В.И. ВЕРНАДСКИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

В.И. ВЕРНАДСКИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

В.И. ВЕРНАДСКИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

Сикорская Г.П. Статья в формате PDF 129 KB Модернизация  школьного  и   вузовского образования в контексте глобальных проблем и системного цивилизационного кризиса предпола­гает привнести достаточно глубокие концепту­альные изменения в цели и содержание образова­ния. К наиболее существенным мы относим такие как:
  • переход от знаниевого целевого приори­тета к достижению социальной антропокосмической компетентности субъектов образовательного процесса;
  • усиление фундаментальности образова­ния за счет интеграции естественных, гуманитар­ных, технических знаний и умений, позволяющих прогнозировать будущее;
  • примат развития нравственных, а не по­требительских ценностей на основе универсальной этики, признающей ценность жизни в любом ее проявлении, включая живой Космос.

Такие концептуальные установки требуют достаточно инновационных исследований в об­ласти педагогики и психологии, направленных на проектирование педагогических систем и созда­ние новых моделей образования.

Нам представляется, что наиболее адек­ватно отражают такие концептуальные образова­тельные установки педагогические модели, по­строенные на основе учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. В.И. Вернадский опере­дивший не только свое, но и наше время, оста­вивший нам в наследие более 600 фундаменталь­ных научных работ, принявший участие в откры­тии более 20 научных учреждений, внесший ис­торический клад в развитие науки от атома до Космоса, пока недостаточно оценен для образо­вания.

К сожалению, в школе и вузе его наследие представлено поверхностно и почти не влияет на формирование мировоззрения, не воспитывает в учащихся «сыновнего чувства Космоса», что уже не адекватно отражает социоприродную динами­ку и цивилизационные демарши. Наши исследо­вания знания работ В.И. Вернадского студентами естественных специальностей, проведенные в 2007 году в Уральском университете не дали утешительных результатов. Оказалось, что 75% студентов 4 курса (биологи и экологи) знают лишь фрагменты некоторых работ В.И. Вернад­ского и не знакомы с его философскими взгляда­ми. Социологическое исследование в сообществе учителей, проведенное нами в 2006 году показа­ло, что учителя недостаточно знакомы с идеями, концепциями и теориями выдающегося мыслите­ля, способствующими расширению сознания учащихся, развитию у них ноосферного и косми­ческого мышления, ценностных установок и нравственно-этических ориентаций.

Осмысление работ В.И. Вернадского с по­зиций образования для будущего, а также теоре­тические исследования и пpaктика экологическо­го образования, позволили разработать несколько вариантов авторской целостной педагогической системы, направленной на развитие человека грядущей цивилизации, отвечающей «Повестке дня XXI века (Рио-де-Жанейро)», которую мы обозначили как модель ноосферного образования. Некоторые варианты моделей были опубликова­ны в журналах РАЕ и апробированы на конфе­ренциях Российской академии естествознания в 2004-2006 годах.

Под ноосферным образованием, (как це­лостной педагогической системы), мы пони­маем опережающее образование, создающее условия для развития Человека с коэволюционным мировоззрением, чувствующего и осоз­нающего себя частью Космоса, несущего ответственность за жизнь в любом ее проявле­нии.

Понятие «ноосферное образование» связа­но в первую очередь с теорией В.И. Вернадского о биосфере и переходе ее в новое состояние -«ноосферу» (Сферу разума).

Под влиянием угрозы экологической ката­строфы возник новый импульс процесса форми­рования коллективного Разума, благодаря кото­рому человечество осознает себя единым с био­сферой организмом. Жизнь и будущее этого ор­ганизма должны планироваться и управляться так же как наша личная жизнь. Глобальные пробле­мы, которые возникают перед человечеством, могут быть решены только всем комплексом ес­тественных, социальных и гуманитарных наук. Движущей силой, обеспечивающей выбор гене­рального направления и реализацию его, является коллективный Разум.

Разум - это мышление в той форме, кото­рая адекватно и в чистом виде осуществляет и обнаруживает его всеобщую диалектическую природу, имманентный ему творческий хаpaктер. Разум - тождественность законов мышления ре­альным формам предметного мира, осваиваемого человеком. Разум есть достояние общественного человека как субъекта всей культуры. Сознание формирует тот коллективный разум, который согласно мнению В. И. Вернадского определяет будущее не только человека, но и всей структуры нашей планеты.

