ОПЫТ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИОЛОГИИ С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
Среди предпосылок идеи таких пособий было также и то, что умение грамотно пользоваться современными информационными технологиями резко повышает рейтинг современного специалиста. Особо следует отметить, что важнейшей задачей, которая решалась при помощи использования мультимедийных технологий, является повышение уровня теоретической подготовленности выпускников ВУЗов. Главное условие этого - повышение активности самостоятельной работы студента. Первоначально решение этой задачи привело нас к разработке мультимедийного сопровождения курса лекций по физиологии, а позднее - к обобщению опыта и созданию данного пособия.
В процессе создания учебного пособия нового типа мы полагали, что оно должно сделать максимально доступным для студента обязательный минимум знаний, необходимый для формирования специалиста. Текст данного пособия более доступен для понимания среднего студента по сравнению с имеющимися учебниками. В то же время он содержит и определенные новые научные сведения, необходимые для ВУЗов физической культуры.
Учебно-методическое пособие «Общая физиология» предназначено для студентов очной и заочной форм обучения, а так же для магистрантов и аспирантов по специальности 03.00.13 - физиология. В нем изложена основополагающая информация по курсу «Общая физиология». Построение текстовой части достаточно традиционно. Каждую тему завершают вопросы для самоконтроля, как обязательный компонент. Принципиальной особенностью пособия является то, что каждый экземпляр снабжается CD - диском. На нем представлены презентации, выполненные в среде Power Point 2003, по всем темам, входящим в пособие. В этих презентациях широко представлены текстовые слайды с наиболее существенными теоретическими положениями, слайды со схемами, рисунками, видеоматериалами и анимациями. Использование такого рода дополнительного материала помогает лучшему освоению курса физиологии, что и подтвердилось его использованием в течение 3 лет на кафедре физиологии ВГАФК. При комплектации мультимедийного сопровождения нами были использованы в основном ресурсы Internet в связи с тем, что собственная база для создания иллюстраций такого уровня крайне ограничена.
Нужно подчеркнуть, что, несмотря на определенную специфику подготовки спортивных специалистов, данное пособие может быть успешно использовано и для ВУЗов других профилей. Несомненно, что такого рода пособие должно явиться первым шагом по пути создания полноценного учебника, в котором наряду с иллюстрациями в тексте, будут присутствовать компьютерные презентации.
Создание и выпуск для широкого пользования пособия по физиологии с мультимедийным сопровождением привел к возникновению новых задач, реализуемых в учебном процессе.
Все более насущной стала необходимость постоянной работы лектора по переработке своих лекций и их мультимедийного сопровождения, а также по качеству чтения лекций. При наличии учебников и учебных пособий такого рода, как представляемое в настоящей статье, работа лектора уже не может быть сведена к простому озвучиванию определенного текста - требуется постоянное совершенствование качества лекции. Тем не менее, следует помнить, что неформализуемые знания (к которым относится и физиология) могут быть переданы только в результате личного общения, а основную роль в передаче таких знаний играет традиционный урок и личность преподавателя. Построение учебного процесса должно учитывать, что при работе с ПК, с поисковыми системами происходит потеря контекста, знания становятся точечными, исчезают формы интуитивной прозорливости, формируется "клиповое" создание. Увеличение скорости доступа к интересующему факту может означать существенно большую потерю, чем мы это себе представляем. Следующей "жертвой" ИКТ является память учащегося. Творческий потенциал совершенно определенно зависит от наличия достаточного контента в нашем мозгу (А.А.Богуславский, И.Ю. Щеглова, 2007). Вследствие этого мы особое значение придавали разработке вопросов для самостоятельной работы студентов - только плотная работа с учебным пособием позволит студентам запомнить основные положения физиологии.
В процессе создания и при внедрении мультимедийного пособия в учебный процесс несколько меняется роль преподавателя в группе. Он должен совершенствовать систему контроля за самостоятельной работой студентов, в особенности с учебным пособием и теми вопросами для самоконтроля, которые в этом пособии имеются. В то же время важной задачей является фиксирование тех сложностей, которые возникают у студентов, а также возможных погрешностей или недочетов, которые могут быть выявлены лишь при непосредственном пpaктическом использовании пособия. Без этого невозможно совершенствование данного пособие и повышение эффективности его использования.
В процессе повышения активности самостоятельной работы одной из форм может стать создание отдельными студентами новых презентаций с оригинальными схемами, новыми рисунками и анимациями, которые могут применяться в учебном процессе и при разработке новых изданий кафедральных пособий как по физиологии, так и для спецкурсов.
Одним из дальнейших направлений совершенствования учебных пособий с использованием мультимедийного сопровождения видится в создании электронных хрестоматий. Нами уже подготовлено и апробируется такого рода пособие для одного из физиологических спецкурсов.
Использование нашего пособия в учебном процессе показало, что большая часть студентов, несмотря на наличие у них данного пособия, стала более продуктивно работать на лекции, повысилось качество их записей. Результаты опросов показали, что для многих студентов облегчилась подготовка к занятиям, зачетам и экзаменам.
Статья в формате PDF 130 KB...
11 12 2024 22:52:13
Статья в формате PDF 288 KB...
10 12 2024 3:36:27
Статья в формате PDF 121 KB...
09 12 2024 6:40:21
Статья в формате PDF 119 KB...
08 12 2024 13:12:54
Статья в формате PDF 180 KB...
07 12 2024 8:59:24
Статья в формате PDF 235 KB...
