В.И. ВЕРНАДСКИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО
- переход от знаниевого целевого приоритета к достижению социальной антропокосмической компетентности субъектов образовательного процесса;
- усиление фундаментальности образования за счет интеграции естественных, гуманитарных, технических знаний и умений, позволяющих прогнозировать будущее;
- примат развития нравственных, а не потребительских ценностей на основе универсальной этики, признающей ценность жизни в любом ее проявлении, включая живой Космос.
Такие концептуальные установки требуют достаточно инновационных исследований в области педагогики и психологии, направленных на проектирование педагогических систем и создание новых моделей образования.
Нам представляется, что наиболее адекватно отражают такие концептуальные образовательные установки педагогические модели, построенные на основе учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. В.И. Вернадский опередивший не только свое, но и наше время, оставивший нам в наследие более 600 фундаментальных научных работ, принявший участие в открытии более 20 научных учреждений, внесший исторический клад в развитие науки от атома до Космоса, пока недостаточно оценен для образования.
К сожалению, в школе и вузе его наследие представлено поверхностно и почти не влияет на формирование мировоззрения, не воспитывает в учащихся «сыновнего чувства Космоса», что уже не адекватно отражает социоприродную динамику и цивилизационные демарши. Наши исследования знания работ В.И. Вернадского студентами естественных специальностей, проведенные в 2007 году в Уральском университете не дали утешительных результатов. Оказалось, что 75% студентов 4 курса (биологи и экологи) знают лишь фрагменты некоторых работ В.И. Вернадского и не знакомы с его философскими взглядами. Социологическое исследование в сообществе учителей, проведенное нами в 2006 году показало, что учителя недостаточно знакомы с идеями, концепциями и теориями выдающегося мыслителя, способствующими расширению сознания учащихся, развитию у них ноосферного и космического мышления, ценностных установок и нравственно-этических ориентаций.
Осмысление работ В.И. Вернадского с позиций образования для будущего, а также теоретические исследования и пpaктика экологического образования, позволили разработать несколько вариантов авторской целостной педагогической системы, направленной на развитие человека грядущей цивилизации, отвечающей «Повестке дня XXI века (Рио-де-Жанейро)», которую мы обозначили как модель ноосферного образования. Некоторые варианты моделей были опубликованы в журналах РАЕ и апробированы на конференциях Российской академии естествознания в 2004-2006 годах.
Под ноосферным образованием, (как целостной педагогической системы), мы понимаем опережающее образование, создающее условия для развития Человека с коэволюционным мировоззрением, чувствующего и осознающего себя частью Космоса, несущего ответственность за жизнь в любом ее проявлении.
Понятие «ноосферное образование» связано в первую очередь с теорией В.И. Вернадского о биосфере и переходе ее в новое состояние -«ноосферу» (Сферу разума).
Под влиянием угрозы экологической катастрофы возник новый импульс процесса формирования коллективного Разума, благодаря которому человечество осознает себя единым с биосферой организмом. Жизнь и будущее этого организма должны планироваться и управляться так же как наша личная жизнь. Глобальные проблемы, которые возникают перед человечеством, могут быть решены только всем комплексом естественных, социальных и гуманитарных наук. Движущей силой, обеспечивающей выбор генерального направления и реализацию его, является коллективный Разум.
Разум - это мышление в той форме, которая адекватно и в чистом виде осуществляет и обнаруживает его всеобщую диалектическую природу, имманентный ему творческий хаpaктер. Разум - тождественность законов мышления реальным формам предметного мира, осваиваемого человеком. Разум есть достояние общественного человека как субъекта всей культуры. Сознание формирует тот коллективный разум, который согласно мнению В. И. Вернадского определяет будущее не только человека, но и всей структуры нашей планеты.
В.И. Вернадский, исследуя биогеохимические циклы Земли, пришел к выводу о неизбежности перехода биосферы в новую стадию своего развития - ноосферу. Он писал о том, что « ...процессы, подготовлявшиеся много лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет в ноосферу, то есть в жизни народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие».
Исследуя, во взаимосвязи социальные и природные процессы поступательного развития цивилизации, В.И. Вернадский говорил о «коллективном разуме», с созидательными, а не разрушительными функциями. Коллективный разум (Человечество) должен взять на себя ответственность за происходящие и возможные события на нашей планете. Он также считал, что научная мысль человека становится главной земной, а может быть и космической силой дальнейшего развития цивилизации.
Новое осмысление взглядов В.И. Вернадского на Мироздание, приводит нас к выводу их фундаментальной важности для дальнейшего развития целеполагания образования, связанного с ноосферным и космическим мышлением подрастающего поколения, осознанием ответственности за нынешние и будущие события на Земле и, очевидно, в Космосе. Мир сегодня не стал безопаснее, по сравнению с прошлым.
