МЕСТО ТРАДИЦИОННОЙ ПИЩИ В ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДВЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МЕСТО ТРАДИЦИОННОЙ ПИЩИ В ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДВЫ

МЕСТО ТРАДИЦИОННОЙ ПИЩИ В ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДВЫ

Козлова Т.А. Статья в формате PDF 141 KB Традиционная пища как составная часть материального жизнеобеспечения человеческого бытия представляет большой интерес в плане изучения бытовой культуры любой этнической общности. Она интересует исследователей этнической культуры не только с точки зрения технологии ее приготовления, но и как явление быта, отражающее поведенческие и культурно - ритуальные аспекты поведения людей.

Важное значение в обрядности принадлежало хлебу. С ним связывались все основные магические свойства пищи, в первую очередь обеспечение плодородия. Хлеб считался также символом здоровья, благоденствия. Поэтому над ним молились о счастье и здоровье новорожденного во время обряда кшинь озондома (м.), кшинь ознома (э.) - моления над хлебом, устраиваемом в день рождения младенца. Повитуха поднимала над столом каравай и произносила следующие слова:

Пусть будет счастлив ребенок,

Вырастет большим,

Найдет себе пару.1

Как символ богатства хлеб использовали при переселении в новый дом. Окончательно обжитым он считался после того, как хозяйка испечет в печи первые караваи. После этого приглашали гостей и проводили од кудонь озкс (м., э.) - моление в новом доме. Посредине стола ставили хлеб - соль, зажигали свечи и молили бога:

Господи, кормилец прими нас!

Не пугайся, не сердись.

Юртава с нами,

Здесь теперь будем жить.2

Хлеб присутствовал пpaктически на всех этапах свадебного цикла: хлебом - солью благословляли молодых родители жениха и невесты; каравай клали в сундук с приданым; им трижды касались головы молодой во время обряда наречения ее новым именем.

Наряду с хлебом в семейных обрядах мордвы использовались небольшие лепешки из пресного теста. Так, перед первым укладыванием ребенка в колыбель, бабушка со стороны матери клала в ее изголовье специально испеченные лепешки. При их печении она приговаривала: «Пахарем пусть будет», - если родится мальчик, а при рождении дeвoчки - «Пряхой пусть будет» .3

Лепешки использовались в свадебной обрядности. Один из обрядов, так и назывался сюкоронь ознома (моление лепешек). Обычно оно происходило на третий день свадьбы. Невеста вынимала из своего сундука полотенце (иные скатерть), большую чашку с лепешками, принесенными ей накануне отъезда родственниками, которую ставили на стол. Обращаясь к богам, молились со словами: «Хранитель дома серебряный! Вот взяли мы молодушку - полюби ее, чтобы она ходила по твоему дому. Вот тебе дары ее (указывает на скатерть и полотенце), чтобы руки ее поднимались для пряжи, чтобы по вечерам поздно ложилась, по утрам рано вставала». По окончании моления лепешки делили на кусочки и раздавали всем присутствующим».4

В качестве ритуальной пищи широко использовались блины. Они были неотъемлемым элементом масляничных обрядов. Для встречи весны пекли блины в виде сороки (сязьган пачат). Перед тем, как выйти на пригорок, старуха брала один из блинов, мазала его маслом и напевала песенку:

Чикор, чикор, сорока,

Я тебя намажу маслом,

Намажу гладкие перья,

Чтоб они лучше блестели,

Провожаю тебя на пригорок

Вместе со снохой на каток.

Там спой моей снохе

Свою сорочинскую песню.5

Блины являлись обязательной пищей мордовской свадьбы. Ими потчевали подруг невесты, приходивших к ней помогать готовить свадебные подарки, угощать участников обряда, посвященного осмотру хозяйства жениха - кудонь ванома (дом глядеть). В большом количестве их привозили с собой сами поезжане. До настоящего времени сохраняется обычай, согласно которому на второй день свадьбы молодая должна была печь блины. Ее кулинарные способности оценивали присутствующие гости. В этот же день ее представляли умершим предкам мужа, которым она преподносила различные дары, в том числе и блины, при этом приговаривали: «Прадеды и пpaбабушки, да будет ваше благословение! Вот мы взяли сноху - полюбите ее... Вот ее дары - почеты... Вот напекли для вас блинов...».6

До настоящего времени блины являются непременной частью поминальной трапезы, с них начинаются поминки, при этом приговаривают: «Прадеды и пpaбабушки! Да будет на нас ваше благословение! Стряхните с себя пыль земную. Для вас мы блинов напекли, брагу сварили. Приходите, пейте и ешьте...».7 По традиции поминальные блины разносят по домам, приносят на могилу, в церковь. Широкое распространение имел обычай раздачи их нищим.

