О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ЭКОНОМИКЕ (В СВЕТЕ ПОЛОЖЕНИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ)
Институциональная экономика связывает существование государства как особой организации с наибольшей эффективностью его деятельности (по сравнению с рынком или другими видами организаций) по обеспечению ряда функций:
- Спецификация и защита прав собственности.
- Создание каналов обмена информацией.
- Разработка стандартов мер и весов.
- Создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг.
- Правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьей» стороны в конфликтах.
- Производство общественных благ.
В исполнении государства эти функции сопряжены с наименьшими трaнcакционными издержками для общества и абсолютным большинством его граждан доминирование государства в этих областях признается наиболее оптимальной из реально возможных альтернатив.
При этом государство обладает большим потенциалом насилия по сравнению с другими участниками рыночных отношений и в частности эта его особенность позволяет ему решать вышеперечисленные задачи. Как отмечают исследователи [1], «по отношению к организации экономики на основе таких институтов, как рынок и частная собственность, государство представляет собой парадоксальное явление: для нормального функционирования и защиты этих институтов, оказывается нужен механизм, базирующийся на противоположных принципах централизации и коллективной собственности».
Проблема государственного вмешательства в экономику тесно связана с понятием «экстернальных» (внешних) эффектов - побочных результатов любой деятельности, которые достаются не самому индивидууму, а касаются каких-то сторонних, третьих лиц. Они возникают, в частности, при нарушении правомочия под номером 9 из классического «полного определения» права собственности, данного А. Оноре [5] - воздержание от вредного использования. Существование экстерналий ограничивает степень исключительности прав собственности.
Подобные ситуации складываются, когда индивидуумы при принятии решений не считаются с последствиями своих действий для окружающих, они недоучитывают либо издержки, либо выгоды, которые достанутся другим. Возникают расхождения между частными и социальными издержками (где социальные издержки равны сумме частных и экстернальных издержек) или между частными и социальными выгодами (где социальные выгоды равны сумме частных и экстернальных выгод). Поскольку любой агент основывает свои решения на сопоставлении частных выгод с частными издержками, то это приводит либо к перепроизводству благ с отрицательными внешними эффектами, либо к недопроизводству благ с положительными внешними эффектами. Распределение ресурсов оказывается неэффективным, с точки зрения всего общества: «Как следствие, масштаб деятельности может оказаться слишком велик или слишком мал для достижения социального оптимума» [3].
Случаи расхождения между частным и социальным соотношениями издержки/выгоды хаpaктеризовались А. Пигу как «провалы рынка». Ссылки на провалы рынка служили главным теоретическим обоснованием для растущего вмешательства государства в экономику. Пpaктические рекомендации Пигу были однозначны: необходимо приближать частное соотношение издержки/выгоды к социальному как путем налогообложения всех видов деятельности, связанных с отрицательными экстерналиями, так и путем предоставления субсидий всем видам деятельности, связанным с положительными экстерналиями.
Сторонники теории прав собственности придерживаются иного взгляда на проблему экстерналий. Развитие теоремы Р. Коуза позволило утверждать, что источником экстерналий служат размытые или не установленные права собственности. Не случайно основным полем конфликтов в связи с внешними эффектами становятся ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких (вода, воздух) и на которые поэтому никаких прав собственности до того в принципе не существовало. Без первоначального разграничения прав не может быть никаких сделок по их передаче или рекомбинированию ясного решения о наделении правами собственности бывает достаточно, чтобы внешние эффекты исчезли сами собой. поэтому точная спецификация прав собственности открывает путь к преодолению экстернальных ситуаций и связанной с ними неоптимальности в распределении ресурсов.
Четкая спецификация прав собственности до такой степени, что все результаты деятельности каждого агента касались бы его и только его, превращала бы любые внешние эффекты - во внутренние: «Главная функция прав собственности - давать стимулы для большей интериоризации экстерналий, - указывает Г. Демсец. - Любые издержки или выгоды, связанные с социальным взаимодействием, являются потенциальными экстерналиями» [4].