В.И. Вернадский, исследуя биогеохимиче­ские циклы Земли, пришел к выводу о неизбеж­ности перехода биосферы в новую стадию своего развития - ноосферу. Он писал о том, что « ...процессы, подготовлявшиеся много лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перей­дет в ноосферу, то есть в жизни народов, ее насе­ляющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие».

Исследуя, во взаимосвязи социальные и природные процессы поступательного развития цивилизации, В.И. Вернадский говорил о «кол­лективном разуме», с созидательными, а не раз­рушительными функциями. Коллективный разум (Человечество) должен взять на себя ответствен­ность за происходящие и возможные события на нашей планете. Он также считал, что научная мысль человека становится главной земной, а может быть и космической силой дальнейшего развития цивилизации.

Новое осмысление взглядов В.И. Вернад­ского на Мироздание, приводит нас к выводу их фундаментальной важности для дальнейшего развития целеполагания образования, связанного с ноосферным и космическим мышлением под­растающего поколения, осознанием ответствен­ности за нынешние и будущие события на Земле и, очевидно, в Космосе. Мир сегодня не стал безопаснее, по сравнению с прошлым.

Разрушающие силы связаны, в основном, с потребительским хаpaктером современного общества. Ноосферная же цивилизация выдвигает на первый план не материальный, а духовно-нравственный компонент развития, что адекватно отразится и на образовании.

По мнению исследователя ноосферогенеза А.Д. Урсула, под «ноосферной цивилизацией следует понимать грядущее состояние общества, когда оно перейдет на коэволюционный способ взаимодействия с природой, где гуманизирован­ный коллективный разум сможет обеспечить вы­живание человечества, устойчивое безопасное во всех отношениях развитие цивилизации в земных и космических масштабах и в полной мере реали­зовать стремление человека к счастью».

Центрация целеполагания в образовании на развитие ноосферного и космического мышле­ния не отторгает его национальные и этнические корни, а расцвечивает его содержание многооб­разными «красками» своеобразия культур, уси­ливая мотивацию на дальнейшее освоение Мира Человека и Мира Природы.

Ноосферное образование мы назвали «опе­режающим» так как оно создает «предвосхи­щающий прообраз» (по М. Хайдеггеру), «челове­ка эпохи ноосферы» (добавлено Н.Н. Моисее­вым). Оно направлено на будущее и опирается на теории, гипотезы, мысли о будущей цивилиза­ции, базис которой еще недостаточно разработан (в отличие от традиционного образования, кото­рое, в основном, трaнcлировало опыт человечест­ва).

Приоритетными векторами содержания ноосферного образования, основанные на учении В.И. Вернадского о биосфере и основных идеях развития ноосферы, считаем следующие:

Первый вектор связан с опорой образова­ния на рационализм эмпирических обобщений. По мнению В.И. Вернадского, эмпирические обобщения являются следствием концентриро­ванного опыта человечества. Такие обобщения являются опорой пpaктической деятельности че­ловека и способны защитить его от возможных ошибок во взаимодействии с природой.

Второй вектор базируется на экологиче­ском сознании и экологическом императиве, эко­логической этике, которые должны стать нормой поведения человека в социоприродной среде и повседневной привычкой жизнедеятельности. Выбор действия человеком в природе при таком условии адекватен состоянию природной среды и уровню его экологической культуры. Образова­тельная деятельность позволяет освоить, прежде всего, способы взаимодействия с окружающим миром. Знания приобретают прикладной хаpaк­тер, становятся средством, а не целью обучения. Целеполагающим же принципом экологического воспитания в ноосферном образовании становит­ся формирование убеждения, в том, что эколо­гическое сознание лишь тогда станет действи­тельно сознанием, когда человек поймет свое органическое единство с природой, включая

Космос, свои возможности разрушения, сози­дания и регуляции этого единства.