Разрушающие силы связаны, в основном, с потребительским хаpaктером современного общества. Ноосферная же цивилизация выдвигает на первый план не материальный, а духовно-нравственный компонент развития, что адекватно отразится и на образовании.
По мнению исследователя ноосферогенеза А.Д. Урсула, под «ноосферной цивилизацией следует понимать грядущее состояние общества, когда оно перейдет на коэволюционный способ взаимодействия с природой, где гуманизированный коллективный разум сможет обеспечить выживание человечества, устойчивое безопасное во всех отношениях развитие цивилизации в земных и космических масштабах и в полной мере реализовать стремление человека к счастью».
Центрация целеполагания в образовании на развитие ноосферного и космического мышления не отторгает его национальные и этнические корни, а расцвечивает его содержание многообразными «красками» своеобразия культур, усиливая мотивацию на дальнейшее освоение Мира Человека и Мира Природы.
Ноосферное образование мы назвали «опережающим» так как оно создает «предвосхищающий прообраз» (по М. Хайдеггеру), «человека эпохи ноосферы» (добавлено Н.Н. Моисеевым). Оно направлено на будущее и опирается на теории, гипотезы, мысли о будущей цивилизации, базис которой еще недостаточно разработан (в отличие от традиционного образования, которое, в основном, трaнcлировало опыт человечества).
Приоритетными векторами содержания ноосферного образования, основанные на учении В.И. Вернадского о биосфере и основных идеях развития ноосферы, считаем следующие:
Первый вектор связан с опорой образования на рационализм эмпирических обобщений. По мнению В.И. Вернадского, эмпирические обобщения являются следствием концентрированного опыта человечества. Такие обобщения являются опорой пpaктической деятельности человека и способны защитить его от возможных ошибок во взаимодействии с природой.
Второй вектор базируется на экологическом сознании и экологическом императиве, экологической этике, которые должны стать нормой поведения человека в социоприродной среде и повседневной привычкой жизнедеятельности. Выбор действия человеком в природе при таком условии адекватен состоянию природной среды и уровню его экологической культуры. Образовательная деятельность позволяет освоить, прежде всего, способы взаимодействия с окружающим миром. Знания приобретают прикладной хаpaктер, становятся средством, а не целью обучения. Целеполагающим же принципом экологического воспитания в ноосферном образовании становится формирование убеждения, в том, что экологическое сознание лишь тогда станет действительно сознанием, когда человек поймет свое органическое единство с природой, включая
Космос, свои возможности разрушения, созидания и регуляции этого единства.
Третий вектор основан на космическом мышлении. Он позволяет расширить познаваемый мир, выйти за пределы биосферы и формировать правила взаимодействия с Космосом. Но это уже будет другой уровень взаимодействия человека с природой. Данное направление развивается на основе интеграции науки, философии и искусства, расширяя границы рационального и иррационального мира.
Четвертый вектор связываем с эвдемонической педагогикой, которая развивает стремление человека к счастью через творчество. Счастливый человек живет в гармонии с самим собой, другими людьми и природой. Это дает ему здоровье во всех своих проявлениях. Мы полагаем, что педагог, развивающий творческий потенциал обучающихся, испытывает счастье и сам. В конечном итоге высшая цель учителя - создать условия для самореализации творческой личности, способствовать ее духовно-нравственному восхождению, созиданию, а не разрушению окружающего мира.
Приведем структурно-содержательную модель ноосферной ориентации, разработанную нами для школы малого города - центра горнозаводского Урала, развивающего традиции уральских мастеровых в рамках музейной педагогики, расширяющей сознание школьников на основе изучения профессионального опыта выпускников школы от металлурга и горняка, до конструктора космических аппаратов, исследователей природы и истории родного края и Земли. Модель состоит из пяти блоков: БЛОК 1 Целеполагание. Миссия школы: «Развитие ноосферного мировоззрения на основе традиций Горнозаводского Урала и музейной педагогики.
Развитие ноосферного мировоззрения учащихся в процессе их самореализации связываем с семью «Я»:
«Я - ученик первой в истории города школы» (школе 70 лет).
«Я - полевчанин» (житель города Полевского),
«Я - житель Горнозаводского Урала»,
«Я - потомок уральских мастеровых»,
«Я - сын России»,
«Я - землянин»,
«Я - сын Космоса».
