ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ МАЛЫХ РЕК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Важнейшая пpaктическая задача экологического мониторинга - слежение за состоянием окружающей природной среды, изменяющейся вследствие антропогенной деятельности и разработка научных основ рационального управления природными комплексами и их мониторинга. Она должна решаться на основе теории развития природно-территориальных комплексов (ПТК), как геосистем, на этой основе становится возможным прогнозирование поведения ПТК, обусловленного как естественными, так и антропогенными факторами. Для прогнозирования направленности процессов и явлений в ПТК, необходимо учитывать комплексные знания о сложной взаимосвязи и взаимообусловленности природных факторов и компонентов в ПТК. Геосистемы и их компоненты объединяются и обмениваются потоками вещества и энергией, ведущую роль в этих процессах играет вода - водный режим территории. Учитывая её ведущую роль в миграции и обмене веществ, при экологическом мониторинге необходимо использовать как ландшафтный, так и бассейновый принцип изучения, и оценивание состояния территории. Обоснование применения бассейновой концепции наряду с ландшафтной в экологическом мониторинге является то, что именно «водные объекты становятся обычно конечными звеньями «цепочки» загрязнения: сюда попадают не только вещества, сбрасываемые непосредственно в водные объекты, но находящиеся первоначально в атмосфере, в почвах, в твердых отходах» (с26) Л.М. Корытный (2001).
Малые реки играют важную экологическую роль и составляют основу гидрографической сети, формируя сток больших рек, определяя качество их воды, поэтому изменение режима малых рек приводит к изменению гидрологического режима больших рек. Все малые водотоки чрезвычайно чувствительны к любой антропогенной деятельности на водосборе, изменяющей природные условия территории бассейна реки. Они в первую очередь реагируют на хозяйственную деятельность человека - на вырубку лесов, распашку, осушение, орошение, они обладают более низкой способностью к самоочищению, быстрее загрязняются (Корытный, 1991). Наиболее интенсивно используются водные ресурсы малых рек, непосредственно приближенных к промышленному и сельскохозяйственному производству. Стоит отметить, что подавляющее большинство малых рек не входят в программы наблюдений, реализуемые государственными службами, но при этом играют большую хозяйственную роль.
Основными видами антропогенного воздействия на ПТК бассейнов рек являются: сельскохозяйственная деятельность (пашни, животноводческие комплексы, овощные хозяйства), вырубки, гари, дороги, пересекающие водотоки (автомобильные, асфальтированные), техногенное влияние городов и рекреация. Все они ведут к нарушению водного стока (гари, вырубки, пашни); загрязнению реки (бытовые стоки, промышленные стоки); биологическому загрязнению (животноводческие хозяйства и орошение) и т.д.
Объектом наших геоэкологических исследований являются природно-территориальные комплексы, составляющие бассейны средних и малых рек Красноярского края - Мана, Кача, Большая и Малая Слизнево, Базаиха, Березовка, Есауловка. Исследуемые малые реки протекают в разных физико-географических условиях: р.Кача располагается на стыке двух ландшафтов - Красноярской равнины и Кемчугской возвышенности (5 ландшафтных местностей); р.Мана - полностью занимает Манский прогиб Восточного Саяна (3 ландшафтные местности), низкогорье и среднегорье; рр.М.и Б. Слизнево занимают часть низкогорья северной части Восточного Саяна (1 ландшафтная местность); р.Березовка располагается в промежуточной зоне предгорьев Восточного Саяна, долины р. Енисей и южных отрогов Енисейского кряжа (3 ландшафтные местности); р.Есауловка находится в пограничной зоне четырех ландшафтов - Енисейский кряж, Канская равнина, Манское низкогорье и долинный трассированный комплекс р.Енисей (4 ландшафтные местности). Таким образом реки Мана, Большая и Малая Слизнево являются эталонами, располагающимися в довольно однородных условиях, что и обуславливает небольшое разнообразие их использования. Реки же Березовка, Есауловка и Кача располагаются в пограничных зонах различных ландшафтов, что определяет значительное разнообразие ПТК, доступности территории и ее использования.
Предметом исследования являются геоэкологическое состояние ПТК и его взаимосвязь с гидрологическими и гидрохимическими показателями рек, основных отправных хаpaктеристик для экологического мониторинга.
Исследование территории проводилось нами в течение четырёх лет. Информационная база формировалась на историко-архивных, фондовых, литературных и научных источниках, тематических картах. Важнейшим методом нашего исследования является ландшафтный. По результатам ландшафтных исследований (полевых материалов: заполненных бланков комплексного описания фаций, урочищ за 2005-2007 годы, построения ландшафтных - картосхем на топографической основе М 1:200 000 и М 1:100 000, построение гипсометрических карт М 1:200 000, дешифрирование космоснимков М 1: 20 000) были выделены ландшафтные местности в каждом бассейне рек. По ведущим факторам дифференциации геосистем - крутизне склонов и местоположению - выделены ПТК уровня групп урочищ, что позволяет получить представление о разнообразном морфологическом строении исследуемых бассейнов рек.