06 12 2024 4:59:13
Приведены данные по петрографии, петрологии, геохимии и генезису магматитов боровлянского комплекса Горного Алтая. Гранитоиды отнесены к пералюминиевому I – типу Sr – не деплетиованному, Y – деплетированному. Расплавы для пород боровлянского комплекса образовались в результате мантийно-корового взаимодействия со значительной модификацией мантийной составляющей путём контаминации расплавов из нижней коры. Такие расплавы могут возникать в результате термальной релаксации в нижней коре с плавлением кварцевых эклогитов и гранатовых амфиболитов LIL – обогащённого мантийного клина, а мантийно-производные компоненты – в результате адиабатической декомпрессии в верхней мантии с участием большого количества летучих компонентов. ...
05 12 2024 16:12:40
Статья в формате PDF 114 KB...
04 12 2024 7:27:14
Статья в формате PDF 118 KB...
03 12 2024 15:32:37
Статья в формате PDF 113 KB...
02 12 2024 19:12:33
Статья в формате PDF 118 KB...
01 12 2024 5:27:10
Статья в формате PDF 106 KB...
29 11 2024 13:42:17
Статья в формате PDF 124 KB...
27 11 2024 23:18:41
Статья в формате PDF 154 KB...
26 11 2024 20:48:16
Статья в формате PDF 166 KB...
25 11 2024 14:14:13
Статья в формате PDF 114 KB...
24 11 2024 13:27:24
Статья в формате PDF 139 KB...
22 11 2024 4:10:42
Статья в формате PDF 113 KB...
21 11 2024 21:30:48
Представлены результаты опытов биологической рекультивации на отвалах Мирнинского ГОКа. ...
20 11 2024 13:59:43
В данной работе сделана попытка изучить механизм действия некоторых аналгезирующих и местных анестезирующих препаратов на нервно-мышечную передачу холоднокровных животных. Были исследованы aнaльгетики наркотического типа и локальные анестетики. Показано, что все исследованные препараты вызывали уменьшение амплитуды спонтанных биопотенциалов концевой пластинки, что указывает на их постсинаптическое воздействие. ...
19 11 2024 3:49:22
Рассмотрены некоторые проблемы идентификации моделей распределения данных, при использовании современного математического аппарата для решения этой задачи. Показано, что использование методов нелинейной оптимизации для идентификации моделей приводит к улучшению результатов идентификации, но одновременно, изменяет формальную постановку задачи. Выделено три группы проблем, связанных с выбором критериев согласия, их критических значений и проверкой адекватности получаемых моделей. Проанализированы возможные подходы к решению этих проблем. ...
18 11 2024 11:34:10
Статья в формате PDF 115 KB...
17 11 2024 16:59:21
Статья в формате PDF 120 KB...
15 11 2024 22:26:45
Статья в формате PDF 133 KB...
14 11 2024 19:42:23
Статья в формате PDF 331 KB...
13 11 2024 10:46:53
Статья в формате PDF 172 KB...
12 11 2024 16:39:51
Статья в формате PDF 218 KB...
11 11 2024 22:27:31
Статья в формате PDF 266 KB...
10 11 2024 5:52:50
Статья в формате PDF 500 KB...
09 11 2024 3:24:50
Статья в формате PDF 113 KB...
08 11 2024 2:23:27
В эксперименте в сравнительном плане, изучено влияние радиационного облучения, ртутной интоксикации и гипотиреоза на систему иммунитета, на активность ферментов обмена пуриновых нуклеотидов: 5’-нуклеотидазы, АМФ-дезаминазы и аденозиндезаминазы, на активность ферментов антиоксидантной системы: супероксиддисмутазы (СОД), глутатионпероксидазы (ГПО), глутатионредуктазы в ткани печени, почек и в сыворотке крови. Установлены значительные сходства в механизме клеточных и метаболических эффектов радиации, гипотиреоза, ртутной интоксикации. Независимо от ткани и воздействующего на организм фактора (радиация, гипотиреоз, ртутная интоксикация) имеет место однотипные изменения активности супероксиддисмутазы, глутатионпероксидазы и глутатионредуктазы, что свидетельствует о том, что указанные воздействия являются стрессорными. Изменения в иммунной системе, обнаруженные при ионизирующем излучении, пpaктически однотипны изменениям иммунитета при гипотиреозе. При ртутной интоксикации в отличие от гипотиреоза и радиации имеет место снижение уровня В-лимфоцитов, что в какой-то мере объясняется особенностями эффектов ртутной интоксикации на систему иммунитета и ферменты метаболизма пуриновых нуклеотидов. В определенной степени эти различия можно объяснить разной степенью становления защитных механизмов и степенью целостности регуляторной функции адрено-тиреоидной системы. ...
07 11 2024 20:33:11
Статья в формате PDF 560 KB...
06 11 2024 4:19:40
Статья в формате PDF 276 KB...
05 11 2024 4:34:27
Статья в формате PDF 217 KB...
04 11 2024 17:48:33
Приведены данные по распространению элементов платиновой группы (ЭПГ) в офиолитах Салаира, Алтая и Горной Шории. ЭПГ в наибольших концентрациях отмечены в проявлениях хромитов, образующих подиформные залежи, а также в никелевых проявлениях с обильными сульфидами меди, никеля и кобальта. Минералы ЭПГ представлены изоферроплатиной, иридосмином и рутениридосмином. Реже встречаются самородная платина, рутениевый невъянскит и рутениевый сысерскит. В рудных телах также присутствуют в повышенных концентрациях золото и серебро. Состав минеральных фаз платиноидов указывает на близость к восточно-уральскому геолого-промышленному типу, связанному с изверженными породами габбро-клинопироксенит-перидотитовой формации. ...
03 11 2024 18:16:38
Статья в формате PDF 115 KB...
02 11 2024 14:48:39
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::