ТИПОГРАФИКА (учебное пособие) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ТИПОГРАФИКА (учебное пособие)

ТИПОГРАФИКА (учебное пособие)

Дырдин А.А. Куранов А.О. Статья в формате PDF 116 KB

По-видимому, в моих венах течет типографская краска: когда я впервые узнал о возможностях компьютерной технологии в печатном деле, я не мог воспротивиться желанию потратить всю оставшуюся жизнь на то, чтобы попытаться адаптировать типографскую премудрость предыдущих столетий к возможностям сегодняшнего дня.

D.E. Knuth. Computer Typesetting.

Учебное пособие представляет собой экскурс в такую сферу издательской деятельности, как типографика. Издание можно рассматривается не только как учебное пособие, но и как справочник, поскольку оно воссоздаёт максимально полную картину развития типографики: от самых истоков до современности, дополняя излагаемый материал историческими фактами и иллюстрациями. Учитывая сложность и специфику материала, авторы издания приняли решение не смешивать контент, а разделить его на тематические параллели, дабы сформировать в сознании читателя (студента) чёткое представление о многогранности типографики, показать специфику становления каждой её стороны в тесной взаимосвязи с остальными гранями этой сферы деятельности.

Тематические параллели издания.

«<...> книгопечатание такое же междисциплинарное направление, каким может быть любой другой предмет» (D. E. Knuth. Computer Typesetting. CSLI Lecture Notes Number 78. CSLI Publications Stanford. California. 1999).

Шрифты: материал иллюстрирует становление искусства шрифта, от самых истоков до современной классики. Раздел представлен такими именами, как Nicholas Jenson (1420 (Sommevoire, France) - 1480 (Venice, Italy); французкий гравёр, печатник и типограф, работавший в Венеции; создатель антиквы Cloister Old Style, которой он набрал «De Preparatione Evangelica» (1470 г.) Евсевия Кесарийского; его работы оказали влияние на творчество Francesco Griffo и Claude Garamond), Ludovico Vicentino degli Arrighi (1475-1527 гг.; итальянец; жил в эпоху Ренессанса; был писцом в канцелярии Ватикана; получил известность благодаря тому, что в 1525 г. создал новый шрифт Chancery (основанный на рукописном стиле), который стал образцом для большинства курсивных шрифтов современности (известное как начертание italic), John Baskerville (1706-1775 гг.; английский профессиональный каллиграфист; в 1754 г. создал свой первый шрифт (который в последствии и получил название Baskerville); в 1750 г. открыл свою типографию в Бирмингеме; впервые применил каландирование; его шрифты не были популярны в Англии, однако получили широкое использование во Франции (например, Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais, автор «Le Mariage de Figaro», купил шрифт Baskerville для издания сочинений французкого философа Francois-Mari Arouet de Voltaire (1694-1778 гг.), Giambattista Bodoni (1740-1813 гг. (26 февраля 1740 (Saluzzo) - 29 ноября 1813 (Parma); известный художник-шрифтографов Европы; итальянский типограф; считается революционером в шрифтовом искусстве и типографике конца XVIII века; создатель более 400 шрифтов; в 1798 году создал свой знаменитый шрифт названный его именем (Bodoni), Paul Renner (1878-1956 гг.; немецкий книжный художник; создатель известной гарнитуры Futura, в которой воплотилась философия голландского движения De Stijl и русского конструктивизма), Adrian Frutiger (24.05.1928 г; знаменитый швейцарский создатель шрифтов; получивший известность благодаря шрифту Frutiger (имел единственное начертание), который первоначально был спроектирован для системы визуальных коммуникаций аэропорта имени Charles de Gaulle в Париже). Авторы учебного пособия дают описание таким явлениям шрифтологии, как «венецианские антиквы (Venetians)», «итало-французкие антиквы (Garaldes)», «королевские антиквы (romain do roi)». Дана подробная информация о школе дизайна Bauhaus (первая половина XX века), а также компаний Monotype, Linotype, ATM и Bitstream. Особое внимание уделено истории шрифта Helvetica (ставшего целой культурой современного дизайна). В завершении авторы дают информацию о лексическом происхождении название шрифта Sans Serif.

Типометрия (от греч. typos - отпечаток, форма - и metron - мерка) принятая система измерения в типографии. Рассмотрены такие единицы измерения как 6р11, pica, point, em (square), x-height, agate, кегельная шпация, пробельные квадраты и т. д., в тесной взаимосвязи с современными издательскими компьютерными системами.

