ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА ПОЛА НА ПОВЕДЕНИЕ КРЫС С РАЗЛИЧИЯМИ АЛЛЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ГЕНА РЕЦЕПТОРА ДОФАМИНА ВТОРОГО ТИПА (DRD2) В ТЕСТЕ ПРИПОДНЯТЫЙ КРЕСТООБРАЗНЫЙ ЛАБИРИНТ И МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНДАЛЕВИДНОГО КОМПЛЕКСА МОЗГА
В ранее проведенных исследованиях, посвященных изучению ориентировочно-исследовательского поведения двух субпопуляций крыс линии WAG/Rij с различиями генотипа по локусу TAG 1A DRD2 в тесте «открытое поле», была отмечена эмоционально-стрессорная реакция животных, которая оценена нами как ситуативная тревожность (Леушкина - генетика поведения). Она проявлялась в том, что крысы обеих групп, которые мы обозначили как А1А1 и А2А2 (в соответствии генотипом указанного локуса) совершали амбуляции преимущественно по периферии «открытого поля» (ОП), редко выходя в его центр, т.е. предпочитали посещать темные периферические квадраты. Это поставило вопрос о необходимости исследования их поведения в установках, позволяющих получить более конкретные данные о тревожном состоянии крыс. Изучение поведения двух групп изучаемых нами крыс в установке приподнятый крестообразный лабиринт (ПКЛ) показало, что существуют значимые различия, свидетельствующие о более высоком уровне тревожности у крыс группы А2А2. Между тем известно, что пoлoвые стероиды оказывают влияние на выраженность тревожности, модулируя активность нейронов [1, 3], а ведущей структурой мозга, принимающей участие в ее формировании, является миндалевидный комплекс [5,8].
Поэтому целью настоящего исследования являлось выяснение роли фактора пола на выраженность тревожности у самцов и самок в группах крыс с генотипом А1А1 и А2А2 по локусу TAG 1A DRD2, а также сравнительный анализ морфометрических хаpaктеристик МК мозга.
Исследования поведения в приподнятом крестообразном лабиринте (ПКЛ) проведены на пoлoвoзрелых крысах, среди которых было 37 самок и 38 самцов группы А1А1 и 20 самок и 26 самцов группы А2А2. Все крысы были выращены в идентичных условиях вивария. ПКЛ, использованный в работе, представлял собой установку, имеющую два рукава, в месте пересечения которых находилась открытая площадка. Один из рукавов лабиринта имел закрытые отсеки. Лабиринт устанавливали на высоте одного метра от пола. Изучая поведение крыс, мы регистрировали в течение пяти дней ряд параметров: количество посещений и время пребывания в открытых и закрытых рукавах, количество стоек в открытом и закрытом рукаве, количество свешиваний с открытого рукава, число эпизодов и продолжительность груминга, общую неподвижность, количество болюсов. Сравнивали показатели поведения двух групп крыс, вводя в вариационные ряды средние величины, которые рассчитывали у каждой крысы на один день тестирования при продолжительности сеанса пять минут. Морфометрические исследования проведены на 28 крысах (по семь самцов и самок в группе), головной которых фиксировали в кислом 10% формалине и заливали в парафин. Готовили 20 мкм фронтальные срезы, которые окрашивали крезилом фиолетовым по Нисслю. Препараты изучали с помощью триокулярного светового микроскопа серии МС-300 (Австрия), пользуясь объективами 10 и 40. Микрофото получали с использованием цифрового фотоаппарата Nicon CoolPix 4500. Полученные изображения экспортировали в компьютер и анализировали с помощью программы JmageJ 1.38 (USA).
Полученные результаты систематизировали и подвергали статистической обработке с помощью пакета программ «Statistica 5,5».
Полученные результаты изучения поведения в ПКЛ по группе А1А1 приведены в таблицах № 1 и № 2.
