МЕСТО ТРАДИЦИОННОЙ ПИЩИ В ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДВЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МЕСТО ТРАДИЦИОННОЙ ПИЩИ В ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДВЫ

МЕСТО ТРАДИЦИОННОЙ ПИЩИ В ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДВЫ

Козлова Т.А. Статья в формате PDF 141 KB Традиционная пища как составная часть материального жизнеобеспечения человеческого бытия представляет большой интерес в плане изучения бытовой культуры любой этнической общности. Она интересует исследователей этнической культуры не только с точки зрения технологии ее приготовления, но и как явление быта, отражающее поведенческие и культурно - ритуальные аспекты поведения людей.

Важное значение в обрядности принадлежало хлебу. С ним связывались все основные магические свойства пищи, в первую очередь обеспечение плодородия. Хлеб считался также символом здоровья, благоденствия. Поэтому над ним молились о счастье и здоровье новорожденного во время обряда кшинь озондома (м.), кшинь ознома (э.) - моления над хлебом, устраиваемом в день рождения младенца. Повитуха поднимала над столом каравай и произносила следующие слова:

Пусть будет счастлив ребенок,

Вырастет большим,

Найдет себе пару.1

Как символ богатства хлеб использовали при переселении в новый дом. Окончательно обжитым он считался после того, как хозяйка испечет в печи первые караваи. После этого приглашали гостей и проводили од кудонь озкс (м., э.) - моление в новом доме. Посредине стола ставили хлеб - соль, зажигали свечи и молили бога:

Господи, кормилец прими нас!

Не пугайся, не сердись.

Юртава с нами,

Здесь теперь будем жить.2

Хлеб присутствовал пpaктически на всех этапах свадебного цикла: хлебом - солью благословляли молодых родители жениха и невесты; каравай клали в сундук с приданым; им трижды касались головы молодой во время обряда наречения ее новым именем.

Наряду с хлебом в семейных обрядах мордвы использовались небольшие лепешки из пресного теста. Так, перед первым укладыванием ребенка в колыбель, бабушка со стороны матери клала в ее изголовье специально испеченные лепешки. При их печении она приговаривала: «Пахарем пусть будет», - если родится мальчик, а при рождении дeвoчки - «Пряхой пусть будет» .3

Лепешки использовались в свадебной обрядности. Один из обрядов, так и назывался сюкоронь ознома (моление лепешек). Обычно оно происходило на третий день свадьбы. Невеста вынимала из своего сундука полотенце (иные скатерть), большую чашку с лепешками, принесенными ей накануне отъезда родственниками, которую ставили на стол. Обращаясь к богам, молились со словами: «Хранитель дома серебряный! Вот взяли мы молодушку - полюби ее, чтобы она ходила по твоему дому. Вот тебе дары ее (указывает на скатерть и полотенце), чтобы руки ее поднимались для пряжи, чтобы по вечерам поздно ложилась, по утрам рано вставала». По окончании моления лепешки делили на кусочки и раздавали всем присутствующим».4

В качестве ритуальной пищи широко использовались блины. Они были неотъемлемым элементом масляничных обрядов. Для встречи весны пекли блины в виде сороки (сязьган пачат). Перед тем, как выйти на пригорок, старуха брала один из блинов, мазала его маслом и напевала песенку:

Чикор, чикор, сорока,

Я тебя намажу маслом,

Намажу гладкие перья,

Чтоб они лучше блестели,

Провожаю тебя на пригорок

Вместе со снохой на каток.

Там спой моей снохе

Свою сорочинскую песню.5

Блины являлись обязательной пищей мордовской свадьбы. Ими потчевали подруг невесты, приходивших к ней помогать готовить свадебные подарки, угощать участников обряда, посвященного осмотру хозяйства жениха - кудонь ванома (дом глядеть). В большом количестве их привозили с собой сами поезжане. До настоящего времени сохраняется обычай, согласно которому на второй день свадьбы молодая должна была печь блины. Ее кулинарные способности оценивали присутствующие гости. В этот же день ее представляли умершим предкам мужа, которым она преподносила различные дары, в том числе и блины, при этом приговаривали: «Прадеды и пpaбабушки, да будет ваше благословение! Вот мы взяли сноху - полюбите ее... Вот ее дары - почеты... Вот напекли для вас блинов...».6

До настоящего времени блины являются непременной частью поминальной трапезы, с них начинаются поминки, при этом приговаривают: «Прадеды и пpaбабушки! Да будет на нас ваше благословение! Стряхните с себя пыль земную. Для вас мы блинов напекли, брагу сварили. Приходите, пейте и ешьте...».7 По традиции поминальные блины разносят по домам, приносят на могилу, в церковь. Широкое распространение имел обычай раздачи их нищим.