Кроме того, теорема Р. Коуза отводила обвинение рынка в провалах (случаях расхождения между частным и социальным соотношениями издержки/выгоды). Получалось, что если кто и «проваливается» в экстернальных ситуациях, так это государство. Ведь, по Р. Коузу, путь к преодолению экстерналий лежит через создание новых прав собственности в тех областях, где до сих пор они еще не были установлены. Более того, зачастую внешние эффекты порождаются самим государством, когда оно воздвигает барьеры, препятствующие заключению добровольных сделок по интериоризации этих эффектов.
Таким образом, роль государства заключается в нивелировании экстерналий экономических решений своих граждан путем как можно более полной и детальной спецификации прав собственности, а также создание и развитие прав собственности во вновь открывающихся или приобретающих актуальность областях экономики.
Особенностью государственного участия в экономике следует считать тот факт, что государство формирует общественный сектор экономики, возмещение затрат на работу которого оно в состоянии покрыть, вводя и собирая соответствующие налоги: ведь только за ним общество признает право на узаконенное принуждение.
Понятие «общественное благо» используется для обозначения особого типа товаров и услуг, обладающих следующими специфическими чертами:
- потрeбление блага одним индивидом отнюдь не мешает потрeбллять его и другому, то есть потребители не конкурируют между собой за его использование;
- если такое благо произведено, невозможно запретить доступ к нему ни одному из желающих.
Общественные блага постоянно находятся под угрозой недопроизводства. Здесь, как и во многих аналогичных случаях, дает о себе знать универсальное явление, получившее название «эффект безбилетника». В деле производства общественных благ рынок дает осечку, связанные с ним стимулы эффективного использования ресурсов диктуют производителям отказ от их применения для такого производства.
Тем самым, невозможность обеспечить оплату общественных благ через рыночный механизм, с одной стороны, и необходимость их производства - с другой, ставят государство в позицию пpaктически монопольного их производителя.
Вместе с тем, важно отметить, что не существование общественных благ порождает возникновение государства, а специфические черты последнего как особой организации дают ему сравнительные преимущества в деле их производства.
Принимаясь за производство общественных благ, государство начинает выполнять роль не только спецификатора и защитника прав собственности, но и хозяйствующего субъекта, управляющего использованием ресурсов.
В качестве хозяйствующего субъекта государство выступает и в случаях непосредственного участия в приносящей доходы коммерческой деятельности. Вероятно, можно говорить о том, что участие государства как экономического агента в конкретных секторах экономики тесно связано с государственной функцией гарантирования системы прав собственности в обществе и складывается исторически.
Являясь, с точки зрения рынка, особым экономическим институтом, государство при создании государственных или регулируемых фирм устанавливает особые ограничения прав собственности. Различия в правах собственности частных и государственных фирм, как подчеркивают западные экономисты, приводят к очень важным различиям в ценовом поведении. Поскольку владелец (владельцы) частной фирмы имеет право на отчуждение собственности и на остаточный доход, он может выбирать, в какой форме ему предпочтительнее получить этот доход. Он не обязан продавать товар только за деньги. Он может выставлять при его продаже любые сторонние условия, расплачиваясь за это снижением цены. Это будет его плата за получение неденежных удовлетворений, которые ему фактически доставляет потребитель. Поэтому действие режима частной собственности выражается не в максимально высоких ценах, а в максимально широком разнообразии денежных и неденежных компонентов оплаты.
Отдельные члeны в «комaндах» государственных учреждений и предприятий (особенно - неприбыльных) не могут притязать на остаточный доход в денежной форме. Повышение цен на услуги такого предприятия не увеличивает денежного дохода участников его «комaнды». Поэтому государственные фирмы заинтересованы в том, чтобы устанавливать заниженные цены на свои услуги, сопровождая их дополнительными условиями, которые обеспечивают члeнам «комaнды» получение неденежных удовлетворений.