Приведенные в табл. 1 данные показывают, что самки по сравнению с самцами этой группы (А1А1), чаще посещают как открытые (р<0,001), так и закрытые рукава (р<0,05). При этом время, проведенное ими в закрытом рукаве, меньше (<0,05), чем в открытом (p<0,01) по сравнению с самцами. И самцы , и самки предпочитают проводит груминг в закрытом рукаве, по его длительности пoлoвые различия отсутствуют.
Таблица 1
Показатели груминга и предпочтения крысами А1А1 открытого или закрытого рукавов лабиринта
Группы крыс |
Количество посещений |
Время пребывания |
Груминг (длительность) |
|||
ОР |
ЗР |
ОР |
ЗР |
ОР |
ЗР |
|
самцы |
3,55 +0,18 |
3,98 +0,22 |
134,13 +6,96 |
166,39 +7,09 |
1,86 +0,42 |
3,95 +0,61 |
самки |
4,68 +0,24 |
4,58 +0,24 |
162,03 +7,51 |
140,67 +7,09 |
1,84 +0,37 |
4,43 +0,61 |
p |
<0,001 |
>0,05 |
<0,01 |
<0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Обозначения: ОР - открытый рукав (светлый отсек), ЗР - закрытый рукав (темный отсек)
Показателями исследовательской деятельности в ПКЛ являются как количество совершаемых животными стоек, так и процеДypa свешивания крысы с открытого рукава, когда она с высоты, на которой находится лабиринт, осматривает прострaнcтво, расположенное под рукавом лабиринта. Учитывая существующую у крыс боязнь высоты, этот же показатель может рассматриваться и как проявление меньшей тревожности. Эти данные в сравнительном аспекте в отношении самцов и самок крыс отражены в табл. 2.
Данные табл. 2 показывают, что по числу совершаемых крысами этой группы стоек в открытом рукаве существуют значимые различия, и они отсутствуют по выраженности исследовательской деятельности в закрытом рукаве. Эти данные согласуются в имеющимися в литературе сведениями по изучению поведения самок и самцов крыс в ПКЛ [6,7].
Таблица 2
Показатели исследовательской деятельности крыс А1А1 в приподнятом крестообразном лабиринте
Группы крыс |
Количество вертикальных стоек в рукавах |
Количество свешиваний в открытом рукаве |
|
открытый |
закрытый |
||
самцы |
5,06+0,53 |
7,15+0,53 |
11,50+0,81 |
самки |
7,25+0,59 |
8,13+0,69 |
17,09+0,90 |
p |
<0,01 |
>0,05 |
<0,001 |
По количеству свешиваний с открытого рукава самки превосходят самцов, выявившиеся различия достоверны при высоком уровне значимости. Полученные результаты показывают, что самки крыс группы А1А1 проявляют меньшую тревожность по сравнению самцами этой группы.
Результаты, полученные в эксперименте в отношении другой (А2А2) группы, приведены в табл. 3 и 4.
Таблица 3
Показатели груминга и предпочтения крысами А2А2 открытого или закрытого рукавов лабиринта
Группы крыс |
Количество посещений |
Время пребывания |
Груминг (длительность) |
|||
ОР |
ЗР |
ОР |
ЗР |
ОР |
ЗР |
|
самцы |
0,92 +0,36 |
1,29 +0,39 |
91,81 +8,11 |
208,19 +8,11 |
2,81 +0,41 |
5,05 +0,62 |
самки |
1,00 +0,24 |
1,46 +0,19 |
88,25 +13,99 |
211,75 +13,99 |
1,83 +0,53 |
3,52 +0,67 |
p |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Таблица 4
Показатели исследовательской деятельности крыс A2A2 в приподнятом крестообразном лабиринте
Группы крыс |
Количество вертикальных стоек в рукавах |
Количество свешиваний в открытом рукаве |
|
открытый |
закрытый |
||
самцы |
3,45+0,72 |
3,64+0,94 |
6,41+0,93 |
самки |
5,77+0,43 |
4,76+0,53 |
5,63+0,73 |
p |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Данные табл. 3 демонстрируют, что пoлoвых различий между самцами и самками этой группы не выявляется. Приведенные численные хаpaктеристики показывают, что животные этой группы пpaктически не переходят из одного рукава в другой рукав лабиринта, находясь в состоянии неподвижности в закрытом рукаве. Длительность груминга у самцов и самок крыс не различается.