Эти концепции развития ноосферного мышления и самореализации личности сходятся в точке бифуркации «СЕМЬ - Я», что по нашему мнению отражает философию космической семьи, объединяя личность с ближней семьей, родственниками, сообществом горожан, всеми уральцами, россиянами, жителями Земли и живым Космосом. Такое восхождение от ближнего к дальнему, от знакомого к неизвестному, способствует расширению сознания, временных и прострaнcтвенных значений, насыщает жизнь новыми смыслами и мыслеобразами, развивает мотивацию к дальнейшему познанию и освоению мира, раскрывает потенциальные интеллектуальные и эмоциональные ресурсы, насыщая жизнь творчеством и сотворчеством. Этот процесс также важен для развития чувства любви к малой Родине ( г. Полевскому , Уралу), России. Традиции Горнозаводского Урала являются фокусом разворачиваемых событий в школе в рамках модели, а центром, объединяющим важнейшие события в школе, становится школьный краеведческий музей. Отсюда, значительно повышается роль музейной педагогики. Созданный фундамент создает условия для дальнейшего расширения сознания обучающихся и осознания себя как части человечества, включенности в общий процесс развития нового мира, устремленного в ноосферу.
Блоки 2-5: управление, содержание воспитания и обучения, технологический, достижение целей. Модель школы ноосферной ориентации представляет целостную педагогическую систему. В процессе ее развертывания и реализации формируются ноосферные компетентности, космическое мышление и мировоззрение учащихся.
Статья в формате PDF
196 KB...
01 04 2023 2:39:30
Статья в формате PDF
154 KB...
31 03 2023 6:19:41
Статья в формате PDF
119 KB...
30 03 2023 3:42:43
Статья в формате PDF
256 KB...
29 03 2023 2:57:59
Статья в формате PDF
113 KB...
28 03 2023 13:26:59
27 03 2023 17:13:46
Статья в формате PDF
392 KB...
26 03 2023 22:55:56
Статья в формате PDF
321 KB...
25 03 2023 14:55:22
Статья в формате PDF
110 KB...
24 03 2023 2:24:47
Статья в формате PDF
241 KB...
23 03 2023 21:49:34
Статья в формате PDF
112 KB...
22 03 2023 13:36:35
Статья в формате PDF
105 KB...
20 03 2023 12:56:46
Статья в формате PDF
124 KB...
19 03 2023 23:16:30
Рассматриваются вопросы, связанные с организацией децентрализованной системы финансово-бюджетных взаимоотношений в условиях «де-факто» унитарной модели государственного устройства. Более подробно изучается проблема реализации принципа самостоятельности территориальных бюджетов. Идея субсидиарности в основе функционирования бюджетной системы федеративного типа предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание финансово-бюджетных полномочий. При реализации бюджетной политики федеративного типа соответствующую систему финансово-бюджетных отношений следует рассматривать не как совокупность финансовых механизмов и нормативов, определяющих пропорции и параметры бюджетно-налоговых систем разных уровней, а как средство решения взаимосвязанных задач социальной, экономической и региональной политики с учетом промышленной специализации региональной экономики. Многоуровневое финансово-бюджетное регулирование, осуществляемое в федеративном государстве, объективно порождает различные противоречия, в их числе и несбалансированность федеративной бюджетной системы, которые разрешаются путем создания оптимальных форм и методов управления, регулирования и планирования.
...
18 03 2023 5:41:16
Распространённость мастопатии в популяции может достигать более 70 % и не зависит от этнического фенотипа. 92,5 % пациенток, самостоятельно обратившихся по поводу мастопатии, – это городские жители из социальной категории «служащие» со средним специальным и высшим гуманитарным образованием. Сопутствующие заболевания органов пищеварения и урогeнитaльной системы, а также девиантные психологические черты личности достоверно чаще регистрируются у женщин с мастопатией, чем в контроле. Более 70 % женщин отмечают усиление симптомов мастопатии после обострения соматических заболеваний и нервных стрессов, а более 80 % испытывают психологический дискомфорт от направления в онкодиспансер.
Необходимы специализированные маммологические кабинеты при женских консультациях и поликлиниках для квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции пациенток с доброкачественными заболеваниями молочных желез.
...
17 03 2023 2:14:17
Статья в формате PDF
100 KB...
16 03 2023 0:27:52
Статья в формате PDF
120 KB...
15 03 2023 13:39:52
Статья в формате PDF
100 KB...
14 03 2023 6:45:50
Статья в формате PDF
115 KB...
12 03 2023 9:38:47
Статья в формате PDF
112 KB...
11 03 2023 21:10:32
Статья в формате PDF
149 KB...
10 03 2023 3:10:28
Статья в формате PDF
223 KB...
09 03 2023 22:12:35
Статья в формате PDF
139 KB...
08 03 2023 22:56:24
Целью настоящего исследования явилось изучение показателей перекиcного окисления липидов в гомогенатах печени, почек и легких крыс в динамике ингаляционного воздействия полиметаллической пылью, содержащей естественные радионуклиды.