В итоге цены будут в среднем ниже уровня, необходимого для расчистки рынков. Это позволяет «комaндам» государственных учреждений или предприятий прибегать к неценовым методам рационирования: очередям, спискам, карточкам и т.д.
Поэтому при распределении ресурсов режим частной собственности больше тяготеет к рынку, режим государственной собственности - к нерыночным критериям рационирования, обеспечивающим большую свободу действий тем, кто их устанавливает и применяет.
Логичным было бы предположить, что эти особенности и обусловливают обращение широкой коалиции члeнов общества (государства), заинтересованной в максимизации благосостояния всего общества и, в частности, в стабильном росте величины неналоговых доходов государственного бюджета, к услугам узких распределительных коалиций (менеджмента современных (открытых) корпораций) и передаче им в управление государственных активов (в форме государственных пакетов акций или долей государственного участия в коммерческих организациях). Узкие распределительные коалиции по своей природе нацелены на достижение собственных целей и удовлетворение собственных интересов, невзирая на экстерналии деятельности, и потому более эффективны в реализации коммерческих проектов.
Обращение к услугам узких распределительных коалиций позволяет решить и так называемую проблему контроля государства за его агентами - менеджментом государственных фирм, реализующими естественное стремление к получению в той или иной форме дополнительной ренты сверх той, что определена для них государством. Как отмечалось выше, эффективность деятельности менеджмента открытых корпораций оценивается самим рынком и не требует дополнительных контрольных мероприятий от собственников.
Таким образом, принимая участие в современных (открытых) корпорациях в качестве их владельца или совладельца, государство получает возможность избавиться от необходимости сложного контроля за наблюдателями (собственными агентами), исключить возможность вредного ограничительного воздействия на развитие и спецификацию прав собственности в обществе («сохраняет лицо» в качестве гаранта прав собственности) и подобно любой другой коммерческой организации удовлетворяет естественное стремление к максимизации прибыли.
Учитывая специфичность государства как участника экономических отношений (государство - гарант прав собственности; субъект, обладающий наибольшим потенциалом насилия), логичным было бы предположить, что преобладающим типом контpaкта в экономических организациях с государственным участием будет так называемый имлицитный контpaкт. Этот тип контpaкта предполагает «соглашение между индивидом, нейтральным к риску (в данном случае - государством) и противником риска (владеющими миноритарным пакетом акций акционерами, трудовым коллективом, обществом в целом в случае производства общественных благ), определяющее круг задач, которые могут быть реализованы в будущем по ходу выполнения контpaкта. При этом противник риска передает индивиду, нейтральному к риску, право контроля над своими действиями» [2].
Имплицитный контpaкт еще и потому может предполагаться как приоритетный и наиболее часто используемый государством как собственником, что этот тип контpaкта обеспечивает наименьший уровень трaнcакционных издержек при следующих условиях деятельности организации:
- Высокая специфичность активов (специфичность по месту расположения активов (природные ресурсы, выгодное экономико-географическое расположение); специфичность инвестиций в производственную инфраструктуру, рассчитанную на потребности определенного потребителя и т.п.).
- Значительная степень неопределенности, сопровождающей реализацию контpaкта.
- Высокая цена доступа к закону по сравнению с издержками внелегальности - в этих условиях имплицитный контpaкт, являющийся своего рода судебной и правоохранительной системой в миниатюре, будет наиболее оптимальным.
Резюмируя вышесказанное, отметим следующие особенности государства в экономике:
- Государство как организация с наибольшим по сравнению с другими участниками рынка потенциалом насилия и наделенная своими гражданами наибольшим набором полномочий реализует в экономике ряд специфических функций.
- В части производства общественных благ государство является естественным монополистом, что связано с существование так называемого «эффекта безбилетника».
- Государство призвано сглаживать последствия индивидуальных решений экономических агентов (экстерналии), создавая «прозрачную», детально определенную систему прав собственности.
- Государство - хозяйствующий субъект, стремящийся к максимизации своих доходов и с этой целью участвующий в разного рода экономических организациях и делегирующий часть своих управленческих полномочий узким распределительным коалициям в лице менеджмента компаний.
