КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ БОГ В РУССКОМ СОЗНАНИИ
Научные исследования последнего десятилетия XX в. и начала XXI в. хаpaктеризуется особенным вниманием к изучению «человеческого фактора» в языке. В частности, в этом направлении развивается современная этнолингвистика, лингвокультурология, осуществляется семантический и концептуальный анализы, целью которых является выявление национально-культурной специфики русского сознания.
Исследоваться могут «ключевые», свойственные только данной культуре понятия (например, авось, удаль, тоска, воля) или понятия, имеющие универсальный, «общечеловеческий» хаpaктер, но с отдельными специфическими компонентами значения. К числу последних относятся понятия судьба, душа, правда, справедливость, счастье, любовь, Бог.
Материалом избираются паремии - малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, присловья, приговоры, прибаутки, загадки, фразеологизмы, так как язык фольклора (в том числе, язык паремий) является «самым устойчивым и надежным показателем этнической принадлежности и целостности традиции» [Толстой, 1989. С. 8].
Среди универсальных категорий наибольшей актуальностью пользуется понятие Бог, как концепт и единица ментальности в сопоставительных исследованиях [см. Димитрова, 1997 - на материале русского и болгарского языков; Листрова-Правда, 2001 - на материале русского и английского языков]; как компонент «семантически недостаточных фразеологизмов» [Шведова, 2001; Шведова, 2004]; его семантическое наполнение в религиозно-философских текстах [Сергеева, 2001].
Причины чрезмерного интереса именно к понятию Бог объясняется тем, что более, чем треть века (начиная с 1917 г.), это понятие находилось под негласным запретом. В толковых словарях определения давались измененными, идеологически «адаптированными» временем. В сознание советского человека внедрялись принципы соответствующего образа жизни в форме малых фольклорных жанров с антирелигиозным содержанием: На Бога полагаться - без хлеба остаться; Без Бога широка (шире) дорога; Не в Боге спасанье, а в коллективной работе.
Изменение общественной ситуации в последнее десятилетия XX века нашло отражение в языке. Время отфильтровывает то, что насаждалось, искусственно водилось в язык. Понятие Бог вновь активизируется и возвращает то исконное понимание, которое складывалось в русском сознании на протяжении веков. Многие пословицы, поговорки и фразеологизмы с понятием Бог актуальны в наши дни: Бог даст! Человек предполагает, Бог располагает, Бог-то Бог, да и сам не будь плох.
Так, претерпело изменения определение понятия Бог в толковых словарях [см. Толковый словарь русского языка конца XX века], где впервые в лексикографической пpaктике нет «уточнений» типа «по религиозным верованиям», «по религиозным представлениям». Пословицы и поговорки советского времени также не прижились по объективным причинам: они пропагандировали только одну точку зрения на мир, в то время как настоящие пословицы - это всегда несколько точек зрения: Кто долго спит, тому Бог простит / Кто спать горазд, тому Бог подаст; Больше горя, ближе к Богу / Бог и плач в радость обращает (претворяет).
Наши наблюдения над функционированием понятия Бог в паремиях русского языка показали, что в паремиях доминирует представление о христианском Боге. Абстpaктность понятие и принадлежность Бога к миру трaнcцендентному позволила широко расширить семантику данного понятия: «он все может сделать и всегда». Однако приоритет материального над духовным, конкретного над абстpaктным в паремиях привело к «овеществлению» Бога: Он становится активным участником жизни человека, частью его быта, что выражается глаголами действия - «дает», «посылает», «приносит», «ходит», «кормит»: Послал Бог работу, да отнял черт охоту; Привел Бог киселем заговеться, так гущу на разговенье поставим; Бог тучу пронесет и ведро принесет (пошлет); Дал Бог рыбу, даст и хлеба; Не товаром Бог кормит, а купцом (покупателем). «Опредмечивается» не только понятие Бог, но и другие взаимодействующие со словом Богом универсальные категории: власть, душа, жизнь, ум, защита, помощь: Бог дает власть, кому похочет Бог души не вынет, сама душа не выйдет; Плакаться станешь, Бог жить заставит. Таким образом, особенностью понятия Бог является то, что оно «своим присутствием» объединяет, связывает важнейшие для русского сознания понятия (в каждом из них есть часть «божественного» смысла), определяет их национально-культурную специфику.
Источники
- Даль В.И. Пословицы русского народа: В 3-х т. Т. 1-3. - М., 1998.
- Толковый словарь русского языка конца XX века., - СПб, 1998.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Димитрова С. Фразеологизмы с опopным словом Бог в русском и болгарском языках // Съпоставительно езикознание - № 1. - 1997. - С. 5-10.
