МИКРОЭЛЕМЕНТОЗЫ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МИКРОЭЛЕМЕНТОЗЫ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА

МИКРОЭЛЕМЕНТОЗЫ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА

Ларионова Т.К. Симонова Н.И. Гарифуллина Г.Ф. Яхина М.Р. Галикеева А.Ш. Аллаярова Г.Р. Статья в формате PDF 101 KB

В настоящее время особое внимание уделяется проблемам микроэлементного гомеостаза организма, нарушения которого, как показывают исследования, могут сопровождать многие патологические состояния различных органов и систем организма.

Нарушение соотношения эссенциальных и токсичных элементов в различных биологических средах человека, так называемые дисэлементозы, весьма хаpaктерны для жителей крупных промышленных городов. Как известно, элементный статус человеческого организма зависит, в первую очередь, от его генетических особенностей и формируется под воздействием ряда факторов: хаpaктера питания, профессионального воздействия, места проживания.

Для города Уфы - крупного промышленного центра с развитой сетью автомобильных дорог и функционированием предприятий различных отраслей промышленности хаpaктерно техногенное загрязнение среды обитания металлами, такими как свинец, кадмий, кобальт, марганец, никель, хром, ртуть. Содержание тяжелых металлов в продуктах питания, хотя и не превышает соответствующие гигиенические нормативы, остается достаточно значимым. Нерациональное питание, в том числе, недостаточное потрeбление с суточным рационом некоторых макро- и микроэлементов, может также расцениваться как фактор риска развития заболеваний.

С целью изучения элементного статуса жителей города, были сформированы группы, состоящие из пpaктически здоровых лиц в возрасте 20-45 лет, не имеющих в своей производственной деятельности контакта с тяжелыми металлами. Кроме того, оценено содержание металлов в биосредах человека при ряде заболеваний. Содержание химических элементов (Cu, Zn, Mg, Ca, Fe, Mn, Ni, Co, Pb, Cd, Cr, Hg, As) в крови, волосах и слюне определяли методом атомно-абсорбционной спектрометрии, пробы отбирали и готовили для исследования по общепринятым методикам.

В результате исследований выявлены особенности накопления металлов в биологических средах лиц в зависимости от возраста, пола и района проживания.

Техногенный пресс тяжелыми металлами на организм жителей Уфы нашел свое отражение в повышенном уровне токсичных элементов: свинца, ртути и кобальта в крови и волосах жителей города. Кроме того, в крови обнаружен повышенный уровень кальция, сниженный - железа, и в некоторых возрастных группах меди и цинка. Поскольку содержание элементов в организме строго сбалансировано, увеличение содержания какого-либо токсичного элемента, например, свинца или ртути, приводит к снижению концентрации элементов - антагонистов, зачастую это - эссенциальные элементы, такие как медь, железо, цинк, магний. Для ряда элементов выявлены корреляционные связи между содержанием в различных биологических средах. Например, для содержания ртути в крови и волосах существует корреляционная зависимость средней силы (r= 0,58).. Более высокая корреляционная зависимость (r = 0,86) выявлена между содержанием ртути в крови и чистой слюне и пpaктически такая же, но обратная (r = -0,85) - для содержания ртути в крови и моче. Это дает возможность при определении содержания металла в одной из наиболее доступных биологических сред, например, в волосах судить о степени контаминации организма в целом.

Изменение элементного состава биологических сред отмечается при ряде заболеваний. Так, например, элементный дисбаланс при заболевании хроническим генерализованным пародонтитом выражается в изменении концентрации как эссенциальных элементов, так и токсичных. В крови достоверно снижается (относительно контроля) содержание железа, меди, марганца, кальция и повышается концентрации магния, кадмия и никеля. В слюне больных с заболеваниями пародонта концентрация кальция достоверно ниже, а цинка, марганца и магния выше, чем у здоровых лиц.

При различных видах аллапеций нарушается соотношение между медью и цинком, железом и цинком, значительно (почти вдвое) снижается содержание цинка в волосах.