- Экономические организации с государственным участием тяготеют к построению своей деятельности на основе имплицитного контpaкта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. - М., 1990. -90 с.
- Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. - М.:. ИНФРА-М, 2007.
- Chueng S.N.S. The myth of social costs. - L., 1978.
- Demsetz H. Toward a theory of property rights. - "American Economic Review", 1967,v. 57, N 2.
- Honore A.V. Ownership. - In Oxford essays in jurisprudence. Ed. by Guest A.M., Oxford, 1961.
Статья в формате PDF 221 KB...
09 10 2024 1:39:54
Статья в формате PDF 102 KB...
08 10 2024 18:11:36
Статья в формате PDF 119 KB...
07 10 2024 7:56:48
Статья в формате PDF 107 KB...
06 10 2024 22:23:15
Статья в формате PDF 130 KB...
05 10 2024 8:43:52
Статья в формате PDF 304 KB...
04 10 2024 6:27:37
03 10 2024 9:34:51
Статья в формате PDF 125 KB...
02 10 2024 16:37:16
Статья в формате PDF 134 KB...
01 10 2024 8:17:26
Статья в формате PDF 102 KB...
29 09 2024 23:10:18
В костном мозге больных гематологическими заболеваниями выявлено значительное количество эритроклазических кластеров, хаpaктеризующихся экзоцитарным лизисом входящих в них эритроцитов кластерообразующими миелокариоцитами разных видов, включая эритрокариоциты. Содержание эритроклазических кластеров с происходящим в них экзоцитарным лизисом эритроцитов варьировало от 21% от всех эритроклазических кластеров в костном мозге больных апластической анемией до 81% в костном мозге больных в активной фазе острого лимфобластного лейкоза, что свидетельствует об интенсивности лизиса в них эритроцитов. С наибольшей интенсивностью лизис эритроцитов происходил в костном мозге больных в активную фазу острого лимфобластного лейкоза и больных хроническим миелолейкозом. При этом в момент исследования подвергались деструкции в эритроклазических кластеров десятки тысяч эритроцитов в мкл костного мозга. Эти данные подтверждают представление о костном мозге как органе гемолиза. ...
27 09 2024 21:38:46
Статья в формате PDF 189 KB...
26 09 2024 16:23:39
Статья в формате PDF 116 KB...
25 09 2024 10:49:37
Статья в формате PDF 115 KB...
24 09 2024 21:19:18
Статья в формате PDF 483 KB...
21 09 2024 16:23:24
Статья в формате PDF 115 KB...
20 09 2024 22:18:11
Статья в формате PDF 115 KB...
19 09 2024 17:24:37
17 09 2024 23:50:15
Статья в формате PDF 154 KB...
16 09 2024 2:58:53
Статья в формате PDF 136 KB...
15 09 2024 4:16:43
Статья в формате PDF 103 KB...
14 09 2024 7:23:32
Статья в формате PDF 113 KB...
13 09 2024 15:59:31
Статья в формате PDF 266 KB...
11 09 2024 23:40:35
Статья в формате PDF 179 KB...
10 09 2024 5:35:12
Статья в формате PDF 300 KB...
09 09 2024 14:35:17
Статья в формате PDF 147 KB...
08 09 2024 7:23:17
07 09 2024 12:22:27
Статья в формате PDF 120 KB...
06 09 2024 4:28:41
Статья в формате PDF 114 KB...
05 09 2024 1:56:13
Изучение иммунитета при стрессе является правомерным в оценке адаптивных систем организма и его резервных возможностей. На основании анализа функциональных возможностей иммунитета можно воздействовать на адаптивные системы и прогнозировать течение стресс-реакции. ...
04 09 2024 6:24:37
Статья в формате PDF 180 KB...
03 09 2024 7:47:13
Статья в формате PDF 126 KB...
02 09 2024 14:13:37
Статья в формате PDF 111 KB...
01 09 2024 12:19:52
Статья в формате PDF 329 KB...
31 08 2024 10:27:18
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::