Показатели исследовательской деятельности самцов и самок группы А2А2 приведены в табл. 4.
Данные табл. 4 показывают, что ни по количеству стоек в рукавах лабиринта, ни по количеству свешиваний с открытого рукава, различия между самками и самцами крыс группы А2А2 отсутствуют.
Сопоставление полученных в данной работе результатов с показателями поведения изучаемых нами крыс в тесте «открытое поле» свидетельствует о том, что пoлoвые различия в поведенческих реакциях в «открытом поле» имеют место в группе крыс А1А1, и они отсутствуют у крыс А2А2.
Известно, что центральное место в функциональной системе, определяющей формирование тревожности и стpaxa, занимает миндалевидный комплекс мозга (МК). Этот факт указывал на необходимость проведения сравнительного морфометрического исследования МК у двух использованных в работе групп крыс.
Удельная площадь МК крыс А1А1 и А2А2 представлена в табл. 5.
Таблица 5
Удельная площадь МК у крыс группы А1А1 и А2А2
МК крыс А1А1 и А2А2 |
самки |
самцы |
||
Правое полушарие |
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Левое полушарие |
|
МК (А1А1) |
16,64+0,48 |
17,39+0,36* |
24,20+0,82*** |
21,02+0,39 |
МК (А2А2) |
18,09+0,69 |
17,41+0,25 |
21,72+0,51 |
20,53+0,62 |
p |
<0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
>0,05 |
Приведенные в табл. 5 данные показывают, что у крыс А1А1 имеет место асимметрия МК как у самцов (больше МК правого полушария), так и у самок (больше площадь в левом полушарии). У крыс группы А2А2 пoлoвых различий в удельной площади МК не обнаружено. Сравнение удельной площади МК между группами крыс показывает, что у самок крыс А2А2 удельная площадь МК значимо больше в правом полушарии, у самцов А1А1 удельная площадь МК больше также в правом полушарии. Эти данные показывают, что у крыс А1А1, у которых при тестировании в открытом поле и в ПКЛ выявлены пoлoвые различия между самками и самцами, присуще явление асимметрии МК.
У крыс группы А2А2, у которых пoлoвые различия в выраженности тревожности отсутствуют (т.е. обе группы показывают примерно одинаковый уровень ее выраженности), асимметрии МК нет. Полученные нами данные по асимметрии МК на крысах согласуются с наблюдением De Bellis и соавторов [4], которые в исследованиях на подростках отметили связь между уровнем тревожности и асимметрией МК, указав, что у субъектов с большей тревожностью увеличена вся площадь МК и ее размеры преобладают в правом полушарии. Выявленное явление структурной асимметрии МК ставит вопрос о необходимости изучения особенностей нейромедиаторного обмена в мозге, прежде всего, в МК, с акцентом на хаpaктеристики биогенных аминов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ахмадеев А.В., Калимуллина Л.Б. // Цитология, 2006, Т. 48, № 12, с. 971.
- Леушкина Н.Ф., Калимуллина Л.Б. // Успехи современного естествознания, 2008, №9, с.10.
- Andreen L., Nyberg S., Turkmen S. et al. // Psychoneuroendocrinology, 2009, v.34, n.8, P. 1121.
- De Bellis M., Casey B., Dahl R. et al. // Biol Psychiatry, 2000, v.48, n.1, p. 51.
- Dickie E., Armony J. // Psychatry Res., 2008. v.162, n.1, P. 51.
- Duchesne A., Dufresne M., Sullivan R. // Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry, 2009, v.17, n.2, P. 251.
- Sullivan R. Duchesne A., Hussain D. et al. // Behav Brain Res., 2009, v.205, n.1, P. 115.