К числу ритуальных и праздничных блюд относятся пироги. Например, на моление в честь повивальной бабушки «буламань-молян» дети, которым повитуха помогала появиться на свет, приносили ей пироги с пшенной кашей и маком, а также два ситных каравая. Подойдя к ее воротам, мать вместе с детьми пели:

Молись, матушка,

Станем к тебе ходить,

Станем помногу носить

Хлеба да соли,

Свинины да пива,

Пирогов, караваев.8

Пироги также пекли на крестины. Во время праздничного обеда кум и кума поднимали вверх пирог, желая крестнику вырасти таким же большим, на какую высоту был поднят пирог.9

Важную роль играли пироги на свадьбе. Так, если во время сватовства "...пироги приняты, то уже, по мордовским обычаям, дeвка никак не может выйти за другого замуж... Отец и мать невесты с этой минуты не называют дочь своей, а ихой, то есть жениховой родне принадлежащей».10

На праздники обязательно варили напитки, изготовленные на основе ржаного солода - медовое пиво - пуре (м., э.) и брагу - поза (м., э.). Во время молений в честь покровителей пчеловодства медовое пуре варилось прямо на пчельниках. Чашку с напитком ставили перед ульями, приглашая богов им угоститься.11

На Пасху мужчины из родственных семей сообща варили ине чинь пуре - пасхальное пиво. Когда оно было готово, двое мужчин на лошадях отправлялись по деревне созывать людей. Они подъезжали к каждой избе, говоря: «Приходите пить пасхальное пуре!». Участники обряда угощались пивом сами, а также обливали им лошадей, чтобы те были здоровыми и хорошо работали во время пахоты.12

Обливание ритуальными напитками людей, животных, посевов с целью обеспечения здоровья, плодовитости и плодородия было принято при совершении других обрядов. Так, во время буламань моляна повивальная бабка обливала пивом пришедших к ней детей и их матерей. При этом она просила богов: «...дай здоровье внучкам и деткам, дай здоровья отцам, матерям, чтобы дети росли, а у матерей молока было много в гpyди!».13

Таким образом, в составе обрядовой пищи хлеб, и производные от него блюда преобладали блюда, должны были, по народным представлениям, обеспечить плодородие, здоровье, благополучие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. РФ ГУ НИИ Л - 281, С.635.
  2. Корнишина Г.А. Сезонные обряды мордвы. - Саранск, 1999. - С.38.
  3. ЦГА РМ, д.42 С.41об.
  4. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. - Саранск, 1990. - С.343-344.
  5. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.7. Ч.3. Калядно-обрядовые песни и заговоры. - Саранск, 1981. - С.21
  6. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т.5. - Саранск, 1966. - С.302.
  7. Там же. - С.368.
  8. Мельников П.И. Очерки мордвы. - Саранск, 1981. - С.99.
  9. Голицын Ф.С. Мордва в Хвалынском уезде Саратовской губернии //Саратовский сборник. Саратов, 1881. - Ч.1. - С.185.
  10. Мельников П.И. Очерки мордвы. - Саранск, 1981.- С.111.
  11. Бутузов Ф. Из быта мордвы села Живайкина Жадовской волости Корсунского уезда Симбирской губернии //ИОАИЭ, Т.9. Вып.5. - Казань, 1893. - С.487.
  12. Harvo V. Die Religiosen Vorstellugen der Mordwinen. - Helsinki, 1952. -s. 339
  13. Мельников П.И. Указ. соч. - С.203.


