К ВОПРОСУ О ПРЕСТУПНОМ ПОВЕДЕНИИ И ЕГО МЕХАНИЗМЕ
Например, В.Н. Кудрявцев считает, что «преступное поведение есть процесс, развертывающийся в прострaнcтве и времени и включающий внешние, объективные действия, образующие состав преступления, а также внутренние, предшествующие им психологические явления, которые детерминируют совершение преступления»[1]. Также в литературе встречается мнение, что «преступное поведение рассматривается как более широкое понятие, чем преступление в уголовно-правовом смысле»[2].
Ю.М. Антонян считает иначе: «Принято думать, что преступное поведение - более широкое понятие, чем преступление. Это заблуждение, поскольку оба термина подразумевают одно и то же явление социальной жизни. Разница между ними состоит лишь в том, что первый описывает и оценивает его с правовых, а второй - с криминологических, точнее криминолого-психологических позиций. Но речь всегда идет об одном и том же»[3].
Действительно, Уголовным законодательством категорически предписано, что «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания» (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Поэтому, на наш взгляд, будет преждевременным считать, что те психологические явления, которые предшествуют совершению преступления, тоже относятся к преступному поведению. Эти явления будут отражать лишь криминогенную мотивацию поведения личности вообще, но пока в деянии субъекта не будет признаков состава преступления, его поведение нельзя считать преступным.
Можно сказать, что любому объективно проявившемуся действию предшествует субъективный элемент, то есть формирование определенного намерения, определенного мотива. Мотив действительно может быть криминогенным, но пока этот мотив не трaнcформировался в поступок, запрещенный Уголовным законом, нельзя говорить о преступном деянии субъекта, как нельзя привлечь к уголовной ответственности лицо лишь за обнаружение преступного умысла. Мотив, как и умысел, может исчезнуть при каких-либо обстоятельствах, и тогда лицо не совершит преступление. Лишь когда в наличии имеются конкретные, реальные действия, воплощающие подобный умысел, тогда и можно говорить о преступном поведении субъекта.
Поэтому можно согласиться с вышеуказанным мнением Ю.М. Антоняна, а также с мнением Г.Ш. Глонти, который считает, что «преступное поведение - это процесс, развертывающийся в прострaнcтве и времени и включающий конкретные действия субъекта, образующие объективную сторону преступления»[4]. Таким образом, все психологические явления и криминогенные детерминанты будут являться ни чем иным, как причинами конкретного преступления.
Несколько иначе определяется понятие «механизм преступного поведения». Вот здесь уже можно согласиться с определением В.Н. Кудрявцева, который считает, что «механизм преступного поведения - это связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение»[5].
Для рассмотрения понятия «механизм преступного поведения» рассмотрим сначала понятие «механизм».
«Механизм - система движений или событий, а также устройство или приспособление, в котором и посредством которого совершаются эти движения, определяемые законами природы»[6].
Другими словами, механизм - это система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности; последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-либо действие или явление.
Именно механизм преступного поведения показывает, как зарождается преступное поведение, как из обычного поведения субъекта оно перерастает в уголовно наказуемое, и как это преступное поведение угасает и вновь переходит в непреступное. Ведь отклонение поведения от нормы, его мотивация, планирование преступного действия есть ни что иное, как зарождение преступного поведения, это - первые элементы (звенья, стадии) механизма преступного поведения. Причем, в механизме следует учитывать и поведение субъекта после совершенного им преступления, так как это поведение будет хаpaктеризоваться напряженной эмоциональной окраской, переживаниями лица, совершившего преступление, поэтому данное поведение и будет являться последней стадией механизма преступного поведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что преступное поведение - это такое поведение субъекта, хаpaктеризующееся взаимодействием личности человека и особенностями внешней среды, которое содержит в себе все признаки состава преступления.
Механизм же преступного поведения является системой, состоящей из четырех взаимосвязанных элементов: формирование мотивации преступного поведения, принятие решения о совершении преступления и его планирование, исполнение решения и постпреступное поведение. Данная система находится в неразрывной связи с особенностями внешней среды и хаpaктеристиками личности правонарушителя.[1] Кудрявцев В.Н. Механизм преступного поведения. Юридическая психология / Под ред. Т.Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. С. 112.
[2] Криминология: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Долговой. М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 67.
[3] Антонян Ю.М. Понятие преступного поведения / Криминологические проблемы преступного поведения. Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. С. 3.
[4] Глонти Г.Ш. О механизме преступного поведения / Криминологические проблемы преступного поведения: Сборник научных трудов. М: ВНИИ МВД СССР, 1991. С. 12
[5] Кудрявцев В.Н. Указ. соч. С. 112.
[6] Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 266.
Статья в формате PDF 302 KB...
21 01 2025 9:33:29
Статья в формате PDF 1477 KB...
20 01 2025 9:31:33
Статья в формате PDF 124 KB...
19 01 2025 19:27:11
Надежность кристаллизационных установок можно обеспечивать, учитывая, что при ведении основного процесса протекают побочные процессы (агломерация кристаллов, их дробление, инкрустация, вторичное образование зародышей и др.). ...