Территории исследуемых бассейнов рек интенсивно используются в сельском хозяйстве, причем наибольшее влияние хозяйственной деятельности проявляется на равнинных участках бассейнов рек (Канская котловина, долина р.Енисей, Красноярская равнина). Во всех бассейнах рек с давних времен осуществлялись вырубки леса, в результате чего пpaктически не осталось естественного растительного покрова, изменился микроклимат, режим грунтовых вод. Как следствие изменялся гидрологический режим рек - с 1950-х годов отмечено увеличение весеннего стока в среднем на 17% и уменьшение минимального летнего стока на 20% (Водные ресурсы..., 1989).
Было определено и статистически подтверждено, что виды хозяйственной деятельности человека в первую очередь определяются физико-географическими хаpaктеристиками и определенным набором ПТК, слагающими ландшафтный облик конкретной территории, влияние хозяйственной деятельности определяется площадью и гидрологическими хаpaктеристиками самой реки.
Для каждого бассейна реки выявлены ландшафтные местности, различные по структуре, физико-географическим хаpaктеристикам, которые обуславливают различные виды хозяйственной деятельности, требующие определенного подхода природопользования и для проведения природоохранных мероприятий
Отработанный в лаборатории «Геоэкологии» Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева методический подход к оценке геоэкологического состояния геосистем для экологического мониторинга применяется для изучения других ПТК.
Статья в формате PDF
124 KB...
16 06 2025 2:23:10
Статья в формате PDF
273 KB...
15 06 2025 20:41:45
Статья в формате PDF
202 KB...
14 06 2025 19:13:27
Статья в формате PDF
314 KB...
13 06 2025 20:36:50
Показано, что общепринятая формула для определения работы справедлива только для частных случаев. Правильное определение работы. Общепринятая формула работы тоже применима только к одному частному случаю.
...
12 06 2025 0:37:24
В работе изучены социально-гигиенические условия труда и быта военнослужащих региона Средней Волги, оценена информативность и значимость каждого из них в развитии ишемической болезни сердца.
...
11 06 2025 23:29:56
В настоящее время в связи с возникновением проблем физического выживания человечества, расширением спектра внутренних и внешних угроз его жизнедеятельности, в системе образования крайне важно формирование личности «безопасного типа». Это – высокоинтеллектуальная личность, хорошо знакомая с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающая их исключительную важность, стремящаяся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. Суть образования – формирование креативного человека в креативной среде, т.е. воспитание выпускника с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание науки, техники, культуры, искусства, самореализацию и самовоспроизводство, которые возможны только при совместной безопасности личности и общества в широком смысле слова – от семьи до всего человечества.
...
10 06 2025 1:35:31
Статья в формате PDF
270 KB...
08 06 2025 3:18:44
07 06 2025 9:15:32
Статья в формате PDF
108 KB...
06 06 2025 13:10:20
Статья в формате PDF
311 KB...
05 06 2025 20:46:56
Статья в формате PDF
160 KB...
04 06 2025 10:26:42
Статья в формате PDF
124 KB...
02 06 2025 20:21:33
Статья в формате PDF
148 KB...
01 06 2025 9:52:21
Статья в формате PDF
209 KB...
31 05 2025 11:52:20
Статья в формате PDF
331 KB...
30 05 2025 6:22:30
Статья в формате PDF
172 KB...
29 05 2025 2:13:51
28 05 2025 22:25:56
Рассмотрено понятие параллельного мира. Выявлены опытные основания его существования. Предсказано пpaктическое использование иных измерений в решении физико-технических проблем, в медицине, трaнcпорте, левитации и проскопии.
...
26 05 2025 4:21:53
Статья в формате PDF
308 KB...
25 05 2025 2:55:11
Статья в формате PDF
166 KB...
24 05 2025 13:56:20
Статья в формате PDF
134 KB...
23 05 2025 20:20:32
Статья в формате PDF
111 KB...
22 05 2025 23:24:12
Статья в формате PDF
296 KB...
21 05 2025 8:18:18
Статья в формате PDF
268 KB...
19 05 2025 11:33:52
Статья в формате PDF
115 KB...
16 05 2025 2:41:52
Статья в формате PDF
269 KB...
15 05 2025 17:24:29
Статья в формате PDF
127 KB...
14 05 2025 1:49:39
Статья в формате PDF
1477 KB...
13 05 2025 22:25:36
Статья в формате PDF
105 KB...
12 05 2025 3:21:33
Статья в формате PDF
239 KB...
11 05 2025 22:49:35
Статья в формате PDF
121 KB...
10 05 2025 20:26:22
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::