Информационные технологии: история Xerox Palo Alto Research Center (PARC) создавшие копировальный аппарат Xerox и реализовавшие ряд инновационных идей; таблицы символов (ANSII, Unicode). Рассмотрение принципов PostScript, а также OpenType, TrueType, Embedded Open Type, Web Open Font Format, TrueType GX, QuickDraw GX, Mac (история компании Apple Computer) и язык PDL.

Полиграфическое оборудование: история создания пишущей машинки Remington, и печатного оборудования, внимание уделено и техническим решениям XX и XXI века: пишущая машинка IBM Selectric, RIP, технология цифровой печати.

Художественно-техническое оформление изданий: изложение правил форматирования текста и графики, изучение английского стиля вёрстки абзацев - «justification» (то, что скрывается за буквой «J» в аббревиатуре «H&J» (Hyphenation & Justification), который использует британская газета «The Times», а также периодические издания США («The Washington Post», «The USA Today», «The New York Times»). Особое внимание уделено исследованиям в области расположения информации проведёнными Krees и Van Leeuwen, Tinker, Paterson, Shipcott, Giles & Hodson. Изучение повышения внимания при восприятии цветной рекламы (Favre and November, теория Гельмгольца, Карл Борггрэфе). Рассмотрение малоформатного издания, но получившего широкую известность - Glamour. Излогаемый материал иллюстрируется на примерах издательской системы TeX).

Система TeX (LaTeX2e): биография и творческая мастерская D.E. Knuth, реализация типометрии в LaTeX2e. Авторы учебного пособия изложили уникальные решения заложенные в издательскую систему LaTeX2e. Не обошли стороной и технологию Metafont: рассмотрены принципы программирование на Metafont, виртуальные шрифты, шрифты для дискретных полутонов.

Визуальное конструирование страницы - вот конечная цель работы типографа. Он одновременно решает две задачи: с одной стороны - обеспечивает восприятие текста, помогает ориентироваться в графическом прострaнcтве книги, а с другой - развивает эстетический вкус читателя, создавая произведение искусства. Мир типографики - от её классических основ до типографики неклассического стиля и веб-типографики - разнообразен и интересен. Это целая система художественного проектирования произведений печати, электронных изданий и сайтов. Разpaбатывая архитектуру текста, типограф не только формирует облик книги, но и становится посредником между её автором и читателем. Типограф захватывает читателя гармонией шрифта и графического языка, способствуя наиболее полной передаче содержания книги.

Учебное пособие даёт представление о развитии типографики на разных этапах книгоиздания, что позволяет рекомендовать его в качестве путеводителя, вводящего в прострaнcтво фундаментальных знаний в этой области. Пособие адресовано студентам специальности 030901- «Издательское дело и редактирование», а также всем тем, кто увлекается графическим дизайном.



ВИНДЖАММЕРЫ – «ВЫЖИМАТЕЛИ ВЕТРА»

ВИНДЖАММЕРЫ – «ВЫЖИМАТЕЛИ ВЕТРА» Статья в формате PDF 412 KB...

21 04 2024 23:17:34

КЛИНИКА СОВРЕМЕННОГО ИНФЕКЦИОННОГО МОНОНУКЛЕОЗА

КЛИНИКА СОВРЕМЕННОГО ИНФЕКЦИОННОГО МОНОНУКЛЕОЗА Статья в формате PDF 215 KB...

16 04 2024 9:36:29

Оценка роли защитника в суде присяжных

Оценка роли защитника в суде присяжных Статья в формате PDF 113 KB...

03 04 2024 10:11:23

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Статья в формате PDF 214 KB...

01 04 2024 14:26:55

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ДЛИНУ ШИШКИ УРАЛЬСКОЙ ЕЛИ

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ДЛИНУ ШИШКИ УРАЛЬСКОЙ ЕЛИ Применен метод дисперсионного анализа для изучения силы влияния различных комплексных природных факторов на изменчивость длины шишки ели сибирской, произрастающей в Уральской лесорастительной провинции. Показано, что наибольшее влияние на изменчивость длины шишки в этом районе имеют индивидуальные особенности деревьев, долгота местности и высота над уровнем моря. ...

27 03 2024 10:25:28

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...

25 03 2024 16:51:33

МАГНИТНЫЕ ЖИДКОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

МАГНИТНЫЕ ЖИДКОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Статья в формате PDF 109 KB...

22 03 2024 19:18:33

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Статья в формате PDF 101 KB...

16 03 2024 19:57:48

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::