывается процесс распределения нагрузки в процессе освоения массовых рабочих профессий с учетом психологических и психофизиологических особенностей обучаемого на основе базовой системы микроэлементного нормирования. ...
16 03 2024 21:36:11
Статья в формате PDF 104 KB...
15 03 2024 19:57:45
Статья в формате PDF 125 KB...
14 03 2024 1:15:16
Статья в формате PDF 109 KB...
13 03 2024 6:58:15
Статья в формате PDF 103 KB...
12 03 2024 20:35:59
Статья в формате PDF 100 KB...
11 03 2024 9:36:36
Проведена разработка метода междисциплинарного экологического проектирования на основе профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологии обучения. Метод позволяет интегрировать знания студентов технических специальностей из разных наук вокруг решения одной проблемы экологического содержания. Метод представляет собой процесс творчества студентов, решающий нестандартные научно-учебные задачи. Центральным понятием междисциплинарного экологического проектирования является проект. Ведущие хаpaктеристики проекта новизна, оригинальность и возможность последующего воплощения в пpaктику. Выполнение проектов требует от студентов проявления самостоятельности, нестандартных подходов к решению насущных экологических проблем, что соответствует современным тенденциям реформирования высшего профессионального образования. В целом междисциплинарное экологическое проектирование ориентировано на развитие самостоятельности студентов, их интеллектуальной, познавательной и творческой активности, позволяет выстроить учебный процесс в соответствии с профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологией, способствует развитию экологического сознания и формированию экологической компетенции студентов технических специальностей. ...
09 03 2024 8:17:22
Статья в формате PDF 181 KB...
07 03 2024 18:54:36
Статья в формате PDF 129 KB...
06 03 2024 16:27:10
Статья в формате PDF 316 KB...
05 03 2024 4:27:42
04 03 2024 21:41:31
Статья в формате PDF 276 KB...
03 03 2024 10:29:35
Статья в формате PDF 313 KB...
02 03 2024 3:29:51
Статья в формате PDF 110 KB...
01 03 2024 16:31:13
Статья в формате PDF 118 KB...
29 02 2024 4:40:44
Статья в формате PDF 308 KB...
28 02 2024 12:40:18
С целью проверки космологических и геологических теорий всё больший интерес вызывают измерения аномалий: увеличение радиусов орбит планет, увеличение радиусов планет, замедление вращения планет. Технические возможности таких измерений имеются. Эмпирическая Теория Вселенной позволяет легко вычислять указанные аномалии. В статье показан метод расчёта аномалий и некоторые результаты для планет Солнечной системы. Сравнение расчёта с уже имеющимися измерениями (удаление Луны от Земли, удаление Земли от Солнца, замедление вращения Земли) показывает хорошее согласие расчёта и измерения. ...
26 02 2024 21:30:49
Статья в формате PDF 140 KB...
25 02 2024 8:50:29
Статья в формате PDF 112 KB...
24 02 2024 20:23:52
Статья в формате PDF 106 KB...
23 02 2024 3:33:49
Статья в формате PDF 309 KB...
22 02 2024 14:41:40
Статья в формате PDF 120 KB...
19 02 2024 12:30:19
Статья в формате PDF 103 KB...
17 02 2024 7:52:38
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::