КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
Проблема профессионального развития личности педагога стала предметом многочисленных исследований и отечественных ученых. Обоснованы сущность и классификация профессиональных качеств педагога; рассмотрены особенности развития творческого потенциала педагогов, изучаются вопросы совершенствования педагогического мастерства.
В современных публикациях особое внимание уделяется изучению взаимосвязи профессионального и личностного развития педагогов. Смысловой акцент в этих исследованиях делается на том, что качество воспитательно-образовательного процесса определяется качеством межличностного общения педагога и ребенка, которое в свою очередь зависит от внутриличностных отношений педагога, то есть от его отношения к самому себе. Как отмечает А.Б. Орлов, чтобы оказать влияние на другого человека, необходимо первоначально повлиять на себя, чтобы принять другого, нужно сначала принять самого себя.
Но как показывает опыт подготовки педагогов к профессиональной деятельности, работа по повышению их квалификации без осуществления воздействия на собственное сознание взрослый человек очень часто оказывается неспособным даже к пониманию того, что его влияние на воспитанников (как и других людей) обусловлено его собственными качествами, жизненной концепцией.
Проблемы личностного развития человека, оптимизации его социально-психологических качеств в своих теоретических истоках связывается с гуманистической психологией. По хаpaктеристике С. Джурарда, «гуманистическая психология может быть определена как попытка открыть человека и его ситуацию ему самому, чтобы он в большей мере осознавал всеми средствами, какие силы влияют на его опыт, и, следовательно, его действия».
Открытие себя как особой реальности, значимой и достойной изучения, обращение в первую очередь к себе в поиске возможностей решения своих проблем - вот основные акценты гуманистического подхода. Представители этой ориентации отказались от манипулятивного подхода к воздействию на человека: стремление к каким-либо изменениям в себе провозглашается результатом только собственного выбора. «У нас нет власти изменить других, пока они сами не захотят измениться» (К. Роджерс). Таким образом, основным объектом преобразования в гуманистической психологии выступает сам человек, вся его активность направляется на познание самого себя, на снятие отчуждения в отношении к себе.
По линии взаимодействия «личность - внутренний мир» основными направлениями личностного роста являются:
- принятие себя и вера в себя;
- открытость внутреннему опыту переживаний, освобождение от защит; понимание себя, адекватное представление о себе, реалистичная и гибкая «Я-концепция», сближение «Я-реального» и «Я-идеального»;
- внутренний локус оценивания - ответственность за себя и независимость от внешних оценок;
- единство и целостность внутреннего мира;
- гибкость, динамичность, способность меняться, «быть в процессе».
Важнейшими направлениями личностного роста по линии взаимодействия «личность-внешний мир» (другие люди) выступают:
дифференцированное и точное восприятие действительности и других людей, эмпатичность;
естественное, гибкое, реалистичное поведение;
принятие и уважение других, конструктивность и социализированность;
творческая адаптивность, способность решать жизненные проблемы.
В качестве отправного момента в теории К. Роджерса выступает признание субъективной свободы. Достижение свободы возможно лишь в том случае, если человек приобретает способность быть самим собой, научится прислушиваться к себе, принимать себя, ориентироваться не на мнения других, а на собственный опыт. К. Роджерс отмечает: «Чем я больше открыт тому, что происходит во мне и в другом человеке, тем меньше во мне стремления к «фиксированным точкам». Когда я пытаюсь прислушиваться к себе и к тому, что происходит во мне, тем больше я пытаюсь прислушиваться к другим людям и тем больше уважения я испытываю к сложному процессу жизни. Я все менее склонен стремиться к «фиксированным точкам», ставить цели, воздействовать на людей, манипулировать ими и толкать их на путь, по которому, мне кажется, они должны идти».
Эти идеи нашли отражение в педагогической концепции К. Роджерса, в которой центральное место он отводит процессу учения, а не процессу преподавания.
В современных отечественных психологических, педагогических исследованиях изучению взаимосвязи профессионального и личностного развития педагогов также уделяется особое внимание. Одни авторы акцентируют внимание на том, что профессиональное и личностное развитие могут соотноситься у человека по-разному:
- существование рядом, без пересечения, когда человек функционирует формально, отбывая время на работе и считая его потерянным;
- полное совмещение, когда человек не мыслит себя вне работы и «личное» смешивает с «профессиональным»;
- частичная идентификация личности с профессиональной ролью;
- полное включение профессиональных ценностей в личностное прострaнcтво.
Таким образом, отказ от пассивных, информационных, монологических форм обучения, повышения квалификации, переход к активным, проблемным и диалогическим методам освоения педагогического опыта позволяет решить ряд острейших проблем, стоящих перед системой подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Список литературы
- Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, пpaктики / А.Б. Орлов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1989. - 216 с.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Роджерс. - М., 1994.
Статья в формате PDF 154 KB...
18 04 2024 10:27:34
Статья в формате PDF 106 KB...
17 04 2024 6:18:13
В статье доктора искусствоведения профессора Саратовской консерватории, члeна-корреспондента Российской академии естествознания даётся обоснование нового научного направления – универсального искусствознания, целью которого является комплексное исследование художественного процесса с вовлечением всех видов искусства в их глобальном охвате, а также построение художественной картины мира как особого рода исторической памяти. ...