Третий вектор основан на космическом мышлении. Он позволяет расширить познавае­мый мир, выйти за пределы биосферы и форми­ровать правила взаимодействия с Космосом. Но это уже будет другой уровень взаимодействия человека с природой. Данное направление разви­вается на основе интеграции науки, философии и искусства, расширяя границы рационального и иррационального мира.

Четвертый вектор связываем с эвдемонической педагогикой, которая развивает стремле­ние человека к счастью через творчество. Счаст­ливый человек живет в гармонии с самим собой, другими людьми и природой. Это дает ему здо­ровье во всех своих проявлениях. Мы полагаем, что педагог, развивающий творческий потенциал обучающихся, испытывает счастье и сам. В ко­нечном итоге высшая цель учителя - создать ус­ловия для самореализации творческой личности, способствовать ее духовно-нравственному вос­хождению, созиданию, а не разрушению окру­жающего мира.

Приведем структурно-содержательную модель ноосферной ориентации, разработанную нами для школы малого города - центра горноза­водского Урала, развивающего традиции ураль­ских мастеровых в рамках музейной педагогики, расширяющей сознание школьников на основе изучения профессионального опыта выпускников школы от металлурга и горняка, до конструктора космических аппаратов, исследователей природы и истории родного края и Земли. Модель состоит из пяти блоков: БЛОК 1 Целеполагание. Миссия школы: «Развитие ноосферного мировоззре­ния на основе традиций Горнозаводского Урала и музейной педагогики.

Развитие ноосферного мировоззрения учащихся в процессе их самореализации связыва­ем с семью «Я»:

«Я - ученик первой в истории города шко­лы» (школе 70 лет).

«Я - полевчанин» (житель города Полевского),

«Я - житель Горнозаводского Урала»,

«Я - потомок уральских мастеровых»,

«Я - сын России»,

«Я - землянин»,

«Я - сын Космоса».

Эти концепции развития ноосферного мышления и самореализации личности сходятся в точке бифуркации «СЕМЬ - Я», что по нашему мнению отражает философию космической се­мьи, объединяя личность с ближней семьей, род­ственниками, сообществом горожан, всеми уральцами, россиянами, жителями Земли и жи­вым Космосом. Такое восхождение от ближнего к дальнему, от знакомого к неизвестному, способ­ствует расширению сознания, временных и про­стрaнcтвенных значений, насыщает жизнь новыми смыслами и мыслеобразами, развивает моти­вацию к дальнейшему познанию и освоению ми­ра, раскрывает потенциальные интеллектуальные и эмоциональные ресурсы, насыщая жизнь твор­чеством и сотворчеством. Этот процесс также важен для развития чувства любви к малой Роди­не ( г. Полевскому , Уралу), России. Традиции Горнозаводского Урала являются фокусом разво­рачиваемых событий в школе в рамках модели, а центром, объединяющим важнейшие события в школе, становится школьный краеведческий му­зей. Отсюда, значительно повышается роль му­зейной педагогики. Созданный фундамент созда­ет условия для дальнейшего расширения созна­ния обучающихся и осознания себя как части человечества, включенности в общий процесс развития нового мира, устремленного в ноосферу.

Блоки 2-5: управление, содержание вос­питания и обучения, технологический, дости­жение целей. Модель школы ноосферной ориен­тации представляет целостную педагогическую систему. В процессе ее развертывания и реализа­ции формируются ноосферные компетентности, космическое мышление и мировоззрение уча­щихся.



ВИСТ СТРУКТУРЫ В УЧЕБНОМ МОДЕЛИРОВАНИИ

ВИСТ СТРУКТУРЫ В УЧЕБНОМ МОДЕЛИРОВАНИИ Статья в формате PDF 282 KB...

21 03 2023 7:45:18

О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТОВ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ

О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТОВ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ Рассматриваются вопросы, связанные с организацией децентрализованной системы финансово-бюджетных взаимоотношений в условиях «де-факто» унитарной модели государственного устройства. Более подробно изучается проблема реализации принципа самостоятельности территориальных бюджетов. Идея субсидиарности в основе функционирования бюджетной системы федеративного типа предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание финансово-бюджетных полномочий. При реализации бюджетной политики федеративного типа соответствующую систему финансово-бюджетных отношений следует рассматривать не как совокупность финансовых механизмов и нормативов, определяющих пропорции и параметры бюджетно-налоговых систем разных уровней, а как средство решения взаимосвязанных задач социальной, экономической и региональной политики с учетом промышленной специализации региональной экономики. Многоуровневое финансово-бюджетное регулирование, осуществляемое в федеративном государстве, объективно порождает различные противоречия, в их числе и несбалансированность федеративной бюджетной системы, которые разрешаются путем создания оптимальных форм и методов управления, регулирования и планирования. ...