К числу ритуальных и праздничных блюд относятся пироги. Например, на моление в честь повивальной бабушки «буламань-молян» дети, которым повитуха помогала появиться на свет, приносили ей пироги с пшенной кашей и маком, а также два ситных каравая. Подойдя к ее воротам, мать вместе с детьми пели:

Молись, матушка,

Станем к тебе ходить,

Станем помногу носить

Хлеба да соли,

Свинины да пива,

Пирогов, караваев.8

Пироги также пекли на крестины. Во время праздничного обеда кум и кума поднимали вверх пирог, желая крестнику вырасти таким же большим, на какую высоту был поднят пирог.9

Важную роль играли пироги на свадьбе. Так, если во время сватовства "...пироги приняты, то уже, по мордовским обычаям, дeвка никак не может выйти за другого замуж... Отец и мать невесты с этой минуты не называют дочь своей, а ихой, то есть жениховой родне принадлежащей».10

На праздники обязательно варили напитки, изготовленные на основе ржаного солода - медовое пиво - пуре (м., э.) и брагу - поза (м., э.). Во время молений в честь покровителей пчеловодства медовое пуре варилось прямо на пчельниках. Чашку с напитком ставили перед ульями, приглашая богов им угоститься.11

На Пасху мужчины из родственных семей сообща варили ине чинь пуре - пасхальное пиво. Когда оно было готово, двое мужчин на лошадях отправлялись по деревне созывать людей. Они подъезжали к каждой избе, говоря: «Приходите пить пасхальное пуре!». Участники обряда угощались пивом сами, а также обливали им лошадей, чтобы те были здоровыми и хорошо работали во время пахоты.12

Обливание ритуальными напитками людей, животных, посевов с целью обеспечения здоровья, плодовитости и плодородия было принято при совершении других обрядов. Так, во время буламань моляна повивальная бабка обливала пивом пришедших к ней детей и их матерей. При этом она просила богов: «...дай здоровье внучкам и деткам, дай здоровья отцам, матерям, чтобы дети росли, а у матерей молока было много в гpyди!».13

Таким образом, в составе обрядовой пищи хлеб, и производные от него блюда преобладали блюда, должны были, по народным представлениям, обеспечить плодородие, здоровье, благополучие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. РФ ГУ НИИ Л - 281, С.635.
  2. Корнишина Г.А. Сезонные обряды мордвы. - Саранск, 1999. - С.38.
  3. ЦГА РМ, д.42 С.41об.
  4. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. - Саранск, 1990. - С.343-344.
  5. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.7. Ч.3. Калядно-обрядовые песни и заговоры. - Саранск, 1981. - С.21
  6. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т.5. - Саранск, 1966. - С.302.
  7. Там же. - С.368.
  8. Мельников П.И. Очерки мордвы. - Саранск, 1981. - С.99.
  9. Голицын Ф.С. Мордва в Хвалынском уезде Саратовской губернии //Саратовский сборник. Саратов, 1881. - Ч.1. - С.185.
  10. Мельников П.И. Очерки мордвы. - Саранск, 1981.- С.111.
  11. Бутузов Ф. Из быта мордвы села Живайкина Жадовской волости Корсунского уезда Симбирской губернии //ИОАИЭ, Т.9. Вып.5. - Казань, 1893. - С.487.
  12. Harvo V. Die Religiosen Vorstellugen der Mordwinen. - Helsinki, 1952. -s. 339
  13. Мельников П.И. Указ. соч. - С.203.


СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЭНДОТОКСИКОЗА

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЭНДОТОКСИКОЗА Статья в формате PDF 119 KB...

20 04 2024 5:13:25

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЙ В СЕЧЕНИЯХ ДЕТАЛЕЙ РВП

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЙ В СЕЧЕНИЯХ ДЕТАЛЕЙ РВП Статья в формате PDF 589 KB...

15 04 2024 8:18:21

ГИГАНТСКИЙ БЕЗОАР ЖЕЛУДКА

ГИГАНТСКИЙ БЕЗОАР ЖЕЛУДКА Статья в формате PDF 104 KB...