- Листрова-Правда Ю.Т. Концепт Бог в языковом сознании русского народа// Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под ред. И.А. Стернина. - Воронеж, 2001. - С. 93-102.
- Сергеева Е.В. Семантика лексемы Бог в религиозно-философском тексте (на материале «Чтений о Богочеловечестве» В. Соловьева) // Русский язык на рубеже тысячелетий. Материалы Всероссийской конф. 26-27 окт. 2000 г. В 3-х т. Т.2. Динамика синхронии. Описание русского языка как этнокультурного феномена. - Спб., 2001. - С. 57-62.
- Толстой Н.И. Некоторые соображения о реконструкции славянской духовной культуры // Славянский и балканский фольклор. - М., 1989. - С. 7-22.
- Шведова Н.В. Слово БОЖИЙ как лексема и компонент фразеологизма // Переходные явления в области лексики и фразеологии русского и других славянских языков (Вторые Жуковские чтения): Материалы Междунар.научного симпозиума 21-23 мая 2001. - Великий Новгород, 2001.
- Шведова Н.В. Толкование семантически недостаточных процессуальных фразеологизмов с компонентом «Бог» // Словарное наследие В.П. Жукова и пути развития русской и общей лексикографии (Третьи Жуковские чтения): Материалы Междунар.научного симпозиума 21-22 мая 2004. - Великий Новгород, 2004.
26 04 2024 11:20:11
25 04 2024 1:39:11
Статья в формате PDF 113 KB...
23 04 2024 12:19:30
Статья в формате PDF 284 KB...
22 04 2024 15:20:53
Статья в формате PDF 109 KB...
21 04 2024 15:30:32
Приведены методы ранжирования и рангового моделирования гидрологических параметров у множества крупных рек Земли по примеру статистических данных из учебника. ...
19 04 2024 20:10:51
Статья в формате PDF 127 KB...
18 04 2024 11:30:58
Статья в формате PDF 112 KB...
17 04 2024 16:32:58
Статья в формате PDF 269 KB...
16 04 2024 4:36:37
Статья в формате PDF 103 KB...
15 04 2024 6:25:10
Статья посвящена разработке методологических основ материаловедческой теории. Приводятся: структурная схема построения модели «структура - свойство», формулировка общей задачи оценки свойств материалов, математическая интерпретация общей задачи. ...
14 04 2024 12:43:38
Статья в формате PDF 260 KB...
13 04 2024 15:28:31
Статья в формате PDF 250 KB...
12 04 2024 10:21:23
Статья в формате PDF 119 KB...
11 04 2024 23:31:52
Статья в формате PDF 276 KB...
10 04 2024 12:12:14
Статья в формате PDF 203 KB...
09 04 2024 14:54:58
Статья в формате PDF 253 KB...
08 04 2024 20:44:39
Статья в формате PDF 107 KB...
07 04 2024 4:34:33
Статья в формате PDF 174 KB...
06 04 2024 12:52:37
Статья в формате PDF 100 KB...
04 04 2024 13:24:25
01 04 2024 12:54:55
Статья в формате PDF 268 KB...
30 03 2024 3:11:55
Статья в формате PDF 184 KB...
29 03 2024 1:45:48
Статья в формате PDF 118 KB...
27 03 2024 14:57:20
Статья в формате PDF 100 KB...
26 03 2024 15:19:31
Статья в формате PDF 269 KB...
25 03 2024 4:27:31
Статья в формате PDF 138 KB...
24 03 2024 4:14:34
Статья в формате PDF 266 KB...
23 03 2024 1:31:56
Приведены данные по петрологии и потенциальной рудоносности умеренно-щелочных гранитоидов Нагорного Сангилена, которые по сумме признаков отнесены к анорогенному типу. Показано ведущее значение в генерации этих фельзических интрузивных образований флюидного режима, в котором доминирующую роль играли концентрации плавиковой кислоты. ...
22 03 2024 6:46:36
Статья в формате PDF 155 KB...
21 03 2024 1:59:46
Статья в формате PDF 125 KB...
20 03 2024 8:31:27
Обучение любому иностранному языку начинается, как правило, с обучения фонетике. Каждый национальный язык имеет свою неповторимую индивидуальную фонетическую систему, которая говорящим на этом языке представляется самой удобной. Фонетическая система вьетнамского языка сильно отличается от фонетической системы русского. Для вьетнамских студентов работа по обучению произношению должна строиться с учётом особенностей вьетнамского языка. В статье были показаны всевозможные трудности в обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов, начиная с обучения звуков русской речи до интонации. Вместе с тем были предложены способы устранения ошибок при обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов. ...
19 03 2024 11:30:39
Статья в формате PDF 282 KB...
18 03 2024 21:44:35
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::