АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ КАТЕГОРИЙ ОБРАЗА ЖИЗНИ
Удовлетворенность жизнью - интегральный показатель, в котором обобщаются такие хаpaктеристики удовлетворенности, как психологическое состояние, степень психологического комфорта и социально-психологической адаптированности. Тесно связан с самочувствием, уровнем активности и определенностью жизненных планов, наличием творческого дела.
Образ жизни включает три категории: уровень жизни, стиль жизни, качество жизни.
Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей (в основном это экономическая категория).
Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается личность (социально-психологическая категория).
Качество жизни (международная аббревиатура понятия «качество жизни» - Quality of Life - QOL) хаpaктеризуется комфортом в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория).
Как правило рассматривается четыре ценностных аспекта качества жизни (QOL):
- физическое QOL: мобильность, здоровье, соматический комфорт, функциональный параметры и т.д.;
- психическое QOL: удовлетворенность, покой, радость и т.п.;
- социальное QOL: семейные, культурные, рабочие, экономические отношения;
- духовное QOL: смысл жизни, цели, ценности, метафизически-религиозные отношения.
Здоровье. В формулировке Всемирной организации здравоохранения здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье рассматривается как динамичный показатель жизнеспособности человека.
Его изучают с разных сторон: соматическое здоровье - сфера биологии и медицины, физическое здоровье - физкультуры и спорта, психическое здоровье - психологических наук, нравственное здоровье - это сфера воспитания.
В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие.
В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих:
1. Здоровье физическое.
Медицинское определение - это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Педагогическое определение - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
2. Здоровье психическое
Медицинское определение - это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.
Педагогическое определение - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и мopaльная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
3. Здоровье социальное
Медицинское определение - это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества.
Педагогическое определение - это мopaльное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- я макросреды (семье, школе, социальной группе).
4. Здоровье нравственное
Это комплекс хаpaктеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.
Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни - это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста: физической - управление движением; физиологической - управление процессами в теле: психологической - управление своими ощущениями и внутренним состоянием; интеллектуальной - управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.
В пpaктике работы образовательных учреждений ориентирами состояния здоровья и физического развития ребенка выступают:
- показатели соматического здоровья (медицинские данные);
- общая активность: физическая, трудовая, общественная, познавательная;
- овладение детьми основами личной физической культуры, теоретические и методические знания о путях физического развития в конкретном возрасте и перспективе;
- осведомленность о перспективах своего физического развития: сформированность адекватной самооценки своего здоровья, своих физических возможностей и особенностей;
- развитие выносливости, гибкости, скорости, силы;
- развитие речедвигательной памяти, координационных способностей, движений, разнообразной чувствительности;
- потребность и способность в физическом самовоспитании: саморегуляции поведения, использование режима дня, специальных упражнений по созданию положительного настроения, осанки, выработки походки и т.д.
Как показывает пpaктика, здоровье ребенка в значительной мере зависит от применяемых технологий воспитания, от здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни. Данное понятие представляет совокупность форм поведения, способствующих выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность личности на то, чтобы сформировать, сохранять и укреплять свое здоровье.
Известный в XIX в. врач Шнелль в своей книге «Органическое воспитание» писал: «Но будучи только заботой жизни, здоровье делается целью воспитания! Оно должно быть целью потому, что дети и молодежь нашего времени подвержены болезням и слабостям более, чем когда-либо... Болезни же детства и юности имеют неотвратимое влияние на всю жизнь» [1]. Первейшим разрушителем здоровья детей автор уже в те годы считал школу: «Но вот начинается учение - дитя отправляют в школу, а здесь первая заповедь сидеть смирно и не шевелиться... Исчезает румянец щек и округлость форм, мышцы делаются слабее, тело худеет, и много, очень много детей с поступлением в школу навсегда расстаются со своим здоровьем» [1]. Автор приходит к однозначному заключению, на которое не худо было бы обратить внимание нынешним педагогам и управленцам: хаpaктер обучения и воспитания в школе является основой «истощающего развития» [1]. А должно быть наоборот! Всем нам пора четко уяснить: здоровье - это категория воспитания, формирования внутренних резервов, а наука о воспитании у нас пока одна - педагогика. Следовательно, здоровье - категория педагогическая.
Специалист в области здоровья и развития ребенка В.Ф.Базарный призывает нас:
«Уважаемые учителя! Уважаемые родители! Задумайтесь хоть на миг: какие средства оказались самыми эффективными в лечении тяжелых депрессий, наркомании, психических сломов не только у молодых людей, но и у взрослых? Вот они:
- это терапия созерцанием живой природы (леса, неба, восхода и захода солнца, звезд и т.д.);
- это терапия полезным физическим трудом;
- это терапия художественным рукотворчеством, и особенно рисованием;
- это терапия каллиграфическим письмом;
- это терапия вязанием и вышиванием;
- это терапия хоровым пением;
- это терапия личным участием в театрализованных представлениях и т.д.