Полученные нами данные показали, что при пролонгированном ингаляционном поступлении полиметаллической пыли, содержащей природные радионуклиды, в легких, печени и почках крыс происходит активация процессов ПОЛ. Обращает на себя внимание разные сроки начала аккумуляции катаболитов ПОЛ: в легких – на 7 сутки, в печени и почках – на 30 сутки. Выявление хаpaктера нарушений окислительного метаболизма доказывают необходимость ранней коррекции нарушения окислительного метаболизма при пролонгированной экспозиции полиметаллической пыли, содержащей природные радионуклиды.
...
07 03 2023 22:27:38
06 03 2023 12:24:13
Все более актуальной в настоящее время становится проблема прогнозирования динамики развития региональных лесных комплексов. В качестве одного из этапов исследований по этой теме автором в содружестве с Гринпис России был выполнен описанный в статье проект. В рамках проекта разработана экономико-математическая модель. Последующая реализация модели на компьютере с использованием реальных данных показала ее эффективность для решения задач прогнозирования лесной отрасли. В качестве региона для апробации модели был выбран Санкт-Петербург и область, где влияние человека на окружающую среду в последнее время существенно возросло. Проведенная на основе статистических тестов верификация модели показала ее соответствие реальности. С целью апробации модели были сформированы два сценария с различными значениями показателей внешнего воздействия на региональную систему лесного комплекса. В результате, после имитации были получены основные параметры регионального лесного комплекса, соответствующие двум сценариям.
...
05 03 2023 23:27:32
Анализ данных литературы и результатов собственных наблюдений за беременными с внутриутробным инфицированием плода, находящихся на стационарном лечении в Перинатальном центре г. Энгельса свидетельствуют о том, что ведущими этиологическими факторами ВУИ плода являются xлaмидии , микоплазмы, уреаплазмы , вирусы простого гepпeса 1и 2 типов, а также цитомегаловирусы. Чаще всего при внутриутробном инфицировании плода встречается смешанное инфицирование вирусно-бактериальной, вирусно-вирусной природы и их различные ассоциации с трихомонадами, включающие трех и более возбудителей.
...
04 03 2023 5:44:21
Статья в формате PDF
121 KB...
02 03 2023 2:48:53
Статья в формате PDF
116 KB...
01 03 2023 11:11:34
Проведен анализ изменений состава тела вследствие курса экстремальных воздушных криогенных тренировок (ОВКТ) в камере закрытого типа при t = –110 ± 5 °С. Исследован состав тела 35 человек (87 % выборки), до и после курса ОВКТ, состоявшего из 10 сеансов в режиме 1 процеДypa в день. Анализ состава тела проводили на биоимпедансном анализаторе АВС-02 «Медасс». Статистическая обработка проведена с расчетом медианы (Ме), значений исследуемых параметров в первой (Q25 %) и последней (Q75 %) квартилях распределения, сравнением полученных данных с использованием непараметрического критерия Манна Уитни Вилкоксона (U). Выявлено снижение значений Ме для жировой массы и ее возрастание для мышечной и активной клеточной массы, что отражает как правило формирование более высокого уровня здоровья и адаптированности исследуемых к факторам среды. Модуляция состава тела в результате курса ОВКТ зависит от исходного функционального состояния исследуемых, однако направленность изменений данных биометрии остается позитивной.
...
28 02 2023 12:58:21
Статья в формате PDF
105 KB...
27 02 2023 8:23:44
Статья в формате PDF
416 KB...
26 02 2023 22:14:26
Статья в формате PDF
529 KB...
25 02 2023 12:43:18
Статья в формате PDF
732 KB...
24 02 2023 21:34:39
Статья в формате PDF
313 KB...
21 02 2023 16:20:54
Статья в формате PDF
108 KB...
20 02 2023 21:59:56
Статья в формате PDF
116 KB...
19 02 2023 21:48:16
Статья в формате PDF
138 KB...
18 02 2023 5:26:11
Статья в формате PDF
298 KB...
17 02 2023 9:20:35
Статья в формате PDF
105 KB...
16 02 2023 20:31:12
Статья в формате PDF
103 KB...
15 02 2023 23:27:41
14 02 2023 7:13:16
Статья в формате PDF
387 KB...
12 02 2023 7:32:48
Статья в формате PDF
108 KB...
11 02 2023 4:22:28
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::