- Toufexis D. // J.Neuroendocrinology, 2007, v.19, n.6, P. 461.
Статья в формате PDF
276 KB...
21 06 2025 5:59:21
Статья в формате PDF
270 KB...
20 06 2025 8:33:14
Статья в формате PDF
102 KB...
19 06 2025 14:17:31
Статья в формате PDF
117 KB...
18 06 2025 10:45:48
Статья в формате PDF
150 KB...
17 06 2025 13:37:56
Статья в формате PDF
119 KB...
16 06 2025 8:56:38
15 06 2025 5:18:22
Статья в формате PDF
288 KB...
14 06 2025 14:37:33
Статья в формате PDF
120 KB...
13 06 2025 16:48:30
Статья в формате PDF
119 KB...
12 06 2025 7:28:56
В статье приведены современные данные о микроанатомии и гистологии слизистой оболочки полости носа. Приводятся особенности морфо-функциональной организации носа в связи с зональными особенностями, сравнителая хаpaктеристика различных отделов носовой полости. Представлено клиническое значение вариантов анатомической организации структур носа с различными видами ринопатологии.
...
11 06 2025 22:48:25
Статья в формате PDF
136 KB...
10 06 2025 16:52:47
Статья в формате PDF
111 KB...
09 06 2025 11:33:45
Статья в формате PDF
245 KB...
08 06 2025 23:53:47
Статья в формате PDF
255 KB...
07 06 2025 14:11:12
Статья в формате PDF
204 KB...
06 06 2025 20:25:13
Статья в формате PDF
284 KB...
05 06 2025 13:45:39
Статья в формате PDF
134 KB...
04 06 2025 15:38:36
Статья в формате PDF 131 KB...
03 06 2025 21:20:15
Статья в формате PDF
109 KB...
02 06 2025 0:43:10
Статья в формате PDF
138 KB...
01 06 2025 23:33:54
31 05 2025 10:29:12
Статья в формате PDF
117 KB...
30 05 2025 15:36:55
Статья в формате PDF
111 KB...
29 05 2025 18:41:31
Статья в формате PDF
251 KB...
28 05 2025 17:49:25
Статья в формате PDF
113 KB...
26 05 2025 13:41:12
Статья в формате PDF
119 KB...
25 05 2025 7:37:39
Статья в формате PDF
241 KB...
24 05 2025 11:40:14
Статья в формате PDF
194 KB...
23 05 2025 9:27:54
Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и пpaктическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области.
...
22 05 2025 2:42:40
Статья в формате PDF
106 KB...
19 05 2025 19:21:37
Статья в формате PDF
267 KB...
18 05 2025 18:29:31
Статья в формате PDF
148 KB...
17 05 2025 11:20:51
В экспериментах по микроэволюции генетически модифицированных бактерий (ГМО) при непрерывном культивировании показано, что при переходе от одного стационарного состояния к другому в открытой биологической системе скорость производства энтропии должна возрастать, а не уменьшаться, как следует из основных положений неравновесной термодинамики. С точки зрения термодинамики проточные культуры микроорганизмов – хемостат и турбидостат – это открытые термодинамические системы, способные находиться в устойчивых стационарных состояниях. Причем, в соответствии с классификацией М.Эйгена (1973), хемостат соответствует случаю постоянных потоков, а турбидостат – случаю постоянной организации. Несмотря на кажущееся разнообразие микроэволюционных переходов в двух типах открытых систем при их изучении обнаруживаются общие закономерности. Важнейшей из них является возрастание потока использованной популяциями свободной энергии, и, следовательно, возрастание теплорассеяния и скорости производства энтропии. Результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития термодинамической теории открытых биологических систем, дальнейшего изучения общих закономерностей биологического развития.
...
16 05 2025 22:37:39
Статья в формате PDF
103 KB...
14 05 2025 22:27:23
Статья в формате PDF
3943 KB...
13 05 2025 6:35:55
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::