ШОШОНИТОВЫЕ ГРАНИТОИДЫ ТИГИРЕКСКОГО МАССИВА АЛТАЯ: ГЕОХИМИЯ, ПЕТРОЛОГИЯ И РУДОНОСНОСТЬ

ШОШОНИТОВЫЕ ГРАНИТОИДЫ ТИГИРЕКСКОГО МАССИВА АЛТАЯ: ГЕОХИМИЯ, ПЕТРОЛОГИЯ И РУДОНОСНОСТЬ риведены геологические, геохимические и петрологические данные по шошонитовым гранитоидам Тигирекского массива Алтая. В составе массива выделены 5 фаз: 1 – габбро; 2 – диориты, монцодиориты; 3 − сиениты, гранодиориты, граносиениты; 4 – граниты, умеренно-щелочные граниты; 5 – лейкограниты, умеренно-щелочные лейкограниты с флюоритом. Породные типы массива отнесены к нормальной известково-щелочной и высококалиевой шошонитовой сериям. Сиениты и монцодиориты тяготеют по составу к банакитам. В процессе становления массива проихсодила диффреренциация глубинного очага с фpaкционированием редкоземельных элементов, что отразилось на соотношении в породах элементов групп LILE и HFSE со значительной деплетированностью последних. В породах происходила смена типа тетрадного фpaкционрования редкоземельных элементов, что связано с различной насыщенностью расплавов флюидами и летучимим компонентами. С массивом связаны месторождения и проявления железа, вольфрамаа, молибдена, бериллия, аквамарина, горного хрусталя и раухтопаза. ...

06 10 2024 2:42:16

КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ НЕРВНЫХ СПЛЕТЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА

КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ НЕРВНЫХ СПЛЕТЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 230 KB...

02 10 2024 4:38:39

НОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ЗУБНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ

НОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ЗУБНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ Статья в формате PDF 112 KB...

28 09 2024 22:43:37

ДВИЖЕНИЕ СЕМЯН ПО ВИНТОВОЙ ЛИНИИ

ДВИЖЕНИЕ СЕМЯН ПО ВИНТОВОЙ ЛИНИИ Статья в формате PDF 133 KB...

25 09 2024 2:59:13

ПРОБЛЕМА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОБЛЕМА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья в формате PDF 96 KB...

12 09 2024 5:21:56

МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБВАЛКА ПТИЦЫ

МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБВАЛКА ПТИЦЫ Статья в формате PDF 257 KB...

10 09 2024 18:30:50

ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТЕКЦИИ МОЗГА ОТ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ ИМПУЛЬСНО-ГИПОКСИЧЕСКИМИ АДАПТАЦИЯМИ

ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТЕКЦИИ МОЗГА ОТ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ ИМПУЛЬСНО-ГИПОКСИЧЕСКИМИ АДАПТАЦИЯМИ Установлен факт защитного влияния нового бионического режима импульсно-гипоксических адаптаций на восстановительные процессы коры мозга после удаления внутричерепных опухолей у нейрохирургических больных. Механизмом протекции мозга от рецидива злокачественных опухолей может быть согласование ритмов энергопродукции и энергопотрeбления в процессе формирования адаптации. ...

09 09 2024 22:59:52

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГРАДОСТРОЕНИИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГРАДОСТРОЕНИИ Статья в формате PDF 254 KB...

06 09 2024 9:37:30

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СПЕРМЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СПЕРМЫ Статья в формате PDF 164 KB...

03 09 2024 18:35:58

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЧЕЛОВЕКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЧЕЛОВЕКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В статье дается концептуальное видение профессиональных стилей человека в зависимости от его профессиональных и жизненных приоритетов. Стиль отражает стратегию адаптации человека. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности рассматривается как функция составляющих ее эффективности. Выделено 16 вариантов стилей, в зависимости от значимых для человека составляющих эффективности его труда. В зависимости от профессиональной успешности, степени удовлетворенности трудом и ценностных ориентаций выделено 8 профессиональных стилей, хаpaктеризующих (выявляющих, демонстрирующих) хаpaктер специалиста. ...

02 09 2024 17:59:17

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ГЕОГЕЛЬМИНТОЗЫ

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ГЕОГЕЛЬМИНТОЗЫ Статья в формате PDF 237 KB...

01 09 2024 12:18:23

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД В ТИРЕОИДОЛОГИИ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД В ТИРЕОИДОЛОГИИ Статья в формате PDF 93 KB...

31 08 2024 19:50:48

МИКРОТОПОГРАФИЯ ПОВЕРХНОСТИ ПОСЛЕ ВЫГЛАЖИВАНИЯ

МИКРОТОПОГРАФИЯ ПОВЕРХНОСТИ ПОСЛЕ ВЫГЛАЖИВАНИЯ Статья в формате PDF 265 KB...

30 08 2024 0:42:12

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::