В заключение необходимо отметить, что обеспечение гигиенических нормативов содержания токсических веществ в окружающей среде пpeдoxpaняет от накопления их в организме человека. Элементный состав биологических сред человека адекватно отражает экологическую ситуацию в районе проживания, и может быть использован в социально-гигиеническом мониторинге для оценки состояния здоровья жителей.



ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХРОМОВОГО ДУБЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 132 KB...

14 05 2025 9:27:37

ХРОНОФЕНОМЕНОЛОГИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ

ХРОНОФЕНОМЕНОЛОГИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ Статья в формате PDF 181 KB...

13 05 2025 19:15:40

Феномен технонауки

Феномен технонауки Статья в формате PDF 255 KB...

12 05 2025 4:40:31

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ НАНОМАТЕРИАЛОВ И НАНОТЕХНОЛОГИЙ В ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ НАНОМАТЕРИАЛОВ И НАНОТЕХНОЛОГИЙ В ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Дана оценка современным физико-химическим методам исследования для контроля, сертификации и гигиенической оценке безопасности нономатариалов. Разработаны методики определения ряда тяжелых металлов в биологических средах, которые утверждены МЗ РФ и Роспотребнадзором РФ и могут быть использованы для оценки безопасности наноматериалов. ...

09 05 2025 23:25:15

РАЗВИТИЕ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА

РАЗВИТИЕ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 194 KB...

04 05 2025 23:46:47

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНИКА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНИКА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ») Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предъявляет новые требования к формам и методам проведения образовательного процесса, неотъемлемой частью которого становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В статье обоснована эффективность использования ИТК в процессе обучения. Детально приведены требования к разработке электронных образовательных комплексов. Описана структура электронного мультимедийного учебника «История педагогики и образования», содержащего: лекции по предложенным для изучения темам; задания для семинарских занятий; темы рефератов; темы курсовых работ; блок «Тестирование». Приведены конкретные пpaктические результаты эксперимента, подтверждающие эффективность использования ИКТ в процессе обучения в высшей школе. ...

24 04 2025 11:44:11

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Статья в формате PDF 297 KB...

22 04 2025 15:12:42

HLA-АССОЦИАЦИИ ПРИ ТЯЖЕЛОМ ТЕЧЕНИИ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА И АТОПИЧЕСКОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ

HLA-АССОЦИАЦИИ ПРИ ТЯЖЕЛОМ ТЕЧЕНИИ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА И АТОПИЧЕСКОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ У детей установлено существование ассоциативной связи тяжёлого течения атопического дерматита и атопической бронхиальной астмы с иммуногенетическими параметрами. ...

18 04 2025 12:24:17

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 120 KB...

17 04 2025 2:24:27

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ ЖИВОЙ МАТЕРИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ ЖИВОЙ МАТЕРИИ Информационное поле живой матери создается природой, природа адаптирует это поле, обучает окружающему мирозданию и формирует, передает, самоорганизующейся живой материи. ...

10 04 2025 5:52:23

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ХИМИЯ – ИНФОРМАТИКА ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ С УЧЕТОМ МАССОВОЙ ДОЛИ ВЫХОДА ПРОДУКТА РЕАКЦИИ"

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ХИМИЯ – ИНФОРМАТИКА ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ С УЧЕТОМ МАССОВОЙ ДОЛИ ВЫХОДА ПРОДУКТА РЕАКЦИИ" Развитие интеллекта учащихся происходит эффективно, если усвоение знаний, приобретение умений и навыков из цели образования превращается в средство развития способностей. Для этого надо переосмыслить содержание образования, сконструировать и внедрить эффективные педагогические технологии, позволяющие эффективно решить поставленные задачи. "Химия для математиков" – технология интеграции естественно-математических знаний на разных уровнях. Методика проведения интегрированных уроков "химия – информатика" разработана и успешно применяется в физико-техническом лицее № 1 г. Саратова. ...

08 04 2025 16:19:52

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::