18 01 2025 14:15:54
Показано, что общепринятая формула для определения работы справедлива только для частных случаев. Правильное определение работы. Общепринятая формула работы тоже применима только к одному частному случаю. ...
17 01 2025 19:13:19
Статья в формате PDF 476 KB...
13 01 2025 21:40:10
Статья в формате PDF 251 KB...
12 01 2025 8:48:46
Статья в формате PDF 529 KB...
11 01 2025 7:47:25
Статья в формате PDF 266 KB...
10 01 2025 8:48:50
Статья в формате PDF 139 KB...
09 01 2025 5:42:44
Статья в формате PDF 112 KB...
08 01 2025 8:34:47
Статья в формате PDF 104 KB...
07 01 2025 8:34:43
Статья в формате PDF 172 KB...
06 01 2025 12:57:18
Статья в формате PDF 256 KB...
05 01 2025 19:43:45
Все более актуальной в настоящее время становится проблема прогнозирования динамики развития региональных лесных комплексов. В качестве одного из этапов исследований по этой теме автором в содружестве с Гринпис России был выполнен описанный в статье проект. В рамках проекта разработана экономико-математическая модель. Последующая реализация модели на компьютере с использованием реальных данных показала ее эффективность для решения задач прогнозирования лесной отрасли. В качестве региона для апробации модели был выбран Санкт-Петербург и область, где влияние человека на окружающую среду в последнее время существенно возросло. Проведенная на основе статистических тестов верификация модели показала ее соответствие реальности. С целью апробации модели были сформированы два сценария с различными значениями показателей внешнего воздействия на региональную систему лесного комплекса. В результате, после имитации были получены основные параметры регионального лесного комплекса, соответствующие двум сценариям. ...
04 01 2025 2:13:44
Статья в формате PDF 111 KB...
03 01 2025 5:57:48
Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...
02 01 2025 6:46:35
Статья в формате PDF 136 KB...
30 12 2024 16:15:45
Статья в формате PDF 104 KB...
29 12 2024 23:25:33
Статья посвящена решению проблемы сварки металлов, имеющих на поверхности тугоплавкие окисные пленки. Были проведены исследования дугового разряда обратной полярности, горящий между соплом плазменной горелки и изделием, возбуждаемый и стабилизируемый с помощью факела плазмы, в ходе экспериментов были получены сваренные образцы из цветных металлов и алюминия. ...
28 12 2024 19:43:17
Статья в формате PDF 157 KB...
27 12 2024 18:52:51
Статья в формате PDF 119 KB...
26 12 2024 6:34:25
Статья в формате PDF 113 KB...
24 12 2024 20:50:20
Статья в формате PDF 101 KB...
23 12 2024 3:10:49
Статья в формате PDF 125 KB...
22 12 2024 13:14:16
Естественное восстановление растительности на нарушенных землях Севера протекает с различной скоростью и зависит от литологического состава грунтов, рельефа, условий увлажнения, специфики нарушений и других факторов. Проведенные исследования, анализ и обобщение опыта восстановления нарушенных территорий Севера свидетельствует о значительной сложности и специфичности рекультивационных работ. К объектам Севера в большинстве случаев не применимы основные положения и приемы в области рекультивации земель, разработанные в целом для России. Разнообразие природных комплексов – от таёжных ландшафтов до лесотундры и арктической тундры, специфика нарушений, обусловленных геологоразведочными, изыскательскими, строительными и добычными работами обусловливает необходимость дифференцированного подхода к каждому объекту рекультивации при решении вопросов восстановления нарушенных земель. ...
20 12 2024 14:10:14
Статья в формате PDF 110 KB...
19 12 2024 2:25:21
Использование двухфазной экстpaкции в присутствии поверхностно-активных веществ (ПАВ) обеспечивает увеличение выхода гидрофильных и липофильных биологически-активных веществ (БАВ) из растительного сырья. Экстрагировали высушенные плоды шиповника 70% этиловым спиртом и подсолнечным маслом в присутствии различных комбинаций эмульгаторов твина-80 и Т-2 (ГЛБ = 5,5÷14,5). Показано, что по сравнению с двухфазной экстpaкцией без ПАВ переход каротиноидов (липофильных БАВ) в масляную фазу возрастает в 1,5 раза в присутствии эмульгатора 2-го рода (ГЛБ = 5,5) и не изменяется в присутствии эмульгатора 1-го рода (ГЛБ = 14,5). Переход гидрофильных БАВ (аскорбиновая кислота) в водно-спиртовую фазу возрастает в 2 раза при ГЛБ = 14,5 и падает с уменьшением чисел ГЛБ. ...
18 12 2024 4:23:41
Статья в формате PDF 133 KB...
17 12 2024 12:25:28
Статья в формате PDF 124 KB...
16 12 2024 4:54:44
Статья в формате PDF 338 KB...
14 12 2024 15:31:57
Статья в формате PDF 162 KB...
13 12 2024 4:22:25
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::