18 03 2023 5:41:16

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ПРИ МАСТОПАТИИ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ПРИ МАСТОПАТИИ Распространённость мастопатии в популяции может достигать более 70 % и не зависит от этнического фенотипа. 92,5 % пациенток, самостоятельно обратившихся по поводу мастопатии, – это городские жители из социальной категории «служащие» со средним специальным и высшим гуманитарным образованием. Сопутствующие заболевания органов пищеварения и урогeнитaльной системы, а также девиантные психологические черты личности достоверно чаще регистрируются у женщин с мастопатией, чем в контроле. Более 70 % женщин отмечают усиление симптомов мастопатии после обострения соматических заболеваний и нервных стрессов, а более 80 % испытывают психологический дискомфорт от направления в онкодиспансер. Необходимы специализированные маммологические кабинеты при женских консультациях и поликлиниках для квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции пациенток с доброкачественными заболеваниями молочных желез. ...

17 03 2023 2:14:17

ВАМПИРОМАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ВАМПИРОМАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Статья в формате PDF 301 KB...

13 03 2023 4:12:24

ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ В ЛЕГКИХ, ПЕЧЕНИ И ПОЧКАХ КРЫС ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ПОЛИМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПЫЛИ

ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ В ЛЕГКИХ, ПЕЧЕНИ И ПОЧКАХ КРЫС ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ПОЛИМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПЫЛИ Целью настоящего исследования явилось изучение показателей перекиcного окисления липидов в гомогенатах печени, почек и легких крыс в динамике ингаляционного воздействия полиметаллической пылью, содержащей естественные радионуклиды. Полученные нами данные показали, что при пролонгированном ингаляционном поступлении полиметаллической пыли, содержащей природные радионуклиды, в легких, печени и почках крыс происходит активация процессов ПОЛ. Обращает на себя внимание разные сроки начала аккумуляции катаболитов ПОЛ: в легких – на 7 сутки, в печени и почках – на 30 сутки. Выявление хаpaктера нарушений окислительного метаболизма доказывают необходимость ранней коррекции нарушения окислительного метаболизма при пролонгированной экспозиции полиметаллической пыли, содержащей природные радионуклиды. ...

07 03 2023 22:27:38

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЛЕСНЫХ КОМПЛЕКСОВ В РЕГИОНАХ С СИЛЬНЫМ АНТРОПОГЕННЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЛЕСНЫХ КОМПЛЕКСОВ В РЕГИОНАХ С СИЛЬНЫМ АНТРОПОГЕННЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ Все более актуальной в настоящее время становится проблема прогнозирования динамики развития региональных лесных комплексов. В качестве одного из этапов исследований по этой теме автором в содружестве с Гринпис России был выполнен описанный в статье проект. В рамках проекта разработана экономико-математическая модель. Последующая реализация модели на компьютере с использованием реальных данных показала ее эффективность для решения задач прогнозирования лесной отрасли. В качестве региона для апробации модели был выбран Санкт-Петербург и область, где влияние человека на окружающую среду в последнее время существенно возросло. Проведенная на основе статистических тестов верификация модели показала ее соответствие реальности. С целью апробации модели были сформированы два сценария с различными значениями показателей внешнего воздействия на региональную систему лесного комплекса. В результате, после имитации были получены основные параметры регионального лесного комплекса, соответствующие двум сценариям. ...