16 04 2024 2:28:22
Статья посвящена исследованию механизмов нейротропного действия аспирина, ацетилсалицилатов кобальта и цинка. Показано, что наличие аденозинтрифосфата во внеклеточном прострaнcтве существенно модифицирует нейротропные эффекты салицилатов. Сочетанное приложение аденозинтрифосфата с аспирином устраняет угнетение импульсной активности нейронов, вызванное индивидуальным раствором этого препарата, а совместная экспозиция аденозинтрифосфата с ацетилсалицилатами кобальта и цинка, наоборот, усиливает их активирующие эффекты. При блокировании CdCl2 и BaCl2 поступления Са2 + в нейроплазму из внеклеточной среды и внутриклеточных депо выявлено, что кальциевые механизмы не участвуют в нейротропных эффектах исследуемых салицилатов. ...
15 04 2024 2:39:15
Статья в формате PDF 129 KB...
14 04 2024 23:12:37
Статья в формате PDF 127 KB...
13 04 2024 12:15:57
Статья в формате PDF 268 KB...
12 04 2024 4:34:31
Статья в формате PDF 114 KB...
11 04 2024 9:35:34
Статья в формате PDF 128 KB...
10 04 2024 18:25:11
Рассмотрена современная классификация и номенклатура пробиотических средств. Проведен анализ по составу и форме выпуска препаратов, представленных на российском фармацевтическом рынке. Даны рекомендации по оптимальному дозированию препаратов пробиотиков и повышению их устойчивости с помощью метода иммобилизации. ...
09 04 2024 15:30:40
В статье авторами рассмотрены региональные особенности демографической и семейной политики. ...
08 04 2024 6:53:39
Статья в формате PDF 227 KB...
07 04 2024 21:34:24
Статья в формате PDF 101 KB...
06 04 2024 19:15:35
Статья в формате PDF 135 KB...
04 04 2024 12:42:43
Статья в формате PDF 193 KB...
03 04 2024 18:42:45
Статья в формате PDF 108 KB...
02 04 2024 4:15:55
Статья в формате PDF 544 KB...
31 03 2024 3:33:43
В настоящей статье представлена многокритериальная математическая модель организации личностно-ориентированного обучения учащихся. Построена экстремальная модель на языке теории гиперграфов. ...
30 03 2024 8:20:47
Статья в формате PDF 294 KB...
29 03 2024 1:42:18
Статья в формате PDF 138 KB...
28 03 2024 13:43:45
Костная ткань обладает целым рядом уникальных физических свойств. Наиболее ценными с производственной точки зрения, представляются только некоторые из них: жесткость, твердость, упругость, эластичность. Наш научный интерес проявился на два основных свойства: жесткость и эластичность. ...
27 03 2024 23:51:47
Статья в формате PDF 117 KB...
26 03 2024 10:26:56
Статья в формате PDF 105 KB...
25 03 2024 23:14:52
Проведены биохимические и иммунологические исследования крови у больных с урогeнитaльными инфекциями в условиях Среднего Приобья. Отмечены патологические изменения показателей белкового, липидного обменов и активация белков острой фазы. Наблюдалось резкое повышение активности креатинкиназы в крови всех групп больных. Результаты иммунологических исследований показали изменения В-клеточного звена в сторону увеличение уровня иммуноглобулинов IgG, IgA и снижение активности Т-клеточного звена иммунитета. ...
24 03 2024 3:45:57
Статья в формате PDF 134 KB...
23 03 2024 5:27:31
Статья в формате PDF 111 KB...
22 03 2024 8:14:57
Статья в формате PDF 112 KB...
21 03 2024 4:35:15
Статья в формате PDF 114 KB...
20 03 2024 3:56:51
Статья в формате PDF 293 KB...
19 03 2024 15:50:36
На основе анализа природных условий залегания месторождений полезных ископаемых Якутии обоснованы основные группы геоэкологических факторов, влияющие на динамику и степень преобразования экосистем при недропользовании. Формы, масштабы воздействия на природную среду зависят от стадии развития горных работ, вовлеченности отдельных участков месторождения в разработку. ...
18 03 2024 0:43:23
Статья в формате PDF 126 KB...
16 03 2024 0:40:48
Понимание в статье рассматривается как условие реализации потенциала, который заложен в каждом ребенке. При этом одаренность выступает с точки зрения восприимчивости, инициативы, достижений. Реализация потенциала происходит в процессе обучения, где понимание рассматривается как познавательная процеДypa и с точки зрения общения. ...
15 03 2024 9:51:34
Статья в формате PDF 115 KB...
14 03 2024 13:44:50
Статья в формате PDF 129 KB...
13 03 2024 13:38:32
Получены уравнения конвекции и конвективной диффузии двухкомпонентных смесей в магнитном поле. Исследованы различные частные случаи. Решена задача о конвективном движении смеси вблизи вертикальной пластины, на поверхности которой происходит гетерогенная химическая реакция. Библиогр. 4 назв. ...
12 03 2024 17:19:31
С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные хаpaктеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...
11 03 2024 5:51:16
Статья в формате PDF 118 KB...
10 03 2024 22:49:12
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::