14 04 2024 7:53:52

Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ

Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ В статье излагается позиция автора о необходимости максимально ответственно относиться к своему здоровью, исходя из объективных предпосылок нашего времени. ...

12 04 2024 8:18:24

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕРЗЛОТНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭКОСИСТЕМ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПРИРОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕРЗЛОТНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭКОСИСТЕМ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПРИРОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ Экспериментальные исследования на участке распространения пород ледового комплекса выявили увеличение глубины сезонного протаивания и повышение температуры грунтов на прилегающей к железной дороге просеке. Установлено поднятие верхней границы многолетнемерзлых пород под высокой насыпью и низкой насыпью с теплоизолирующим материалом, отсыпанных в зимний сезон. Отмечено формирование чаши протаивания при отсыпке нулевой насыпи в теплый период с удалением сезонноталого слоя в её основания. Предложены мероприятия обеспечивающие устойчивость земляного полотна. ...

07 04 2024 1:26:30

COMPUTERIZED FORECASTING MYOCARDIAL INFARCTION AND INSULT

COMPUTERIZED FORECASTING MYOCARDIAL INFARCTION AND INSULT Статья в формате PDF 119 KB...

06 04 2024 17:10:40

ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕЧЕНИЯ МЕЛКОГО ЗОЛОТА ИЗ РЕЧНОГО ПЕСКА

ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕЧЕНИЯ МЕЛКОГО ЗОЛОТА ИЗ РЕЧНОГО ПЕСКА Рассматривается возможность извлечения мелкого золота из золотосодержащего речного песка при проведении очистки фарватера р. Енисей (Тува) земснарядом с производительностью 250 м³/ час по исходным пескам, и убедительно показана целесообразность и экономическая выгода этого. ...

01 04 2024 19:58:59

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК САМОУПРАВЛЕНИЯ С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК САМОУПРАВЛЕНИЯ С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ Проводился анализ изменений биоэлектрической активности головного мозга и сверхмедленной активности в нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системах в процессе адаптивного биоуправления с биологической обратной связью по параметрам церебральной гемодинамики и медитации. Осуществлялась регистрация сверхмедленной активности нервной и сердечно-сосудистой систем и локализация биоэлектрической активности нервной системы. Выявлено вовлечение различных мозговых структур в реализацию поведенческих стратегий в группах обучившихся различным видам самоуправления, что говорит о различии механизмов достижения конечного результата. Полученные результаты свидетельствуют о вовлечении кардиореспираторной синхронизации в изменение биоэлектрической активности только при релаксации с помощью адаптивного биоуправления. Осуществлена проверка резонансной гипотезы релаксации, согласно которой при совпадении частот изменения дыхания, биоэлектрической активности мозга, сердечного ритма и сосудистого тонуса происходит усиление активности в вовлекаемых в резонансный ответ структурах. ...

29 03 2024 11:33:16

К ВОПРОСУ О ПОВТОРЕ КАК ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ

Статья в формате PDF 247 KB...

28 03 2024 22:15:19

ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ (учебное пособие)

ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ (учебное пособие) Статья в формате PDF 137 KB...

25 03 2024 0:15:47

ЛЕС – ЗЕЛЕНОЕ ЗОЛОТО РОССИИ

ЛЕС – ЗЕЛЕНОЕ ЗОЛОТО РОССИИ Статья в формате PDF 286 KB...

24 03 2024 5:17:49

ИССЛЕДОВАНИЕ РИСКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО НЕСООТВЕТСТВИЯ К ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИССЛЕДОВАНИЕ РИСКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО НЕСООТВЕТСТВИЯ К ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В статье изложены результаты комплексного исследования профессионального соответствия студентов старших курсов медицинского вуза выбранной врачебной специальности, проведенного с использованием социологических, клинико-физиологических и психодиагностических методов. ...

23 03 2024 15:58:28

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ В ОБЩЕСТВО РИСКА

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ В ОБЩЕСТВО РИСКА Статья в формате PDF 281 KB...

22 03 2024 17:57:42

УСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАСТНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

УСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАСТНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ Среди образовательных технологий заметно выделяются научные олимпиады школьников. Участники олимпиад организуют свою мыслительную деятельность на познание явлений природы, овладение умением пользоваться ими, что формирует в сознании естественнонаучную картину мира, закладывая основы целостной личности. ...

19 03 2024 11:25:35

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::