05 03 2023 23:27:32

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИИ, ФАКТОРАХ РИСКА, ПАТОГЕНЕЗЕ ВНУТРИУТРОБНОГО ИНФИЦИРОВАНИЯ ПЛОДА. СООБЩЕНИЕ I. ЗНАЧЕНИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ПАТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ВНУТРИУТРОБНОГО ИНФИЦИРОВАНИЯ ПЛОДА. ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИИ, ФАКТОРАХ РИСКА, ПАТОГЕНЕЗЕ ВНУТРИУТРОБНОГО ИНФИЦИРОВАНИЯ ПЛОДА. СООБЩЕНИЕ I. ЗНАЧЕНИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ПАТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ВНУТРИУТРОБНОГО ИНФИЦИРОВАНИЯ ПЛОДА. ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИИ Анализ данных литературы и результатов собственных наблюдений за беременными с внутриутробным инфицированием плода, находящихся на стационарном лечении в Перинатальном центре г. Энгельса свидетельствуют о том, что ведущими этиологическими факторами ВУИ плода являются xлaмидии , микоплазмы, уреаплазмы , вирусы простого гepпeса 1и 2 типов, а также цитомегаловирусы. Чаще всего при внутриутробном инфицировании плода встречается смешанное инфицирование вирусно-бактериальной, вирусно-вирусной природы и их различные ассоциации с трихомонадами, включающие трех и более возбудителей. ...

04 03 2023 5:44:21

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕОРИИ РАДИОАКТИВНОСТИ

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕОРИИ РАДИОАКТИВНОСТИ Статья в формате PDF 83 KB...

03 03 2023 17:23:43

ВЛИЯНИЕ КУРСА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ КРИОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК В РЕЖИМЕ одна ПРОЦЕДУРА В ДЕНЬ НА ПАРАМЕТРЫ СОСТАВА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

ВЛИЯНИЕ КУРСА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ КРИОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК В РЕЖИМЕ одна ПРОЦЕДУРА В ДЕНЬ НА ПАРАМЕТРЫ СОСТАВА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА Проведен анализ изменений состава тела вследствие курса экстремальных воздушных криогенных тренировок (ОВКТ) в камере закрытого типа при t = –110 ± 5 °С. Исследован состав тела 35 человек (87 % выборки), до и после курса ОВКТ, состоявшего из 10 сеансов в режиме 1 процеДypa в день. Анализ состава тела проводили на биоимпедансном анализаторе АВС-02 «Медасс». Статистическая обработка проведена с расчетом медианы (Ме), значений исследуемых параметров в первой (Q25 %) и последней (Q75 %) квартилях распределения, сравнением полученных данных с использованием непараметрического критерия Манна Уитни Вилкоксона (U). Выявлено снижение значений Ме для жировой массы и ее возрастание для мышечной и активной клеточной массы, что отражает как правило формирование более высокого уровня здоровья и адаптированности исследуемых к факторам среды. Модуляция состава тела в результате курса ОВКТ зависит от исходного функционального состояния исследуемых, однако направленность изменений данных биометрии остается позитивной. ...

28 02 2023 12:58:21

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ Статья в формате PDF 105 KB...

23 02 2023 20:43:33

ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКЕ НАУКИ И ИСКУССТВА

ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКЕ НАУКИ И ИСКУССТВА Статья в формате PDF 129 KB...

22 02 2023 10:57:25

К СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

К СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА Статья в формате PDF 154 KB...

13 02 2023 18:54:32

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::

ТИПЫ БЕРИЛЛИЕВОГО ОРУДЕНЕНИЯ АЛТАЯ

Бериллиевое оруденение в Алтайском регионе образует 4 промышленных типа: комплексные (Be, W, Mo) кварцево-жильные, комплексные кварцево-грейзеновые (Be, W, Mo, Cu), комплексные скарновые (Be, W, Mo) и редкометалльные пегматиты. Месторождения бериллия связаны с постколлизионными гранитоидами, сформировавшимися в результате мантийно-корового взаимодействия. Для рудогенерирующих гранитоидов и пегматитов хаpaктерны аномальные параметры флюидного режима и особенно высокие концентрации HF в магматогенных флюидах. В регионе оруденение бериллия локализуется в пределах Тигирекско-Белокурихинской позднепалеозойско-раннемезозойской металлогенической области. Оруденение представлено преимущественно бериллом, редко – гельвином. Оценены запасы оксида бериллия по категориям В, С1, С2 и прогнозные ресурсы категории Р1.