НАУКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

НАУКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ

НАУКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ

Федотов Е.В. Назаров Ю.Н. Статья в формате PDF 296 KB

Наука представляет собой многообразное и многостороннее общественное явление. На долгом пути истории человечества она претерпела «столько существенных изменений, что ни одно определение не будет исчерпывающим» (Дж. Бернал). Чаще всего науку определяют как упорядоченную совокупность знаний о закономерностях развития природных (естественных, «натуральных») и общественных (искусственных, «культуральных») объектов. Будучи целостным социокультурным образованием, наука вместе с тем дробится на множество отдельных отраслей, объединяемых в большие области знания: естествознание (естествоведение; натурология), обществознание (обществоведение; культурология), технознание. Как совокупность определенного рода знаний об окружающем человека мире наука рассматривается в одном ряду с другими двумя совокупностями человеческих знаний: идеологией и социальной психикой (общественной психологией). В специальной литературе наука, идеология и социальная психика охватываются понятием сферы общественного сознания.

Другой подход к науке предполагает рассмотрение ее как самостоятельного вида деятельности, осуществляемой особым разрядом лиц - исследователей, ученых. В этом случае наука описывается понятием «социальный институт» и сопоставляется с иными социальными институтами: экономическими (хозяйственное предприятие), политическими (государство; церковь), юридическими (правосудие), общекультурными (семья, школа, «театр» как всякое зрелище - «зрелище вообще») и т.п.

Наука является культуры. Впервые понимание культуры как системы и науки как неотъемлемого ее элемента было обосновано Н.Я. Данилевским в его работе «Россия и Европа» (1871), где выдающийся русский мыслитель рассматривает научную деятельность (в одном ряду с «художественной» «и промышленной») как культурную «в тесном значении этого слова». В этом же сочинении Данилевским впервые в истории мировой науки были сформулированы и проанализированы «законы исторического развития», вытекающие из «группировки его явлений по культурно-историческим типам». Позднейшие попытки сведения культуры исключительно к «духовной» ее части (О. Шпенглер, Н.А. Бердяев и др.), или к научаемому поведению человека (психологическая школа в культурной антропологии), или к совокупности неких «символатов» (Л. Уайт) представляют интерес лишь для представителей некоторых частных наук.

Поскольку наука есть, прежде всего, знание, а понятие «культура» охватывает собой все то, что создано умом и руками человека, постольку знание вообще, и научное знание в особенности, является неотъемлемой частью всякой культуры - любого ее исторического типа и любой ее этнической формы.

Наука есть совокупный продукт всей истории человечества, «абстpaктно выражающий ее квинтэссенцию» (К. Маркс). Научные знания, однажды добытые и примененные, продолжают служить постоянно. Они всеобщи по отношению ко всем способам производства и ко всем этнонациональным культурам. Особенностью научных знаний является также всеобщий способ их присвоения. Кто бы ни был фактическим творцом научной идеи, использует ее рано или поздно все общество, совокупное человечество. Всеобщий хаpaктер научного производства и возможность всеобщего присвоения продуктов этого производства делает науку всеобщей производительной силой, позволяя всем народам мира двигаться вперед по пути разумного обустройства собственного природно-экологического и социально- культурного бытия.



Динамика лейкоцитоза при белковой диете у грызунов

Динамика лейкоцитоза при белковой диете у грызунов Статья в формате PDF 114 KB...

12 07 2025 23:32:44

ХРЯЧКОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ХРЯЧКОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья в формате PDF 372 KB...

11 07 2025 5:52:34

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ

Статья в формате PDF 108 KB...

01 07 2025 22:10:17

УДОДОВА ЛЮДМИЛА ВИТАЛЬЕВНА

УДОДОВА ЛЮДМИЛА ВИТАЛЬЕВНА Статья в формате PDF 284 KB...

27 06 2025 4:52:28

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ НЕОСЛОЖНЕННЫХ ФРОНТИТОВ

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ НЕОСЛОЖНЕННЫХ ФРОНТИТОВ Описаны причины развития и особенности лечения больных воспалительными заболеваниями лобных пазух в регионе Северного Кавказа по данным Ростовской ЛОР клиники и ЛОР кафедры Ставропольской Медицинской Академии. Рассмотрены направления в совершенствовании метода трепанопункции в этих клиниках. ...

26 06 2025 15:23:22

ПРИДНЯ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ПРИДНЯ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья в формате PDF 168 KB...

21 06 2025 14:11:26

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЦИРКУЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМЫ У ЧЕЛОВЕКА

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ЦИРКУЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМЫ У ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 295 KB...

18 06 2025 5:20:49

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ТЕРИОФАУНЫ КАВКАЗА

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ТЕРИОФАУНЫ КАВКАЗА В статье рассматриваются основные начальные этапы научного изучения природных условий и фауны млекопитающих Кавказа. Рассмотрен вклад выдающихся научных деятелей России в становление и развитие отечественной териологии на Кавказе, приводятся интересные сведения об отдельных биографических моментах ученых, связанных с освоением изучаемой территории. ...

15 06 2025 7:44:33

СИСТЕМНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ЭФФЕКТ ЭНЕРГИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ (ЭМП) НА ГИДРАТАЦИЮ, МЕТАБОЛИЗМ ТКАНЕЙ, СОСТОЯНИЕ СТРЕССА ЗДОРОВОГО И БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

СИСТЕМНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ЭФФЕКТ ЭНЕРГИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ (ЭМП) НА ГИДРАТАЦИЮ, МЕТАБОЛИЗМ ТКАНЕЙ, СОСТОЯНИЕ СТРЕССА ЗДОРОВОГО И БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА С помощью комплекса ядерно-физических методов, ЯМР-спектроскопии, выявлена неоднозначная степень насыщения связанной фазы воды молекулами воды и ряда химических элементов, где основу их специфической связи представляет многослойная поляризованная структура сыворотки крови и лимфы здоровых людей, пациентов с актуальными заболеваниями. Разработана иерархическая двухуровневая модель, согласно собственной концепции сопряженного действия и эффекта энергии, системного ЭМП, энергии биохимических цикловых процессов, объединенных потоком протонов, регулируемых буферной системой и гормонами стресса. ...

14 06 2025 22:19:20

РОБАСТНАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ ДИСКРЕТНОИМПУЛЬСНЫХ СИСТЕМ

РОБАСТНАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ ДИСКРЕТНОИМПУЛЬСНЫХ СИСТЕМ Статья в формате PDF 126 KB...

13 06 2025 17:35:58

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ В работе приводится анализ мотивации выбора профессии педагога на основе изучения профессиональной ориентации в группе студентов факультета дополнительных профессий СГПИ. ...

10 06 2025 21:48:54

РАБОТА ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫХ И ГИРОСКОПИЧЕСКИХ СИЛ

РАБОТА ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫХ И ГИРОСКОПИЧЕСКИХ СИЛ Показано, что бытующее до сих пор утверждение, что центростремительные и гироскопические силы работы не совершают, неверно. При движении тела с постоянной скоростью по круговой орбите непрерывно затрачивается работа на изменение направления движения (поворот вектора скорости). ...

09 06 2025 2:27:10

Успехи и перспективы развития эмбриологии

Успехи и перспективы развития эмбриологии Статья в формате PDF 104 KB...

06 06 2025 22:45:22

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::