МИКРОЭЛЕМЕНТОЗЫ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА
В настоящее время особое внимание уделяется проблемам микроэлементного гомеостаза организма, нарушения которого, как показывают исследования, могут сопровождать многие патологические состояния различных органов и систем организма.
Нарушение соотношения эссенциальных и токсичных элементов в различных биологических средах человека, так называемые дисэлементозы, весьма хаpaктерны для жителей крупных промышленных городов. Как известно, элементный статус человеческого организма зависит, в первую очередь, от его генетических особенностей и формируется под воздействием ряда факторов: хаpaктера питания, профессионального воздействия, места проживания.
Для города Уфы - крупного промышленного центра с развитой сетью автомобильных дорог и функционированием предприятий различных отраслей промышленности хаpaктерно техногенное загрязнение среды обитания металлами, такими как свинец, кадмий, кобальт, марганец, никель, хром, ртуть. Содержание тяжелых металлов в продуктах питания, хотя и не превышает соответствующие гигиенические нормативы, остается достаточно значимым. Нерациональное питание, в том числе, недостаточное потрeбление с суточным рационом некоторых макро- и микроэлементов, может также расцениваться как фактор риска развития заболеваний.
С целью изучения элементного статуса жителей города, были сформированы группы, состоящие из пpaктически здоровых лиц в возрасте 20-45 лет, не имеющих в своей производственной деятельности контакта с тяжелыми металлами. Кроме того, оценено содержание металлов в биосредах человека при ряде заболеваний. Содержание химических элементов (Cu, Zn, Mg, Ca, Fe, Mn, Ni, Co, Pb, Cd, Cr, Hg, As) в крови, волосах и слюне определяли методом атомно-абсорбционной спектрометрии, пробы отбирали и готовили для исследования по общепринятым методикам.
В результате исследований выявлены особенности накопления металлов в биологических средах лиц в зависимости от возраста, пола и района проживания.
Техногенный пресс тяжелыми металлами на организм жителей Уфы нашел свое отражение в повышенном уровне токсичных элементов: свинца, ртути и кобальта в крови и волосах жителей города. Кроме того, в крови обнаружен повышенный уровень кальция, сниженный - железа, и в некоторых возрастных группах меди и цинка. Поскольку содержание элементов в организме строго сбалансировано, увеличение содержания какого-либо токсичного элемента, например, свинца или ртути, приводит к снижению концентрации элементов - антагонистов, зачастую это - эссенциальные элементы, такие как медь, железо, цинк, магний. Для ряда элементов выявлены корреляционные связи между содержанием в различных биологических средах. Например, для содержания ртути в крови и волосах существует корреляционная зависимость средней силы (r= 0,58).. Более высокая корреляционная зависимость (r = 0,86) выявлена между содержанием ртути в крови и чистой слюне и пpaктически такая же, но обратная (r = -0,85) - для содержания ртути в крови и моче. Это дает возможность при определении содержания металла в одной из наиболее доступных биологических сред, например, в волосах судить о степени контаминации организма в целом.
Изменение элементного состава биологических сред отмечается при ряде заболеваний. Так, например, элементный дисбаланс при заболевании хроническим генерализованным пародонтитом выражается в изменении концентрации как эссенциальных элементов, так и токсичных. В крови достоверно снижается (относительно контроля) содержание железа, меди, марганца, кальция и повышается концентрации магния, кадмия и никеля. В слюне больных с заболеваниями пародонта концентрация кальция достоверно ниже, а цинка, марганца и магния выше, чем у здоровых лиц.
При различных видах аллапеций нарушается соотношение между медью и цинком, железом и цинком, значительно (почти вдвое) снижается содержание цинка в волосах.
В заключение необходимо отметить, что обеспечение гигиенических нормативов содержания токсических веществ в окружающей среде пpeдoxpaняет от накопления их в организме человека. Элементный состав биологических сред человека адекватно отражает экологическую ситуацию в районе проживания, и может быть использован в социально-гигиеническом мониторинге для оценки состояния здоровья жителей.