Все то, что ранее было образом воспитания («вочеловечивания») детей, образом народно-воспитательных культур, все то, что затем изгнала из своего базового учебного плана школа, много лет спустя мы вынуждены привносить в виде терапии перевоспитания! Выводы за вами» [2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике (Президентская программа "Дети России"). - Сергиев Посад, 1995 // http://www.hrono.ru/libris/lib_b/utoml00.html
- Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. М., 2009. // http://www.hrono.ru/libris/lib_b/ditja00.html
- Коробейников А.А. Образование в России и национальная безопасность страны: доклад на Всероссийском форуме «Образование и здоровое развитие учащихся» 27 декабря 2005. // http://www.obrzdrav.ru/documents/korobejnikov.shtml
- Коробейников А.А. Образование в целях гармоничного развития учащихся: доклад на Парламентской Ассамблее совета Европы (ПАСЕ), 2008 г. // http://www.obrzdrav.ru/documents/KAA_PACE_report.pdf
Статья в формате PDF
120 KB...
14 07 2025 7:56:22
Статья в формате PDF
112 KB...
13 07 2025 10:34:25
Статья в формате PDF
137 KB...
12 07 2025 11:46:14
Статья в формате PDF
456 KB...
11 07 2025 6:58:44
Статья в формате PDF
109 KB...
10 07 2025 6:34:56
Статья в формате PDF
106 KB...
08 07 2025 9:59:57
Статья в формате PDF 115 KB...
07 07 2025 2:46:25
Статья в формате PDF
226 KB...
06 07 2025 6:43:57
Статья в формате PDF
317 KB...
05 07 2025 22:56:52
Статья в формате PDF
132 KB...
04 07 2025 3:32:50
Статья в формате PDF
111 KB...
03 07 2025 20:16:59
02 07 2025 1:11:13
Статья в формате PDF
122 KB...
01 07 2025 23:43:34
Статья в формате PDF
140 KB...
30 06 2025 10:29:43
Статья в формате PDF
119 KB...
29 06 2025 5:28:10
Статья в формате PDF
115 KB...
28 06 2025 6:47:21
Статья в формате PDF
120 KB...
27 06 2025 18:51:57
Статья в формате PDF
292 KB...
26 06 2025 0:44:20
25 06 2025 12:50:44
Статья в формате PDF
112 KB...
24 06 2025 5:42:57
На основе анализа природных условий залегания месторождений полезных ископаемых Якутии обоснованы основные группы геоэкологических факторов, влияющие на динамику и степень преобразования экосистем при недропользовании. Формы, масштабы воздействия на природную среду зависят от стадии развития горных работ, вовлеченности отдельных участков месторождения в разработку.
...
23 06 2025 15:58:18
Статья в формате PDF
119 KB...
21 06 2025 7:23:50
20 06 2025 14:55:32
Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстpaктной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит хаpaктер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens.
...
18 06 2025 18:40:31
Статья в формате PDF
114 KB...
17 06 2025 9:17:46
Статья в формате PDF
123 KB...
16 06 2025 12:17:13
Использование массажа позволяет в короткие сроки преодолеть имеющиеся нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры. Нормальные образцы движений могут быть выработаны только на базе физиологического мышечного тонуса.
...
15 06 2025 17:29:50
В результате проведенного исследования установлено, что одними из ведущих патогенетических факторов течения пoлoвых инфекций являются нарушения в деятельности иммунной системы. В процессе исследования выявлены изменения в клеточном иммунитете, свидетельствующие о наличии супрессии Т - клеточного звена и наличии диссиммуноглобулинемии. Выявлено, что наиболее выраженные изменения в системе клеточного и гумopaльного иммунитета обнаружены у больных с хроническим течением инфекционного процесса.
...
14 06 2025 5:58:57
В статье показано увеличение интереса граждан России к истории и культуре стран ислама. Это связано с повышением политической активности этих стран и расширением их туристического сервиза.
...
13 06 2025 19:11:13
Статья в формате PDF
103 KB...
12 06 2025 22:27:52
Статья в формате PDF
127 KB...
11 06 2025 11:47:37
Статья в формате PDF
284 KB...
10 06 2025 3:27:18
Статья в формате PDF
120 KB...
09 06 2025 3:24:11
Статья в формате PDF
100 KB...
08 06 2025 17:13:52
Статья в формате PDF
443 KB...
07 06 2025 3:51:29
Статья в формате PDF
171 KB...
06 06 2025 2:38:52
Статья в формате PDF
119 KB...
05 06 2025 2:25:18
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::