Статья в формате PDF
122 KB...
17 05 2025 8:56:59
Статья в формате PDF
115 KB...
16 05 2025 20:10:45
Статья в формате PDF
245 KB...
15 05 2025 18:52:57
Статья в формате PDF
151 KB...
11 05 2025 1:14:26
Статья в формате PDF
104 KB...
10 05 2025 14:43:46
Дана оценка современным физико-химическим методам исследования для контроля, сертификации и гигиенической оценке безопасности нономатариалов. Разработаны методики определения ряда тяжелых металлов в биологических средах, которые утверждены МЗ РФ и Роспотребнадзором РФ и могут быть использованы для оценки безопасности наноматериалов.
...
09 05 2025 23:25:15
Статья в формате PDF
117 KB...
08 05 2025 2:14:39
Статья в формате PDF
134 KB...
07 05 2025 22:31:18
Статья в формате PDF
123 KB...
06 05 2025 19:33:47
Статья в формате PDF
131 KB...
05 05 2025 10:58:40
Статья в формате PDF
101 KB...
03 05 2025 18:22:16
Статья в формате PDF
119 KB...
02 05 2025 12:29:23
Статья в формате PDF
101 KB...
01 05 2025 13:30:57
Статья в формате PDF
115 KB...
30 04 2025 12:25:42
Статья в формате PDF
142 KB...
29 04 2025 10:58:18
Статья в формате PDF
118 KB...
28 04 2025 20:43:45
Статья в формате PDF
112 KB...
27 04 2025 18:29:57
Статья в формате PDF
112 KB...
26 04 2025 18:15:15
Статья в формате PDF
115 KB...
25 04 2025 15:19:32
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предъявляет новые требования к формам и методам проведения образовательного процесса, неотъемлемой частью которого становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В статье обоснована эффективность использования ИТК в процессе обучения. Детально приведены требования к разработке электронных образовательных комплексов. Описана структура электронного мультимедийного учебника «История педагогики и образования», содержащего: лекции по предложенным для изучения темам; задания для семинарских занятий; темы рефератов; темы курсовых работ; блок «Тестирование». Приведены конкретные пpaктические результаты эксперимента, подтверждающие эффективность использования ИКТ в процессе обучения в высшей школе.
...
24 04 2025 11:44:11
Статья в формате PDF
108 KB...
23 04 2025 11:37:55
Статья в формате PDF
166 KB...
21 04 2025 9:26:24
Статья в формате PDF
301 KB...
20 04 2025 22:41:44
Статья в формате PDF
101 KB...
19 04 2025 11:38:33
У детей установлено существование ассоциативной связи тяжёлого течения атопического дерматита и атопической бронхиальной астмы с иммуногенетическими параметрами.
...
18 04 2025 12:24:17
Статья в формате PDF
276 KB...
16 04 2025 3:32:35
Статья в формате PDF
121 KB...
15 04 2025 9:20:37
Статья в формате PDF
499 KB...
14 04 2025 13:59:16
Статья в формате PDF
123 KB...
13 04 2025 0:45:14
Статья в формате PDF
119 KB...
12 04 2025 0:19:26
Статья в формате PDF
103 KB...
11 04 2025 16:53:39
Информационное поле живой матери создается природой, природа адаптирует это поле, обучает окружающему мирозданию и формирует, передает, самоорганизующейся живой материи.
...
10 04 2025 5:52:23
Статья в формате PDF
105 KB...
09 04 2025 10:22:52
Развитие интеллекта учащихся происходит эффективно, если усвоение знаний, приобретение умений и навыков из цели образования превращается в средство развития способностей. Для этого надо переосмыслить содержание образования, сконструировать и внедрить эффективные педагогические технологии, позволяющие эффективно решить поставленные задачи. "Химия для математиков" – технология интеграции естественно-математических знаний на разных уровнях. Методика проведения интегрированных уроков "химия – информатика" разработана и успешно применяется в физико-техническом лицее № 1 г. Саратова.
...
08 04 2025 16:19:52
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::